СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Активация когнитивных способностей младших школьников с задержкой психического развития через эмоциональную сферу, как стратегия повышения успешности ребенка в учебной деятельности.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этой статье речь пойдет о способах развития когнитивных способностей обучающихся с задержкой психического развития, с учетом индивидуальных особенностей каждого ребёнка и его нозологий, через создание положительного эмоционального фона на занятиях с психологом с целью повышения академической успеваемости ребенка.

Просмотр содержимого документа
«Активация когнитивных способностей младших школьников с задержкой психического развития через эмоциональную сферу, как стратегия повышения успешности ребенка в учебной деятельности.»

Активация когнитивных способностей младших школьников с задержкой психического развития через эмоциональную сферу, как стратегия повышения успешности ребенка в учебной деятельности.

М.В. Гусева,

Педагог-психолог

МБОУ СОШ №3

143403, Российская Федерация, Московская область, г. Красногорск, ул. Кирова д.23

e-mail:[email protected]

В этой статье речь пойдет о способах развития когнитивных способностей обучающихся с задержкой психического развития, с учетом индивидуальных особенностей каждого ребёнка и его нозологий, через создание положительного эмоционального фона на занятиях с психологом с целью повышения академической успеваемости ребенка.

Ключевые слова: когнитивные способности, эмоциональная сфера, задержкапсихического развития, нозология, комплексное сопровождение, неврологический возраст ребенка, зона ближайшего развития.

Activation of cognitive abilities of primary school students with a delay of mental development through the emotional sphere, as the strategy of increase in success of the child in educational activity.

M.V. Guseva

Educational psychologist

School №3

143403, Russian Federation, Moscow region, Krasnogorsk, Kirovast. 23

e-mail: [email protected]



This article is about the ways of cognitive abilities development of students with a delay of mental development, taking into account specific features of each child and his nosology, through a positive emotional background creation on occupations with the psychologist for the purpose of increase in the academic progress of the child.

Key words: cognitive abilities, emotional sphere, delay of mental development, nosology, comprehensive support, neurological child’s age, zone of the next development.

В 2014-2015 учебном году МБОУ СОШ № 3 г. Красногорска стала пилотной площадкой для апробации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время комплексное сопровождение детей с ОВЗ в образовательных организациях является актуальным направлением работы.

Обучающиеся с задержкой психического развития — это дети с нарушением нормального темпа психического развития, подтвержденным психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующим получению образования без создания специальных условий. В связи с этим, существует необходимость создания таких условий для непрерывного, комплексного и вариативного сопровождения детей, начиная с дошкольного возраста.

Одной из основныхпроблем, обучающихся с ЗПР, это академическая неуспеваемость и, как следствие, трудности в повседневной жизни и не успешность ребенка в целом. Неуспеваемость - это комплексная проблема, имеющая дидактический, методический, психологический, медицинский и социально-педагогический аспекты.

Можно выделить ряд факторов, являющихся показателями академической неуспеваемости ребёнка: отсутствие или неполное наличие необходимых, согласно требованиям адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования (АООП НОО), знаний по предметам,отсутствие мотивации и интереса к обучению, заниженная самооценка ребёнка в коллективе. В связи с этим,педагоги и медицинские работники вынуждены работать не с первопричиной, а с последствиями неуспеваемости ребёнка.

В практике своей работы мы сталкиваемся с разными уровнями развития учащихся, что требует создания и соблюдений индивидуальных условий обучения. Основной целью нашей работы является не только создание инклюзивной среды для обучающихся с ЗПР, но и выявление специфических черт, присущих онтогенезу ребёнка, для определения недостатков в развитии и компенсаторных возможностей учащихся.

Программа коррекционной работы направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, в освоении адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с ЗПР и их социальную адаптацию.

 Целью коррекционно-развивающих занятий с детьми с ЗПР является активация когнитивных способностей через эмоционально-волевую сферу обучающегося, и как следствие, социализация в школьной среде и улучшение результатов обучения.

Когнитивные способности – познавательные процессы человека: память, мышление, внимание, воображение, восприятие, направленные на взаимодействия с окружающим миром, другими людьми, получения информации и трансформации ее в знания и опыт [8].

Перед планированием коррекционно-развивающих занятий первостепенно проведение психолого-педагогической диагностики.

Первичная диагностика проходит в течение первого месяца обучения. При диагностической работе используются стандартные методики, соответствующие возрасту. В случае,если ребенок не способен их выполнить, в связи с особенностями своего развития, специалисту необходимо подобрать методики, подходящие нозологии ребенка для выявления уровня актуального развития [1].

Исходя из результатов диагностики и практической работы, можно отметить, что использование стандартных диагностических методик, не является точным средством определения уровня развития психических процессов детей с ЗПР, и детей с расстройством аутистического спектра. В данном случае необходимы ещё и такие виды диагностики как включенное наблюдение и фиксация данных.

В процессе диагностических исследований основной акцент ставился на определение эмоциональной реакции ребенка на раздражители, использующиеся в процессе диагностики.

