СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Агрегатные состояния вещества»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проводить данный урок целесообразно в 2 учебных часа. Цель урока:обобщить и систематизировать знания по теме; применить эти знания к решению задач. Выявить умение учащихся распознавать физические явления испарения, кипения, конденсации в природе и художественных описаниях, показать, что физические процессы, протекающие в природе, могут быть объяснены не только научным методом,но и переложены на язык художественной речи, развивать любознательность, мышление, устную монологическую речь, способность делать выводы, четко и аргументировано отвечать на вопросы, реализовать межпредметные связи курсов физики, ИЗО, литературы.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока»

Разработка урока по теме:

«Агрегатные состояния вещества»



Тип урока: повторительно - обобщающий.

Вид урока: смешанный.

Цели:

Образовательная: обобщить и систематизировать знания по теме; применить эти знания к решению задач. Выявить умение учащихся распознавать физические явления испарения, кипения, конденсации в природе и художественных описаниях, показать, что физические процессы, протекающие в природе, могут быть объяснены не только научным методом,но и переложены на язык художественной речи.

Развивающая: развивать любознательность, мышление, устную монологическую речь, способность делать выводы, четко и аргументировано отвечать на вопросы, реализовать межпредметные связи курсов физики, ИЗО, литературы.

Воспитательная: воспитывать интерес к физике, показать жизненную значимость, важность физических знаний, научить детей объяснять хорошо известные им явления с научной точки зрения.

Оборудование урока:презентация, проектор, репродукций с видами природы в разное время года, компьютер, диски с записями музыки А. Вивальди из циклов «Времена года».

Структура урока:

  1. Организационный момент

  2. Мотивация

  3. Актуализация знаний

  4. Разминка

  5. Выполнение заданий

  6. Итоги урока

Наука и искусство так тесно связаны между собой,как легкие и сердце.
Л.Н. Толстой

Слайд 2

Ход урока:

  1. Проверка готовности класса к уроку. (1 мин)

  2. На протяжении долгого времени мы с вами изучали очень обширный раздел физики «Агрегатные состояния вещества».Эти явления всегда и везде сопровождают жизнь человека. В природе мы являемся свидетелями этих явлений, но порой, не обращаем внимания на их сущность. Почему летом идёт дождь, а зимой снег? Как образуется роса на листьях? Откуда берётся туман?

  3. В мире существует мнение, что физика наука сухая и скучная. Но физикам совсем не чужда лирика. Вот и сегодняшний урок мы посвятим не только физике, но и поэзии, изобразительному искусству и музыке.

Про теплоту начнём рассказ,
Всё вспомним, обобщим сейчас.
Энергия! Работа до кипения!
Чтоб лени наблюдалось испарение!
Мозги не доведём мы до плавления,
Их тренируем до изнеможения!

(2 мин)

  1. Начнем с разминки. (Устный опрос по определениям и обозначениям физических величин)(3 мин)

Количество теплоты (обозначение, единицы измерения, определение)

Удельная теплоемкость (обозначение, единицы измерения, определение)

Удельная теплота сгорания (обозначение, единицы измерения, определение)

Удельная теплота плавления (обозначение, единицы измерения, определение)

Удельная теплота парообразования (обозначение, единицы измерения, определение)

Плавление (формула)

Кристаллизация (формула)

Парообразование (формула)

Конденсация (формула)

Кипение (формула)

  1. А вот теперь я предлагаю вам обратится к литературе. Несмотря на то, что мы говорим на одном языке-русском -в разных ситуациях мы используем различные стили. И если физики формулируют задачу строгим и точным научным языком, то поэты и писатели описывают её языком художественных образов. Например, на уроке физики, характеризуя испарение, мы говорим, что оно насыщенное или не насыщенное. А в литературе пар и густой, и кисейный, и клубящийся, и огненный. Каких только эпитетов не придумают поэты.

У вас на столах лежат таблицы (приложение 1), которые необходимо заполнить.

Сейчас я прочитаю стихотворение поэтессы Ольги Меньшиковой. И мы вместе попробуем заполнить несколько строк нашей таблицы.

Ручей петляет осторожно

Сквозь талый вылинявший снег.

Кричат грачи, и невозможно

Остановить весны разбег.


О каком времени года идет речь? (весна).

