СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Активизация развития творческих способностей учащихся пятого класса на уроках изобразительного искусства

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной методической разработке представлена информация о развитии творческих способностей на уроке изобразительного искусства в 5 классе.

Просмотр содержимого документа
«Активизация развития творческих способностей учащихся пятого класса на уроках изобразительного искусства»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №1 пгт Серышево имени Сергея Бондарева
















Активизация развития творческих способностей учащихся пятого класса на уроках изобразительного искусства



Выполнила: Кравченко Г. С учитель ИЗО



























п. Серышево

2018 год



Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3

Глава I. Основы развития творческих способностей на уроках изобразительного искусства ……………………………………………………..4

    1. Специфика творческой деятельности………………………………………..4

Глава II. Особенности развития творческих способностей на уроках изобразительного искусства в 5 классе………………………………………….5

2. 1 Роль педагога в развитии творческих способностей обучающихся………5

2.2 Формы и методы современного урока изобразительного искусства, влияющие на формирование творческих способностей пятиклассников ……7

Глава III. Реализация творческих способностей на уроках изобразительного искусства…………………………………………………………………………10


3.1Методика опытно-экспериментального исследования эффективности приёмов развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства ……………………………………………………10


3.2 Особенности урока декоративно-прикладного искусства………………..11


Заключение ………………………………………………………………………15

Список использованной литературы……………………………………...……16


Приложения1…………………………………………………………………….17


Приложение 2…………………………………………………………………….19




















Введение

Развитие творческих способностей является важнейшей задачей образования. Ведь этот процесс пробуждает инициативность, самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе, потому что истинная цель обучения – это не только овладение определёнными знаниями, умениями и навыками, но и развитие, воспитание творческого человека.

Творчество - высшая форма активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Творчество нужно в любой сфере человеческой деятельности: научной, художественной, производственно-технической, хозяйственной и т.д..

Исследования ученых все чаще напоминают, что человек по своей природе творец. Только его творческие способности находятся в дремлющем состоянии и реализуются лишь в малой степени. Создавая условия, которые будут побуждать человека к занятиям искусством, можно разбудить эти творческие наклонности, дремлющие в нем до поры до времени. Творчество требует от человека определенных усилий, координации всех нравственных сил. Этот всплеск активности очень благотворно действует на психику человека, на его здоровье, и быть может даже на будущую жизнь.

Психологами установлено, свойства психики человека, основы интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются еще в детстве. А значит, перед учителем изобразительного искусства встаёт задача развития у ребёнка его творческих возможностей.

Целью данной работы является рассмотрение вопроса развития творческих способностей пятиклассников на уроках по изобразительной деятельности. Данная цель позволила сформулировать следующие задачи данного исследования:

1. Рассмотреть специфику творческой деятельности.

2. Рассмотреть особенности творческого развития пятиклассников на уроках изобразительного искусства.

3.Провести экспериментальное исследование по выявлению уровня творческого развития пятиклассников.

4. Использование потенциала инновационных педагогических технологий для развития творческих способностей учащихся;

5. Использование потенциала учебно-познавательной деятельности как средство стимулирования учащихся к выполнению творческих заданий на уроке.

Объектом данной работы является вопрос развития творческих способностей у школьников, предметом – развитие творческих способностей на занятиях по изобразительной деятельности у школьников.

Актуальность данного исследования определяется тем, что развитие творческих способностей у детей способствует всестороннему развитию личности ребенка, повышает возможности его дальнейшего обучения.




Глава I. Основы развития творческих способностей на уроках изобразительного искусства

1.1 Специфика творческой деятельности

Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке.

Творческое мышление — ключ к успеху практически во всех областях нашей жизни. Умение мыслить нестандартно отрывает широкие возможности для самореализации.

Слово “творчество” происходит от слова “творить” и в общественном смысле это означает искать, изобретать и создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте – индивидуальном или общественном. Общие возрастные особенности у каждого ребенка проявляются по-разному, в зависимости от его индивидуальности.

Творческие способности - это индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности. Творческая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей. Это само по себе становится сильным и действенным стимулом к знанию, к приложению усилий. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности в достигнутых успехах.

