Уважаемые коллеги, тема сегодняшнего мастер-класса «Активизация в речи употребления предлогов с дательным падежом существительных мужского и среднего рода».
Почему именно предлоги? Данная тема очень актуальна. Это одна из сложных тем грамматики немецкого языка, и обучающиеся вплоть до 11 класса делают ошибки на употреблении предлогов. И сегодня моя задача как педагога состоит в том, что в ходе занятия обучающийся должен знать значение предлогов, обозначающих местонахождение предметов и уметь сочетать эти предлоги с артиклем существительных мужского и среднего рода.
В основе мастер-класса лежит интенсивный метод обучения иностранным языкам, который разработан Галиной Александровной Китайгородской, доктором педагогических наук, профессором МГУ им. Ломоносова. Интенсивный метод обучения основывается на теории болгарского врача - психиатора Лозанова и педагогических идей итальянского педагога Марии Монтессори.
Работать сегодня будем по теме «Комната. Предметы мебели».
Я попрошу желающих поучаствовать в мастер – классе коллег, подняться на сцену.
Представление материала
(Попросить встать по 3 человека по обе стороны )
участники участники
1.Das ist ein Zimmer. Das Zimmer – комната (шёпотом). Показать жестами вокруг себя, обозначая пространство комнаты.
2. Was ist hier? –Что здесь?
На слайде картинки и слова der Schrank das Fenster das Sofa das Klavier der Tisch der Stuhl | Попросить шёпотом участников повторить за мастером названия предметов мебели. Показывать очертание предметов жестами. |
Артикли и картинки der…. das… das… das… der… der … | Называют предметы мебели der Schrank das Fenster das Sofa das Klavier der Tisch der Stuhl |
Картинки | Называют предметы мебели der Schrank das Fenster das Sofa das Klavier der Tisch der Stuhl |
3. Wer wohnt im Zimmer? – Кто живёт в комнате?
Gespenster! (испуганно) - Привидения (шёпотом)
auf dem Schrank vor demFenster hinter dem Sofa in dem Klavier über unter neben den Tischen dazwischen an | Предъявление материала На слайде комната с привидениями. Проговаривать стих (синхронно с изображениями презентации ) и показывать жестами предлоги : |
auf dem Schrank vor demFenster hinter dem Sofa in dem Klavier über unter neben den Tischen dazwischen an | Повторение вместе с мастером, повторять жесты и проговаривать |
Auf (жест «на») dem Schrank Vor (жест «перед») demFenster hinter (жест «позади»)dem Sofa in (в)dem Klavier über( жест «над») unter (жест «под») neben («около») den Tischen dazwischen (жест «между») an (жест «у») | Имеется частичная информация Задача - договаривать слова (предлоги и название предметов мебели) |
Жесты мастера | Самостоятельное воспроизведение |
4. Wo ist der Ball? Куда постоянно скачет мяч? А где же мяч? Wo? (выделить голосом)
Презентация.
Указать жестами. Жест «auf» Жест « vor »…. | Участники вспоминают и называют предлог и существительное в дательном падеже. Auf dem Tisch Neben dem Sofa Unter dem Stuhl…. |
5. Спасибо большое, уважаемые коллеги, прошу Вас выполнить следующие задания
Wo ist der Junge? - Где мальчик?
(В группах выполняют задания на подстановку предлогов и употребление существительных с дательным падежом)
Для зрителей на слайде отображается задание.
6. Пока наши творческие группы выполняют задание, хотелось бы немного рассказать об интенсивном методе обучения иностранным языкам. Он основан на следующих принципах:
1) Возможность спонтанного проявления интереса, эмоциональной памяти.
2) Максимальная активизация памяти, мышления, воображения при отсутствии страха, эмоциональной напряжённости.
3) Учитель – равноправный собеседник, организатор общения (нет принуждения при достаточно жёстком руководстве)
Эти три принципа являются базой индивидуализации обучения.
Интенсивный метод обучения возможен только при создании дидактической среды с комплексом обучающих материалов:
Сюжетный текст для предъявления учебного материала (в нашем случае – это стихотворение о комнате с привидениями)
Комплекс тренировочных упражнений, обеспечивающих запоминание материала, главным образом, через эмоциональную память (этому способствуют жесты, проговаривание с разной эмоциональной окраской - удивление, радость, испуг, проговаривание шёпотом, громко, с вопросительной интонацией).
На практике при описании комнаты дается больше лексических единиц, обозначающих название предметов мебели. На учебном занятии мы используем конструкцию Das ist…-это… для составления полного предложения. При применении интенсивного метода обучения иностранному языку можно использовать различные приёмы. Например, игра «Детективы». Предлагается несколько картинок с изображением комнаты, и на каждой картинке отсутствует какой-то предмет мебели. Дети рассказывают, что именно отсутствует на картинке. Еще один не менее интересный приём «Запомни в течении 10 секунд, что изображено на картинке». Иными словами, дети вовлечены в игру. Запоминание материала происходит через эмоциональную память и воображение.
6. Наши группы уже готовы. Прошу представить нам свои работы. (На слайде даётся верный ответ)
Хорошо. Спасибо. Все справились.
Указать на слайд. Уважаемые коллеги, Вы можете уже назвать несколько предлогов, кто-то из вас запомнил все предлоги. А сколько их?
-9
На слайде - Попробуйте расположить предлоги в цифре «9».
На маркерной доске пишет один из участников группы, другие работают в группах.
8. Итак, при интенсивном методе обучения преобладает трехступенчатая модель предъявления материала:
Предъявление в связном тексте: эмоционально, артистично, при необходимости возможна опора на родной язык с нейтральной интонацией, негромко.
Закрепление. Вводится серия упражнений от имитации образца до самостоятельного употребления на основе образца. Обязательно должна быть визуальная опора.
Применение. Рефлексия: обобщение, самостоятельное употребление в ситуациях (неподготовленная речь, т.е. перенос усвоенного лексического или грамматического материала в новые измененные ситуации)
9. Результат
Уважаемые коллеги – посмотрите ! Это наш герой Klaus Maus. Он представил нам свою выставку „Alles Käse“. 9Картинок , 9 предлогов. Назовём их? (Обращаясь к группе)
Указать жестами. Жест «auf» Жест « vor »…. | Участники вспоминают и называют предлог и существительное в дательном падеже. Auf dem Käse |
10. К залу
Насколько же эффективен был данный метод? Проверим? Уважаемые коллеги и члены жюри, попрошу Вас принять участие в нашем эксперименте. Я буду показывать жестами предлоги, а Вы попытаетесь их назвать.
Спасибо.
3