СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Айвазовский - живописец стихии моря.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Иван Константинович Айвазовский прожил долгую счастливую жизнь. Художник Главного морского штаба, академик, он объездил полмира. Но где бы Айвазовский ни находился, по утрам он брал в руки кисти, палитру и начинал писать картину. Больше всего он писал море — бурное и тихое, с хрупкими парусниками и грозными крейсерами..

Просмотр содержимого документа
«Айвазовский - живописец стихии моря.»

АЙВАЗОВСКИЙ – живописец стихии моря

АЙВАЗОВСКИЙ –

живописец стихии

моря

 Айвазов Иван Константинович  (1817 — 1900) Иван Константинович Айвазовский прожил долгую счастливую жизнь. Художник Главного морского штаба, академик, он объездил полмира. Но где бы Айвазовский ни находился, по утрам он брал в руки кисти, палитру и начинал писать картину. Больше всего он писал море — бурное и тихое, с хрупкими парусниками и грозными крейсерами... Рисуя оснастку кораб­лей, он не сделал ни одной ошибки. Писал легко, быстро, его стремительная кисть так и летала по огромному полотну, на котором уже к концу дня мог разыграться шторм. Он написал множество картин. Кроме этого, подарил городу Феодосии, в котором родился железную дорогу и водопровод, великолепные фонтаны и даже свой дом с картинной галереей .

Айвазов Иван Константинович (1817 — 1900)

Иван Константинович Айвазовский прожил долгую счастливую жизнь. Художник Главного морского штаба, академик, он объездил полмира. Но где бы Айвазовский ни находился, по утрам он брал в руки кисти, палитру и начинал писать картину.

Больше всего он писал море — бурное и тихое, с хрупкими парусниками и грозными крейсерами... Рисуя оснастку кораб­лей, он не сделал ни одной ошибки. Писал легко, быстро, его стремительная кисть так и летала по огромному полотну, на котором уже к концу дня мог разыграться шторм.

Он написал множество картин. Кроме этого, подарил городу Феодосии, в котором родился железную дорогу и водопровод, великолепные фонтаны и даже свой дом с картинной галереей .

Иван Константинович Айвазовский родился в семье разорившегося коммерсанта, армянина по национальности. Детство его прошло в бедности, но одаренность мальчика была замечена, ему помогали. Кое-чему он научился у местного архитектора, потом в симферопольской гимназии, где показал такие успехи в рисовании, что влиятельные лица в 1833 г. посодействовали его поступлению в Академию Художеств.

Иван Константинович Айвазовский родился в семье разорившегося коммерсанта, армянина по национальности. Детство его прошло в бедности, но одаренность мальчика была замечена, ему помогали. Кое-чему он научился у местного архитектора, потом в симферопольской гимназии, где показал такие успехи в рисовании, что влиятельные лица в 1833 г. посодействовали его поступлению в Академию Художеств.

    Море всегда имело огромную притягательную силу для художников. Нет ни одного русского живописца, который, побывав у моря, не пытался бы изобразить его. У одних это были эпизодические этюды, не связанные с основным ходом развития их искусства, другие время от времени возвращались к этой теме, уделяя значительное место изображению моря в своих картинах. Среди художников русской школы только Айвазовский целиком отдал свой большой талант маринистической живописи. От природы он был наделен блестящим дарованием, быстро развившимся благодаря счастливо сложившимся обстоятельствам и благодаря среде, в какой протекли его детство и юность. Памятник братьям Айвазовским в Симферополе

    Море всегда имело огромную притягательную силу для художников. Нет ни одного русского живописца, который, побывав у моря, не пытался бы изобразить его. У одних это были эпизодические этюды, не связанные с основным ходом развития их искусства, другие время от времени возвращались к этой теме, уделяя значительное место изображению моря в своих картинах. Среди художников русской школы только Айвазовский целиком отдал свой большой талант маринистической живописи. От природы он был наделен блестящим дарованием, быстро развившимся благодаря счастливо сложившимся обстоятельствам и благодаря среде, в какой протекли его детство и юность.

Памятник братьям Айвазовским в Симферополе

В картинах Айвазовского поражает энергия, вложенная в изображение моря, с какой чуткостью он уловил ритм волн и дух стихии. Волшебная игра красок, богатство цвета - тонешь в этом изобилии. Трагический сюжет некоторых картин не сразу бросается в глаза, скрытый торжественным величием океана, яркими переливами покатых волн. Так и в мире трагедия одного человека незаметна, когда остальных ослепляет блеск грандиозных событий. Памятник Айвазовскому в Крондштате

В картинах Айвазовского поражает энергия, вложенная в изображение моря, с какой чуткостью он уловил ритм волн и дух стихии. Волшебная игра красок, богатство цвета - тонешь в этом изобилии. Трагический сюжет некоторых картин не сразу бросается в глаза, скрытый торжественным величием океана, яркими переливами покатых волн. Так и в мире трагедия одного человека незаметна, когда остальных ослепляет блеск грандиозных событий.