Сами по себе художественные способности не могут быть врождёнными. Врождёнными могут быть только задатки. От задатков к способностям - в этом и состоит путь развития личности. Знание педагогом особенностей художественных способностей и их учет в педагогическом процессе делает путь развития личности эффективнее. Творчество детей всегда насыщенно яркими положительными эмоциями. Благодаря этому творчество обладает большой притягательной силой. Творческая работа – это возможность выразить языком различных материалов свой восторг перед окружающим миром или показать его неприятие.

Творческая работа на уроке изобразительного искусства – это своего рода связующее звено между ребенком и взрослым. Деятельность творческого воображения почти никогда не возникает без помощи и участия учителя, его роль - совместно с детьми построить занятие так, чтобы дети могли создать и реализовать замыслы своих творческих работ. Для того чтобы правильно руководить детским творчеством, нужно знать особенности изобразительной деятельности детей. Эти знания помогут найти ключ к сердцу ребенка, установить с ним контакт, развить его художественные способности и эстетические чувства, помогут понять, как познает ученик действительность, как развиваются его зрительное восприятие, воображение, пространственные представления, память и др.


Глава II. Особенности развития творческих способностей на уроках изобразительного искусства в 5 классе

2. 1 Роль педагога в развитии творческих способностей обучающихся

Искусство - это, прежде всего воспитание души, чувств, уважение к духовным ценностям. Оно не только отражает жизнь, но и формирует ее, создает представления о прекрасном, делает богаче человеческую душу.

Творчество - это не просто всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний, умений, а эмоции сопровождают творчество, одухотворяют деятельность человека.

Признаком высокого мастерства учителя является умение правильно и результативно организовать и проводить учебный процесс, в совершенстве владеть современными методами и технологиями преподавания, обладать широким кругозором, способностью саморазвиваться и совершенствоваться. Общепризнано, что творческую личность может воспитать только творческая личность. В реальной жизни нетрудно заметить, что чем выше способность к творческой самореализации самого учителя, тем выше творческий потенциал его учеников.

Исследователи отмечают обязательность таких личностных качеств учителя как адекватность самооценки и уровня притязаний, определенный оптимум тревожности, обеспечивающий интеллектуальную активность педагога, целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность, контактность.

Современные исследователи выделяют следующие свойства личности, структура которых, по их мнению, и составляет собственно педагогические способности:

• способность делать учебный материал доступным;

• творчество в работе;

• педагогически-волевое влияние на учащихся;

• способность организовать коллектив учащихся;

• интерес и любовь к детям;

• содержательность и яркость речи, ее образность и убедительность;

• педагогический такт;

• способность связать учебный предмет с жизнью;

• наблюдательность;

• педагогическая требовательность.

В преподавании изобразительного искусства весьма остро стоит проблема профессионального роста учителя, его старательной работы над повышением своего уровня и морального совершенства. В педагогике с давних времен подчеркивалось, что непрерывная работа учителя над собой является одним из обязательных условий его успешной учебно-воспитательной деятельности. К.Д. Ушинскому, в частности, принадлежит такое высказывание: учитель только в той мере воспитывает и образовывает, в какой он сам воспитан и образован, и только до тех пор он может воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим воспитанием и образованием. Духовно-творческий потенциал художника-педагога определяется как совокупность способностей, определяющих его самореализацию и саморазвитие, позволяющих реализовать творческие продуктивные потенции собственной деятельности и деятельности учеников.

На занятиях изобразительным искусством, где в основном идет практическая работа, без активности и сознательности ученика добиться успеха в обучении невозможно. Поэтому учителю рисования надо постоянно приучать учащихся к самостоятельной и активной учебной работе. Этого можно добиться самыми различными методами.

Например: на уроках декоративного рисования надо предварительно показать детям серию цветных иллюстраций, изображающих формы природы и сочетания цветов в реальной действительности узоры ветвей деревьев; теплые оттенки почвы земли ранней весной и холодные тени на оставшемся снегу; орнаментальные рисунки на крыльях бабочек; а на уроках тематического рисования (при иллюстрировании сказок) , чтобы активизировать работу учащихся читают отрывки из сказок.

Предмет приобретает для ребёнка познавательное значение только тогда, когда педагог приучает его не пассивно наблюдать и срисовывать, а активно изучать натуру, выделять наиболее характерное, главное.

