СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Активизация познавательной деятельности младших школьников как условие успешности обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Активизация познавательной деятельностиучащихся - одна из актуальных проблем  на современном этапе развития педагогической науки и практики.

Идея активизации имеет большую историю. В статье раскрыты основные принципы развития познавательной активности.

Просмотр содержимого документа
«Активизация познавательной деятельности младших школьников как условие успешности обучения»

Г.И. Гладышева,

учитель начальных классов

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3»

г. Северодвинска



Активизация познавательной деятельности

младших школьников как условие успешности обучения


Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики.

     Идея активизации обучения имеет большую историю. Постановка проблемных вопросов собеседнику и его затруднение в поисках ответов на них были характерны для дискуссий Сократа. Демокрит, важнейший представитель древнегреческой философии, во многих своих трудах касался вопросов педагогики. Дожившие до наших дней его крылатые афоризмы и сегодня не утратили своей актуальности. Например: «Учение вырабатывает прекрасные вещи только на основе труда»; «Хорошими людьми становятся больше от упражнения, чем от природы».

Одним из первых сторонников активного учения школьников был знаменитый чешский педагог Ян Амос Коменский (1592-1670). Его «Великая дидактика» содержит указания на «необходимость воспламенять в мальчике жажду знаний и пылкое усердие к учению».

Я. А. Коменский доказал, что организация учебного процесса должна быть направлена на формирование у детей желания учиться. Одно из условий обеспечения познавательных стремлений - положительная мотивация учения. Поддержка интереса происходит благодаря положительному отношению к детям, похвале, использованию занимательного материала.

Проблеме активизации познавательной деятельности посвящены работы многих учёных Л.С. Выготского, Б.Г. Ананьева, П.Я. Гальперина и др.

Познавательная активность как педагогическое явление - это двусторонний процесс: с одной стороны, проявление самоорганизации и самореализации школьника, с другой – результат организации познавательной деятельности учащихся со стороны учителя.

Управление активностью школьников традиционно называют активизацией. Активизировать – усиливать (усилить активность), сделать более деятельной, активной. Активизировать – переводить учащихся с воспроизводящего уровня учебно-познавательной деятельности на творческий уровень. Активизацию можно определить как постоянный процесс побуждения к энергичному, целенаправленному учению.


Почему же проблема активизации познавательной деятельности актуальна на современном этапе обучения учащихся?

  1. Эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня активности учащихся.

  2. Педагогический поиск педагогов, направленный на разработку эффективных дидактических средств активизации познавательной деятельности учащихся.


Таким образом, главной целью становится:

- повышение активности учащихся совокупностью применения методов организации и управления учебно-познавательной деятельностью.


Задачи:

- создание условий эффективности управления;

- применение различных методов активизации познавательной деятельности учащихся.


Возникают вопросы, которые волнуют педагогов современности.

Как эффективнее организовать учебную познавательную деятельность учащихся на уроках?

Как создать и поддержать у ученика интерес к учению на уроке?


Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроке необходимо:

- совершенствовать систему усвоения учащимися базовых знаний, умений, навыков;

- развивать мотивацию учащихся к учению;

- формировать потребность к осознанному усвоению учебного материала;

- создавать условия для активной познавательной деятельности.


Условия для активизации познавательной деятельности младших школьников:

- создание атмосферы сотрудничества и доброжелательности в классе;

- создание “ситуации успеха” для каждого учащегося;

- включение ученика в активную деятельность через коллективные формы работы;

- использование элементов занимательности, нестандартности при изучении материала;

- организация восприятия и наблюдения;

- использование проблемных ситуаций;

- ведение учебного процесса на оптимальном уровне развития учащихся;

- максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся;

- учет индивидуальных способностей учащихся;

- формирование у учащихся положительного отношения к учению;

- наличие определенного фонда знаний как необходимого условия работы мышления и воображения.


Учитывая эти условия, каждый педагог в своей работе по активизации познавательной деятельности соблюдает факторы, которые побуждают учащихся к активности.


Факторы, побуждающие учащихся к активности:

  1. Творческий характер учебно-познавательной деятельности является мощным стимулом к познанию. Исследовательский характер

учебно-познавательной деятельности позволяет пробудить у учащихся творческий интерес, побуждает их к активному самостоятельному и коллективному поиску новых знаний.

