СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Активизации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в образовательной области "Художественно-эстетическое развитие. Музыка" посредством применения ИКТ технологий

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информационные коммуникативные (компьютерные) технологии обучения - это процесс подготовки  и передачи    информации   обучаемому,    средством осуществления  которых   является компьютер.

Многие считают, что использование компьютера возможно только на «технических» занятиях. На мой взгляд, использование компьютера возможно и в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие. (Музыка)».

Просмотр содержимого документа
«Активизации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в образовательной области "Художественно-эстетическое развитие. Музыка" посредством применения ИКТ технологий»


Активизация познавательной деятельности

детей старшего дошкольного возраста

в образовательной области

"Художественно-эстетическое развитие. Музыка"

посредством ИКТ


Автор: Александрова Ирина Алексеевна
Должность: музыкальный руководитель

МБДОУ детский сад №122 г. Пензы "Малыш"


В современном мире технический прогресс развивается очень активно: с каждым днем появляются всё более новые и новые технологии.

Информационные коммуникативные (компьютерные) технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Многие считают, что использование компьютера возможно только на «технических» занятиях. На мой взгляд, использование компьютера возможно и в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие. (Музыка)».

В практике работы я часто применяю ИКТ в различных направлениях:

  • для автоматизации документов (отчеты, справки, положения, программы, планы…);

  • для хранения различной информации (сценарии праздников, программы концертов, каталоги CD и DVD дисков…);

  • для получения информации через подключение к Интернету.

  • обмениваюсь информацией и материалами по использованию информационно-коммуникативных технологий на музыкальных занятиях.

  • имею доступ к библиотеке готовых учебных проектов с применением информационно-коммуникационных технологий, библиотеке методик проведения занятий с использованием разнообразных электронных ресурсов.

  • использую руководства и полезные советы по использованию программного обеспечения в образовательном процессе:

    • для диагностики качества образования;

    • для подготовки докладов, презентаций, выступлений;

    • как средство наглядности при введении нового материала;

    • для проведения практических занятий;

    • для самообразования.


О компьютере можно говорить, как о мощном инструменте в педагогической деятельности музыкального руководителя.

Музыка и компьютер – совершенно совместимые вещи. Различные электронные издания могут быть использованы в музыкально-образовательной деятельности. Важно определить назначение электронного издания музыкально-образовательной направленности по цели (обучающее, развивающее, игровое) и по содержанию (электронная энциклопедия, интерактивная музыкальная игра…).

Музыкальная информатика рассматривает компьютер как средство для решения традиционных задач музыкально-педагогической деятельности. Она побуждает к освоению различных программ для работы с музыкой на компьютере.

Условно их можно разделить на следующие группы:

  • музыкальные проигрыватели, (Windows Media Player, WinAmp и другие)

  • музыкальные конструкторы,

  • музыкальные энциклопедии, («Шедевры музыки», «Музыкальные инструменты», «Классическая музыка», «Популярная музыка»;

  • обучающие программы, («Музыкальный класс», «Учимся понимать музыку»)

  • программы для импровизации, группового музицирования, сочинения музыки,

  • программы для пения караоке.

Обучающие программы способствуют активизации музыкально-познавательной деятельности детей. Это направление помогает эффективно решать традиционные задачи освоения необходимых знаний, умений и навыков и применять их на практике.

Работа с готовыми программами вызывает интерес и подталкивает на продолжение общения с компьютером

  • Мультимедиа презентации – электронные диафильмы, включающие в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности (реакцию на действия пользователя)- наиболее распространённый вид представления демонстрационных материалов.


  • Использование мультимедиа презентаций целесообразно как с помощью компьютера, так и с помощью мультимедийного проекционного экрана.



Создание компьютерных презентаций с использованием средств Microsoft Power Point, нацелено на более глубокое изучение зарубежного и отечественного искусства.

Презентации способны не только прекрасно иллюстрировать занятие произведениями живописи, музыки, но и развивать способности сравнивать, сопоставлять произведения искусства; расширить рамки работы по развитию музыкальных способностей детей; и даже проводить проверку знаний.


Использование презентаций происходит по видам музыкальной деятельности:

  • Восприятие музыки

  • Музыкально-ритмические движения и Танцы

  • Пение

  • Музыкально-дидактические игры

  • Игра на детских музыкальных инструментах


Восприятие музыки


"Волшебный мир искусства"

Использование на музыкальных занятиях презентаций, созданных лично мной при помощи программ Microsoft PowerPoint, Gif Animator, Adobe Photoshop, Adobe Flash Player, открывает перед ребенком мир музыкальных образов русской и зарубежной классики, таких, как:

  • «Времена года» П. И. Чайковского,

  • «Лебединое озеро» П. И. Чайковского,

  • «Детский альбом» П. И. Чайковского,

  • «Спящая красавица» П. И. Чайковского,

  • «Петя и волк» С. С. Прокофьева,

  • «Времена года в музыке Антонио Вивальди»

  • «Звучащие картины»,

  • «Балет».