Надо систематически приучать детей к самостоятельной работе, как в классе, так и дома.

Задания на уроках и дома должны быть самыми разнообразными по характеру, по самому типу работы в соответствии с требованиями программы: то это рисование с натуры карандашом, то работа над натюрмортом акварельными красками, то декоративное рисование.

Повышая активность учеников надо помнить о принципе индивидуального подхода к каждому. Здесь могут быть применены различные методы работы: поощрение, внушение веры в свои силы, тактичная критика, разные формы помощи.

Развивая, творческое воображение на уроках учитель, должен учитывать и постоянно активизировать мыслительную деятельность учащихся, помогать им в работе, начиная с поисков композиционного замысла и до его завершения в рисунке. Композиция картины помогает ученикам не только яснее раскрывать сюжетно и выразить своё отношение к данному событию или явлению.

К концу работы учитель выбирает наиболее удачные, а также слабые рисунки и показывает, их всему классу разъясняя, в чём их достоинства и недостатки. Указывая на недостатки в работе ученика, необходимо соблюдать педагогический такт, проявлять уважение к личности ученика, чуткое отношение к нему.

Самое важное условие раскрытия творческих способностей детей - это создание общей атмосферы комфортности, свободы и увлеченности, чтобы каждый ребенок сумел познать «радость успеха». Такая задача требует от взрослого особого внимания. При выполнении заданий детям могут оказываться разные виды помощи: кому-то из них достаточно одобряющей улыбки, кто-то нуждается в дополнительных разъяснениях, некоторым нужна совместная работа с взрослым. В любом случае общение должно строиться таким образом, чтобы каждый ребенок мог публично порадоваться результату своего собственного или совместного с взрослым творчества.



2.2 Формы и методы современного урока изобразительного искусства, влияющие на формирование творческих способностей пятиклассников


Бытует мнение, что изобразительное искусство - предмет, доступный лишь немногим, исключительным личностям. Между тем практика показывает, что потенциальная гениальность живет в каждом человеке – как способность создать и увидеть новое. Эту индивидуальность надо лишь проявить, поэтому задача учителя - помочь каждому ребенку обрести веру в свои возможности, определить, развить, разбудить творческие способности детей, научить их видеть прекрасное, чувствовать прелесть окружающей жизни.

Основным элементом образовательного процесса был и остаётся урок. В чём новизна стандарта второго поколения и современного урока?

Главное направление новых стандартов – усиление заботы о развивающей стороне обучения, о формировании у школьников умения учиться. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником. Важное значение имеет характер отношений между участниками образовательного процесса. Положительный характер отношений стимулирует познавательную деятельность обучающихся, повышает её результативность. Учитель на уроке должен сочетать требовательность к обучающимся с проявлением педагогического такта, уважения и чуткости к детям. В настоящее время учитель больше выступает в роли инструктора, наставника, занимает позицию куратора, управленца. Ученик же становится активным участником образовательного процесса, а не пассивным слушателем. Необходимо усилить мотивацию к познанию, показать, что школьные знания – это не получение отвлечённых от жизни знаний, а – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки её применения в реальной жизни.

Психологи считают, что развивать творческое начало в детях следует как можно раньше, в противном случае оно может угаснуть. Следовательно, нужна целенаправленная работа по развитию творческого мышления школьников с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям», так писал В.А. Сухомлинский. В школе необходимо учить творчеству, то есть «выращивать» у учащихся способность и потребность самостоятельно находить решение не встречавшихся ранее учебных и вне учебных задач, расковывать мысль школьника, научить его стремиться к созданию нового, ориентировать на самоопределение. Наиболее эффективной сферой развития творческих способностей детей является искусство, художественная деятельность. Сами по себе художественные способности не могут быть врождёнными. Врождёнными могут быть только задатки. От задатков к способностям - в этом и состоит путь развития личности. Знание педагогом особенностей художественных способностей и их учет в педагогическом процессе делает путь развития личности эффективнее. Творчество – постоянный спутник детства. Рисование является едва ли не самым интересным видом творческой деятельности. Рисуя, ребенок развивает себя как физически, так и умственно, так как функционирование мелкой моторики напрямую влияет на работу мозга. Хорошо рисующие дети логичнее рассуждают, больше замечают, внимательнее слушают. По характеру того, что и как изображает ребенок, можно судить о его восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения, мышления. Проявление и развитие творческих способностей учит ребенка не просто смотреть, а видеть, помогает ему стать неординарной, развитой личностью.