  1. Состязательность также является одним из главных побудителей к активной деятельности учащегося.

  2. Игровой характер проведения уроков представляет собой эффективный мотивационный процесс мыслительной активности учащегося.

  3. Эмоциональное воздействие является методом, который пробуждает желание активно включиться в коллективный процесс учения.


При управлении познавательной деятельностью педагог может:

- опираться на интересы учащихся и одновременно формировать мотивы учения;

- включать учеников в решение проблемных ситуаций;

- использовать дидактические игры и дискуссии;

- использовать методы обучения: беседу, пример, наглядный показ;

- стимулировать коллективные формы работы, взаимодействие учеников в учении.


В активизации познавательной деятельности учащихся большую роль играет умение учителя побуждать своих учеников к осмыслению логики и последовательности в изложении учебного материала, к выделению в нем главных и наиболее существенных положений. Уже в младших классах полезно приучать ребят самостоятельно выделять самое существенное в объяснении учителя и формулировать важнейшие вопросы, которые объяснены на уроке.


В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них – разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.


Методы активизации познавательного интереса.

Степень активности учащихся является реакцией, а методы и приемы работы учителя являются показателем его педагогического мастерства.

Активными методами активизации следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников, побуждают их к старательному учению.



Активизации познавательной деятельности детей на уроках происходит с помощью:

- наглядности и демонстрационных средств (документальное, художественное кино; вещественные источники).

- индивидуальной и групповой работы;

- ролевых и деловых игр на уроках (турнир, диспут, КВН, «Умники и умницы», игры-путешествия, уроков фантазирования, уроков сказок, уроков в школе будущего);

- внедрения современных информационных технологий.


Методы активизации на этапе мотивации:

познавательные игры,

создание ситуаций:

- эмоционально-нравственных переживаний;

- интереса

- занимательности;

- познавательной новизны;

- опоры на жизненный опыт;

- проявление воли;

- успеха в учении.


Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:

- отстаивать свое мнение;

- принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;

- ставить вопросы своим товарищам и учителю;

- оценивать ответы и письменные работы товарищей;

- объяснять более слабым учащимся непонятные места;

- самостоятельно выбирать посильное задание;

- находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);

- решать усложнённые задачи путем применения известных им способов решения [5].


Активность учеников на уроке – это результат труда педагога. Таким образом, уже на мотивационном этапе возникает возможность организовать активную познавательную деятельность с учётом жизненного опыта учащихся.


На этапе «Открытие нового знания»

  1. Выстраивание вокруг учебного материала игрового сюжета.

Использование занимательного материала. Подбор яркого, образного, занимательного учебного материала в сочетании с учебными заданиями создает в классе атмосферу заинтересованности.

  1. Метод «Творческий поиск».

Использование творческих заданий. Это такие учебные задания, которые содержат творческий компонент, для решения которого учащемуся необходимо использовать знания, приемы или способы решения, ранее не применяемые. Это могут быть различные виды учебных заданий: сочинение, рисунок, придумывание заданий и упражнений, составление ребусов, головоломок, написание стихотворений и т.д.

  1. Для управления познавательной деятельностью учащихся на этапе осознания нового знания могут использоваться:

  1. алгоритмы, составленные вместе с детьми.


Алгоритм работы над задачей

Условие данные числа.

Вопрос Сколько…? составить выражение.

Решение записать выражение и найти значение.

Ответ записать ответ задачи.


Алгоритм решения уравнения

1 шаг - запиши равенство с неизвестным

2 шаг – посмотри на знак

3 шаг – назови, что обозначает каждое число

4 шаг – вспомни правило

5 шаг - проговаривая правило, найди неизвестное число

6 шаг – выполни проверку


Алгоритм нахождения безударной гласной буквы в корне слова

1 шаг – прочитай слово

2 шаг – поставь ударение

3 шаг – выдели корень

4 шаг – определи место безударной гласной буквы

  1. шаг - подбери проверочное слово


  1. Составление карточек «Консультант» по учебным темам. Например, по теме «Суффикс», «Приставка»


Карточка - консультант

Суффиксы

-а- -н-

-ок- -ов-

-ушк-

-еньк-

-и- -е-

-ек- - иц-

-овк-

-оньк-

-к - -я-

- ик- - ть-

-чик-

-ость-




  1. На этапе включения «нового знания» в систему знаний и повторения может быть использование активных методов обучения: работа в группах, работа в парах.

