СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Агрессивно-жертвенная модель поведения девиантных подростков, имеющих в анамнезе задержку психического развития

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Агрессивно-жертвенная модель поведения девиантных подростков, имеющих в анамнезе задержку психического развития»

АГРЕССИВНО-ЖЕРТВЕННАЯ МОДЕЛЬ ПОВЕДЕНИЯ ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ, ИМЕЮЩИХ В АНАМНЕЗЕ ЗАДЕРЖКУ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ   Выполнила: Ченцова И. Ю. Научный руководитель: кандидат социологических наук, доцент     Куприянчук Е. В.

АГРЕССИВНО-ЖЕРТВЕННАЯ МОДЕЛЬ ПОВЕДЕНИЯ ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ, ИМЕЮЩИХ В АНАМНЕЗЕ ЗАДЕРЖКУ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

  Выполнила:

Ченцова И. Ю.

Научный руководитель:

кандидат социологических наук, доцент

    Куприянчук Е. В.

Целью данного исследования : изучение взаимосвязи различных форм жертвенного и агрессивного поведения девиантных подростков, имеющих в анамнезе задержку психического развития. Объект исследования : девиантное поведение подростков, имеющих в анамнезе задержку психического развития. Предмет исследования : особенности взаимосвязи жертвенности и агрессивности в поведении девиантных подростков, имеющих в анамнезе задержку психического развития.
  • Целью данного исследования : изучение взаимосвязи различных форм жертвенного и агрессивного поведения девиантных подростков, имеющих в анамнезе задержку психического развития.
  • Объект исследования : девиантное поведение подростков, имеющих в анамнезе задержку психического развития.
  • Предмет исследования : особенности взаимосвязи жертвенности и агрессивности в поведении девиантных подростков, имеющих в анамнезе задержку психического развития.
Гипотеза: чем глубже жертвенный компонент проникает в личностную структуру подростков, которые имеют в анамнезе задержку психического развития, тем более агрессивные реакции наблюдаются у них при девиантном поведении.
  • Гипотеза: чем глубже жертвенный компонент проникает в личностную структуру подростков, которые имеют в анамнезе задержку психического развития, тем более агрессивные реакции наблюдаются у них при девиантном поведении.
 Задачи исследования :  1.  Проанализировать теоретические подходы к проблеме агрессивно – жертвенной модели девиантного поведения.  2.  Изучить особенности формирования агрессивно – жертвенной модели девиантного поведения подростков.  3.  Разработать и реализовать диагностическую программу по изучению агрессивно-жертвенной модели поведения подростков, имеющих в анамнезе задержку психического развития.  4. Произвести качественный и количественный анализ полученных результатов в ходе эмпирического исследования агрессивно-жертвенной модели поведения подростков, имеющих в анамнезе задержку психического развития.  5.Разработать программу превенции и интервенции агрессивно-жертвенных форм поведения подростков.

Задачи исследования :

1. Проанализировать теоретические подходы к проблеме агрессивно – жертвенной модели девиантного поведения.

2. Изучить особенности формирования агрессивно – жертвенной модели девиантного поведения подростков.

3. Разработать и реализовать диагностическую программу по изучению агрессивно-жертвенной модели поведения подростков, имеющих в анамнезе задержку психического развития.

4. Произвести качественный и количественный анализ полученных результатов в ходе эмпирического исследования агрессивно-жертвенной модели поведения подростков, имеющих в анамнезе задержку психического развития.

5.Разработать программу превенции и интервенции агрессивно-жертвенных форм поведения подростков.

Методологическая основа исследования : Теория виктимности исключительно через анализ внешних причин (В. Д. Ривман, Е. В. Руденский); Теория предрасположенности человека становиться жертвой (А. В. Мудрик); Теория виктимологии (Б. Мендельсон); Теория виктимология в социологическом аспекте (Р. Гассер); Когнитивная теория агрессии (К.Холл); Теория типологий форм агрессии (Г.Аммон).