Основными задачами преподавания изобразительного искусства в 5 классе являются:

- совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений декоративно-прикладного искусства и окружающего мира;

- формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностной значимой ценности;

-воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в её декоративно-прикладном искусстве;

-развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;

-овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами.

Для активизации развития творческих способностей детей необходимо использовать новое, интересное, нестандартное, это способствует развитию у детей познавательного интереса к учебе и более прочному усвоению знаний.

Для активизации развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства мной используются следующие методы обучения:

1.Метод «открытий». Творческая деятельность порождает новую идею – открытие.

2.Метод привлечения жизненного опыта детей. В решении различных творческих проблем жизненный опыт детей играет важную роль.

3.Метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности. Поисковая деятельность стимулирует творческую активность учащихся, помогает найти верное решение.

4.Метод свободы в системе ограничений. Постоянно тренирую творческие способности учащихся в широкой палитре возможностей, с другой – приучаю четко выполнять ограничения.

5..Метод диалогичности. Учитель и ученик – собеседники. Совместно выясняем и находим. Слова активизируют потребность к творческому анализу, способность и желание глубокого понимания искусства.

6.Метод сравнений. Путь активизации творческого мышления. На уроках я демонстрирую многовариантные возможности решения той же задачи.

7.Метод коллективных и групповых работ. Индивидуальное творчество в творчестве коллектива дает очень интересные творческие результаты.

Творческие мастерские выступают как совокупность пространств: игрового, учебного, культурного, художественно-творческого, где ребенок приобретает опыт жизни, открывает истину, сам выстраивает собственные знания, формирует ценности, культуру.

На уроках изобразительного искусства для развития творческих способностей использую ТСО. Применение презентаций на уроке создает эмоциональный настрой, который в свою очередь, положительно сказывается на развитии художественного творчества.

Использование разнообразных форм организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная позволяет ребенку активно включаться в творческий процесс.

От того, как сам учитель будет показывать принципы рисования, зависит качество творческой работы ученика. Урок изобразительного искусства должен "увлечь школьников, взволновать их, а, взволновав, заставить задуматься”. Потому что, как подчеркивает Б.М. Неменский "в искусстве же получение подлинных знаний, то есть понимание без радости, без наслаждения абсолютно не реально, не достижимо” Искусство – уникальное явление человеческого бытия, которое проявляется в художественном творчестве, имеет силу в правде и красоте и формирует культуру восприятия человеком окружающего мира.














Глава III. Реализация творческих способностей на уроках изобразительного искусства



3.1Методика опытно-экспериментального исследования эффективности приёмов развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства

Творчество - то, что рождается свободно, по внутреннему побуждению, из глубины индивидуальности человека. Учить творчеству нельзя, но целенаправленно, сознательно помогать тому, чтобы оно не гасло, а развивалось – необходимо. Поэтому на параллели 5-классов проводила тестирование на определение уровня творческого потенциала учащихся.

Тест позволяет оценить уровень творческого потенциала, умения принимать нестандартные решения ( приложение 1).

Способности 5класс

1.Любознательность 46

2.Вера в себя 45

3. Постоянство 34

4.Амбициозность 37

5.Слуховая память 44

6.Зрительная память 46

7.Независимость 45

8.Абстрагирование 47

9.Сосредаточенность 45

В результате тестирования выявилось, что у пятиклассников нормальный творческий потенциал, который позволяют им творить, но у них есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, их потенциал позволит им творчески проявить себя, если они, конечно, этого пожелают. Практика показывает, что для учителя задача развитие творческих способностей учащихся является наиболее сложной и трудно реализуемой. С одной стороны, нужно для каждого учащегося создать такие условия, которые позволят ему творчески подойти к решению различных проблем, с другой стороны, это должно происходить в рамках программы. Именно поэтому, правильно выбранные методы и формы обучения помогают учителю определить ту возможную меру включенности учащихся в творческую деятельность, которая делает обучение интересным в рамках учебной программы.

