СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Активизация учебной деятельности младших школьников в образовательном процессе посредством применения информационно-коммуникационных технологий

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уже на начальной ступени обучения педагог должен формировать у современного школьника элементарные навыки пользователя персонального компьютера, развивать умения работать с необходимыми в повседневной жизни вычислительными и информационными системами. В этом я вижу актуальность моей темы.

Просмотр содержимого документа
«Активизация учебной деятельности младших школьников в образовательном процессе посредством применения информационно-коммуникационных технологий»

Активизация учебной деятельности младших школьников в образовательном процессе посредством применения информационно-коммуникационных технологий


Божко Надежда Ивановна

Учитель Французского языка

С. Сотниковское


Одной из значимых составляющих Приоритетного национального проекта «Образование» является информатизация образовательного пространства школ, которая включает в себя оснащение современной техникой, позволяющей в полной мере реализовать информационно-коммуникационные технологии обучения.

В условиях интенсивного развития инновационных процессов в общественной, экономической, политической жизни страны возрастает роль образования, интеллектуального труда. Условием возникновения опыта стало улучшение материально-технической базы школы и внедрение в педагогический процесс информационно-коммуникационных технологий. В моем кабинете установлена и максимально эксплуатируется интерактивная доска Star Board в комплекте с мультимедиапроектором, ноутбуком, веб-камерой, аудиосистемой.

Уже на начальной ступени обучения педагог должен формировать у современного школьника элементарные навыки пользователя персонального компьютера, развивать умения работать с необходимыми в повседневной жизни вычислительными и информационными системами. В этом я вижу актуальность моей темы.

Профессор Г.К. Селевко в своей работе «Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств» предлагает создать информационно-коммуникационную среду для реализации данного подхода в учебном процессе. Информационно-коммуникационная среда - это совокупность условий, обеспечивающих осуществление деятельности пользователя с информационными ресурсами по сбору, обработке, транслированию, применению информации, а также информационное взаимодействие с другими пользователями с помощью интерактивных средств, информационных и коммуникационных технологий, взаимодействующих с ним как с субъектом информационного общения и личностью. 
В концепции стандартов общего образования второго поколения в Российской Федерации (научный руководитель авторского коллектива разработчиков федеральных государственных образовательных стандартов А.М. Кондаков, член-корреспондент РАО) отмечается обновление содержания образования и использование новых технологий. 
В содержание образования закладывается развитие новых процессуальных умений: 
·               самостоятельно заниматься своим обучением и получать нужную информацию; 
·               работать в группе и принимать решения; 
·               использовать новые технологии информационные и коммуникативные; 

Существуют противоречия между социальным заказом государства и общества, которые ставят перед школой задачу формирования человека, способного успешно адаптироваться в современном информационном обществе, и недостаточным уровнем использования ИКТ в начальной школе.

Поэтому назрела необходимость в новых подходах к преподаванию в начальных классах с целью активизации учебной деятельности младших школьников. 
Выдвинутая мною гипотеза предполагает, что использование интерактивного комплекса и информационно-коммуникационных технологий обучения способствует активной, самостоятельной, творческой, практической деятельности младших школьников в образовательном процессе. 
В условиях работы в общеобразовательной школе ведущими педагогическими идеями моего опыта стали: 
·               идея развивающего обучения; 
·               идея практико-ориентированного подхода; 
·               идея использования новых информационных технологий; 

Информатизацию образовательного пространства школы я рассматриваю как:

Ø    Использование ИКТ для решения психолого-педагогических целей образования;

Ø    Оснащение кабинета начальных классов современной техникой;

Ø    Проведение уроков информатики;

Ø    Проведение кружка «Мой друг-компьютер»;

Ø    Участие в интеллектуальных конкурсах, олимпиадах, конференциях разных уровней, дистанционном Всероссийском конкурсе «Инфознайка»;