Дети с ЗПР отличаются общей незрелостью когнитивных процессов и инфантильностью, что наблюдалось в процессе проведения первичной диагностической работы. Ведущей деятельностью данной категории обучающихся является игра.

У обучающихся с расстройством аутистического спектра (РАС) ведущим видом деятельности является предметно-манипулятивная деятельность. Важную роль играют стереотипия в движениях.

В своей коррекционной работе мы основывались на двух показателях развития ребёнка: неврологический возраст и эмоциональная привязанность к определённым предметам или видам деятельности [2].

Методы, использующиеся в практической работе педагога-психолога и учителя начальных классов:

  1. Арт-терапия (лепка пластилином) (рис.1)

Цель: овладение навыками письма, развития мелкой моторики, мышления, восприятия.

Материалы:цветной пластилин, доска для лепки, фломастер, ручка, листы формата А4, тетрадь в линейку.

В данной работе использовалась методика для овладения и развития навыков письма учащихся с РАС. Постепенный переход от спонтанной лепки к лепке печатных букв, простых слов, письменных букв, слов с использованием письменных букв и их перенос на бумагу.Задача заключалась в том, чтобы составлять из пластилина простые слова, ассоциирующиеся с каким-либо положительным явлением в жизни ребёнка. Каждое слово, вылепленное из пластилина, имело свой цвет, что являлось дополнительным фактором положительной реакции на выполнение упражнения. Это были слова, называющие членов семьи и их имена, животных и окружающие предметы, части тела. Это упражнение проводилось индивидуально, с дальнейшим частичным переносом в рамки учебнойдеятельности.

Рис. 1 Арт-терапия.

2) Упражнение с использованием средств наглядности, направлено на развитие активного словарного запаса и является способом альтернативной коммуникации учащихся с РАС (Рис.2).

Материалы: карточки с изображениями предметов или явлений, имеющие яркую надпись; фломастеры.

В нашем случае, на начальном этапе, занятия носили индивидуальный характер, но были включены в учебную деятельность и проводились во время уроков и перемен. При работе с ребёнком использовались наглядные карточки с изображением классно-урочных моментов. Карточки были разработаны по аналогу с карточками PECS. Процесс раскрашивания, вызывающий положительную реакцию ребёнка, являлся основным видом деятельности в рамках упражнения. В начале упражнения ребёнку давались карточки с картинками, которые необходимо было раскрасить. Учитель прочитывал, написанную на карточке, надпись. После выполнения задания, следованию всем инструкциям педагога ребёнок получал поощрение. В конкретном случае это раскраска «Союзмультфильм».

Позднее ребенку демонстрировалась карточка, давалась инструкция к выполнению необходимых действий. Со временем карточки полностью убирались. Поощрения остались только на индивидуальных занятиях с психологом. На индивидуальных занятиях закреплялись полученные знанияи увеличивалось количество вариантов изображений. Таким образом, имея определённый набор изображений,ребенок, мог составить простое предложение. Демонстрация изображения сопровождается голосовым сопровождением, жестикуляций и мимикой. Так происходит максимальное воздействие на восприятие ребенка, что облегчает способ донесения до него необходимой информации и дальнейшее её закрепление.

Рис. 2 Упражнение с использованием средств наглядности.

3)Упражнения «Составление букв и цифр из различных материалов» (Рис.3).

Цель: овладение навыками письма, развитие памяти, внимания, мышления, восприятия, мелкой моторики.

Материалы: карточки букв и цифр, зерна (рис, горох, фасоль), крупа (манка), песок, камушки, кубики, бусины, игровой набор Pertra и многое другое.

Со слов немецкого терапевта Уллы Кислинг «без развития сенсорных чувств невозможно полное созревание мозга и его правильная организация» [5]. В свою коррекционную программу мы включили различные варианты упражнений, направленные на развитие сенсорной интеграции и познавательных процессов. Сенсорная интеграция – это взаимодействие всех органов чувств. Она начинается очень рано, уже в утробе матери. Взаимодействие всех органов чувств подразумевает упорядочивание ощущений и раздражителей таким образом, чтобы человек адекватно реагировал на определенные стимулы и действовал в соответствии с ситуацией[5].

Варианты упражнений:

Занятия проходят на полу, в более свободной и удобной для ребенка форме. Ребенок может выбрать материал, с которым ему хотелось бы заниматься. Задачу перед ребенком ставит психолог. Для этого применяются элементы игры, например: «Мимо проезжала повозка, из нее просыпалось зерно, давай посмотрим, что это за зернышки?..» Зернышки собираются на ощупь с закрытыми глазами, выкладываются слева направо, определяется цвет и запах зерна. Позже,с помощью заранее заготовленных карточек, выкладываются буквы или цифры. Со временем ребенок учится переносить буквы и цифры на бумагу.


Рис 3. Упражнения «Составление букв и цифр из различных материалов».


4)Индивидуальные игры с набором Diskrimination (из набора Pertra)

Цель: закрепление представлений о форме, цвете, размере, классификации; формирование пространственной ориентации, понимания пространственных отношений; развитие моторной координации.

