Из опыта работы учителя начальных классов
МБОУ «СОШ №12 с УИОП» г. Бийск
Лариной Ирины Анатольевны
- Активизация познавательной деятельности и развития самостоятельности являются объективными условиями сознательного и прочного усвоения школьниками знаний, умений и навыков.
- Психологические особенности младших школьников, их природная любознательность, отзывчивость, расположенность к усвоению нового создают условия для развития познавательной активности и самостоятельности.
- Учителю необходимо обучать ребят деятельности, умению ставить цель, организовывать свою деятельность для её достижения и оценивать результат своей деятельности, что невозможно без развития самостоятельности и познавательного интереса.
- У младших школьников не развивается познавательный интерес и самостоятельность при шаблонном изложении материала учителем.
- Учитель не всегда имеют достаточно чёткое представление о том, как именно следует повышать уровень познавательной самостоятельности школьников на уроке.
- Отсутствие опыта самостоятельной работы; возрастные и индивидуальные особенности младших школьников.
Выявление, научное обоснование педагогических условий активизации познавательной деятельности и развития самостоятельности младших школьников в процессе обучения математике.
- определить условия, стимулирующие познавательную активность учащихся;
- разработать конкретные методические приёмы, с помощью которых можно пробудить и развивать познавательную активность учащихся на уроках математики;
- показать на примере практического материала возможность достижения познавательной активности на уроках математики
- повышение мотивации к учебному процессу, получению знаний;
- учащиеся научатся работать самостоятельно;
- получат опыт самоанализа исследовательской работы;
- научатся выражать и отстаивать своё мнение
- выявление уровня познавательной активности и самостоятельности обучающихся;
- подбор методов, приёмов обучения ; разработка моделей уроков;
- подготовка дидактического материала;
- анализ уровня сформированности познавательной активности и самостоятельности обучающихся
1. Самостоятельная работа с предварительным разбором.
2. Решение задач с последующей проверкой.
3. Многовариантные задания с готовыми ответами по типу тестов, перфокарт.
4. Дидактические игры:
а) требующие от детей исполнительской деятельности;
в) в которых запрограммирована контролирующая деятельность учащихся;
г) с помощью которых дети осуществляют преобразующую деятельность;
д) включающие элементы поисковой деятельности.
1.Возникает интерес к учебному процессу.
2.Высокая работоспособность.
3. Лучше усваивается учебный материал.
4. Принцип личной ответственности и рефлексии способствует формированию адекватной самооценки.
Устный счёт
Время
С применением игр
1мин
Традиционный урок
30%
2мин
50%
20%
3ми
30%
78%
4мин
65%
5мин
45%
40%
50%
6мин
40%
35%
7мин
30%
30%
20%
С применением карточек Традиционный урок
1мин 27% 20%
2мин 40% 20%
3мин 50% 30%
4мин 56% 35%
5м ин 60% 42%
6мин 65% 45%
7мин 70% 50%
8мин 80% 60%
9мин 90% 55%
10мин 87% 50%
11мин 87% 44%
12мин 75% 42%
13мин 70% 40%
14мин 70% 40%
15мин 70% 40%
Участвовали 23человека
-Нравится ли тебе учиться в школе? - 20 человек
-Нравится ли урок математики? - 19человек
-Любишь ли ты решать задачи, примеры? - 18 человек.
-Нравятся ли тебе игры на уроках математики? - 19 чел.
- Как думаешь, можно ли учиться, играя? - 22 человека.
Анкетирование показало , что 90% обучающихся присутствует интерес на уроках математики .
63% изъявили желание самостоятельно разобраться в нестандартной задаче.
15% хотели бы получать более сложные задания.
- разный уровень развития обучающихся;
- большая организационная работа учителя;
- не всегда хватает времени на проверку и анализ самостоятельных работ
2012
2 класс
2013
3 класс
65 %
2014
4 класс
65 %
78 %
1 четверть
2 четверть
60 %
62 %
3 четверть
4 четверть
65 %
78 %
Использование методов и приёмов для повышения познавательной активности младших школьников
- эффективно;
-результативно;
-содействует воспитанию;
- способствует прочному усвоению учебного материала.
Лебедева Н.В. Преемственность в учебно-воспитательной работе учителей начальных классов и учителей-предметников. «Начальная школа», №12 – 1997 г.
Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. – М.:
Истомина Н. Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1985.
«Активизация познавательной деятельности и развитие самостоятельности младших школьников»
Под ред. М.П.Осиповой, Н.И. Кончаловской.
С.35-45 2001 год
http :// images . yandex . ru / yandsearch ? ed =1& text =% D 1%88% D 0% BA % D 0% BE % D 0% BB % D 1%8 C % D 0% BD % D 0% B 0% D 1%8 F %20% D 1%82% D 0% B 5% D 0% BC % D 0% B 0%20% D 0% BA % D 0% B 0% D 1%80% D 1%82% D 0% B 8% D 0% BD % D 0% BA % D 0% B 8& p =80& img _ url = balash . seun . ru %2 Fevent %2 F 121%2 FLOGO %2 FLOGO . jpg & rpt = simage
http://www.grafamania.net/clipart/13845-klipart-na-shkolnuju-temu.html
Автор шаблона: Ермолаева Ирина Алексеевна, учитель информатики и математики
МОУ «Павловская сош» с.Павловск Алтайский край