Опираясь на теорию активизации учебной деятельности школьников (Т.И. Шамова, А.К. Маркова) и педагогическую технологию на основе информационно-коммуникационных средств, разработанную профессором Г.К. Селевко, я обозначила основную цель моей педагогической работы: создание условий для активизации учебной деятельности младших школьников посредством использования ИКТ в образовательном процессе
Для достижения поставленной цели мною определены следующие задачи: 
Ø    Способствовать созданию информационно-коммуникационной среды на уроках и во внеурочной деятельности; 
Ø    Формировать информационную культуру, информационную грамотность, информационную компетентность ученика; 
Ø    Формировать учебную мотивацию и интерес к преподаваемым предметам; 
Ø    Повышение уровня обученности и качества знаний; 
Ø    Совершенствование интеллектуальных способностей учащихся и положительный настрой к активной познавательной деятельности; 
Еще А. Франс высказал мысль, что «Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом». Я как педагог понимаю, что «Ученик – это не сосуд, который надо наполнить знаниями, а факел, который надо зажечь». 

В целях активизации учебной деятельности, интеллектуального развития учащихся, повышения эффективности образовательного процесса и качества образования использую информационно-коммуникационные технологии, технологию развивающего обучения, ТРИЗ-технологию.

Новизна опыта заключается в создании новой образовательной среды и развитие собственной преобразующей деятельности школьников, разработка моделей уроков с использованием информационно-коммуникационных технологий, подготовка методических материалов, методических рекомендаций. Планируя урок с применением новых информационных технологий, соблюдаю дидактические требования, в соответствии с которыми: 
·                     четко определяю педагогическую цель применения информационных технологий в учебном процессе; 
·                     уточняю, где и когда буду использовать информационные технологии; 
·                     согласовываю выбранное средство информационной технологии с другими техническими средствами обучения; 
·                     учитываю специфику учебного материала, особенности своего класса, характер объяснения новой информации; 
Методы и приемы (кроме традиционных) при проведении уроков с использованием информационных технологий. 
● I. Методика организации компьютерного практикума на уроках математики, русского языка (деловые игры, составление кроссвордов, тестовые задания, работа с наглядными пособиями, ученик в роли учителя, мозговой штурм;) 
● II. Методика использования творческих заданий на уроках окружающего мира и литературного чтения с применением средств Microsoft Office, PowerPoint (создание рекламных роликов, презентаций и т. д.) 
● III. Методика использования обучающе-контролирующих программ на уроках математики, русского языка (ролевые игры и имитации; деловые игры и моделирование; образовательные игры, электронное пособие “Семейный наставник”, «Мир информатики» для начальной школы, обучающие игры «Гарфилд», «Малыш» и др.) см. слайд 3 
В обучающих программах, таких как «Гарфилд первоклассникам», изначально реализована идея игры. Звуковое и графическое оформление большинства программ (интерфейс) позволяет ребенку воспринимать их как “игры”. Множество игровых ситуаций и занимательных заданий, встречающихся в такой программе, делают процесс обучения максимально увлекательным. С большим интересом дети вставляют слова, буквы, указывают неверные слова, осознают, насколько хорошо знают правила правописания. 

Обучающие программы предоставляют практически безграничные возможности мне как учителю, так и учащимся, поскольку содержат хорошо организованную информацию. Обилие иллюстраций, анимаций и видеофрагментов, гипертекстовое изложение материала, звуковое сопровождение, возможность проверки знаний в форме тестирования, проблемных вопросов и задач дают возможность ученику самостоятельно выбирать не только удобный темп и форму восприятия материала, но и позволяют расширить кругозор и углубить свои знания.

 Я применяю программы для работы со всем классом, которые предполагают возможность соучастия детей в процессе обучения. Я работаю за клавиатурой, а учащиеся совместно обсуждают материал, который выводится на экран. Дети делятся на группы, где работают совместно, а я ввожу результат в компьютер. 
● IV. Метод проектов в сочетании с технологией ИКТ. Суть проектов заключается в самостоятельном освоении школьниками учебного материала и получении конкретного результата в виде конкретного продукта. Используемый мною метод проектов позволяет приблизить обучение, учебную деятельность школьников к решению практических задач, что сближает школьное образование с жизнью, делает процесс обучения активным и личностно значимымСм. слайд 8 
Методика работы над проектом: 
◦ Подготовка детей к работе над проектом ◦ Выбор проблемы ◦ Сбор информации ◦ Разработка собственного варианта решения проблемы ◦ Реализация плана действий ◦ Подготовка к защите проекта ◦ Презентация проекта ◦ Рефлексия. 

