Активизация мыслительной деятельности учащихся при проведении фронтального опроса по физике
Активизация мыслительной и познавательной деятельности учащегося относится к числу наиболее существенных проблем современной педагогической науки и учительской практики.
Достаточно высокий научный уровень современного школьного курса физики предполагает максимальную активизацию мыслительной деятельности учащихся. Только при выполнении этого требования программный материал может быть усвоен обучающимся достаточно глубоко и осознанно.
Известные ученые-методисты Знаменский П.А., Перышкин А.В., Иванов С.И. и другие неоднократно подчеркивали необходимость развития мышления учащихся при изучении физики. В «Основах методики преподавания физики» под редакцией Резникова Л.И. физическое мышление определяется так:
Физическое мышление – это умение наблюдать физические явления, расчленять сложное явление на составные части и устанавливать между ними основные связи и зависимости, находить связи между качественными и количественными сторонами явлений и физическими величинами, предвидеть следствия из теорий и применять свои знания.
Физика – ведущая наука естествознания. Особенности, характеризующие физическое мышление, присущи и мыслительной деятельности в области других наук о природе. Поэтому, развивая физическое мышление на уроках физики, мы тем самым развиваем и формируем естественнонаучное мышление.
Правильно организованный контроль за усвоением учебного материала – это одна из возможностей мотивации мыслительной деятельности.
Проверку знаний учащихся провожу как устно, так и письменно. Каждый из этих видов проверки осуществляется индивидуальным и фронтальным путем.
Индивидуальный устный контроль развивает у ученика умение логически правильно высказывать свои мысли, а учителю позволяет выявить глубину суждений и усвоения материала. Но именно этот контроль связан с большими потерями времени на уроке. Конечно, отказаться от устного опроса нельзя, поэтому надо всеми способами стараться нейтрализовать его отрицательные моменты. Одной из таких мер является наличие в кабинете памяток для ответов о физическом явлении, законе, приборе, явлении и постоянное обращение внимания на них. Пользуясь такой памяткой, учащиеся при ответе акцентируют внимание на главном. Например, памятка – план рассказа о физическом явлении:
1. Признаки явления.
2. Условия, при которых оно наблюдается или протекает.
3. Объяснение явления на основе научных представлений.
4. Связь данного явления с другими явлениями.
5. Использование и учет на практике.
Фронтальный устный контроль знаний более оперативен и позволяет вовлечь в работу большинство учащихся. Отвечают они как правило с места. В этом случае задаю вопросы, требующие кратких ответов. Если ученик молчит, вопрос задается другому, третьему. Но и при правильном ответе иногда обращаюсь к классу с вопросом: «А как вы думаете?», с тем, чтобы приучать школьников быть внимательными и самостоятельными.
Удобен фронтальный опрос и для актуализации знаний пред изучением нового материала, перед выдвижением учебной проблемы, при первичном закреплении учебного материала.
При проведении фронтального опроса использую некоторые занимательные приёмы: разгадывание кроссворда, кроссворда наоборот, исключение лишнего понятия.
Чтобы активизировать мыслительную деятельность, познавательный интерес учащихся, сформировать у них навыки самостоятельного приобретения знаний, я стремлюсь научить каждого ученика следить за логикой изложения учебного материала, участвовать в эвристической беседе. С этой целью подбираю систему следующих в логической последовательности вопросов, позволяющих вести беседу целенаправленно и требующих от учащихся максимальной собранности и напряжения умственных сил. Среди этих вопросов преобладают такие, для ответа на которые необходимо не только знание фактического материала, но и умение анализировать явления, собственные суждения и высказывания своих товарищей. Например, вопрос: «С каким ускорением падают тела разной массы?» я формулирую иначе: «Почему все тела в отсутствии сопротивления воздуха падают с одинаковым ускорением?».
Своеобразные соотношения абстрактного и конкретного, образного и логического мышления, которые возникают на разных ступенях познания, требуют гибких технологий обучения и познавательной деятельности, предполагающих разумные сочетания всех находящихся в педагогическом арсенале учителя методов и приемов. Главным критерием успешности применения тех или иных методов должно стать участие в учебной деятельности всех без исключения учащихся на уровне их потенциальных возможностей.
Литература
Бугаев А.И. «Методика преподавания физики в средней школе». М.: Просвещение, 1981.
Ланина И.Я. Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики. М.: Просвещение, 1985
Мастропас З.П., Синдеев Ю.Г. Физика. Методика и практика преподавания. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002
Мощанский В.Н. Формирование мировоззрение учащихся при изучении физики. М.: Просвещение, 1989.
Разумовский В.Г. «Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физики». М.: Просвещение, 1985.