Памятник Айвазовскому в Крондштате

Родился Айвазовский 17 (30) июля 1817 года в Феодосии. Детство Айвазовского проходило в обстановке, будившей его воображение. По окончанию Академии Художеств Айвазовский опять за молодостью лет в 1838 году был послан на два года в Крым для самостоятельных работ.

Родился Айвазовский 17 (30) июля 1817 года в Феодосии. Детство Айвазовского проходило в обстановке, будившей его воображение. По окончанию Академии Художеств Айвазовский опять за молодостью лет в 1838 году был послан на два года в Крым для самостоятельных работ.

Черное море 1881. За внешним реализмом этого полотна скрывается глубочайшая метафизика.

Черное море 1881.

За внешним реализмом этого полотна скрывается глубочайшая метафизика. "Море" и "небо" - вот два главных его героя. Сюжет - их противоборство и единство. "Черное море" отличает какой-то неотменимый ритм, отвечающий вечному размеренному дыханию мира и внешне проявляющийся в ритмически сменяющих друг друга волнах. Художник впервые показал картину (на выставке в Академии художеств) под несколько другим - повествовательным! -названием: "На Черном море начинает разыгрываться буря". Позже он исключил повествователъностъ, сократив название до точного и емкого "Черного моря" и подчеркнув тем самым стремление представить в картине реалистический и вместе с тем предельно обобщенный образ морской стихии.

Лунная ночь в Крыму. Гурзуф 1839.

Лунная ночь в Крыму. Гурзуф 1839.

Море. Коктебель. 1853.

Море. Коктебель. 1853.

"Море. Коктебель". Она создана в тех же лучших романтических традициях, что и картина "Девятый вал". Действие происходит в Коктебельской бухте. Справа, вдали уступами возвышается овеянный легендами Кара-Даг, большую часть холста занимает высокое небо и взволнованное море. Картина залита яркими лучами заходящего солнца. Небо кажется легким, воздух прозрачным и влажным.

Ялта 1838.

Ялта 1838.

Старая Феодосия 1839.

Старая Феодосия 1839.

Керчь 1839.

Керчь 1839.

Живопись Айвазовского - это, по преимуществу, живопись штормов и бурь; морская стихия в его работах бурлит и ярится, крушит корабли, вздымает гигантские волны, разбивается на мириады брызг... Картины художника почти звучат - шумят прибоем, хлопают изодранными парусами, воют диким ветром. У всякой бури Айвазовского - свое лицо, своя стать, свои повадки. Один из респектабельных английских журналов, писавший о художнике в 1880-е годы, сравнил каждую его картину с огромным томом, предназначенным для долгого пристального

Живопись Айвазовского - это, по преимуществу, живопись штормов и бурь; морская стихия в его работах бурлит и ярится, крушит корабли, вздымает гигантские волны, разбивается на мириады брызг... Картины художника почти звучат - шумят прибоем, хлопают изодранными парусами, воют диким ветром. У всякой бури Айвазовского - свое лицо, своя стать, свои повадки. Один из респектабельных английских журналов, писавший о художнике в 1880-е годы, сравнил каждую его картину с огромным томом, предназначенным для долгого пристального "чтения".

Девятый вал  Это одно из любимейших произведений отечественной живописи, Причем огромная популярность пришла к нему сразу же после его первого показа широкой публике, состоявшегося осенью 1850 года в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В 1844 году корабль, на котором Айвазовский плыл из Англии в Испанию, попал в страшный шторм - после этого в европейской прессе появились сообщения о гибели к тому времени уже прославившегося художника. К счастью, эти сведения оказались ошибочными.

Девятый вал

Это одно из любимейших произведений отечественной живописи, Причем огромная популярность пришла к нему сразу же после его первого показа широкой публике, состоявшегося осенью 1850 года в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В 1844 году корабль, на котором Айвазовский плыл из Англии в Испанию, попал в страшный шторм - после этого в европейской прессе появились сообщения о гибели к тому времени уже прославившегося художника. К счастью, эти сведения оказались ошибочными. "Девятый вал" представляет собой типичное романтическое противопоставление "Человека" и "Стихии".

Радуга 1873.  Начиная с 1860-х годов,

Радуга 1873.

Начиная с 1860-х годов, "импровизационная" манера письма Айвазовского, не "копировавшего" мир с натуры, а как бы вспоминавшего и даже сочинявшего его, вступила в противоречие с новейшими тенденциями в тогдашней русской живописи. Критики громко заговорили о том, что дарование Айвазовского иссякло, что он повторяет сам себя и, вообще, ничего кроме волн писать не может. Ответом на эти обвинения и явилась картина "Радуга", обозначившая новый этап в творчестве художника.