Какая информация о воде есть в этих строках? (ручей петляет, талый снег) (2 мин)

Слайд 3-7

На столах у вас лежат листы с поэтическими строками известных авторов: Пушкина, Есенина и др. (приложение 2)

Ваша задача – найти в этих строчках информацию о воде, определить устойчивое агрегатное состояние или переходный процесс, скрывающийся за необычным описанием.

Выполнять задание вы будете под музыку А. Вивальди «Времена года».

(8 мин)

Таблица № 1

Информация о воде из стихотворений.

Устойчивое агрегатное состояние

Переходный процесс

Энергия (процесс происходит с выделением или поглощением энергии)

Время года

Ручей петляет осторожно

Жидкое



весна

Сквозь талый вылинявший снег

Твердое и жидкое

плавление

С поглощение энергии

весна


Мороз рисовал на стекле

Твердое

Кристаллизация

С выделением

зима

Пар восходит от земли


Испарение

с поглощением энергии

весна

Корочкой стекла

Твердое

Кристаллизация

С выделением

зима

Снег в поле тает

Твердое, жидкое

Плавление

С поглощением

весна

Снегом, снежною каймой

Твердое



зима

Тучи без конца

Жидкое



осень

Дождик так и льется

Жидкое



осень

Лужи у крыльца

Жидкое



осень

Туман


Испарение, потом конденсация

Испарение - с поглощением энергии, конденсация - с выделением энергии

осень

Сугробы стали лужами

Твердое, жидкое

Плавление

С поглощением

весна

В желтой пене облака

Жидкое



Лето.



Художники часто на своих картинах при изображении времени года используют физические явления. Давайте посмотрим на репродукции картин и ответим на вопросы:



Какое время года изображено?

Какое физическое явление изображено на картине?

В каком агрегатном состоянии находится вещество?

Что происходит с энергией?



(памятки с вопросами у вас на столах)



Слайд 8 – 12 (5 мин)



С давних времен люди замечали различные особенности физических явлений, от этого появлялись загадки. Попробуем их не только отгадать, но и ответить на вопросы:



Какое физическое явление (объект) отражено в загадках?

Какие свойства загадываемого явления (объекта) отражены?



Слайд 13 – 16 (5 мин)

  1. Что за художник окно разрисовал?(Мороз)

  2. Я вода, да по воде же и плаваю. (Лед)

  3. Лежал, лежал, да потом в раку побежал. (Снег)

  4. Рассыпался горох

На семьдесят дорог,

Никто его не подберет:

Ни царь, ни царица, ни красная девица.(Град)

  1. Без глаз, а слезы проливает.(Туча)

  2. Вечером наземь слетает,

Ночь на земле пребывает,

Утром опять улетает.(Туман)

  1. Пушистая вата плывет куда-то,

Чем вата ниже, тем дождик ближе.(Облака)

  1. Бело покрывало на земле лежало,

Лето пришло, оно и сошло. (Снег)



Работа с картинками на слайдах 17 и 18 (5 мин)

Определите какое время года изображено на картинках и в каком агрегатном состоянии находится вещество, какие процессы происходят. (Зима – твердое, снег; весна – плавление, твердое – жидкое; весна – жидкое, вода; лето – испарение, жидкое – газообразное)

На следующем слайде вы видите картину, которую нарисовал ребенок, посмотрите внимательно, что напоминают вершины гор? (график плавления, парообразования, конденсации, кристаллизации)

Назовите основные точки, процессы, агрегатные состояния.(А – твердое тело, В – твердое тело – жидкость, С – жидкость, D – жидкость – пар, Е – пар, F–жидкость – пар, К – жидкость, М – твердое тело, АВ – нагревание твердого тела, ВС – плавление, CD – нагревание жидкости, DE – парообразование, EF – конденсация, FK – кристаллизация, КМ – охлаждение)

А теперь решите задачи, на слайде. Первая задача на «3», вторая – на «4», третья – на «5».

Слайд 19 (10 мин)

  1. Итоги урока (рефлексия). (4 мин)

На доске плакат с нарисованным термометром.

Вы все сегодня хорошо поработали. Мне бы хотелось, чтобы вы оценили сегодняшний урок и свою работу на уроке с помощью шкалы термометра. Если вам все понравилось и вы довольны своей работой, то поставьте звездочку на 1000С, если не понравилось совсем – то на 00С. (Выставление оценок)

Научимся любить природу, видеть ее красоту и с успехом объяснять процессы, происходящие в природе. Выглянем в окно, как много тайн храни природа. Познавайте ее, изучайте ее, преобразуйте ее разумно.

