СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках немецкого языка путем использование современных образовательных технологий»

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках немецкого языка путем использование современных образовательных технологий»

Просмотр содержимого документа
««Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках немецкого языка путем использование современных образовательных технологий»»









Введение

Вопросы активизации познавательной деятельности учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет большое значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся.

Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация познавательной деятельности обучающихся. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Одним из существенных недостатков знаний обучающихся остается формализм, который проявляется в отрыве заученных теоретических знаний от умения применить их на практике.

В условиях гуманизации образования существующая теория и технология массового обучения должна быть направлена на формирование сильной личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способной смело разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность, т.е. личности саморазвивающейся и самореализующейся.

В настоящее время всё более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит реализовать принципы здоровье-сбережения.

На протяжении межаттестационного периода 2016-2019 гг. изучены и реализованы следующие технологии:


Инфомационно - коммуникационные технологии


Цель: повышение мотивации к учению, повышение эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени наглядности, активизации познавательной деятельности, повышение качественной успеваемости обучающихся, развитие наглядно - образного, информационного мышления, навыков самообразования и самоконтроля, повышение активности и инициативности на уроке, повышение уровня комфортности обучения.


Результаты:

- активизация познавательной деятельности обучающихся;

- высокая степень дифференциации обучения;

- рост объема выполняемой работы на уроке;

- усовершенствование контроля знаний;

- рациональная организация учебного процесса, повышение эффективности урока.


Проектная технология — развивает творческие способности, самостоятельную познавательную активность.


Цель проектного обучения: создать условия, при которых обучающиеся:

- самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

- учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

- приобретают коммуникативные умения;

- развивают у себя исследовательские умения (выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);

- развивают системное мышление.


Результаты:

- реализация субъект - субъектного подхода в организации учебной деятельности;

- формирование активной познавательной и мыслительной деятельности учащихся;

- усиление мотивации к изучению предмета;

- создание благоприятной атмосферы на уроке;

- исключение монологического преподнесения учебного материала.


Игровые технологии как известно, повышают эффективность преподавания, делают процесс обучения более интересным, способствуют успешному усвоению изученного материала, формируют навыки коллективной работы.

Актуальность педагогической игры в том, что она позволяет достигать личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, способствует формированию необходимых универсальных учебных действий у школьников, позволяет спроектировать и провести урок на основе системно-деятельностного подхода в обучении. Педагогические игры по характеру педагогического процесса подразделяются на группы:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, воспитательные, развивающие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические - формируют устойчивую мотивацию учения; формируют ценностно-смысловые, социокультурные компетенции.


Результат:

В процессе использования игр на уроках немецкого языка задачи достижения личностных, метапредметных и предметных результатов образования решаются в комплексе.

Обучение в сотрудничестве


Цель технологии - развитие мышления учащихся. А развивать мышление – значит, развивать умение думать. При этом учитель решает ряд учебных и воспитательных задач:

- возрастает объём учебного материала и глубина его понимания;

- ученики получают удовольствие от занятий, комфортнее чувствуют себя в школе;

- возрастают познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;

- меняется характер взаимоотношений между детьми (исчезают безразличие, агрессия, прибавляются теплота и человечность); - растёт самокритичность - ученик более точно оценивает свои возможности;

- учитель получает возможность осуществлять индивидуальный подход к учащимся (учитывать их способности, темп работы при делении класса на группы, давать группам дифференцированные задания).


Результат:

Групповая работа создаёт благоприятные условия для включения всех школьников в активную работу на уроке. При организации работы в группах каждый ученик мыслит, выражает своё мнение. В группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения. Групповая форма работы позволяет реализовать индивидуальный подход в условиях массового обучения, организовать взаимодействие детей для выявления их индивидуальных возможностей и потребностей, тем самым повышая качество образования.


Здоровьесберегающие технологии

Цель: формирование психически устойчивой, физически развитой нравственной личности.

Результаты:

-сохранение здоровья обучающихся;

-повышение качества образовательного процесса:

-удовлетворение личностных потребностей, обучающихся в образовании;

-усиление мотивации обучения, повышение уровня познавательной активности.

