Просмотр содержимого документа
«Активизирующие и эвристические методы разработки управленческих решений»
Активизирующие и эвристические методы разработки управленческих решений
Структура методов активизации творческого мышления
Типичные условия применения
1) дефицит времени для обдумывания ситуации;
2) перегруженность информацией, затрудняющая возможность ее обработки;
3) относительно невысокая значимость воспринимаемого объекта, делающая достаточно безразличным точное знание о нем;
4) просто недостаточность информации для осмысленного вывода;
5) непроизвольность быстрого решения.
Критерии креативности
1. Умение увидеть проблему.
2. Беглость, умение увидеть в проблеме как можно больше возможных сторон и связей.
3. Гибкость как умение понять новую точку зрения, а также отказаться от усвоенной точки зрения.
4. Оригинальность, отход от шаблона.
5. Способность к перегруппировке идей и связей.
6. Способность к абстрагированию или анализу.
7. Способность к конкретизации или синтезу.
8. Ощущение стройности организации идей.
Основные методы влияния на творчество
1. Эмоциональность
2. Визуализация
3. Аналогии
4. Метафора
5. Юмор
Структурная схема экспертных методов
Индивидуальные методы
а) ассоциативные;
б) «геометрические» ;
в)динамические;
г) параметрические.
Коллективные методы
- метод «мозговой атаки» и свернутой «мозговой атаки»;
- морфологического анализа;
- ассоциаций;
- сценариев;
- суда;
- синектики;
- метод Гордона;
- метод контрольных вопросов;
- интегральный метод «Метра»;
- метод целевых обсуждений (комиссий).
Метод «мозговой атаки»
Суть метода : каждому участнику группы предоставляется право высказывать самые различные идеи по поводу вариантов решения проблемы вне зависимости от их обоснованности, осуществимости и логичности. Чем больше разных предложений, тем лучше.
Графическая модель содержания этапов метода «мозгового штурма»
Метод «синектики»
Осознанный поиск аналогий в рамках определенной процедуры в стремлении превратить продуктивный процесс, протекающий в сфере подсознания при решении задачи, из неявного – в явный, из стихийного – в сознательно управляемый.
Цель аналогий – поменять привычное представление о хорошо известных вещах, взглянуть по-новому на «наследство из замороженных слов» и способов понимания.
Факторы реализации метода «синектики»