Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 г.Азнакаево»
Азнакаевского муниципального района РТ
Активизация познавательной деятельности
при работе над словами с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка.
Выступающие:
учителя начальных классов
Усманова Л.Ф.
Азнакаево
2016г
Учителя начальной школы волнует вопрос, как помочь учащимся усвоить написание непроверяемых гласных в слове, традиционно именуемых в школьной практике «словарными». В своей практике дети знакомятся с новым словом, используя разные формы работы. После знакомства со словарными словами идет отработка их правильного написания. Начиная с первого класса, проводится постоянная работа по запоминанию и заучиванию слов. Словарные слова надо знать наизусть, как таблицу умножения. Только таблица умножения помещается на один листок, словарные слова- целый толстый словарь.
Проблема формирования орфографической зоркости в современной школе приобретает всё большую актуальность. Как известно, грамотность выпускников школ снижается, несмотря на то, что учащиеся учат правила, а учителя используют разнообразные методы и приемы. И каждый педагог знает, с каким трудом даётся изучение словарных слов, как быстро дети устают от монотонного повторения, как неохотно заглядывают на последнюю страницу учебника в словарь.
Актуальной остаётся задача сделать интересным, познавательным процесс изучения словарных слов, а также снизить тревожность детей перед написанием словарного диктанта. Как при запоминании написания слов избежать зубрёжки?
Следовательно, нужны новые педагогические технологии, которые не только обеспечат высокий уровень знаний учащихся, но и создадут условия для психологической комфортности.
Презентация расскажет, как лучше всего запомнить словарные слова при помощи различных приёмов и методов.
Цель работы:
учить воспринимать и осознавать смысловое содержание изучаемых и однокоренных слов, оттенков их значений, антонимических и синонимических отношений, сочетаемости слов и устойчивых оборотов;
развивать умение объяснять значение слов и особенности их употребления в речи;
формировать умение использовать слова в речи при построении собственного речевого высказывания.
Основные этапы в работе со словарным словами:
Комплексная работа над словарным словом «берёза»
Этапы словарно-орфографической работы:
1. Предъявление нового слова. Чтобы «открыть» слово, используются разные способы: чтение загадки, отгадывание ее учащимися; описание признаков предмета или предъявление слова-синонима; отгадывание ребуса.(работа с аудиторией)
2. Работа над слуховым образом слова.
Обучающиеся проговаривают слово хором орфоэпически правильно, затем по одному, без выделения слогов, определяют в нем «трудное» место. Это очень важно для всей последующей работы, так как именно здесь не учителем, а самими детьми ставится орфографическая задача. После усвоения орфоэпического произношения ученики сразу могут назвать в этом слове трудное место. Как известно, дети лучше запоминают то, что, как им кажется, они нашли сами. Если младшие школьники умеют определять «трудное» место в слове до начала письма, то процесс письма становится для них более осознанным.(работа с аудиторией)
3. Запись слова с «окошком» - «сигнал опасности».
После того как дети определят ударный и безударный слоги, они записывают словарное слово в тетрадь. Важнейшее условие состоит в том, чтобы учащиеся, записывая слово, сами показали трудное место пропуском буквы – так называемым «окном».
Дети записывают слово, пропустив, например, букву безударного гласного и ставя ударение. Вместо пропущенной буквы должен непременно ставиться какой-либо «сигнал опасности», например, точка: б.реза.(работа с аудиторией)
4. Работа над зрительным образом слова.
На данном этапе можно предложить учащимся получить ответ на поставленный вопрос (о нужной букве), обратившись к орфографическому словарю (или к словарю учебника). Это способствует, во-первых, накоплению опыта работы со словарями, во-вторых, формированию умения не только ставить, но и решать орфографическую задачу самостоятельно. Для лучшего усвоения орфографического облика слова на этой стадии работы полезно использовать элементы этимологического анализа (если он помогает объяснить написание слова).(работа с аудиторией)
5. Включение слова в активный словарный запас.
На этом этапе нужно составлять словосочетания, предложения и работать с текстом.
Такую работу вполне можно назвать комплексной, поскольку слово рассматривается не только с орфографической точки зрения, но и с лексической, синтаксической, фонетической.
Покажем реализацию комплексной словарно-орфографической работы на примере знакомства со словом «берёза»(работа с аудиторией)
6.Рефлексия.
1 этап. Предъявление нового слова. Познакомить со словом можно с помощью ребуса.
Еще открыть слово «береза» можно с древней загадки:
Первое дело - мир освещать,
Второе дело - крик утишать,
Третье дело - больных исцелять,
Четвёртое дело - чистоту соблюдать.