Гнев моря 1886.

Гнев моря 1886.

Среди волн 1898. Трудно, почти невозможно поверить, что Айвазовскому в пору создания этой картины шел восемьдесят второй год. Ничто здесь не говорит об усталости души или старческой слабости руки: мощная музыка этой работы, чарует и увлекает за собой зрителя. Это полотно стало как бы

Среди волн 1898.

Трудно, почти невозможно поверить, что Айвазовскому в пору создания этой картины шел восемьдесят второй год. Ничто здесь не говорит об усталости души или старческой слабости руки: мощная музыка этой работы, чарует и увлекает за собой зрителя. Это полотно стало как бы "второй серией" величественного образа, запечатленного художником в "Черном море". Там - начинается буря; здесь - она уже разразилась.

Спасающиеся от кораблекрушения 1844.

Спасающиеся от кораблекрушения 1844.

Шторм

Шторм

Корабль

Корабль "Императрица Мария" 1892.

Живопись Айвазовского - это, по преимуществу, живопись штормов и бурь; морская стихия в его работах бурлит и ярится, крушит корабли, вздымает гигантские волны, разбивается на мириады брызг... Картины художника почти звучат - шумят прибоем, хлопают изодранными парусами, воют диким ветром. У всякой бури Айвазовского - свое лицо, своя стать, свои повадки.

Ледяные горы

Ледяные горы

Буря у мыса Айя. 1875.

Буря у мыса Айя. 1875.

Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями 1892.  «Меркурий», русский 18-пушечный бриг Черноморского флота, отличившийся под командованием капитан-лейтенанта А. И. Казарского во время русско-турецкой войны 1828 «Меркурий», преследуемый турецкой эскадрой (6 линейных кораблей, 2 фрегата, 2 корвета), вступил в неравный бой с линейными кораблями около Босфора, нанёс противнику серьёзные повреждения, вынудив его лечь в дрейф, а сам ушёл от преследования. Корабль был награждён кормовым георгиевским флагом.

Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями 1892.

«Меркурий», русский 18-пушечный бриг Черноморского флота, отличившийся под командованием капитан-лейтенанта А. И. Казарского во время русско-турецкой войны 1828 «Меркурий», преследуемый турецкой эскадрой (6 линейных кораблей, 2 фрегата, 2 корвета), вступил в неравный бой с линейными кораблями около Босфора, нанёс противнику серьёзные повреждения, вынудив его лечь в дрейф, а сам ушёл от преследования. Корабль был награждён кормовым георгиевским флагом.

Десант Н.Н.Раевского у Субаши 1839. Полотно было создано Айвазовским во время поездки в Крым. Сохранился отчет художника об этой командировке, где он подробно описывает, как принимал участие в высадке десанта в долине реки Субаш на Кавказе. Айвазовский писал - в одной руке он держал пистолет, а в другой - карандаш. Картина родилась как воспоминание об этом событии.

Десант Н.Н.Раевского у Субаши 1839.

Полотно было создано Айвазовским во время поездки в Крым. Сохранился отчет художника об этой командировке, где он подробно описывает, как принимал участие в высадке десанта в долине реки Субаш на Кавказе. Айвазовский писал - в одной руке он держал пистолет, а в другой - карандаш. Картина родилась как воспоминание об этом событии.

Чесменский бой 1848. Айвазовский, назначенный в 1844 году

Чесменский бой 1848.

Айвазовский, назначенный в 1844 году "живописцем Главного морского штаба", занялся, помимо создания видов русских северных портов, и исторической батальной живописью. Победы русских моряков восхищали его, с русским флотом он дружил столь тесно (и "взаимно"), что, когда в 1846 году художник отмечал десятилетие своей творческой деятельности, в Феодосию его пришла приветствовать целая эскадра под командованием В. Корнилова, будущего героя Севастопольской обороны.

 Встреча брига «Меркурий»

Встреча брига «Меркурий»

Маневры черноморского флота

Маневры черноморского флота

Вид на скалистый берег со стороны моря 1845.

Вид на скалистый берег со стороны моря 1845.

Солнечный день. 1884.

Солнечный день. 1884.

Штиль. Морской пейзаж с рыбаками. 1887.

Штиль. Морской пейзаж с рыбаками. 1887.

В 1860-е годы Айвазовский расширил тематику своего творчества, обратившись к

В 1860-е годы Айвазовский расширил тематику своего творчества, обратившись к "сухопутным" сюжетам. Этот шаг не был неожиданным. Как раз в это время обвинения его в том, что он умеет писать только "волны", стали общим местом, и художнику потребовалось доказать, что его дарование вполне универсально. Из-под его кисти вышло несколько неплохих пейзажей В них зритель обнаружит лучшие черты, присущие и морским пейзажам Айвазовского: виртуозное построение перспективы, прозрачность и изысканность палитры, романтическую взволнованность.