Закончить урок стихотворением

Марк Львовский

Физика в стихах

Писал он физику в стихах,
Закон природы на устах,
И красотой наполнен мир,
И тайны звёзд летят в эфир.

И смотрит в небо телескоп,
Кристалл стал виден в микроскоп,
В магнитном поле электрон,
Прекрасен физики закон!

И в зеркалах так много лиц,
И атом создан из частиц,
И превращён графит в алмаз,
И мир чудес открыт для нас!

Музы Рождественской:


Сознается поэт любой:
Зима - источник вдохновения!
Ведь сколько красоты земной
Приносит каждое мгновение!
Мне просто глаз не оторвать
От чуда сказки наяву.
Кому спасибо мне сказать,
Что в этой сказке я живу?


Приложение № 2. Подборка стихотворений о зиме, весне, лете и осени.



О. Рудник

Утром мороз рисовал на стекле,
Словно звёзды сияли снежинки
И мерцали в огнях в полумгле,
Превращая в жемчужины льдинки.

М. Пляцковский

Ушла зима со стужами,
Сугробы стали лужами.
Покинув страны южные,
Вернулись птицы дружные.
На каждой ветке скворушки
Сидят и чистят перышки.

Н. Силина

Словно капельки - слезинки
На траве лежат росинки.
Может дождик капал?
Может кто-то плакал?

А. Барто

В полдень подморозило,
Вновь зима пришла,
Затянулось озеро
Корочкой стекла.

С. Есенин

Вяжут кружево над лесом

В желтой пене облака.

В тихом дреме по навесом

Слышу шепот сосняка

Светят зелено в сутемы

Под росою тополя.

Я – пастух; мой хоромы –

В мягкой зелени поля.

С.Есенин


Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом, точно серебром

На пушистых ветках снежною каймой Распустились кисти белой бахромой…


Ф. Тютчев

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят...

А.Н.Плещеев


Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца;
Что же ты рано в гости
Осень к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла!

А. Пушкин

Уж небо осенью дышало
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман...

А. Толстой

Вот уж снег последний в поле тает,
Теплый пар восходит от Земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.















Дополнительный материал.

Снег – атмосферные осадки, состоящие из ледяных кристаллов разной формы – снежинок. Иней – тонкий слой ледяных кристаллов, образующийся на почве, растениях и наземных предметах в результате их охлаждения. Возникает в тихие ясные ночи, когда велико земное излучение. Тучка легкая – скопление легких капель воды в атмосфере. Туман – скопление капель у поверхности Земли, образующихся из перенасыщенных паров в результате конденсации. Роса – капли воды образованные в результате конденсации водяного пара на почве, растениях в результате их охлаждения в ясные безветренные ночи (сильное излучение земли). Узоры из ледяных кристаллов образуются из-за неровностей на стеклах и микротрещин на нем. Для осени характерно то, что большое количество капель воды находится в атмосфере во взвешенном состоянии, отсюда густые туманы, тучи без конца, частые дожди. Одним словом – осень плачет.















































Памятка



Какое время года изображено?

Какое физическое явление изображено на картине?

В каком агрегатном состоянии находится вещество?

Что происходит с энергией?





















































Приложение 2

Таблица № 1

Информация о воде из стихотворений.

Устойчивое агрегатное состояние

Переходный процесс

Энергия (процесс происходит с выделением или поглощением энергии)

Время года






































































9

Просмотр содержимого презентации
«Агрегатные состояния вещества»

Агрегатные состояния вещества Обобщающий урок

Агрегатные состояния вещества

Обобщающий урок

« Наука и искусство  так же тесно связаны  как легкие и сердце.»  Л.Н. Толстой.

« Наука и искусство так же тесно связаны как легкие и сердце.» Л.Н. Толстой.

Ручей петляет осторожно Сквозь талый вылинявший снег. Кричат грачи, и невозможно Остановить весны разбег.
  • Ручей петляет осторожно
  • Сквозь талый вылинявший снег.
  • Кричат грачи, и невозможно
  • Остановить весны разбег.

Ольга Меньшикова

Ручей петляет осторожно Сквозь талый вылинявший снег. Кричат грачи, и невозможно Остановить весны разбег.
  • Ручей петляет осторожно
  • Сквозь талый вылинявший снег.
  • Кричат грачи, и невозможно
  • Остановить весны разбег.

