СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Активные методы обучения при освоении программы ПМ. 01 «Реализация лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изменения, происходящие в мире, вызвали необходимость разработки и применения  новых  педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыков самостоятельного продвижения в информационных полях, формирования у обучающихся универсального умения ставить и решать задачи для преодоления   возникающих проблем в профессиональной деятельности, самоопределения в повседневной жизни. Профессия фармацевта с одной стороны складывается из взаимоотношений с людьми,  с другой - требует от человека наличия профессиональных компетенций, формируемых при реализации профессиональных модулей. Решению этих задач способствуют активные методы обучения, используемые нами при реализации программы профессионального модуля «Реализация лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента»

Просмотр содержимого документа
«Активные методы обучения при освоении программы ПМ. 01 «Реализация лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента»»

Активные методы обучения при освоении программы ПМ01 «Реализация лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента»

Изменения, происходящие в мире, вызвали необходимость разработки и применения новых педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыков самостоятельного продвижения в информационных полях, формирования у обучающихся универсального умения ставить и решать задачи для преодоления возникающих проблем в профессиональной деятельности, самоопределения в повседневной жизни. Профессия фармацевта с одной стороны складывается из взаимоотношений с людьми, с другой - требует от человека наличия профессиональных компетенций, формируемых при реализации профессиональных модулей. Решению этих задач способствуют активные методы обучения, используемые нами при реализации программы профессионального модуля «Реализация лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента»

Методы активного обучения используются на различных этапах учебного процесса:

1 этап – первичное овладение знаниями. Это могут быть проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия.

2 этап – контроль знаний (закрепление), могут быть использованы такие методы как коллективная мыслительная деятельность, тестирование.

3 этап – формирование профессиональных умений, навыков на основе знаний и развитие творческих способностей, возможно использование моделированного обучения, игровые и неигровые методы.

Преимущества активных методов обучения: в учебной деятельности создается ситуация, с которой студенты встретятся в реальной профессиональной деятельности при прохождении производственной практики по модулю, которая проходит на базе аптек нашего города. Кроме того, учебный процесс активизируется через эмоцио­нальный настрой игроков; студенты приобретают навыки, моделируя поведение других; участники осознают смысл своей деятельности, делятся опытом, обмениваются мнениями и, таким обра­зом, вырабатывают решения, усваивают способы поведения, кото­рые помогут приобрести практический опыт профессиональной деятельности. Для формирования профессиональных компетенций на практических занятиях нами формируется искусственная образовательная среда, которая позволяет создать комплекс моделей поведения и условий для имитации реальной действительности, позволяющий организовать обучение алгоритмам и технологиям деятельности в различных ситуациях.

При реализации программы профессионального модуля мы используем следующие активные методы обучения: анализ конкретных профессиональных ситуаций, групповой и индивидуальный тренинг, ролевые игры кейс-метод.

В переводе с английско­го слово «case» означает «портфель, чемодан, сумка, папка» (в нашем варианте - пакет документов для работы студентов) или «ситуация, слу­чай, казус, в ряде случаев — их сочетание» (в нашем варианте — набор практических ситуаций, которые должны изучаться).

Профессор Роберт Мери отметил: «Под кейс-методом я подразу­меваю изучение студентами большого числа ситуаций в запланиро­ванном отрезке времени. Обучение — это процесс принятия решения, а не обзор того, что решают сделать другие».

Процесс обучения с использованием кейс-метода представляет собой имитацию реального события, сочетающую в себе достаточно адекватное отражение реальной действительности, небольшие мате­риальные и временные затраты и вариативность обучения.

Сущность данного метода состоит в том, что учебный материал по­дается студентам в виде проблем (кейсов), а знания приобретаются в результате активной и творческой работы: самостоятельного осуществления сбора необходимой информации, ее анализа с разных точек зрения, выдвижения гипотезы, выводов, заключения, самоконтроля процесса получения знаний и его результатов.

Цели кейс-метода:

- активизация обучающихся, что, в свою очередь, повышает эффективность профессионального обучения;

- повышение мотивации к учебному процессу;

- овладение навыками анализа ситуаций и нахождение опти­мального количества ситуаций;

- совершенствование умения работать с информацией, в том числе умения затребовать дополнительную информацию, не­обходимую для уточнения ситуации;

- моделирование решений данных ситуаций и в соответствии с заданием представление различных подходов к разработке планов действий, ориентированных на конечный результат;

- принятие правильного решения на основе группового анализа ситуации;

- приобретение навыков четкого и точного изложения собственной точки зрения в устной и письменной форме, умение убедительно отстаивать и защищать свою точку зрения;

- выработка навыков критического оценивания различных точек зрения, самоанализа, самоконтроля и самооценки.

При использовании данного метода обучения преподаватель уделяет много времени подбору заданий. Особенно продуктивно примене­ние кейс-метода при блочно-модульном построении учебной про­граммы.