Восточная сцена (В лодке) 1846. Особой известностью пользовался Айвазовский не только в России, но и в Турции. Его знакомство с Османской империей началось в 1845 году. Средиземноморская географическая экспедиция под руководством Ф. П. Литке , в составе которой был Иван Константинович, отправилась к берегам Турции и Малой Азии. Тогда Стамбул покорил художника. После окончания экспедиции им было написано большое количество работ, в том числе и с видами столицы Османской империи.

Восточная сцена (В лодке) 1846.

Особой известностью пользовался Айвазовский не только в России, но и в Турции. Его знакомство с Османской империей началось в 1845 году. Средиземноморская географическая экспедиция под руководством Ф. П. Литке , в составе которой был Иван Константинович, отправилась к берегам Турции и Малой Азии. Тогда Стамбул покорил художника. После окончания экспедиции им было написано большое количество работ, в том числе и с видами столицы Османской империи.

Вид Константинополя при лунном освещении 1846.

Вид Константинополя при лунном освещении 1846.

Вид Константинополя при вечернем освещении 1846.

Вид Константинополя при вечернем освещении 1846.

Дарьяльское ущелье. 1868.

Дарьяльское ущелье. 1868.

Вид Тифлиса от Сейд-Абаза. 1868.

Вид Тифлиса от Сейд-Абаза. 1868.

Принадлежа по вероисповеданию армянской апостольской церкви, Айвазовский создал целый ряд картин на библейские, а также исторические сюжеты. В числе последних –

Принадлежа по вероисповеданию армянской апостольской церкви, Айвазовский создал целый ряд картин на библейские, а также исторические сюжеты. В числе последних – "Крещение армянского народа" и "Клятва. Полководец Вардан", в свое время украшавшие одну из феодосийских армянских церквей и пробуждавшие в прихожанах патриотические чувства.

Хаос. Сотворение мира 1841.

Хаос. Сотворение мира 1841.

Предательство иуды 1834.

Предательство иуды 1834.

Сошествие Ноя с Арарата. 1889

Сошествие Ноя с Арарата. 1889

Хождение по водам. 1888. 1890.

Хождение по водам.

1888. 1890.

Всемирный потоп.

Всемирный потоп.

В последний период творчества Айвазовский неоднократно обращается к образу А.С. Пушкина «Прощание Пушкина с Черным морем» (1887), в стихах которого художник находит поэтическое выражение своего отношения к морю. Фигура Пушкина написана И.Е. Репиным, На картинах Айвазовского изображены и другие выдающиеся личности своего времени…

В последний период творчества Айвазовский неоднократно обращается к образу А.С. Пушкина «Прощание Пушкина с Черным морем» (1887), в стихах которого художник находит поэтическое выражение своего отношения к морю. Фигура Пушкина написана И.Е. Репиным,

На картинах Айвазовского изображены и другие выдающиеся личности своего времени…

Петр I при Красной горке, зажигающий костер для сигнала гибнущим судам своим. 1846.

Петр I при Красной горке, зажигающий костер для сигнала гибнущим судам своим. 1846.

Посещение Байроном мхитаристов на острове Св. Лазаря в Венеции. 1899.

Посещение Байроном мхитаристов на острове Св. Лазаря в Венеции. 1899.

 «Пушкин у Гурзуфских скал» (1899)],

«Пушкин у Гурзуфских скал» (1899)],

Наполеон на острове Святой Елены 1897.

Наполеон на острове Святой Елены 1897.

До последнего дня он счастливо сохранил не только непритупленную зоркость глаза, но и глубокую веру в свое искусство. Он прошел свой путь без малейших колебаний и сомнений, сохранив до глубокой старости ясность чувств и мышления.          Творчество Айвазовского было глубоко патриотично. Заслуги его в искусстве были отмечены во всем мире. Он был избран членом пяти Академий художеств, а его адмиралтейский мундир был усыпан почетными орденами многих стран.          Умер Айвазовский 19 апреля (2 мая) 1900 года, восьмидесяти двух лет от роду.

До последнего дня он счастливо сохранил не только непритупленную зоркость глаза, но и глубокую веру в свое искусство. Он прошел свой путь без малейших колебаний и сомнений, сохранив до глубокой старости ясность чувств и мышления.

         Творчество Айвазовского было глубоко патриотично. Заслуги его в искусстве были отмечены во всем мире. Он был избран членом пяти Академий художеств, а его адмиралтейский мундир был усыпан почетными орденами многих стран.

         Умер Айвазовский 19 апреля (2 мая) 1900 года, восьмидесяти двух лет от роду.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!