Анкета «Формирование общечеловеческих и национальных ценностей через развитие творческих способностей учащихся» (приложение №2)

В исследовании приняло участие 52 ученика. Как показали данные теста, любят рисовать 90% детей, при этом самостоятельно занимаются изобразительной деятельностью, с проявлением фантазии 69% . Из вышесказанного можно сделать вывод, что в свободное время дети занимаются рисованием. 54% учащимся проще рисовать, если учитель сам показывает способ рисования на доске.

Половина детей выбирает такую помощь учителя, как исправление рисунка в альбоме, 50% выбирают устную подсказку учителя. Это объясняется более высоким уровнем сформированности мыслительной деятельности.

Большинство обучающихся 65% для качественного изображения рисунка выбирают необходимость соблюдать этапы работы, о которых говорил учитель.

Эти данные подтверждают, что для развития изобразительного творчества учащихся необходимо наставничество педагога, который должен учитывать возрастные особенности своих учеников. Изобразительное искусство нельзя преподавать скучно и равнодушно. Обучение должно пробуждать у школьников пытливость, творческую активность, заинтересованность.


3.2 Особенности урока декоративно-прикладного искусства.

Уроки по изобразительному искусству проводятся по программе Б.М. Неменского. Эта система дарит детям полноту бытия, радость познания мира. Она охватывает всех без исключения детей. Выявляя подлинно одарённых, всем другим позволяет развивать свои, непохожие друг на друга способности. Б.М. Неменский говорил: «Национальное искусство — тот дом, из которого ребёнок отправляется по дорогам мирового искусства...», поэтому общая тема программы пятого класса – «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека».

Пятый класс, или первый год основной школы посвящён изучению группы декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей их практический смысл, связь с фольклором, с национальными и народными корнями искусств. Здесь в наибольшей степени раскрывается присущий детству наивно-декоративный язык изображения и непосредственная образность, игровая атмосфера, присущие как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. Осуществление программы этого года обучения предполагает акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.

Для формирования мировоззрения подростков особенно важно знакомство с народным, крестьянским декоративным искусством, которое наиболее полно хранит и передаёт новым поколениям национальные традиции, выработанные народом формы эстетического отношения к миру.

Именно поэтому выработка у школьников способности чувствовать и понимать эстетические начала декоративного искусства, осознавать единство функционального и эстетического значения вещи важно для формирования культуры быта нашего народа, культуры его труда, культуры человеческих отношений.

Урок искусства стремлюсь сделать для каждого ребёнка ярким событием в жизни, побуждающим к самостоятельному творчеству. Это особый урок. Он должен быть каждый раз новым, не похожим на предыдущий, с особой эмоциональной атмосферой. Я создаю её при помощи живого слова, ярких диалогов с учениками, музыки, зрительных образов, поэтического текста, игровых ситуаций, использования компьютерных программ.

На уроке изобразительного искусства особое значение имеет знакомство с подлинными произведениями народного искусства. В этом помогают экскурсии в краеведческий музей, где есть такие подлинники. Знакомство детей с декоративно – прикладным искусством позволяет показать традиции и особенности каждого вида, вариативность узоров и побуждает желание в создании композиции, развить творческие способности.

Также народное декоративно – прикладное искусство способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается симметрия, ритм, соразмерность отдельных элементов, и счёт в исполнении орнамента. Это в свою очередь дает материал для развития математических представлений. При рассматривании школьниками подлинных предметов декоративно – прикладного искусства, как правило, формируется связная речь, правильность произношения, умение описывать увиденное, рассказывать о созданном изделии. В процессе ознакомления с народным декоративно – прикладным искусством у детей также воспитываются и нравственно – волевые качества: потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности.

При создании коллективных работ у учащихся воспитываются умения объединяться для общего дела, учитывать интересы друг друга, умение действовать согласовано, и помогать другим. По мнению Б.М. Неменского, при коллективной форме работы ученики приобретают не только опыт коллективного творчества, но и опыт понимания места и роли искусства в жизни.