Далее побеседовать, о каких 4-х делах говорится?
(1 – дом освещался березовой лучиной; 2 – детей успокаивали березовым прутиком; 3 – березовый сок, настой из берёзовых почек, березовый веник в бане считались хорошим лекарством; 4 – пол подметали тоже березовым веником).
2 этап. Работа над слуховым образом слова.
Учащиеся произносят слово, выявляют слабую позицию, слово можно затранскрибировать.
3 этап. Запись слова с «окошком» - «сигнал опасности».
С целью предупреждения ошибок в однокоренных словах, ребятам предлагается подобрать эти однокоренные слова и объяснить значение непонятных слов:
Берёзка – берёзонька – березняк – берёзовый – берёзовик – подберёзовик.
4 этап. Работа над зрительным образом слова.
Правописание слова берёза можно запомнить ассоциативным путём: берёза – бЕлая.
Б
Б Е Р Ё З А
Л
А
Я
Теперь поработаем над этимологией слова «берёза».
Беседа о том, как береза получила именно такое название?
Берёза получила своё название по цвету коры. Раньше в языке существовало слово бер, что значит «светлый, ясный, белый», от которого и образовалось сначала берза, а впоследствии - берёза. Берёза - берза,бер = «светлый, ясный, белый.
5 этап. Включение слова в активный словарный запас.
Чтобы обучающиеся увидели слово в разном контексте, предлагается прочесть строки из стихотворений и вспомнить знаменитого автора.
1. Берёзы желтою резьбой блестят в лазури голубой. (И.А. Бунин.)
2. Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром. (С. Есенин.)
6 этап. Рефлексия.(работа с аудиторией)
1 Запись слов по алфавиту.
Учащиеся усваивают алфавит уже к концу первого года обучения. Знание детьми алфавита можно использовать в работе над словами с непроверяемыми написаниями. Написав на доске слова с непроверяемыми написаниями, учитель предлагает переписать эти слова в тетрадь, расположив их в алфавитном порядке и , например, подчеркнув непроверяемые орфограммы.
По мере усвоения алфавита задания усложняются. Дети записывают слова в алфавитном расположении не только первой, но и последующих букв. Затем идет дальнейшее усложнение, например, с записью в несколько столбиков и в каждом – по алфавиту.
2. Выборочный диктант
Методика выборочного диктанта проста. Учитель вслух читает текст, в котором встречаются слова с непроверяемыми написаниями, а учащиеся, прослушав предложения, записывают встретившиеся в нем слова с данными орфограммами. В дальнейшем этот вид работы можно усложнить: в один столбик из данного текста учащиеся записывают слова с проверяемыми б/у гласными, в другой – с непроверяемыми.
В ходе такой работы дети не только учатся различать слова с проверяемыми и непроверяемыми б/у гласными, но и закрепляют правописание и тех, и других.
3. Выборочный ответ.
Суть этого приема состоит в том, что на задание (вопрос) дается несколько ответов и один из них – правильный. Надо найти и выделить его. Проверив по словарю написание данных слов учащиеся выбирают ответы и ставят +.
4. Группировка и запись слов по орфографическим признакам.
Этот прием состоит в том, что учащиеся записывают диктуемые или приведенные на доске слова и по алфавиту, и по группам в соответствии с орфографическими особенностями слов.
5. Подбор однокоренных слов – других частей речи.
Задание на образование одних частей речи от других. Эту работу можно подчинить и обучению непроверяемым написаниям. Пример: диктуется слово береза, записать к нему слово-прилагательное (березовый).
6.Сопоставление слов с противоположными орфограммами
Здесь имеются в виду слова типа: шоссе – коса. Предлагается записать 2-3 таких пары (под диктовку или с доски). В последнем случае запись выглядит так: шо…е – ко…а. Сгруппировав их по наличию двух или одной согласной.
7. Подбор и запись синонимов и антонимов.
Одним из эффективных приемов словарно-орфографической работы является прием подбора учащимися слов близких или противоположных по значению. Среди подбираемых и записываемых учащимися синонимов и антонимов, как правило, встречается немало слов с непроверяемыми написаниями. Пример: синонимы к слову Отечество – Родина, отчизна, а антонимы к слову мешать – помогать, пособлять.
8. Составление предложений с данными словами.
Этот вид работы практикуется в школе очень широко. Он способствует закреплению навыка правописания, закреплению и обогащению словаря, усвоению синтаксического строя речи, закреплению непроверяемых написаний.
