СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Активизация познавательной деятельности на уроках письма и развития речи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал может быть полезен в работе учителей коррекционных школ. В изучении и закреплении материала по письму и развитию речи.

Просмотр содержимого документа
«Активизация познавательной деятельности на уроках письма и развития речи.»





Мостовский район, ст-ца Костромская

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа-интернат ст-цы Костромской













Доклад на тему:



«Активизация познавательной деятельности на уроках письма и развития речи»

















Подготовила:

учитель письма и развития речи

ГБОУ школы-интерната

ст-цы Костромской

Павленко Н.Н.







Тема: «Активизация познавательной деятельности на уроках письма и развития речи». (Слайд 1)



(Слайд 2). «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Василий Александрович Сухомлинский



Учителя- практики в своей повседневной деятельности опираются не только на достижения передовых педагогических технологий, труды ученых, но и на многолетний личный опыт преподавания предмета, который содержит немало “изюминок”, методических находок, помогающих активизировать познавательную деятельность, развивать творческие способности учащихся.

Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения более лёгким, интересным, занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение. Приёмы зрительной, слуховой, двигательной наглядности, занимательные и доступные детям вопросы, загадки, моменты неожиданности, удивления, загадочности, соревнования способствуют активизации мыслительной деятельности.    

(Слайд 3). Нетрадиционные формы работы позволяют разнообразить учебную деятельность, они способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, а, следовательно, и эффективности урока. Игра на уроке помогает создать атмосферу непринуждённости, увлекает, разряжает напряжённую обстановку.

(Слайд 4). Цель:

формировать творческие, интеллектуальные способности учащихся в процессе изучения письма и развития речи через дидактическую игру.

Задачи:

- сформировать положительную мотивацию к изучению письма и развития речи через дидактические игры;

- включить учащихся в продуктивную мыслительную деятельность,

стимулируемую игровыми ситуациями;

- развивать творческое воображение и способность открывать новые

знания, находить новые способы учебного действия.



(Слайд 5). 1.Дидактическая игра «Твердый – мягкий»



Цель: повторение правописания твердого и мягкого знаков.



Учащиеся делятся на две команды. Одна команда называется «Камень», другая – «Вата». Команда «Камень» встает, если я прочитаю слово с твердым знаком, если читаю слово с мягким знаком, встает команда «Вата». (Слайд 6,7).



Слова: съезд, въехать, вьюга, льет, подъезд, лью, объявление, колья, полозья, объезд, колосья, пью, съемка и т.п.



(Слайд 8). 2.Дидактическая игра «Будь внимателен». 
Цель: активизировать память, внимание, словарный запас, опираясь на знание правил. 
Из предложенных стихотворений выписать слова с сочетаниями жи, ши: 
1. Жили в хижине чижи, 
Мыши, ежики, стрижи, 
В гости к ним идут моржи
И жирафы, и ужи. (Слайд 9).
2. Жилет, животное , живот, 
Жирафы, живопись, живет, 
Шиповник, шины, камыши, 
Машины и карандаши, 
Кружить, служить, дружить и жить, 
Спешить, смешить, 
Шипеть и шить. 
Все сочетания ЖИ и ШИ 
Только с буквой И пиши! 





(Слайд 10). 4.«Фразеологический зверинец».

Цель: расширение словарного запаса учащихся.

Добавить недостающее слово – название животного. Голоден как…(волк). Хитёр, как…(лиса). Труслив, как…(заяц). Нем как…(рыба). Колючий как…(ёж). Здоров как…(бык). (Слайд 11).



(Слайд 12). Дидактическая игра: «Одним словом». 
Цель: активизировать словарный запас детей, развивать умение обобщать. 
Учащимся предлагается заменить сочетания слов и предложения одним словом, имеющим слоги ча, ща, чу.щу. 
1. Обрубок дерева - …(чурбан). 
2. Шестьдесят минут-…(час). 
3. Густой частый лес- …(чаща). 
4. Хищная рыба с острыми зубами - …(щука). 
5. Из чего делают тяжелые сковородки -… (чугун). 
6. Прикрывать глаза от солнца - … (щуриться). 
7. Сосуд с ручкой и носиком для кипячения воды или заваривания чая - …(чайник) 

(Слайд 13). Дидактическая игра: « Замени букву». 
Цель: активизировать умственную деятельность учащихся, развивать орфографическую и фонетическую зоркость, внимательность, логическое мышление. 
Детям предлагается исходное слово с орфограммой, они изменяют в нем последовательно либо один, либо два звука, сохраняя при этом сочетание –чк-, и получают новые слова. Выигрывает тот, кто составит наибольшее количество слов. (Слайд 14).

дочка ручка 
бочка речка 
ночка свечка 
кочка печка 
точка почка 
тучка дочка 
тачка ночка 

Мои наблюдения за учащимися показывают, что уроки в которые включены дидактические игры не вызывают у детей нервных перегрузок. Наоборот, положительный настрой, интерес к познанию, к мыслям друг друга – все это сводит до минимума неизбежную усталость от работы и не вызывает негативного отношения к учебе.

(Слайд 15). Также я использую на своих уроках мультимедийные игры и тренажёры-раскраски, например "Определение в слове звуков и букв".

Цель: отработка навыков определения в слове звуков и букв.

Данный ресурс можно использовать при индивидуальной, групповой и фронтальной работе с классом.

(Слайд 16). Дети любят раскрашивать. Эти раскраски помогут детям повторить изученные правила русского языка (Слайд 17, 18, 19), также хорошо развивается пальчиковая моторика, мышление и память.

(Слайд 20). При использовании дидактических игр удачно получается следующее:

  1. Повышается результативность обучения и воспитания

  2. Углубляется изучаемый материал

  3. Улучшается качество творческой работы учащихся

  4. Четко на уроке чередуется устные, письменные и другие виды учебной деятельности.

Критериями оценки эффективности предлагаемого опыта являются:

  1. Сформированность положительной мотивации изучения русского языка и литературы.

  2. Развитие интеллектуальных качеств учащихся в соответствии с его «зоной ближайшего развития».

  3. Сформированность творческих способностей учащихся. (Слайд 21).






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!