Главным условием использования кейс-метода в обучении является наличие противоречий, на основе кото­рых формируются и формулируются проблемные ситуации, задачи, практические задания для обсуждения и нахождения оптимального решения студентами.

Для разработки ситуаций и заданий в преподавании ПМ 01 могут использоваться следующие противоречия:

- между известными и новыми для студентов фактами, например, лекарственный препарат и его синонимы, синтетические и растительные аналоги, БАД: вред или польза;

- между имеющимися у студентов знаниями и теми, которые нужны для решения задачи, например, между ботаническими знаниями о лекарственных растениях и нужном для решения задачи фармакологическом действии на организм человека;

- между многообразием знаний и необходимостью выбирать лишь такое, использование которого может обеспечивать пра­вильное решение задачи, например, выбор способа заготовки для конкретного вида сырья, или выбор способа хранения и отпуска лекарственного препарата;

- между знаниями обучающихся и теми требованиями, которые предъявляются к ним при решении проблемной задачи (сту­дент убеждается, что его знаний начинает недоставать или они элементарны, у него возникает потребность в приобретении новых теоретических знаний и практических умений);

- между новыми условиями использования своих знаний, т. е. в ходе поиска путей применения знаний на практике.

Студент оказывается в состоянии затруднения, вызванного осо­знанием противоречия, в его мышлении зарождаются вопросы, отра­жающие суть возникших проблем. Разрешить возникшие трудности можно лишь в результате собственной познавательной или исследо­вательской активности.

Ценность кейс-метода состоит в том, что усвоение знаний и фор­мирование умений становится результатом активной самостоятель­ной деятельности обучающихся по разрешению противоречий, в ре­зультате чего и происходит творческое овладение профессиональны­ми знаниями, навыками, умениями, а также развитие мыслительных способностей. В обучении с применением кейс-метода зона ближай­шего развития обучающихся расширяется до области проблемных ситуаций — области, при которой переход от незнания к знанию перестает быть для них основным, становится естественным звеном активного развития.

Анализ конкретных профессиональных ситуаций – один из методов организации познавательной деятельности, который предполагает анализ студентами предложенной ситуации, возникающей из практической деятельности фармацевта и требующей выработки практического решения (фармацевтическая экспертиза рецепта (ПК 1.2. Отпускать лекарственные средства населению, в том числе по льготным рецептам и по требованиям учреждений здравоохранения), товароведческая экспертиза лекарственных средств, изделий медицинского назначения, лекарственного растительного сырья и фитопрепаратов (ПК 1.1. Организовывать прием, хранение лекарственных средств, лекарственного растительного сырья и товаров аптечного ассортимента в соответствии с требованиями нормативно-правовой базы)).

Групповой и индивидуальный тренинг- форма обучения, при которой основное внимание уделяется практической отработке навыков и умений. В ходе моделирования специально заданных ситуаций студент получает возможность развить и закрепить необходимые навыки, освоить новые модели поведения. Тренинги ориентированы на получение практических умений, способствуют обмену опытом между обучающимися, что позволяет получить результат, обладающий высокой практической ценностью (оформление витрин торгового зала учебной аптеки (ПК 1.4. Участвовать в оформлении торгового зала), подбор препаратов по нозологии (ПК 1.3. Продавать изделия медицинского назначения и другие товары аптечного ассортимента)).

В процессе реализации профессионального модуля программы целесообразно использовать ролевые игры, поскольку они способствуют воспроизведению ситуаций, приближенных к реальным ситуациям общения в профессиональной деятельности обучаемых.

При этом каждая пара студентов играет определенные роли (например, фармацевт аптеки и посетитель аптеки) в определенных обстоятельствах, стараясь добиться решения поставленной учебной задачи. Проигрывание ролей и последующее обсуждение результатов ролевой игры позволяют увидеть остальным членам группы типичные ошибки, допускаемые в тех или иных ситуациях общения, научиться находить правильные решения возникающих проблем в своей профессиональной деятельности (фармацевтическое консультирование при продаже товаров аптечного ассортимента, отпуск лекарственных средств (ПК 1.5. Информировать население, медицинских работников учреждений здравоохранения о товарах аптечного ассортимента)).

В реализации формирования общих и профессиональных компетенций лежат активные методы, которые помогают вести студентов к обобщению, развивать самостоятельность мысли, учатся выделять главное в учебном материале, развивают речь и умение работать в команде. Как показывает практика, использование активных методов в обучении способствует формированию профессиональных умений и навыков, развивает творческие и коммуникативные способности личности, формирует личностный подход к возникающей проблеме.


Список использованной литературы:

  1. Зарукина Е. В. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учеб.-метод. пособие / Е. В. Зарукина, Н. А. Логинова, М. М. Новик. СПб.: СПбГИЭУ, 2010. – 59 с.

  2. Бирштейн М. М. Основные направления развития деловых игр // Деловые игры в мире. – СПб.: СПбИЭИ, 1992.

  3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. – М., 2007.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!