Ольга Меньшикова

Информация о воде из стихотворений. Устойчивое агрегатное состояние Ручей петляет осторожно Переходный процесс Жидкое Энергия (процесс происходит с выделением или поглощением энергии)   Время года   весна

Информация о воде из стихотворений.

Устойчивое агрегатное состояние

Ручей петляет осторожно

Переходный процесс

Жидкое

Энергия (процесс происходит с выделением или поглощением энергии)

 

Время года

 

весна

Ручей петляет осторожно Сквозь талый вылинявший снег . Кричат грачи, и невозможно Остановить весны разбег.
  • Ручей петляет осторожно
  • Сквозь талый вылинявший снег .
  • Кричат грачи, и невозможно
  • Остановить весны разбег.

Ольга Меньшикова

Информация о воде из стихотворений. Устойчивое агрегатное состояние Ручей петляет осторожно Переходный процесс Жидкое Сквозь талый вылинявший снег Энергия (процесс происходит с выделением или поглощением энергии)   Твердое и жидкое Время года   плавление весна  С поглощение энергии весна  

Информация о воде из стихотворений.

Устойчивое агрегатное состояние

Ручей петляет осторожно

Переходный процесс

Жидкое

Сквозь талый вылинявший снег

Энергия (процесс происходит с выделением или поглощением энергии)

 

Твердое и жидкое

Время года

 

плавление

весна

С поглощение энергии

весна

 

А. Саврасов «Грачи прилетели» И. Левитан «Осень»

А. Саврасов «Грачи прилетели»

И. Левитан «Осень»

П. В. Еськов «Снегопад над Невой» Клод Моне «Дома в тумане»

П. В. Еськов «Снегопад над Невой»

Клод Моне «Дома в тумане»

В. М. Романищенко «Иней в лесу» Клод Моне «Дождь в Бель-иль»

В. М. Романищенко «Иней в лесу»

Клод Моне «Дождь в Бель-иль»

Шишкин «Дождь в сосновом лесу» А. А. Борк «Иней»

Шишкин «Дождь в сосновом лесу»

А. А. Борк «Иней»

Н. А. Сергеев «Туман» А. И. Куинджи «Ранняя весна»

Н. А. Сергеев «Туман»

А. И. Куинджи «Ранняя весна»

Загадки

Загадки

  • Что за художник окно разрисовал?
  • Я вода, да по воде же и плаваю.
  • Лежал, лежал, да потом в реку побежал.
Загадки 4) Рассыпался горох  На семьдесят дорог,  Никто его не подберет:  Ни царь, ни царица, ни красная девица. 5) Без глаз, а слезы проливает.

Загадки

4) Рассыпался горох

На семьдесят дорог,

Никто его не подберет:

Ни царь, ни царица, ни красная девица.

5) Без глаз, а слезы проливает.

Загадки 6) Вечером наземь слетает,  Ночь на земле пребывает,  Утром опять улетает. 7) Пушистая вата плывет куда-то,  Чем вата ниже, тем дождик ближе.

Загадки

6) Вечером наземь слетает,

Ночь на земле пребывает,

Утром опять улетает.

7) Пушистая вата плывет куда-то,

Чем вата ниже, тем дождик ближе.

Загадки 8) Бело покрывало на земле лежало,  Лето пришло, оно и сошло.

Загадки

8) Бело покрывало на земле лежало,

Лето пришло, оно и сошло.

D E В С F K А М

D E

В С F K

А М

Задача

Задача

  • 1. Какое количество теплоты потребуется для плавления меди массой 5 кг, начальная температура которой 85 о С? (Температура плавления меди 1085  о С)
  • 2. На сколько градусов нагреется 70 кг воды за счет количества теплоты, полученного от сжигания 5 кг сухих дров?
  • 3. Какое количество теплоты выделится при конденсации 20 г паров эфира, взятого при температуре кипения, и его дальнейшем охлаждении до 10  о С? (температура кипения эфира 35  о С)
В заключение хочется сказать: тот, кто по-настоящему увлечен физикой, должен развиваться эстетически, дружить с литературой и искусством.

В заключение хочется сказать: тот, кто по-настоящему увлечен физикой, должен развиваться эстетически, дружить с литературой и искусством.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!