СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Активные формы и методы преподавания при изучении «сложных тем» на уроках литературы ( на примере изучения творчества Ф.М.Достоевского, 10 класс)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Активные формы и методы преподавания при изучении «сложных тем» на уроках литературы ( на примере изучения творчества Ф.М.Достоевского, 10 класс)»

Активные формы и методы преподавания при изучении «сложных тем» на уроках литературы ( на примере изучения творчества Ф.М.Достоевского в 10 классе)

Активные формы и методы преподавания при изучении «сложных тем» на уроках литературы

( на примере изучения творчества Ф.М.Достоевского в 10 классе)

Педагогические технологии В современной педагогической практике используется целый ряд технологий: Проблемные Проектные Модульные Игровые Компьютерные Технологии «Кейс-стади»(анализ конкретных ситуаций) Личностно-ориентированная Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Педагогические технологии

В современной педагогической практике используется целый ряд технологий:

  • Проблемные
  • Проектные
  • Модульные
  • Игровые
  • Компьютерные
  • Технологии «Кейс-стади»(анализ конкретных ситуаций)
  • Личностно-ориентированная
  • Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
Личностно-ориентированная технология  позволяет строить педагогический процесс совместно со школьниками Формирует навыки исследовательской деятельности. Предоставляет учащимся средства , позволяющие им развиваться, осознавать себя в мире и понимать других людей. Предоставляет учащимся возможности самостоятельно решать творческие задачи. Активизирует познавательную деятельность учащихся. Помогает повысить объем выполненной на уроке работы. Меняет организацию учебного процесса, переориентируя его в сторону развития системного мышления.

Личностно-ориентированная технология позволяет строить педагогический процесс совместно со школьниками

  • Формирует навыки исследовательской деятельности.
  • Предоставляет учащимся средства , позволяющие им развиваться, осознавать себя в мире и понимать других людей.
  • Предоставляет учащимся возможности самостоятельно решать творческие задачи.
  • Активизирует познавательную деятельность учащихся.
  • Помогает повысить объем выполненной на уроке работы.
  • Меняет организацию учебного процесса, переориентируя его в сторону развития системного мышления.
Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала старшеклассники Установить истину Стремятся Составить свое мнение Выразить индивидуальность Любят творить Любят исследовать

Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала

старшеклассники

Установить истину

Стремятся

Составить свое мнение

Выразить индивидуальность

Любят творить

Любят исследовать

Применение личностно-ориентированной технологии возможно при организации диалога: учитель – ученик учитель – группа учеников ученик – ученик (работа в парах) ученик – группа учащихся (работа в группах) ученик – аудитория группа учащихся – аудитория( презентация работы в группах).

Применение личностно-ориентированной технологии возможно при организации диалога:

  • учитель – ученик
  • учитель – группа учеников
  • ученик – ученик (работа в парах)
  • ученик – группа учащихся (работа в группах)
  • ученик – аудитория
  • группа учащихся – аудитория( презентация работы в группах).
Методы обучения Применяя данную технологию, использую как традиционные, так и интерактивные методы обучения , к которым могут быть отнесены: 1) эвристическая беседа 2) метод дискуссии 3) метод «деловой игры» 4) конкурсы творческих работ с их обсуждением 5) пресс-конференция 6)метод проектов

Методы обучения

Применяя данную технологию, использую как традиционные, так и интерактивные методы обучения , к которым могут быть отнесены:

1) эвристическая беседа

2) метод дискуссии

3) метод «деловой игры»

4) конкурсы творческих работ с их обсуждением

5) пресс-конференция

6)метод проектов

Использую также различные формы работы:  коллективную,  фронтальную,  индивидуальную,  работу в группах, в парах, которые способствуют развитию самостоятельности и навыков самоконтроля у сильных учащихся и коррекции навыков и умений у слабых учеников. В практике    работы      -    применение проблемного подхода  (система проблемных вопросов, ситуаций).