- укрепление здоровья, воспитание культуры здоровья, стремлении грамотно заботиться о своем здоровье.

-построение урока с учетом работоспособности обучающихся;

- благоприятный психологический климат, создание ситуации успеха

С целью предотвращения перегрузки обучающихся и сохранения их здоровья использую различные приемы и методы: поддерживаю в кабинете условия, соответствующие СанПиНам; строгий режим учебной нагрузки, соответствующий возрастным особенностям учащихся; смена видов деятельности, развитие гигиенических навыков.


Технология портфолио реализует следующие функции в образовательном процессе:

- диагностическую (фиксируются изменения и рост (динамика) показателей за определенный период времени);

- целеполагания (поддерживает образовательные цели, сформулированные стандартом);

-мотивационную (поощряет обучающихся, педагогов и родителей к взаимодействию и достижению положительных результатов);

- содержательную (максимально раскрывает весь спектр достижений и выполняемых работ);

-развивающую (обеспечивает непрерывность процесса развития);

-рейтинговую (показывает диапазон и уровень навыков и умений);

Для обучающегося портфолио – это организатор его учебной деятельности, для преподавателя – средство обратной связи и инструмент оценочной деятельности.

Таким образом, можно выделить следующие признаки используемых технологий:

- ориентированы на получение конкретного результата;

- цель урока с их использованием – приобретением знаний в процессе деятельности;

- индивидуализация процесса обучения;

- способствует социализации учащихся;

- устанавливают качественно новые взаимоотношения учителя и обучающегося на уроке;

- способствует творческому и интеллектуальному развитию личности ученика и учителя.


Вывод: основное отличие используемых технологий: практическая направленность, проблемный характер, использование активных методов обучения. Разнообразие современных педагогических технологий позволяет учитывать индивидуальные способности обучающихся, раскрывать их творческий потенциал, обеспечить всестороннее развитие личности обучающихся.


Результаты использования современных образовательных технологий

технология

уровень использования

результат использования технологий

Личностно-ориентированное обучение

Методические приёмы. Отдельные компоненты

Стабильная, 100% успеваемость, повышение качества знаний и обученности обучающихся, всестороннее развитие личности.

Здоровьесберегающие технологии

Отдельные компоненты

Уменьшение пропусков по болезни. Отсутствие снижения уровня зрения, осанки обучающихся.

Информационно-коммуникационные технологии

Отдельные компоненты

- Создание и грамотное оформление творческих работ.

- подготовка презентаций,

- участие в конкурсах разных уровней.

Проектные методы обучения

Методические приёмы

Выход содержания проектов за рамки предмета. Переход на практическую направленность проектов.

Заключение

На современном этапе развития образования проблема активизации познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов.

Выполнение такого рода задач становится возможным только в условиях активного обучения, стимулирующего мыслительную деятельность учащихся. Активное обучение, которое осуществляется с помощью активных методов, способствует формированию познавательного интереса к приобретению знаний и учебной деятельности.

Использование в педагогической деятельности различных образовательных технологий позволяет повысить мотивацию обучающихся, профессионально-практическую направленность занятий, а, следовательно, добиваться более гарантированных запланированных результатов в своей профессионально-педагогической деятельности. Таким образом, современные образовательные технологии связаны с повышением эффективности обучения и воспитания и направлены на конечный результат образовательного процесса – подготовку выпускников способных успешно осваивать новые знания, гибко и динамично реагировать на изменяющиеся социально-экономические условия, обладающих высокими нравственными качествами в условиях инновационного образовательного пространства.






Литература.

  1. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] / В.П.Беспалько – М.,1989. – С.126

  2. Выступление В.В. Путина на заседании Государственного Совета Российской Федерации 29 августа 2001 г. [Электронный ресурс] – URL: 2002.kremlin.ruevents/284.html

  3. Модернизация российского образования: документы и материалы. Ред.: Э.Д. Днепров, Москва: ГУ ВШЭ, 2002, серия “Библиотека развития образования”– 35c.

  4. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. //Учебное пособие для студ. пед. вузов и системы пов. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под ред. Е. С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 272 с.

  5. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст] /Г.К,Селевко. – М.: Народное образование. 1998 -256 с.





Скачать

© 2021 202 3

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!