Презентации содержат биографическую информацию о композиторах и исполнителях, сведения о музыкальных произведениях (их сюжетах, премьерах, истории написания), о музыкальных инструментах, о жанрах классической музыки, предлагают прослушать отрывки из музыкальных произведений и просмотреть иллюстрации и видеофрагменты

В совместной деятельности с использованием ИКТ дети знакомятся с изобразительностью музыки по таким темам, как:


«Природа в музыке»

Презентации «Времена года» П. И. Чайковского, «Детский альбом» П. И. Чайковского углубляют представления об изобразительных возможностях музыки, развивают эстетические чувства детей, чувство прекрасного в жизни и искусстве, сопоставляя образы природы, выраженные разными видами искусства.


«Сказка в музыке»

Презентация «Сказка в музыке» развивает представления о связи музыкальных и речевых интонаций, близости средств выражения речи и музыки; музыкальное восприятие, воображение, образную речь детей.


«Настроения и чувства в музыке»

Презентации «Шутка в музыке» Д. Б. Кабалевского, по «Детскому альбому» П. И. Чайковского дают представление о том, что музыка выражает чувства, настроения, переживания человека.

«Шутка в музыке»

Презентация «Шутка в музыке» развивает способность слышать смену настроений.

«Песня, танец, марш»

Презентация «Музыка, 2 часть» знакомит с основными жанрами музыки, их характерными особенностями.

«БАЛЕТ»

Презентации "Лебединое озеро", «Балет. Хореографы и танцоры» знакомят с жанром балета.

Певческая деятельность - самый общедоступный способ музицирования. Петь хочет и может каждый ребенок за небольшим исключением. Голос - инструмент общедоступный, и именно он позволяет привлечь ребенка к активной музыкальной деятельности, познанию красоты и законов музыкального искусства.

Использование видео-звукоряда, наряду с фортепианным сопровождением, поддерживает у детей интерес к исполнению песен.

Презентации - караоке "Два веселых гуся", "Как Львенок и черепаха пели песенку", "Песня про хомячка", "Мы запели песенку", "Улыбка", "Цыплята", "Песенка Фунтика", "Песенка о зверятах", "В траве сидел кузнечик", "Песенка про Чебурашку", "Облака, белогривые лошадки", "Буратино", «Антошка", "Песенка крокодила Гены", "Художникм, "Я хочу увидеть музыку", "Осеннее размышление", "Ёжик" пробуждают творчество и выявляют таланты. Дети имеют возможность показать себя с лучшей стороны и чувствовать себя настоящими артистами


Игра дошкольника является главнейшей психологической базой для введения компьютера как игрового средства.

Игры делятся на категории:

 на развитие чувства ритма (например, "Веселые сестрички", "Три медведя")

 на развитие звуковысотного слуха (например, ("Птица и птенчики", "Домик-крошечка", "Лесенка", "Зайчик", «Музыкальное окошко»)

 на развитие тембрового слуха ("Музыка,1 ч.", "Угадай", "Музыкальные инструменты", "Узнай звуки")

 на определение жанров музыки ("Удивительный светофор", "Три кита", "Вот так зайцы!", "Музыка, 2ч.")

 на усвоение материала ("Поможем Дюймовочке", "Цветик-семицветик")

 на ознакомление с нотным станом и длительностью зхвука ("Солнышко", "Веселый паровоз")

Интерактивные формы делают игры по-настоящему современной.

Благодаря им дети могут в процессе игры управлять ее содержанием. - дети, выбирая картинку или соответствующий правильному ответу триггер, узнают правильность своего выбора.

Яркие, самобытные, сказочные персонажи игровых сценок дарят детям радость, незабываемые впечатления, приобщают их к произведениям фольклора, а взрослым – успешность и эффективность педагогического процесса, творческий импульс и фантазию.

В процессе индивидуальной работы с детьми компьютерные игры помогают закрепить их знания.

Ребенок :

 сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;

в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;

позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни;

компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.

Мнемотехника, как средство запоминания песен.

Еще до появления технологии мультимедиа эксперты по маркетингу, по результатам многочисленных экспериментов, обнаружили зависимость между методом усвоения материала и способностью воспроизвести приобретенные знания через какое-то время. Если материал был подан в звуковом виде, то человек мог запомнить около 1/4 информации, если информация была подана визуально - около 1/3. При комбинировании влияния (зрительного и слухового) запоминание повышалось до 1/2, а если человек вовлекался в активные действия в процессе изучения, то усвояемость материала повышалась до 75 %.