Методологическая основа исследования :

  • Теория виктимности исключительно через анализ внешних причин (В. Д. Ривман, Е. В. Руденский);
  • Теория предрасположенности человека становиться жертвой (А. В. Мудрик);
  • Теория виктимологии (Б. Мендельсон);
  • Теория виктимология в социологическом аспекте (Р. Гассер);
  • Когнитивная теория агрессии (К.Холл);
  • Теория типологий форм агрессии (Г.Аммон).
 Методы исследования:  Теоретические методы: теоретический анализ научной и методической литературы по проблеме исследования.  Методы эмпирического исследования: беседа, наблюдение, изучение анамнестических данных. Результаты эмпирического исследования были получены с применением диагностического инструментария: опросник «Ролевой виктимности» (М.А. Одинцова, Н.П. Радчикова); тест агрессивности модификация опросника Басса-Дарки (адаптация Л.Г. Почебута); методика «Шкала AOS» (адаптированная Н. Водопьянова, М. Штейн).  Статистические методы: количественная и качественная обработка результатов, полученных в ходе исследования, корреляционный анализ по Пирсону.

Методы исследования:

Теоретические методы: теоретический анализ научной и методической литературы по проблеме исследования.

Методы эмпирического исследования: беседа, наблюдение, изучение анамнестических данных. Результаты эмпирического исследования были получены с применением диагностического инструментария:

  • опросник «Ролевой виктимности» (М.А. Одинцова, Н.П. Радчикова);
  • тест агрессивности модификация опросника Басса-Дарки (адаптация Л.Г. Почебута);
  • методика «Шкала AOS» (адаптированная Н. Водопьянова, М. Штейн).

Статистические методы: количественная и качественная обработка результатов, полученных в ходе исследования, корреляционный анализ по Пирсону.

Экспериментальная база исследования: центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей Главного Управления МВД России по Саратовской области. Экспериментальная выборка: в исследовании принимали участие подростки в возрасте 14-16 лет, из них 19 девушек и 24 юношей. Из них 28 подростков, которые совершили преступления, а 15 детей изъяты из семей, в которых родители лишенные родительских прав.  У 26 подростков в анамнестических данных указан диагноз - задержка психического развития. Общее число испытуемых - 43 человека.
  • Экспериментальная база исследования: центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей Главного Управления МВД России по Саратовской области.
  • Экспериментальная выборка: в исследовании принимали участие подростки в возрасте 14-16 лет, из них 19 девушек и 24 юношей. Из них 28 подростков, которые совершили преступления, а 15 детей изъяты из семей, в которых родители лишенные родительских прав.

У 26 подростков в анамнестических данных указан диагноз - задержка психического развития. Общее число испытуемых - 43 человека.

 Эмпирическое исследование, проводимое нами, осуществлялось в несколько этапов: На первом этапе применялся опросник «Ролевой виктимности» М.А. Одинцовой, Н.П. Радчиковой, с целью распределения респондентов по двум группам. На втором этапе изучался уровень агрессии и формы проявления агрессивного поведения по тесту агрессивности модификации опросника Басса-Дарки (адаптированный Л.Г. Почебута), а также деструктивный потенциал у выделенных двух групп. На третьем этапе были диагностированы личностные факторы по методике «Шкала AOS» (адаптированная Н.Водопьяновой, М.Штейнберг), способствующие стрессоустойчивости респондентов двух групп с учет проявления уровня и форм агрессивного поведения.

Эмпирическое исследование, проводимое нами, осуществлялось в несколько этапов:

  • На первом этапе применялся опросник «Ролевой виктимности» М.А. Одинцовой, Н.П. Радчиковой, с целью распределения респондентов по двум группам.
  • На втором этапе изучался уровень агрессии и формы проявления агрессивного поведения по тесту агрессивности модификации опросника Басса-Дарки (адаптированный Л.Г. Почебута), а также деструктивный потенциал у выделенных двух групп.
  • На третьем этапе были диагностированы личностные факторы по методике «Шкала AOS» (адаптированная Н.Водопьяновой, М.Штейнберг), способствующие стрессоустойчивости респондентов двух групп с учет проявления уровня и форм агрессивного поведения.
Распределение результатов испытуемых по видам ролевой виктимности по опроснику «Ролевой виктимности» М.А. Одинцовой, Н.П. Радчиковой