Варианты игр:

  1. На доске-основе выложен ряд любых фигур. Нужно отобразить предметы такого же цвета, формы и размера и выложить их на основе.

  2. На доске-основе (или на шнуре) бусины разного размера и цвета. Требуется составить узор в обратной последовательности.

  3. Доска-основа разделена на две части. На левой части доски в отверстия вставлены стерженьки различной высоты. На стержни нанизаны бусины разных размеров и цветов. Задача – повторить узор.

  4. На доске-основе выставляются стержни разной высоты. Затем педагог просит ребенка выполнить задания: «Возьми красный шарик и надень его на самый длинный стержень», «Возьми зеленый цилиндр и надень его на самый короткий стержень», «Возьми желтую шайбу и надень ее на стержень с красным шариком» [7].

5) Двигательные упражнения (Рис. 4).

Цель: через движение заучивание букв, цифр, освоения простых навыков счета и послогового чтения. Развитие мышления, восприятия, внимания, памяти, крупной моторики.

Материалы: карточки с изображениями букв и цифр, музыка, коврик.

Варианты упражнений:

1.Во время диагностической работы, методом наблюдения, было выявлено, что обучающийся с РАС проявил интерес к горке на школьном участке. Каждую прогулку ребенок вел взрослого к ней и долго на нее смотрел. Было принято решение использовать горку как средство мотивации ребёнка к занятиям. На первом этапе ребёнок, вместе с психологом, совершал простые, спокойные подъемы и спуски. Затем, темп движений был ускорен и постепенно перешёл в бег. Далее, во время совершения движения на горке, на фоне эмоционально положительной реакции ребенка на происходящие действия, начал использоваться прямой и обратный счет, счет через единицу, а также, обогащение словарного запаса. Вводились такие понятия как: «вверх», «вниз», «далеко», «близко», «сильно», «тихо», «медленно», «быстро». Через некоторое время, после усвоения ребёнком счёта и основных понятий, горка использовалась как поощрение при выполнении других заданий.

2. Игра «Квест». Данная игра может носить как индивидуальный, так и групповой характер. Задания подбираются в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. Основная цель игры: развитие пространственных представлений, развитие логического мышления, координации, крупной моторики. В комнате, в нашем случае в спортивном зале, прячется какая-то вещь. Она может принадлежать ребенку, и он дает ее Вам добровольно для игры, или может быть неизвестным для него вознаграждением. Если ребенок умеет читать, то задания даются в виде листков бумаги с текстом, если нет, то это могут быть схематические изображения заданий, которые ему необходимо выполнить. Примеры заданий: «Ляг на коврик, закрой глаза, подними правую ногу», «Попрыгай на левой ноге 3 раза», «подними левую руку вверх и сделай три шага вправо» и т.д. Часть заданий можно усложнить, выполняя их с повязкой на глазах. Во время проведения игры, звучит спокойная музыка, например «Звуки леса». Такие игры помогают ребенку лучше ориентироваться в пространстве, чувствовать его и свое тело, полученные навыки переносятся на учебный процесс, ученику проще ориентироваться на странице тетради, книге, на доске.

Использование выше перечисленных упражнений и методических приемов зависит от особенностей, обучающихся, в связи с этим возможны различные варианты и модификации упражнений. Главная задача педагога-психолога создание эмоционально комфортной атмосферы для освоения новых знаний и возможности их успешного переноса в учебный процесс. Таким образом, комплексный подход и междисциплинарное взаимодействие с учителем начальных классов и другими специалистами сопровождения, приводят к развитию когнитивных способностей у детей с задержкой психического развития, помогая им справляться с академическими задачами и успешно адаптироваться к школьной среде.

Рис.4 Двигательные упражнения.



Список литературы:

1. Выгодский Л.С. «Вопросы детской психологии» - изд.: Союз, 2016 г.

2. Доман Глен «Что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга или у него травма мозга, умственная неполноценность, детский церебральный паралич (ДЦП), эпилепсия, аутизм, астетоидный гиперкинез, гиперактивность, дефицит внимания, задержка развития, синдром дауна.» / «What to Do about Your Brain – Injured Child»- The Institutes for the Achievement of Human Potential 8801 Stenton Avenue Wyndmoor, PA 19038 USA, 2007 г.

3. Делани Тара «Развитие основных навыков у детей с аутизмов. Эффективная методика игровых занятий с особыми детьми» - изд.: Рама, 2016 г.

4. Каган В. «Аутята. Родителям об аутизме» - изд.: Питер, 2016 г.

5. Кислинг Улла «Сенсорная интеграция в диалоге» из.: Теревинф, 2017 г.

6. Колганова В.С, Пивоварова Е.В. «Нейропсихологические занятия с детьми» изд.: Айрис-Пресс, 2015 г.

7. Перминова Г.А. «Игровой комплект Пертра/ Pertra» - М.: 2014 г.

8. Свенцицкий А. Л. «Краткий психологический словарь» - изд.: Проспект 2010г.

9. Тригер Р.Д. «Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития» - изд.: Питер, 2017г.

10. Шрамм Роберт «Детский аутизм и АВА» - изд.: Рама, 2016 г.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!