Формы организации занятий с использованием ИКТ
Самостоятельные работы, компьютерные практикумы, творческие задания, проекты, деловые игры, олимпиады, проведение кружка «Мой друг – компьютер» и т. д. см. слайд 6 
Для контроля за уровнем знаний, умений и навыков, формирования активной, самостоятельной, творческой, практической деятельности младших школьников на уроках использую письменные, устные формы контроля, диктанты, тестовые задания, разноуровневые работы, контрольные работы, фронтальный опрос, викторины, самоконтроль. 
Алгоритм проведения урока с применением ИКТ: 
1. На организационном этапе ученикам поясняю цель и содержание последующей работы. На данном этапе показываю слайд с указанием темы и перечня вопросов для изучения. 
2. На этапе актуализации знаний Мотивационно-познавательная деятельность учителя формирует заинтересованность ученика в восприятии информации, которая будет рассказана на уроке или отдается на самостоятельное изучение. Эффект от применения какой-либо информации демонстрирую в виде рисунков, иллюстраций, графиков или диаграмм. 
Изображение на экране является равнозначным словам учителя. В этом случае учитель поясняет то, что показано на экране. Изображение на экране дополняет слова учителя. 
3. Проверка усвоения предыдущего материала. С помощью различных форм контроля устанавливаю степень усвоения материала: запоминание прочитанного в учебнике, услышанного на уроке, узнанного при самостоятельной работе, на практическом занятии и воспроизведение знаний при тестировании. 
4. Изучение нового материала. При изучении нового материала наглядное изображение является зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить подаваемый материал. Соотношение между словами учителя и информацией на экране может быть разным, и это определяет пояснения, которые дает учитель. 
Например: Знакомство со словообразовательным анализом. 

Последовательность 

Материал для наблюдения над словами 

Графическая модель 

Введение понятия корень 

Рисунок с изображением мака на интерактивной доске. Образуем словесный сад: 
 -Как называется плод мака? – маковка 
 - Как назовем семечко мака? – маковинка 
 - Какой цвет у мака? - маковый 
 Это слова – родственники. У них похожий смысл, есть общая часть – корень МАК. 
Игра «Третий лишний»: 
Лес, лесник, лестница 
Гусь, гусыня, гусеница 
Боль, большой, больница 
Автобус, грузовик, трамвай 

 

Введение понятия суффикса 

Образование новых слов по схеме: 
 Куст + ик = кустик 
 Бант + ик = бантик 
 Мост + ик = мостик 

 

5. Систематизация и закрепление материала. С целью лучшего запоминания и четкого структурирования в конце урока делаю обзор изученного материала, демонстрируя наиболее важные наглядные пособия на слайдах. 
Компьютерное тестирование дает возможность индивидуализировать и дифференцировать задания путем разноуровневых вопросов. К тому же, тесты на компьютере позволяют вернуться к неотработанным вопросам и сделать “работу над ошибками”. Тестирование с помощью компьютера гораздо более привлекательно для ученика, нежели традиционная контрольная работа или тест. Во-первых, ученик не связан напрямую с учителем, он общается в первую очередь с машиной. Во-вторых, большинство тестов представлены в игровой форме. При неправильном ответе школьник услышит смешной звук или увидит неодобрительное покачивание головы какого-нибудь забавного героя. А если тест успешно пройден – ученику вручат виртуальный лавровый венок, в его честь зазвучат фанфары и в небе вспыхнет салют. Естественно, что такое тестирование не вызывает у ученика стресса или отрицательных эмоций. 

Творческая активность и познавательные способности детей развиваются в работе синтерактивной доской при иллюстрации различных схем, картин, фотографий, портретов, карт, применяя богатый материал электронных энциклопедий и возможностей программы Star Board, при демонстрации презентаций, в том числе и собственных, сделанных по-моему заданию самостоятельно или под моим руководством и оформленных в программе Microsoft Office PowerPoint, Microsoft Office Раblisher, графическом редакторе Paint, что в свою очередь развивает у них навыки учебно-исследовательской деятельности, креативного мышления. Демонстрация презентации на Star Board позволяет продуктивно работать маркером, делая пометки, исправления, дополнения, подчеркивания, как на этапе актуализации знаний, так и на этапе объяснения и закрепления материала. При работе в группах, парах сменного состава учебный материал усваивается гораздо легче и быстрее.