Как и другие направления изобразительного искусства, народное творчество учит ребенка видеть мир во всей его полноте и красоте, любить свой край и беречь родную природу, прививает нравственные ориентиры. И вместе с тем школьник овладевает такими понятиями, как форма, размер, цвет, а также специфическими художественными навыками. Народное искусство всегда является воплощением представления народа о красоте и добре, о богатстве родной земли. Благодаря народному декоративному искусству, у детей улучшается память и мыслительная деятельность, развивается усидчивость, тренируется внимание. Выразительность цвета и пластики, декоративность, узорчатость орнамента, разнообразие фактур материалов — вот характерные особенности произведений народного декоративно-прикладного искусства. Именно в изобразительной деятельности каждый ребенок может проявить свои индивидуальные способности.

Особое эмоциональное состояние, которое испытывает ребенок, лежит в основе познания. И поэтому очень важно “не пропустить” этот возраст и попытаться сохранить естественное влечение ребят к прекрасным произведениям народных мастеров. В настоящее время на уроках изобразительного искусства есть возможность через творческую деятельность соприкоснуться с элементами народных промыслов, истоки которых веками не теряют своих традиций и являются одним из проявлений национальной культуры.

На уроках я использую следующие художественные техники: рисование, аппликация и коллаж, лепка, роспись самостоятельно выполненных изделий и др.

На своих уроках стараюсь использовать дидактические упражнения и игровые моменты, которые, вызывают у детей особый интерес к познанию окружающего мира, что положительно сказывается на их продуктивно-изобразительной деятельности и отношении к занятиям. Например, игры и упражнения, способствующие усвоению новых терминов, понятий:

1. Продолжите цепочку слов.

Такое упражнение можно проводить в начале урока. Учащиеся должны продолжить перечень, классификацию. Например: -рубаха, сарафан, платок, понева…

2. Объясните значение слова.

Например: декор – это…., ритм — это…, причелина - это……..

3. Сгруппируйте слова по видам

На доске написаны различные понятия, термины, названия, которые необходимо объединить в смысловые группы.

Например: жёлтый, синий, зеленый, красный, коричневый, голубой, фиолетовый.

4. Вычеркните лишнее слово.

Упражнение носит характер обобщающий, контролирующий. Оценка устных ответов.

Например: Укажите, что не относиться к русской мужской национальной одежде.

А. понёва Б. косоворотка В. зипун Г. порты

5. Блиц-контроль (вопрос — ответ).

6. Диагностическое упражнение «Вспомни слово».

Задание постепенно усложняется. Такое упражнение можно использовать в начале урока.

Например: фр_нт_н (фронтон ), к_р_м_ка (керамика).

Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Важным условием развития художественных способностей ребенка является индивидуальный подход к нему в процессе обучения, который помогает вовлечь всех детей в активную изобразительную деятельность. В своей работе использую разные индивидуальные подходы к детям, например: подбираются соответствующие задания, варианты заданий, определенный режим работы, с учетом способностей ориентируют детей на тот или иной вид деятельности.

Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех ребят в силу их индивидуальных особенностей, но все, же стараюсь дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда. Чтобы увлечь всех детей художественным творчеством, каждому ребенку важно пережить успех в своей работе, при большом диапазоне деятельности у каждого ребенка есть возможность найти виды работ, наиболее созвучные его внутреннему складу. При оценке работ внимательно просматривается аккуратность, композиция, цветовое решение, оригинальность замысла. После урока работы монтируются на съемную выставку. В ходе обсуждения воспитывается доброжелательность, конструктивность в критических замечаниях. Ребята не просто зрители, а критики-искусствоведы. Выставки создают эстетическую среду, приносят эмоциональное удовлетворение детям, которые видят, что их труд нужен, а это в свою очередь увеличивает желание работать.

Обобщающие уроки четверти драматически выстраиваются так, чтобы проверить усвоение тем в ролевых играх: ребята могут выступать в роли экспертов, экскурсоводов, мастеров. Ведущим методическим приемом может быть воображаемые путешествия с помощью зрительного материала.

На своих уроках использую разнообразную творческую деятельности учеников: составление кроссвордов, презентаций, викторин.

Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.

Индивидуальную работу с учащимися веду так, чтобы все учащиеся, в особенности слабые, проявили большое желание и стремление учиться и не отставать от лучших учеников, научить ребенка работать самостоятельно с полной отдачей сил; создать благоприятные условия для развития учеников с наиболее выдающимися способностями.