Распределение результатов испытуемых по видам ролевой виктимности по опроснику «Ролевой виктимности» М.А. Одинцовой, Н.П. Радчиковой

«Распределение результатов испытуемых по уровням ролевой виктимности по опроснику «Ролевой виктимности» М.А. Одинцовой, Н.П. Радчиковой»

«Распределение результатов испытуемых по уровням ролевой виктимности по опроснику «Ролевой виктимности» М.А. Одинцовой, Н.П. Радчиковой»

Коэффиценты корреляции Пирсона между шкалами опросника «Тип ролевой виктимности» (М.А. Одинцова, Н.П. Радчикова) и теста агрессивности модификации опросника Басса-Дарки (адаптированный Л.Г. Почебута) (N =43) Вербальная агрессия Игровая роль жертвы 0,7239 Социальная роль жертвы Физическая агрессия Общий уровень ролевой виктимности -0,703 -0,85 Предметная агрессия -0,02657 0,8046 Эмоциональная агрессия 0,8885 Самоагрессия 0,504 -0,827 0,163499 -0,13405 -0,823 0,0895 Количественный показатель -0,00564 0,8512 -0,342 0,141697 0,3939 0,1473 Зона значимости для N =43 (-0,38

Коэффиценты корреляции Пирсона между шкалами опросника «Тип ролевой виктимности» (М.А. Одинцова, Н.П. Радчикова) и теста агрессивности модификации опросника Басса-Дарки (адаптированный Л.Г. Почебута) (N =43)

Вербальная агрессия

Игровая роль жертвы

0,7239

Социальная роль жертвы

Физическая агрессия

Общий уровень ролевой виктимности

-0,703

-0,85

Предметная агрессия

-0,02657

0,8046

Эмоциональная агрессия

0,8885

Самоагрессия

0,504

-0,827

0,163499

-0,13405

-0,823

0,0895

Количественный показатель

-0,00564

0,8512

-0,342

0,141697

0,3939

0,1473

Зона значимости для N =43 (-0,38

Распределение результатов испытуемых с учетом коэффициента агрессии по тесту агрессивности модификации опросника Басса-Дарки (адаптированный Л.Г. Почебута)

Распределение результатов испытуемых с учетом коэффициента агрессии по тесту агрессивности модификации опросника Басса-Дарки (адаптированный Л.Г. Почебута)

Выводы:   1. В ходе эмпирического исследования были выявлены группы девиантных подростков с социальной и игровой ролью жертвы.  2. Диагностика уровней и форм агрессии в выявленных группах девиантных подростков, имеющих в анамнезе задержку психического развития показала, что: респонденты с игровой ролью жертвы имеют средний уровень агрессии, превалируют конструктивные способы действий (доминирование вербальной, эмоциональной и предметной формы агрессии); подростки с социальной ролью жертвы имеют высокий уровень агрессии, с ярко выраженными деструктивными формами поведения (доминирование физической агрессии и самоагрессии). 3. Гипотеза исследования доказана, цель научно-исследовательской работы достигнута, задачи выполнены.

Выводы:

1. В ходе эмпирического исследования были выявлены группы девиантных подростков с социальной и игровой ролью жертвы.

2. Диагностика уровней и форм агрессии в выявленных группах девиантных подростков, имеющих в анамнезе задержку психического развития показала, что:

  • респонденты с игровой ролью жертвы имеют средний уровень агрессии, превалируют конструктивные способы действий (доминирование вербальной, эмоциональной и предметной формы агрессии);
  • подростки с социальной ролью жертвы имеют высокий уровень агрессии, с ярко выраженными деструктивными формами поведения (доминирование физической агрессии и самоагрессии).

3. Гипотеза исследования доказана, цель научно-исследовательской работы достигнута, задачи выполнены.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО

ЗА

ВНИМАНИЕ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!