СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Активизирующая оценка как основание контрольно-оценочной деятельности учителя и учащихся

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование учителями элементов активной оценки на уроках будет качественно повышать эффективность обучения учащихся, что в настоящее время особенно актуально.

Просмотр содержимого документа
«Активизирующая оценка как основание контрольно-оценочной деятельности учителя и учащихся»

Активизирующая оценка как основание контрольно-оценочной деятельности учителя и учащихся.


Активная оценка – это не метод выставления отметок, а методика, которая слагается с различных техник, помогающих учителю учить. Она создает благоприятную атмосферу для повышения качества знаний учащихся, помогает проводить занятия учителю так, чтобы детям было интересно учиться.

Использование учителями элементов активной оценки на уроках будет качественно повышать эффективность обучения учащихся, что в настоящее время особенно актуально.

Основными принципами активной оценки являются:

  1. Планирование целей на «языке ученика».

Цели должны быть широкие, формулироваться в виде вопросов. Ребенок должен четко знать, к какому результату он должен прийти. Результаты должны быть конкретные, наблюдаемые, измеримые, должны формулироваться с помощью глаголов, отвечать на вопрос учебной цели. Как сделать, чтобы ученик понимал цели обучения? Рассмотрим постановку целей SMART. В результате ее использования ученик научится ставить цель: конкретную, измеримую, достижимую, значимую, определённую во времени.

Сравним два вида формулирования цели:

- улучшить знания по математике;

- научиться решать задачи двумя способами в течение двух недель.

Как видим, во второй цели присутствуют все характеристики SMART, она достижима.

2) Критерии успешности.

Для организации качественного процесса обучения очень важно критерии успешности обсуждать с учениками. Во-первых, это повышает ответственность учащихся за собственное обучение. Во-вторых, они, таким образом, смогут определять самое главное в пройденном материале. Особенно важно к этому обращаться перед проверочной работой. И еще, к разработке критериев успешности необходимо подходить дифференцированно.

3) Обратная связь.

Обратная связь является диалогом между учителем и учеником, который помогает ученику в процессе обучения. Обратная связь обычно имеет форму письменных и устных комментариев учителя к работе ученика. Есть четыре обязательных элемента обратной связи: а) определение и оценивание положительных элементов работы ученика (++); б) выделение того, что необходимо исправить, доработать (-); в) советы – как ученик может улучшить работу; г) советы – в каком направлении ученик должен продолжить работу. Обратная связь может также идти от ученика к учителю.

4) Ключевые вопросы.

Лучше всего задавать ключевые вопросы в начале урока, ибо они стимулируют творчество детей. Одновременно учитель говорит детям, что вместе с ними он будет искать ответ на поставленный вопрос.

Важна техника задавания вопросов. В активной оценке существуют правила:

-неподнимания руки;

-время ожидания ответа учащихся;

-поиск ответа в парах;

-учимся на ошибках.

Учитель может выбирать ученика для ответа по-разному: например, вытягивает из коробки визитку учащегося, которую дети приготовили сами, определять отвечающего может дежурный ученик или, например, ученик, у которого в этот день рождения (игровой момент). Самое главное, надо помнить, что ученик имеет право не ошибку. Если он высказывается неправильно, все равно его надо похвалить за его ответ.

5) Взаимная оценка и самооценка.

Одним из эффективных методов самооценки является метод с использованием техники «светофора». Учащиеся после того, как выполнили задание, поднимают карточку зеленого, желтого или красного цвета, в зависимости от того, как оценивают свою работу. (Зеленая карточка – работа выполнена хорошо, желтая - частично, красная – многое непонятно). Учитель объединяет «зеленых» с «желтыми»: первые помогают советом вторым, то есть учатся друг у друга. Всех «красных» учитель собирает вместе, чтобы объяснить им пройденный материал еще раз. Этот способ очень полезен, так как ни один ученик не остается без внимания.

6) Работа с родителями.

Методика активной оценки не исключает отметки, а только ограничивает частоту их выставления.

Очень важно, чтобы родители поняли, что после возвращения ребенка из школы необходимо задать вопрос: «Что ты узнал сегодня?», а не «Какую отметку сегодня ты получил?». В методике активной оценки результат в виде балла выставляется после изучения целой темы.

Подводя итог, хочется отметить, что активная оценка высоко поднимает чувство собственного достоинства учащихся, повышает интерес к самостоятельному изучению предмета, позволяет взять ответственность за обучение на себя.




Цели и задачи тренинга: в процессе проведения занятия в практической форме продемонстрировать и привить участникам методы оценивания в различной форме.

Ожидаемые результаты: участники тренинга смогут активно внедрять данный прием в свою практическую деятельность и в разнообразной форме применять для оценивания.


Задание «Принципы оценивания» : выбрать 5 главных принципов оценивания и наклеить на лист.


1.Доверить оценку детям! Самооценка, взаимооценка, индивидуальная оценка должны стать неотъемлемой частью учебной деятельности каждого школьника.

2. Давать детям время на оценивание.

3. Процесс оценивания должен строиться на основе понятных детям критериев.

4. Оцениваться должен не только результат оценивания. Но и процесс обучения.

5. Не скупиться на похвалу. Нет такого «двоечника», которого не за что было бы похвалить.

6. Хвалить исполнителя, критиковать только исполнение.

7. «На ложку дегтя- бочка меда» - даже в море неуспеха можно найти островок успеха и закрепиться на нем.

8. Ставить перед ребенком только конкретные цели.

9. «За двумя зайцами…». Не надо ставить перед школьником несколько задач одновременно.