Использую также различные формы работы:

коллективную,

  • фронтальную,
  • индивидуальную,
  • работу в группах, в парах, которые способствуют развитию самостоятельности и навыков самоконтроля у сильных учащихся и коррекции навыков и умений у слабых учеников.

В практике    работы      -   применение проблемного подхода (система проблемных вопросов, ситуаций).

Типы уроков ( по дидактической цели и форме организации взаимодействия):   Урок ознакомления с новым материалом в форме лекции. Урок ознакомления с новым материалом в форме лекции.  Комбинированный урок (с элементами исследования).  Урок обобщения и систематизации знаний в форме семинара.  Комбинированный урок в форме путешествия с применением ИКТ.  Урок проверки и коррекции знаний(контрольный урок).  Комбинированный урок.

Типы уроков ( по дидактической цели и форме организации взаимодействия):

  • Урок ознакомления с новым материалом в форме лекции.
  • Урок ознакомления с новым материалом в форме лекции.
  • Комбинированный урок (с элементами исследования).
  • Урок обобщения и систематизации знаний в форме семинара.
  • Комбинированный урок в форме путешествия с применением ИКТ.
  • Урок проверки и коррекции знаний(контрольный урок).
  • Комбинированный урок.

Цели и задачи раздела  (триединая дидактическая цель): Помочь учащимся понимать и осознавать основы внутренних законов литературной эпохи, особенностей миропонимания и творчества Ф.М.Достоевского. Развивать навыки анализа художественного произведения, умения логически мыслить; развивать культуру речи; формировать и развивать навыки интеллектуальной деятельности, совершенствовать мыслительные способности учащихся. Воспитывать эстетический вкус школьников; развивать и обогащать личность учащегося на основе осмысления литературного процесса, художественного текста.

Цели и задачи раздела (триединая дидактическая цель):

  • Помочь учащимся понимать и осознавать основы внутренних законов литературной эпохи, особенностей миропонимания и творчества Ф.М.Достоевского.
  • Развивать навыки анализа художественного произведения, умения логически мыслить; развивать культуру речи; формировать и развивать навыки интеллектуальной деятельности, совершенствовать мыслительные способности учащихся.
  • Воспитывать эстетический вкус школьников; развивать и обогащать личность учащегося на основе осмысления литературного процесса, художественного текста.
Ожидаемые результаты освоения раздела программы: Глубокое знание конкретной эпохи, расширение и углубление представлений учащихся о романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Формирование умений анализа художественного текста: идейно-эстетической целостности, приемов индивидуально-авторского использования языковых средств образного строя. Воспитание творческой, самостоятельной, интеллектуальной личности, воспитание эмоциональной отзывчивости; формирование исследовательских навыков и системности в учебной настоящей и предстоящей деятельности, воспитание умения работать в команде.

Ожидаемые результаты освоения раздела программы:

  • Глубокое знание конкретной эпохи, расширение и углубление представлений учащихся о романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
  • Формирование умений анализа художественного текста: идейно-эстетической целостности, приемов индивидуально-авторского использования языковых средств образного строя.
  • Воспитание творческой, самостоятельной, интеллектуальной личности, воспитание эмоциональной отзывчивости; формирование исследовательских навыков и системности в учебной настоящей и предстоящей деятельности, воспитание умения работать в команде.
Тема: «Петербург Достоевского в романе «Преступление и наказание»   Тип урока : : комбинированный в форме путешествия с применением ИКТ.  Цели урока : 1 .     Образовательные : - проанализировать страницы романа, посвящённые описанию города, чтобы составить представление о своеобразии Петербурга Достоевского, его роли в судьбах персонажей и художественных средствах создания. 2.     Развивающие : -  совершенствовать навык аспектного анализа крупного эпического произведения, -  учить выделять главное, сравнивать, систематизировать, обоснованно доказывать своё мнение; -  обогащать словарный запас учеников. 3.     Воспитательные: - воспитывать интерес к литературному наследию; -  формировать отзывчивость, чуткое, уважительное отношение к людям; -  формировать правильные нравственные критерии оценки людей и их поступков.

