Агитбригада «Берегите наш русский язык или однажды на уроке!»
в рамках филологической декады
Ведущий 1:
«Одеть» и «надеть» …Два эти слова
Мы путаем так бестолково!
Морозный выдался рассвет; оделся в шубу старый дед.
Выходит так, что дед одет, а шуба, стало быть, надета.
«Одеть»… «надеть»…Давайте глядеть: кого одеть и что надеть.
Я полагаю, что на деда три шубы может быть надето.
Но я не думаю, что дед на шубу может быть надет!
Кого одеть, а кого раздеть об этом дальше пойдет речь.
Ведущий 2:
Люблю неправильную речь!
Люблю за ради слова.
Грамматикою пренебречь и, как ни странно,
Смысл сберечь, а смысл – всему основа.
Меня всегда кидали в сон доклады по бумаге,
Где синтаксис был соблюден, но не было отваги.
Песня на мотив «Учат в школе»
Буквы разные писать тонким перышком в тетрадь
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Как шпаргалку сотворить, всех при этом удивить
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Знать, где север, а где юг, рисовать квадрат и круг.
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Нос не вешать никогда, даже если ставят «два»,
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Буквы выучив едва, по слогам читать слова,
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Помогать друзьям в беде, если вызовут к доске,
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Сказка «Балда»
Ведущий 1:
Жил-был на свете Балда-
Умные руки, пустая голова.
Захотелось Балде учиться
Так, что дома совсем не сидится.
Вот Балда наш в школу идет,
А учитель его уже в классе ждет.
Учитель:
Хочешь, Балда, получить все знания –
Выполни первое задание:
Дети:
Отца спросила дочка:
-Не знаю, как прочесть.
Есть слово «проволочка» и «проволочка» есть.
А что такое «Атлас»? Его приносят в класс?
Я прочитала «атлас», но есть ведь и «атлас»?
Балда:
Что же это за ерунда? Одинаковые слова, но разнятся слегка или не слегка?
Может это такая игра?
Ведущий 2:
Слова бываю разные, слова бывают всякие,
Слова бывают ясные, твердые и мягкие,
Слова бывают смелые, упрямые, суровые,
Но непременно дело стоит за каждым словом.
Ведущий 2:
Горят, как жар, слова иль стынут, словно камни,-
Зависит от того, чем наделил ты их,
Как к ним в свой час притронулся руками
И сколько отдал им душевной теплоты.
Ведущий 1 :
Что, Балда, ты наш не весел, что головушку повесил, иль замучила кручина?
Балда:
Есть на то одна причина.
Изучал я перенос, вот как слова я перенес:
«ЕДВА» я перенес Е-ДВА, так получилось это «ДВА».
«УКОЛ» я перенес У-КОЛ - и получил за это «КОЛ».
«ОПЯТЬ» я перенес О-ПЯТЬ - теперь, наверно, будет пять.
А вы как думаете, друзья?
Дети:
Мы поможем Балде учиться, а грамота всегда пригодится.
Учитель:
«Химия», «Русский», три «Литературы»-
Все для, твоей Балда, для культуры.
«Информатика», «Геометрия» и пяток задачников для симметрии.
Ведущий 1:
Смотрит Балда, сумка великовата - пришлось позвать младшего брата.
Балда (поднимая с братишкой сумку):
На пару с братишкой подняли книжки.
Тяжел груз знаний, но выполним трудное заданье.
Дети:
Живет на свете Саша. Во рту у Саши каша-
Не рисовая каша, не гречневая каша,
Не манка, не овсянка на сладком молоке.
….Когда он вслух читает, поймешь едва-едва:
И звуки он глотает, и целые слова.
Балда:
Что за игра такая? Зачем слова глотает? А, может, не глотает? А Саша это кто?
Балда (сидя за партой):
Второе задание первого тяжелей:
Полдня не ешь, не пей.
На доску смотри, ничего не говори.
И так часа два, а то и три! Да еще синонимы в тексте найди.
Учитель:
Под крымское солнце на Черное море
Ребята приехали с Белого моря.
Приехали белые с Белого моря,
Уехали черные с Черного моря.
Балда:
Что за ерунда? Зачем слова белый – черный постоянно повторяли? Ничего не пойму, может это все для кого-то, кому запутать меня охота? Ну, ладно, поработаю умом и дальше пойду пешком.
Ведущий 1:
Приходят учителя, предмет свой хваля.
Каждый сообщает знания, каждый требует от Балды внимания.
Учитель:
Найти антонимы в тексте следующее задание.
1.Они сошлись: волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой.
2.Дедушка быстро слезает с седла. Внука сажает верхом на осла.
-Ишь ты!- вдогонку кричит пешеход.- Маленький едет, а старый идет.
Балда:
Синонимы, что это такое? Может развлеченье не слишком дорогое? А может падежи здесь знать мне нужно? Расскажите, а я послушаю.
Дети:
Спросили Лежебокина:
-А, ну-ка, расскажи.
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи?
Давным-давно все школьники
Их знают назубок,
Их за два года выучить
Лишь ты один не смог.
Ответил он рассержено:
-В том не моя вина.
Пусть им сперва ученые изменят имена.
Ведь я падеж творительный нарочно не учу:
Трудиться, а тем более творить я не хочу.
Такой падеж, как дательный, я с детства не терплю:
Давать, делиться чем-нибудь с друзьями не люблю.
Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок,
Приходится выдумывать
Какой-нибудь предлог.
А на падеж винительный и вовсе я сердит:
Отец во всякой шалости всегда меня винит.
-Да, переделка, кажется, серьезная нужна.
-А сам ты смог бы новые придумать имена?
-Давно придумал:
Взятельный, грязнительный, лежательный, грубительный, ленительный, и , наконец, простительный.
А еще мы тебе расскажем истории немножко
В любой старинной книжице ты сможешь прочитать:
Жила на свете Ижица, а с нею буква Ять.
Но время быстро движется, и жизнь уже не та.
Где нынче буква Ижица? Где Ять? А где Фита?
Без них правописание сумело обойтись.
Новейшие издания без них вступают в жизнь.
Уж так на свете водится. Как говорил мудрец,
Когда без нас обходятся, то, значит, нам конец.
Учитель:
Вот говорят: «Работа не волк, в лес не убежит».
А какой же в ней толк? А работа есть произведение силы на перемещение.
Учитель:
Ох, уж эти согласные! Все такие разные…
Тот звенит, словно капель, тот глухим представится,
Тот исчезнет насовсем, как с такими справиться?
Нас в борьбе с согласными выручают гласные.
-Приготовься, Балда, записывать под диктовку слова.
(диктует)
Скользок скользкий путь до школы,
Близок близкий круг знакомых.
Ясен ясный день для всех,
Крепок крепкий был орех.
Веснам дальний кум – ровесник,
Вести – вестник,
Верстам – сверстник!
-Написал? Сдавай, ответ получишь ты на следующий урок, в срок.
Ведущий 2:
Звенит звонок, окончен урок.
Балда:
Думал, теперь отпустят душу на покаяние,
Ан, нет, Еще домашнее задание…
Ведущий 1:
Вспухла у Балды голова, и перемена не помогла.
Балда:
Да и перемена – не веселое дело:
С доски сотри, уроки повтори,
А там и звонок и снова урок!
Учитель:
Но это задание еще не испытание!
Говорят, лишь тогда наукам ты брат,
Когда сдал экзамен и получил аттестат.
Так что третье задание – настоящий экзамен!
Ведущий: Берет Балда билет, ищет ответ.
Балда:
В левом кармане – нет,
В правом кармане – нет,
В ботинке – нет.
За пазухой – нет.
Вчера почти спать не ложился-
До полночи над шпаргалкой трудился.
Куда же этот листочек провалился!?
А, нашел!
Ведущий 2:
Нашел Балда шпаргалку,
А его с экзамена палкой!
Учитель:
Ну, ничего, он парень горазд:
В следующий раз на пять пересдаст!
Ведущий 1:
А что вокруг грустные лица?
Нет, ребята, так не годится!
Вам жалко Балду? Не говорите ерунду!
Балде не привыкать трудиться,
Все хором:
А грамоте учиться, всегда пригодится.
Балда:
О, русской речи ширь и краткость,
Мне близок строй ее и мил,-
Моя опора, гордость, радость,
Окно в необозримый мир.
В ней нежность песни, мощь оружья.
Размах и точность без затей…
Друзья мои, учите русский,
Учите русскому детей.
Служил он каждому, поведав,
Итоги знанья и азы.
Он проводник и переводчик
На все земные языки.
Ведущий 1:
Балда экзамена не знает.
В затылке чешет, думает, мечтает.
Балда:
Поменяться бы местами с педагогом.
Не стал бы я отчитывать лентяев строго.
Я был бы и не вредным и не занудным.
И не подкидывал ученикам задачек трудных.
Ведущий 2 :
Алена Анатольевна журнал открыла
И долго по нему карандашом водила.
Класс замер. Наступила тишина.
Но, наконец, произнесла она:
Учительница: Балда!
Ведущий 1:
И все вздохнули с облегченьем.
А Балда подумал: «Невезенье!»
Он, носом шмыгая, к доске выходит,
В своем репертуаре арию заводит.
Ведущий 2:
Алена Анатольевна, Вы дама - просто класс.
Вся школа бегает глазеть на Вас.
А бюст у Вас, как у актрисы Деми Мур.
На пальчиках – прекрасный маникюр.
Учительница:
Так, Балда, экзамена ты не знаешь.
И как разобрать слова по составу плохо соображаешь.
Балда: Соображаю. Как извлечь корень из слова я абсолютно не знаю.
Учительница: Я вижу, Балда, ты со мною честен.
Чего еще не знаешь ты, мне интересно?
Балда: Алена Анатольевна, Вы одеваетесь по моде.
Фигурка ладная у Вас, штиблеты – по погоде.
Учитель: Довольно, Балда, пора и меру знать!
Попробуй лучше слова по составу разобрать!
Балда: Я слова разобрать не поленюсь.
Как на икону я на Вас молюсь,
Ведь себя совсем не бережете
И в скором времени себя до ручки доведете.
Вам бы сейчас на море отдыхать,
Валяться на песочке и стихи слагать,
Хорошего бы человека встретить
И обязательно взаимностью ответить.
А Вы мотаете здесь нервы на кулак
И не заботитесь о самочувствии никак!
Ведущий 1: Послушала учительница, сей говор бойкий и сказала тихо.
Учительница: Ладно, Балда, поставлю тебе тройку!