СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка посредством ИКТ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эффективным средством активизации познавательной деятельности учащихся является использование информационных технологий в образовательном процессе. Основные преимущества ИКТ: позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности.

Просмотр содержимого документа
«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка посредством ИКТ»


Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка


Эффективным средством активизации познавательной деятельности учащихся является использование информационных технологий в образовательном процессе. Основные преимущества ИКТ: позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Используя ИКТ нельзя забывать о здоровьесберегающих технологиях. Компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его.

Учебник - привычный инструмент и помощник ребенку, который можно листать, общаться с ним, как с человеком, но ИКТ – технологии, это дополнительные возможности обучения, ИКТ и учебник – единое целое. С помощью ИКТ интенсифицируется информационное взаимодействие между субъектами информационно-коммуникативной предметной среды, результатом является формирование более эффективной модели обучения. Применение ИКТ- технологий на уроке необходимо - это требование времени, которое разнообразит урок, позволяет увеличить его плотность, активизировать работу учащихся. ИКТ выступают как средство доступа к учебной информации, обеспечивающее возможности поиска, сбора и работы с источником, в том числе в сети Интернет, нацелен на комплексную реализацию личностно - ориентированного, деятельностного, коммуникативно-когнитивного и социокультурного подходов к обучению, в том числе, и на формирование и развитие информационной культуры учащихся.

Успех обучения зависит от творческой личности учителя, от его умения использовать компьютерные презентации, использовать ИКТ как средства организации проектной деятельности школьника, использовать дистанционное обучение, проводить интерактивные лекции с использованием мультимедиа-технологий, использовать интерактивную доску, использовать учебники-навигаторы как дидактическое средство, организовывать самостоятельную учебно-познавательную деятельность и др.

Компьютерные презентации к урокам русского языка. Это могут быть и уроки по биографиям писателей с богатым иллюстративным материалом, а могут быть и тесты и игры, обобщающие пройденный материал. Любую презентацию можно анимировать, с помощью анимации объяснять материал.

  Видео. Учебные документальные фильмы по биографиям писателей и поэтов.

Можно создавать интегрированные проекты -  видеофильмы, исторические справки о различных исторических личностях, рассказы о картинах по литературным произведениям. Ведь очень часто на уроках литературы мы рассказываем не только о литературе, но и о смежных видах искусства.

Заочные экскурсии. Они расширяют кругозор учащихся. Сейчас в каждом классе по литературе предлагается совершать заочные экскурсии по литературным местам. Таким образом, созданные фильмы - это видео поддержка таких уроков.

Аудио. Можно использовать как эталонное прочтение, к которому следует стремиться. Может даваться в познавательных целях, чтобы познакомиться с голосом знаменитых писателей, актёров. Может даваться как иллюстрация.

Аудиозаписи на уроках русского языка

Кроме традиционных фонохрестоматий, которых собрано множество в кабинете, можно использовать созданные аудиозаписи. Записывается текст диктанта на уроках русского языка с помощью микрофона, можно это сделать и на два варианта с помощью мужского и женского голоса. Затем на уроке включается аудиозапись в ходе проведения работы с перфокартой, словарного диктанта, проверочной, тестовой работы. В это время учитель наблюдает, чтобы учащиеся не списывали, или проверяет предыдущую работу учащихся. Такую работу можно проводить в ходе уплотнённого опроса. Например, несколько учащихся работают у доски с карточками, ещё несколько – с карточками на местах, а остальные – с аудиозаписью. Учитель в это время может направлять работу учащихся у доски. Это повышает эффективность урока, наполняемость оценок в журнале, урок проходит динамично и разнообразно.

Электронное приложение (ЭП) является мультимедийным компонентом УМК. В нем отражены все виды работ, представленные в учебнике: изложение правил и определений, упражнения всех типов (в том числе по развитию речи), работа со словарными словами, странички для любознательных. Для контроля усвоения знаний в ЭП представлены проверочные работы по всем темам и интерактивные игры.

С помощью ЭП учитель сможет объяснить новый материал на уроке, систематически проводить индивидуальную работу с учениками на уроке, организовать повторение тем, вызывающих наибольшие затруднения у учащихся. При работе с ЭП дома учащийся сможет самостоятельно повторить теоретический материал и выполнить упражнения с самопроверкой.

Онлай-тестирование. Различные наборы заданий при каждом новом тестировании, приближенная к реальному ЕГЭ форма тестирования, индивидуальные рекомендации со справочным материалом по итогам тестирования

На сайтах представлены уникальные тесты, разработанные в соответствии с требованиями, т.е. на экзамене будут аналогичные варианты заданий. Регулярная тренировка вырабатывает навыки быстрого и эффективного выполнения заданий, что пригодится на самом экзамене.

Несомненным достоинством теста является то, что в конце при получении результатов тестирования (первичный и вторичный балл), информации о времени, затраченном на работу, количестве ошибок и правильных ответов, Вы имеете возможность получить подобранный для Вас справочный материал по проблемным местам в русском языке. Это освободит от необходимости выискивать нужный материал в многочисленных учебниках, справочниках, Интернете.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!