Тема: «Петербург Достоевского в романе «Преступление и наказание»

Тип урока : : комбинированный в форме путешествия с применением ИКТ.

Цели урока :

1 .     Образовательные :

- проанализировать страницы романа, посвящённые описанию города, чтобы составить представление о своеобразии Петербурга Достоевского, его роли в судьбах персонажей и художественных средствах создания.

2.     Развивающие :

-  совершенствовать навык аспектного анализа крупного эпического произведения,

-  учить выделять главное, сравнивать, систематизировать, обоснованно доказывать своё мнение;

-  обогащать словарный запас учеников.

3.     Воспитательные:

- воспитывать интерес к литературному наследию;

-  формировать отзывчивость, чуткое, уважительное отношение к людям;

-  формировать правильные нравственные критерии оценки людей и их поступков.

Методы, приемы, формы обучения Методы обучения: 1. Словесные. 2. Наглядные. 3.  Частично-поисковый. 4. Эмоционально-образного постижения. 4. ИКТ.

Методы, приемы, формы обучения

Методы обучения:

1. Словесные.

2. Наглядные.

3. Частично-поисковый.

4. Эмоционально-образного постижения.

4. ИКТ.

Формы работы :   1 .     Коллективная. 2.     Групповая. 3.     Индивидуальная.

Формы работы :

1 .     Коллективная.

2.     Групповая.

3.     Индивидуальная.

Приёмы работы : 1. Фронтальная беседа. 2.  Аналитическая беседа. 3. Постановка проблемного вопроса. 4. Работа с текстом (выразительное чтение, аспектный анализ текста,  сопоставительный анализ эпизодов, сжатый пересказ текста). 5. Синквейн. 6. Словарная работа. 7. Слово учителя. 8. Самостоятельная исследовательская работа учащихся (предварительное задание к уроку). 9. Составление ОК и таблицы. 10. Компьютерные презентации учеников и учителя. 11. Тезисные записи текста.

Приёмы работы :

1. Фронтальная беседа.

2.  Аналитическая беседа.

3. Постановка проблемного вопроса.

4. Работа с текстом (выразительное чтение, аспектный анализ текста,  сопоставительный анализ эпизодов, сжатый пересказ текста).

5. Синквейн.

6. Словарная работа.

7. Слово учителя.

8. Самостоятельная исследовательская работа учащихся (предварительное задание к уроку).

9. Составление ОК и таблицы.

10. Компьютерные презентации учеников и учителя.

11. Тезисные записи текста.

Части-блоки урока   1 этап. Организационный момент. 1 мин. 2 этап. Вступительное слово учителя. Работа с 1 эпиграфом. Фронтальная беседа. Целевая установка. 4 мин. 3 этап. Литературная викторина (слайдовая презентация). Работа с таблицей. 4 мин. 4 этап. Слово учителя. Презентация учащихся. Аналитическая работа с текстом по предложенному плану (групповая работа). Индивидуальные сообщения исследовательского характера. Обобщение результатов работы в группах. 19 мин. 5 этап . Подведение итогов работы. Фронтальная беседа. Составление синквейнов. Работа со 2 эпиграфом. Завершение таблицы. 12 мин. 6 этап. Рефлексия. 3 мин. 7 этап . Домашнее задание и комментарий к его выполнению. 2 мин.