Воспитывающее влияние народного творчества очень многообразно и, несомненно, плодотворно. Богатство и многообразие природы, труд и быт народа обусловили оригинальность и самобытность, удивительную свежесть и яркость народного творчества.













Заключение


Изобразительное искусство оказывает влияние на становление творческой личности, его эмоциональной сферы, умения понимать прекрасное, развивает творческое воображение.

Посредством восприятия изобразительного искусства у детей формируется представление об идеалах современников, о культуре прошлых эпох и нового времени. Овладевая изобразительно-выразительными навыками, дети приобщаются к элементарной творческой деятельности. Они получают возможность полнее передавать образы предметов и явлений окружающей действительности.

Задача рисования – освободить и расширить такие источники энергии, как творчество и самостоятельность, пробудить фантазию, усилить способности детей к наблюдению и оценке действительности. При самостоятельном выборе, нахождении и обработке формы ребенок становится мужественным, искренним, развивает фантазию, интеллект, наблюдательность, терпение и позднее, намного позднее, вкус. Тем и будет обеспечен подход к красоте.

Считаю, развития творческих способностей учащихся 5 класса на уроках изобразительного искусства позволяют обеспечить рост качественного, обучения в образовательном процессе, учат ребёнка самостоятельному достижению цели, активизирует творческие способности учащихся, повышает эффективность урока.























Список использованной литературы



1. Белозерских Г.М. Развитие творческого потенциала личности // Начальная школа. – 1994.

2. Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. – М., 1990.

3. Воронов В.А. Воспитание красотой // Начальная школа. – 1992. - №5-6.

4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Кн. для учителя. 3-е изд. М., 1990.

5. Гликман И.Э. Подготовка к творчеству: учебное исследование школьников // Методист. – 2007. - №7. –

6. Евладова Е.Б. Возможности дополнительного образования по развитию интеллектуального и творческого потенциала детей //Дополнительное образование. – 2001. - №5. – С.4-7.

7. Комаров В.В. Психолого – педагогические предпосылки развития творческой активности учащихся // Школа. – 1997. - №2. – С. 5-8. 8.Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию./ Под ред. Т. С. Комарово

9. Неменский, Борис Михайлович. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания Текст : книга для учителя / Б. М. Неменский, 1987. - 253, 2 с.
























Приложение №1

Тест позволяет оценить уровень вашего творческого потенциала, умения принимать нестандартные решения.

Инструкция: выбери один из предложенных вариантов поведения в данных ситуациях.

1. Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен:

А) да;

Б) нет, он и так достаточно хорош;

В) да, но только кое в чем.

2. Думаете ли вы, что сами можете участвовать в значительных изменениях окружающего мира:

А) да, в большинстве случаев;

Б) нет;

В) да, в некоторых случаях.

3. Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей принесли бы значительный прогресс в той сфере деятельности, в которой вы работаете.

А) да;

Б) да, при благоприятных обстоятельствах;

В) лишь в некоторой степени.

4. Считаете ли вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что сможете что- то принципиально изменить:

А) да, наверняка;

Б) это мало вероятно;

В) возможно.

5. Когда вы решаете предпринять какое-то действие, думаете ли вы, что осуществите свое начинание:

А) да;

Б) часто думаете, что не сумеете;

В) да, часто.

6. Испытываете ли вы желание заняться делом, которое абсолютно не знаете:

А) да, неизвестное вас привлекает;

Б) неизвестное вас не интересует;

В) все зависит от характера этого дела.

7. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли вы желание добиться в нем совершенства:

А) да;

Б) удовлетворяетесь тем, чего успели добиться;

В) да, но только если вам это нравиться.

8. Если дело, которое вы не знаете, вам нравиться, хотите ли вы знать о нем все:

А) да;

Б) нет, вы хотите научиться только самому основному;

В) нет, вы хотите только удовлетворить свое любопытство.

9. Когда вы терпите неудачу, то:

А) какое-то время упорствуете, вопреки здравому смыслу;

Б) махнете рукой на эту затею, так как понимаете, что, она нереальна;

В) продолжаете делать свое дело, даже когда становится, очевидно, что препятствия непреодолимы.

10. По – вашему, профессию надо выбирать, исходя из:

А) своих возможностей, дальнейших перспектив для себя;

Б) стабильности, значимости, профессии, потребности в ней;

В) преимуществ, которые она обеспечит.