При системном использовании активных методов роль учителя принципиально меняется. Он становится консультантом, наставником. Растет доверие к учителю, растёт его авторитет и уважение у учащихся.

Активные методы обучения помогают педагогу эффективно управлять познавательной деятельностью учащихся. Групповая работа и работа в парах обеспечивает решение образовательных задач в разных аспектах:

- формирование положительной учебной мотивации;

- повышение познавательной активности;

- активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;

- стимулирование самостоятельной деятельности:

- развитие познавательных процессов – речи, памяти, мышления;

- эффективное усвоение большого объёма учебной информации;

- развитие творческих способностей и нестандартности мышления;

- развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающихся;

- развитие навыков самостоятельного умственного труда;

- раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося.

Например, самостоятельная работа в парах.

Задание по русскому языку, 3 класс.

Запишите предложение, подчеркните главные члены предложения, выпишите слова с безударной гласной в корне. Подберите проверочное слово.

Работа в паре во время чтения определения на уроке, пересказ друг другу и т.д.


  1. Как показывают исследования учёных, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, слышит, 30% того, что видит, 50-70% запоминает при участии в групповых дискуссиях, 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, самостоятельном поиске он запоминает и усваивает материал на 90%.

Работа над проектом «Банк заданий по орфографии»

Цель проекта: накопить задания по изученным орфографическим темам и использовать для самоконтроля и взаимопроверки.

Оформление «Банка заданий»: задания могут быть оформлены в виде карточек, содержащих название темы, формулировку задания, текстовый материал. Можно указать класс и автора карточки. Карточка составляется одним учеником или группой.

Пример карточки.

Удвоенные согласные

Запиши по законам русского языка:

Те__ис, су___икс, жу___ание, оди___адцать, су___ота, хо___ей, Ро___ия.

Мусатова Софья, 3а класс


Удвоенные согласные

Впиши пропущенные буквы (с):

Коми…ар, тра…а, ра…каз, кро…овки, Ро…ия, кро…, ма…а, ка…а

Котцов Мирон, 3а класс


Создание условий для поддержания познавательного интереса к предмету через новизну или занимательность, необычная подача материала, посильная трудность задания, дифференцированный подход при выполнении творческих заданий – всё это успех учителя по активизации познавательной деятельности младших школьников.

Мастерство управления познавательной деятельностью учащихся зависит от множества факторов. Одним из важнейших является умение учителя сделать свой предмет интересным для школьников. Если учитель руководит процессом формирования познавательного интереса, видит перспективу усложнения и развития этого интереса, учитывает возрастные особенности учеников, отбирает содержание, формы и методы работы, то происходит развитие его учеников и самого учителя.


Критериями оценки познавательной активности школьников является:

- интерес к изучаемому материалу;

- любознательность;

- стремление участвовать в учебной деятельности по собственному желанию;

- положительный результат самостоятельной работы учащихся;

- положительные эмоциональные проявления к определенному учебному предмету;

- конечный результат школьников.


Список литературы:


  1. Бабанский Ю. К. Проблемное обучение как средство по­вышения эффективности учения школьников. – Ростов - на Дону, 1970.

  2. Выготский Л С. Педагогическая психология/ Под ред.

В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991.

  1. Зубков Т.И. Формирование познавательной активности слабоуспевающих уч-ся нач.кл. - Дисс. канд. пед. наук. - Екатеринбург, 1993

  2. Нечаева Н.В., Яковлева С.Г. Русский язык: Учебник для 3 класса: В 2. – 6-е изд. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2014.

  3. Фридман Л. М; Маху В. И. Проблемная организация учебного процесса - М.-1990.

  4. Щукина Р. И. Формирование познавательной активности школьников в процессе обучения - М., 1984.

  5. Ярошенко С.Н. Понятие «Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся в научных педагогических исследованиях. - Вестник ОГУ, №9, 2004.




10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!