Части-блоки урока

  • 1 этап. Организационный момент.
  • 1 мин.
  • 2 этап. Вступительное слово учителя. Работа с 1 эпиграфом. Фронтальная беседа. Целевая установка.
  • 4 мин.
  • 3 этап. Литературная викторина (слайдовая презентация). Работа с таблицей.
  • 4 мин.
  • 4 этап. Слово учителя. Презентация учащихся. Аналитическая работа с текстом по предложенному плану (групповая работа). Индивидуальные сообщения исследовательского характера. Обобщение результатов работы в группах.
  • 19 мин.
  • 5 этап . Подведение итогов работы. Фронтальная беседа. Составление синквейнов. Работа со 2 эпиграфом. Завершение таблицы.
  • 12 мин.
  • 6 этап. Рефлексия.
  • 3 мин.
  • 7 этап . Домашнее задание и комментарий к его выполнению.
  • 2 мин.
Рефлексия:  диагностический лист деятельности учащихся Достигнуты ли цели урока? Какие проблемы решали, изучая тему? Какие выводы сделали? Активно ли работал класс? Назови особенно активных. Как звучали ответы? (правильность, полнота, последовательность, речь) Успели ли рассмотреть запланированный материал? В чем причина? Какие новые проблемы ставит изученная тема? Оценка работы класса на уроке.

Рефлексия: диагностический лист деятельности учащихся

  • Достигнуты ли цели урока?
  • Какие проблемы решали, изучая тему?
  • Какие выводы сделали?
  • Активно ли работал класс?
  • Назови особенно активных.
  • Как звучали ответы? (правильность, полнота, последовательность, речь)
  • Успели ли рассмотреть запланированный материал? В чем причина?
  • Какие новые проблемы ставит изученная тема?
  • Оценка работы класса на уроке.
Индивидуальное домашнее задание исследовательского характера  «Цветовая деталь в романе» Красный цвет и его оттенки – «красное лицо», «красные глаза», «три красных камешка на колечке», «красные пятна на щеках» и цвет крови (опасность)  Черный цвет – «черные лестницы», «темные квартиры», «темные глаза» (мрак, неизвестность) известность)  Белый цвет – «светлая, прохладная лестница», «белокурые волосы», «белое тюлевое платье на девочке» (чистота)

Индивидуальное домашнее задание исследовательского характера «Цветовая деталь в романе»

  • Красный цвет и его оттенки – «красное лицо», «красные глаза», «три красных камешка на колечке», «красные пятна на щеках» и цвет крови (опасность)

  • Черный цвет – «черные лестницы», «темные квартиры», «темные глаза» (мрак, неизвестность)
  • известность)

  • Белый цвет – «светлая, прохладная лестница», «белокурые волосы», «белое тюлевое платье на девочке» (чистота)
Сравнительная диагностика результатов учебной деятельности учащихся по разделу «Творчество Ф.М.Достоевского» год Высокий уровень обучения 2015 2017 Выше базового уровня 10а класс 5 Базовый уровень 0 10 класс 5 5 Ниже базового уровня 4 5 0 4

Сравнительная диагностика результатов учебной деятельности учащихся по разделу «Творчество Ф.М.Достоевского»

год

Высокий уровень обучения

2015

2017

Выше базового уровня

10а класс

5

Базовый уровень

0

10 класс

5

5

Ниже базового уровня

4

5

0

4

Сравнительная диагностика результатов учебной деятельности учащихся по разделу «Творчество Ф.М.Достоевского» Виды учебной деятельности   10 а класс 1.Опорные схемы 2014-2015 учебный год 68% 10 класс 2.Семинар   72%   2016-2017 учебный год качество знаний 57% 3. Тест 56%   81% качество знаний 4.Творческая работа «Петербург Достоевского» 68% 5.Сочинение 68% 65%   68% 52%

Сравнительная диагностика результатов учебной деятельности учащихся по разделу «Творчество Ф.М.Достоевского»

Виды учебной деятельности

 

10 а класс

1.Опорные схемы

2014-2015 учебный год

68%

10 класс

2.Семинар

 

72%

 

2016-2017 учебный год

качество знаний

57%

3. Тест

56%

 

81%

качество знаний

4.Творческая работа «Петербург Достоевского»

68%

5.Сочинение

68%

65%

 

68%

52%


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!