11. Путешествуя, могли бы вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли?

А) да;

Б) нет, боитесь сбиться с пути;

В) да, но только там, где местность вам понравилась и запомнилась.

12. Сразу же после какой-то беседы сможете ли вы вспомнить все, что говорилось:

А) да, без труда;

Б) всего вспомнить не можете;

В) запоминаете только то, что вас интересует.

13. Когда вы слышите слово на незнакомом вам языке, то можете повторить его по слогам, без ошибки, даже не зная его значение:

А) да, без затруднений;

Б) да, если это слово легко запомнить;

В) повторите, но не совсем правильно.

14. В свободное время предпочитаете:

А) оставаться наедине, поразмыслить;

Б) находиться в компании;

В) вам безразлично, будите ли вы один или в компании.

15. Вы занимаетесь каким-то делом. Решаете прекратить это занятие только когда:

А) дело закончено и кажется вам отлично выполнено;

Б) вы более- менее довольны;

В) вам еще не все удалось сделать.

16. Когда вы один:

А) любите мечтать о каких-то, даже, может быть, абстрактных вещах;

Б) любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие;

В) иногда любите помечтать, но о вещах, которые связаны с вашей работой.

17. Когда какая-то идея захватывает вас, то вы станните думать о ней:

А) независимо от того, где и с кем вы находитесь;

Б) вы можете делать это только наедине;

В) только там, где будет не слишком шумно.

18. Когда вы отстаиваете какую-то идею:

А) можете отказаться от нее, если выслушаете убедительные аргументы оппонентов;

Б) останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни выслушали;

В) измените свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.

Ключ к тестовому заданию.

Подсчитайте очки, которые вы набрали таким образом:

За ответ «а» - 3 очка;

За ответ «б» - 1;

За ответ «в» -2.

Результат:

Вопросы 1, 6, 7, 8-й - определяют границы вашей любознательности;

Вопросы 2,3,4,5-й - веру в себя;

Вопросы 9 и 15-й - постоянство; вопрос 10- й - амбициозность;

Вопросы 12 и 13- й «слуховую память»;

Вопрос 11-й – зрительную память;

Вопрос 14-й – ваше стремление быть независимым;

Вопросы 16 и 17-й – способность абстрагироваться;

Вопрос 18-й – степень сосредоточенности.

Эти способности и составляют основные качества творческого потенциала. Общая сумма набранных очков кажет уровень вашего творческого потенциала.

49 и более очков. В вас заложен значительный творческий потенциал, который представляет вам богатый выбор творческих возможностей. Если вы на деле сможете применить ваши способности, то вам доступны самые разнообразные формы творчества.

От 24 до 48 очков. У вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют вам творить, но у вас есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, ваш потенциал позволит вам творчески проявить себя, если вы, конечно, этого пожелаете.

23 и мене очков. Ваш творческий потенциал, увы невелик. Но, быть может, вы просто недооценили себя, свои способности? Отсутствие веры в свои силы может привести вас к мысли, что вы вообще не способны к творчеству. Избавьтесь от этого и таким образом решите проблему.


Приложение №2

1.Вы любите рисовать?

А) Да;

Б) Нет;

В) Иногда.

2. Если рисуете дома, то:

А) Рисую дома с натуры;

Б) Срисовываю с картинок;

В) Рисую сам, при этом фантазирую.

3. Сложные задания по рисованию вы выполняете:

А) с трудом;

Б) с лёгкостью;

В) нуждаюсь в помощи учителя.

4.Оказывает ли вам помощь?

А) Да;

Б) Нет;

В) Иногда.

5. Как часто вы пользуетесь помощью учителя на уроке.

А) всегда;

Б) Редко;

В) Рисую сам.

6. Вам проще рисовать, если, при объяснении учитель:

А) Устно объясняет, как рисовать;

Б) Объясняет по таблице;

В) Или показывает сам на доске.

7. Какую помощь при рисовании вы выбираете?

А) исправление рисунка в альбоме;

Б) устную подсказку.

8) Для качества вашего рисунка надо:

А) Иметь хорошие принадлежности;

Б) Срисовать с картинки;

В) Соблюдать этапы работы, о которых говорил учитель.


























21



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!