Сегодня я хочу напомнить Вам использование мнемотехники для быстрого разучивания слов и мелодии песни. Метод мнемотехники широко известен. Самый часто приводимый пример мнемотехники – заучивание цветов радуги по первой букве слова (каждый охотник желает знать, где сидит фазан); так же широко известна мнемотехника запоминания цифр по мелодии (например, номера телефона).

Перед вами алгоритм работы разучивания текста песни по мнемотаблице.

  • Как видите, сначала активизируется слуховое восприятие детей, дается краткий анализ муз. произведения, дети учатся не только вслушиваться в текст, но и рассуждать о нем.

  • Далее идет комбинированное влияние (зрительное и слуховое), причем пение а-капелла, т.е. слуховое восприятие в его, так сказать, чистом виде, где мелодия, по сути, тоже является мнемониконом – средством запоминания.

  • Третья и четвертая позиции дают детям возможность разобраться в значении каждой картинки, соотнести визуальный ряд с речевым.


  • В пятой позиции добавляется еще она задача – соотнести звуковысотность голоса с речью и визуальным сопровождением, т.е. воспроизвести мелодию и воссоздать текст песни по картинкам.

  • И последний, заключительный этап – когда мы ребенка вовлекаем в активные действия – придумываем вместе с детьми образные движения по тексту.

Хочу продемонстрировать это на примере песни «Солнышко» для младшего дошкольного возраста .

В своей работе я использую этот метод и уверенно могу сказать, что ожидаемые результаты исполняются, что применение мультимедиа значительно повышает эффективность разучивания песен.

Детская психика лучше воспринимает информацию в игровой форме, когда она облечена в интересную, доступную их пониманию оболочку. Как познакомить детей с симфоническим оркестром или оркестром народных инструментов так, чтобы они не заскучали? Чтобы научились различать инструменты по тембру, не путались во множестве их названий и групп? К сожалению, показать и услышать инструменты оркестра вживую довольно проблематично, особенно для дошкольников, у которых еще только формируется культура слушания музыки и поведения в концертном зале. Так возникла идея о цикле занятий, в котором дети в игровой форме знакомились бы с инструментами. Прежде всего, захотелось, чтобы дети увидели инструменты в необычной, сказочной обстановке. Я решила использовать сказку в стихах Сергея Волкова «Детям о музыке». Придумала и изготовила видеоролики «Музыка» в 2-х частях, в которых рассказывается о разных группах музыкальных инструментов, а также подобрала и изготовила творческие задания и дидактические игры по данной тематике.

Презентации «Петя и волк» С. С. Прокофьева, «Музыкальная шкатулка», «Звучащие картины» расширяют представление об изобразительных возможностях музыки, ее возможностях передавать голоса птиц и животных, подражать тембрам музыкальных инструментов; расширяют представления о музыкальных инструментах их выразительных возможностях


Игра на детских музыкальных инструментах.

РИТМ

Зачем нам, музыкальным руководителям, развивать чувство ритма? Ведь мы не имеем целью подготовку детей к поступлению в ДМШ. В связи с этим хочу процитировать доктора психологических наук, профессора В.Г. Каменскую: «…Установлено, что сниженный слух, и как следствие этого, плохое восприятие ритмической структуры звуковой среды резко тормозят формирование экспрессивной речи в раннем возрасте. Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой (слитной) речи, она не выразительна и слабо интонирована…». Из этого следует– развивая чувство ритма, мы развиваем речь детей.

Кроме видеороликов необходимо использовать дидактический материал и творческие задания.


Очень хорошо при развитии чувства ритма использовать ритмофомулы.

Преимуществами использования информационно-компьютерных технологии в воспитательно-образовательном процессе перед традиционным обучением являются:

Расширение возможностей информационных технологий значительно предъявления учебной информации.

Применение цвета, графики, звука, всех современных средств современной техники воссоздают реальную обстановку действительности.

Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию дошкольников к обучению.

Информационные компьютерные технологии вовлекают детей в образовательный процесс, способствует наиболее широкому раскрытию их творческих способностей, активизации познавательной деятельности.

Повышается результативность и, главное, интерес детей к занятиям музыкой.

Хотите, чтобы дети ходили к вам на занятия без пропусков, ловили каждое ваше слово? Используйте современные технологии, и результат не заставит вас ждать.

Хотя хочу заметить следующее:

Применяя информационные технологии на занятиях музыкой нельзя забывать о том, что мы общаемся с искусством. Важно «не подменить» его общением с компьютером, не превратить его в технический практикум. Важно помнить о разумном использовании компьютера для раскрытия, развития и реализации способностей ребенка.

7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!