10. Формула «Опять ты не…» - верный способ выращивания Неудачника.

11. Оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его вчерашними неуспехами.

12. Ставить перед ребенком достижимые цели, и он их попытается достичь.

13. Объяснять оценки, отмечать специфические ошибки , давать советы по исправлению.

14. Анализировать прошлый успех. Повторять и закреплять успехи.

15. «Обратная связь» должна быть своевременной, содержательной: не просто «хорошо выполнил работу», а « такие плюсы и минусы в этой работе, и что необходимо еще сделать.


Учителям в своей деятельности необходимо руководствоваться следующими принципами оценивания:

- Значимость. Сосредоточение на оценивании наиболее значимых результатов обучения и деятельности учащихся.

- Адекватность. Отслеживание соответствия оценки знаний, умений, навыков, ценностей, компетентностей целям и результатам обучения.

Объективность и справедливость. Осуществление тщательной разработки конкретных критериев оценки. Критерии предупреждают опасность использования оценки и отметки как инструмента давления на учащегося.

- Интегрированность. Осуществление оценивания как запланированной и тщательно продуманной составной части процесса обучения.

- Открытость. Сообщение учащимся критериев и методов оценивания заранее, перед выполнением работы. Учащиеся могут участвовать в разработке критериев оценки.

- Доступность. Стремление к простоте и ясности форм, методов, целей и самого процесса оценивания для всех участников образовательного процесса.

- Систематичность. Последовательное и систематическое осуществление процедур оценивания.

- Доброжелательность. Создание условий для партнерских отношений между учителем и учащимся, стимулирующих рост достижений. Направленность на развитие и поддержку учащихся.


На современном этапе развития школы, когда приоритетной целью обучения является развитие школьника, оценка представляет собой меру влияния, изменения, обучения и развития.

И только при условии, что все учителя будут придерживаться единых принципов при проведении оценивания, возможно добиться положительного результата.


Задание «Художник»

Цель: подвести к пониманию необходимости критериального оценивания


Каждый из нас в душе художник, поэтому хочу предложить вам

творческое задание. Нарисуйте, пожалуйста, человека. Как умеете, как

желаете.

Теперь необходимо поменяться работами с соседом. Проведите

взаимооценку рисунков между группами.

Объясните, прокомментируйте поставленную вами оценку.

Удовлетворены ли вы оценкой, которую поставил вам коллега за вашу

работу?

Как часто вы сталкиваетесь с такой ситуацией, когда ученики бывают

несогласны с оценками за проделанную работу?

Посоветуйте, как выйти из такой ситуации? Какие советы вы можете

предложить?

Всегда ли наши дети понимают, за что и почему им ставят ту или

иную оценку?

Всех ли детей мы оцениваем на каждом уроке?


Все виды оценивания предполагают использование тщательно разработанных критериев для организации оценивания работ/ работы учащихся.

Оценивание с использованием критериев позволяет сделать данный процесс прозрачным и понятным для всех участников образовательного процесса. Критерии способствуют объективации оценивания.

Основой для разработки критериев оценки учебных достижений учащихся являются учебные цели. Критерии могут быть подготовлены учителем или с участием учащихся.


Оцените рисунок по критериям:





Расположение

на листе бумаги


В центре листа


Сдвинут в

сторону


В углу листа


Наличие всех

частей тела

Все части тела

присутствуют

Не хватает:

пальцев на

руках или бровей или ушей

Не хватает

большего

количества

органов

Размер

рисунка

Занимает

большую часть

листа

Занимает

половину

листа

Занимает

малую часть

листа

Оценка

5

4

3

- Было ли теперь оценивание понятным?

- Отличались ли оценки первая и последующая, почему?

- Какую оценку вам было поставить проще, почему?

- Какой из оценок вы остались довольны и почему?

- Будете ли вы в дальнейшем стремиться получить более высокую оценку?

- Как бы вы назвали оценивание, которое вы только что провели?

Примерные процедуры совместной (учитель – учащиеся) разработки критериев.

1. Объявите учащимся цели и задачи урока перед началом изучения темы, главы, раздела.

2. Попросите каждого учащегося написать один-два критерия, по которым будут оцениваться работы.

3. Запишите на доске критерии, предложенные учащимися.

4. Убедитесь, что все учащиеся поняли предложенные критерии.

5. Расположите критерии по степени важности.

6. В процессе обсуждения выберите приоритетные критерии.

7. Если предполагается выставление отметки, определите количественное выражение (баллы) каждого критерия или произведите его градацию (разбивку на уровни выполнения задания).

В дальнейшем работы учащихся необходимо оценивать только в соответствии с разработанными критериями.


Рекомендации по мастер-классу

В качестве рекомендаций для коллег предлагаю:

1. Уделять внимание критериальному оцениванию, так как оно способствует «расшифровке» полученной оценки, ученик видит слабые стороны своей деятельности.

2.Создавать благоприятный психологический климат в процессе оценивания. Для того что бы ученики уверенно и правильно оценивали друг друга, не боялись говорить о своих ошибках, анализировали свои идеи и идеи других учеников.

3. Оценивать не учащегося, а его работу. А при оценивании работы, акцент делается на положительные стороны, а не на недостатки.
4. Обратная связь должна быть позитивной, но это не означает, что учащиеся не должны знать о недостатках выполненной работы.
5. Не делайте много комментариев к одной работе. Комментарии должны обеспечить учащегося информацией о том, как он поработал по отношению к обучающей цели, и подтолкнуть его к совершенствованию своей работы.



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!