9. Сочинение по опорным словам
Предлагается записать сочинение по определенной теме используя опорные слова с непроверяемыми орфограммами.
10. Дописывание орфографических таблиц.
Для закрепления непроверяемых написаний можно использовать и этот прием. Пример: подобрать слова на определенную орфограмму.
11. Подбор и запись слов с иноязычными элементами.
Познакомив детей с иноязычными элементами слов, можно предложить задания на подбор и запись других слов с этими элементами. Пример: дописать слово с частью грамм-(грамматика, килограмм и т. д. )
12. Замена описательных оборотов словами-синонимами.
Вместо описательного оборота подобрать слово-замену с непроверяемой орфограммой. Эта работа может быть как устной, так и в виде карточек, кроссвордов, записанная на доске. Вариантов много.
13. Письменный пересказ текста с использованием данных слов.
Учащиеся кратко, в письменном виде, передают содержание какого-нибудь текста, используя при этом записанные на доске слова с непроверяемыми написаниями (б/у гласные, удвоенные согласные).
Приемы и методы:
методика В.С. Лайло
метод симультанного чтения
метод ярких ассоциаций
зрительное запоминание
сопоставление и противопоставление тематических групп заучиваемых слов
сопоставление зрительного и слухового образов (составов) слов
- Методика Лайло
Все словарные слова, которые учащиеся должны выучить за год, разделяются на несколько групп в зависимости от «опасного места» — буквы, в написании которой можно ошибиться. Детям предлагается составить из этих слов небольшой связный текст, нарисовать к своему рассказу рисунок и придумать название — опорное слово ко всем словам рассказа, в написании которого невозможно сделать ошибку.
- Метод симультанного чтения
Предъявляются карточки со словами, которые дети должны молча прочитать и запомнить (сфотографировать). Размер карточки — пол-листа формата А4, время предъявления каждой карточки — 5 секунд, количество слов — от 4 до 10. После предъявления слов предлагаю учащимся послушать рассказ, в котором будут встречаться «сфотографированные» слова (каждое слово должно повторяться в тексте 2–3 раза). Дети, услышав «сфотографированное» слово, должны подать сигнал — хлопнуть в ладоши или слегка ударить по парте — «проявить» пленку. Следующий этап работы — «печать фотографий». Те слова, которые дети запомнили, увидев и услышав, они записывают в тетрадь.
- Метод ярких ассоциаций
Трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму.
- Сопоставление и противопоставление тематических групп заучиваемых слов
Сопоставление названий домашних животных: корова, лошадь, собака; однокоренных слов: путешественник, путешествие, путешествовать; форм слова: стакан-стаканы, космонавт-космонавты; сравнение по значению: машина-машинка-машинище, деревня-город; пример противопоставления: ученик-учитель и т.п.;
- Сопоставление зрительного и слухового образов (составов) слов
Различные виды слуховых диктантов. В слуховом диктанте пишущий воспринимает звучащее слово, его звуковой состав он переводит в буквенный, графический комплекс и записывает;
Необходимо заметить, что в процессе комплексной словарно-орфографической работы формируются следующие универсальные учебные действия:
коммуникативные: участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи; понимать зависимость характера речи от ситуации общения, стараться строить свои диалогические и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учётом этой ситуации и конкретных речевых задач;
познавательные: искать, получать и использовать информацию; осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом; фиксировать информацию разными способами; понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, текстовой ; пользоваться различными словарями; выполнять логические действия с языковым материалом: проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение; подводить под понятие, доказывать, делать выводы и т.д. [6.]
Опыт показывает, что планомерное применение названных методов и приемов дает возможность повысить эффективность обучения словарным словам.
При использовании различных методов и приемов работы со словами с непроверяемыми написаниями учащиеся усваивают орфографию не только слов, предусмотренных программой, но и многих других. А каждый учитель знает: чем больше слов усвоит учащийся, тем богаче его речь, тем легче ему учиться , тем глубже и прочнее его знания по всем предметам. Путь к знаниям лежит через усвоение слов.
Литература:
Горбачевин К.С. Словарь эпитетов русского языка. СПб, 2001. - 224 с.
Канакина В.П. Работа над трудными словами в начальных классах: - М: Просвещение,1991. - 112 с.
Львов М.Р, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. Методика преподавания русского языка в начальных классах. Академия, 2007. – 464 с.
Ожегов С.И., Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка. М: Русский язык, 1999. - 4000 с.
Парамонова Л.Г. Как овладеть правописанием «словарных слов». Союз, 2005. - 176 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Москва. Просвещение, 2013. – 32 с.