На уроках литературного чтения и окружающего мира программа Star Board позволяет не только дать широкий иллюстративный материал, но и соединить текст, видео, звук и иллюстрации в единую логически законченную композицию, включить в эту композицию тесты, задания на проверку внимания, памяти, на развитие познавательных способностей школьника.

Основной задачей интерактивного оборудования является повышение эффективности подачи материала. Подготовленный к уроку материал я рассматриваю как учебный фон. А ученик, или группа учеников создает на этом фоне объекты и управляет ими непосредственно в процессе обучения. Эффект замечательный. Не остается ни одного незаинтересованного ученика, ни одного, кто не хотел бы пойти к доске. 
В данном примере опрос домашнего задания, подготовленное учащимися совместно с родителями и на кружке «Мой друг – компьютер», частичное усвоение новой темы, рефлексия сопровождается презентацией учителя, работой на интерактивном оборудовании. 
Измерители оценки качества образования младшего школьника: 
·                   требования Госстандарта к выпускнику начальной школы; 
·                   требования к знаниям и умениям по действующей программе «Школа России»; 
·                   диагностика обучаемости; 
·                   диагностика обученности; 
Качество конечного результата – это цена достижения результата учениками. 
 Положительная динамика уровня обученности и качества знаний учащихся: Степень обученности учащихся составляет(например 100%), качество знаний возросло с 87% в 2006г.до 91% в 2008, средняя отметка возросла с 4,1 до 4,5 балла. 
В 5 классе выпускники показали повышение качества обучения. 
Отслеживание результатов помогает мне управлять качеством образования младших школьников
1. Прежде всего, на основе мониторинга выстраиваю стратегию и тактику учебной деятельности (от целей до результата), создаю комфортные условия обучения для активизации учебной деятельности младших школьников; 
2. Применяемые диагностики позволяют мне управлять процессом обучения с учетом индивидуальных возможностей и способностей младших школьников; 
3. Диагностика дает мне информацию и о качестве процесса обучения через применяемые технологии, методы и приемы организации учебного занятия; 
4. Мониторинг позволяет: 
 - отслеживать результаты, 
 - сравнивать их, 
 - устанавливать динамику, 
 - находить причины повышения или снижения качества знаний, вновь 
 ставить цель и идти к результату. 
Таким образом, в результате применения ИКТ происходит личностное развитие школьников. Активизируется учебная деятельность учеников. На уроках наблюдается сосредоточенность учащихся, напряженная мыслительная деятельность, серьезная работа памяти и умение правильно и логично выражать свои мысли. Дети моего класса активны на уроках: ребята сами учатся анализировать, делают выводы по изученной теме, обобщают, учатся логически мыслить. Учащиеся целеустремленны, с высокоразвитыми общими способностями и эрудицией, готовые к самообразованию. 
Литература 
1. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., Интор, 1996. – 542 с. 
2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986. 
3. Дусавицкий А. К. Развитие личности в учебной деятельности //Начальная школа, № 7, 1999. 
4. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. - М.: Просвещение, 1994. 
5. Репкин В.В., Репкина Н.В. Развивающее обучение: теория и практика. - Томск: Пеленг, 1997. 
6. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Издательский центр "Академия", 2003. 
7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии М. Народное образование, 1998 г. 
8. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно- 
 коммуникационных средств. М. НИИ школьных технологий 2005 г. 
9. Семенов И.Н. Тенденции психологии развития мышления, рефлексии и познавательной активности. - М.: МОДЭК, 2000. 
10.Смирнова Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе» 
11. Щукина Г.И. Проблемы познавательного интереса в педагогике. М., 1971. 
12. Угринович Н. Информатика и информационные технологии М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002. 
13. Шамова Т.И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М.: Центр «Педагогический поиск», 2001 – 384с. 
14. Якимская И.С. Развивающее обучении. - Москва: Педагогика, 1979. 
15. Материалы ресурса Интернет. 

1




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!