СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Активные методы работы по повышению качества образования литературного чтения в начальных классах

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Активные методы работы по повышению качества образования литературного чтения в начальных классах"- сообщение на мо

Просмотр содержимого документа
«s1645954_0»



















Активные методы работы

по повышению качества образования

литературного чтения

в начальных классах







































Т.Н. Подлесных

учитель начальных классов

МБОУ СШ №1 села Кривополянье

Чаплыгинского муниципального района

Липецкой области



[email protected]



Чтобы быть хорошим преподавателем, 

нужно любить то, что преподаешь,

 и любить тех, кому преподаешь.

В. Ключевский


В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования.  Современная школа - это результат огромных перемен, произошедших в системе отечественного образования за последние годы. Это связано с принятием ФГОС и с переходом  на позиции личностно-ориентированной педагогики. Одной из задач современной школы становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей качественного обучения, проявления творческих способностей.

В последнее время мы наблюдаем снижение интереса у учащихся не только к чтению, но и к обучению в целом. Обучение – это нелёгкий труд, требующий от учащихся специальных умений, силы воли, настойчивости, терпения, трудолюбия. На второе место можно поставить большой объём и сложность материала, который нужно освоить и запомнить. Современная жизнь предъявляет высокие требования к интеллектуальному и социальному развитию личности. Однако существует опасность психологической перегрузки детей, которые обязаны усвоить большой объем информации. И только через активные методы обучения они способны к активному усвоению знаний без ущерба своему здоровью.

Когда мы говорим о важности повышения качества образования литературного чтения в начальных классах – мы понимаем, что надо создать прочный фундамент для дальнейшего обучения. Давайте вспомним первые дни ребенка в школе. Это подготовительный период, когда к нам пришли малыши, которым чуть больше пяти лет. Именно здесь они начинают познавать мир чрез книгу. Именно здесь начинается кропотливая работа учителя. Не просто научить ребенка читать, а еще и развить потребность в чтении. Вспомните, ведь раньше были уроки чтения, где главной задачей было научить ребенка читать. В современном образовании на эту задачу отводится лишь полгода, а дальше начинаются уроки литературного чтения, где дети учатся рассуждать, доказывать, характеризовать героев. А значит, у них уже должен быть сформирован навык чтения соответственно возрасту, и нам предстоит его совершенствовать. Но это далеко не всегда так, в классе зачастую есть дети, которым требуется гораздо больше времени. С ними надо вести индивидуальную работу. Совершенствование навык чтения происходит на всех уроках: прочитать задачу на уроках математики, задание к упражнению и само упражнение на уроках русского языка, познать окружающий мир.

Совершенствование навыка чтения должно осуществляться не за счёт дополнительной нагрузки на учащихся, а через совершенствование форм и методов обучения. Одно из самых важных звеньев - это планирования учебного материала, чёткая организация образовательного процесса, контроль всей деятельности учащихся На первый план выступает «Это  трудно, а значит интересно…».  Главное на уроке (и самое сложное) - соблюсти разумный баланс между "увлекательными элементами" и кропотливым трудом. Применяя информационные технологии, нельзя забывать, что все они должны быть вместе с учителем, а не вместо него. Ибо никакие современные электронные образовательные ресурсы не заменят живого слова учителя.

Я считаю, что на уроке обязательно должен присутствовать образец чтения текста учителем. Это может быть знакомство с новым текстом, чтение за диктором. Моим деткам очень нравится чтение по ролям, где учитель является одним из героев. Дети непроизвольно стараются прочитать свою роль более выразительно. Одной из проблем является то, что многие дети имеют логопедические нарушения речи, что мешает совершенствованию техники чтения. Хочется, чтоб в каждой школе был квалифицированный специалист. На уроках используем артикуляционные упражнения, чтение с разным темпом, чтение скороговорок. Игра «Ты диктор»

Еще одним важным моментом является чтение в семье. В нашей школе ведутся дневники прочитанных книг, где помимо автора и названия книги детям надо записать героев и выразить свое отношение к прочитанному. Маленьким детям это сделать сложно и на помощь приходят родители.

Чтение пред сном. Оно дает хорошие результаты. Дело в том, что последние события дня фиксируется эмоциональной памятью, и те восемь часов, когда человек спит, он находится под  их впечатлением. А утром отмечаем разноцветными кружочками количество прочитанных страниц в листочке «Следим за успехами». На уроках мы чередуем пятиминутку чтения «птичий базар» и «расскажи, что читал вчера». Причем дети рассказывают не полностью. Классу предлагается предположить продолжение и прочитать это произведение. Вспомнить, кто еще читал произведения этого автора. Так дети даже обмениваются книгами.

Проанализировать интерес к чтению в семье позволило анкетирование. Оно помогло понять, что не все семьи уделяют этому достаточно внимание.   Поэтому, на родительских собраниях стараюсь убедить каждого родителя в том, что чтение, должно войти в ежедневную привычку ребенка, при этом, особенно на первых ступенях грамотного чтения, необходимо создавать ситуацию интереса окружающих, слушающих его чтение. Хорошо, когда родители проявляют живой интерес к содержанию рассказа, отрывка и т.д. очень важно, - призываю я родителей, - быть предельно сдержанным, терпеливым, снисходительным и доброжелательным к ребенку. Чтоб вовлечь родителей, мы предлагаем выполнить проектные работы о героях произведений, подготовить сообщение об авторе или другие творческие задания, помочь найти детям книгу какого-либо автора.

На уроках литературного чтения одним из главных является проблемно поисковый метод. Отвечая на вопрос, дети должны находить в тексте соответствующие фрагмент и зачитывать его. Выбирать из текста слова, выражения, характеризующие героя. Уметь задать вопрос одноклассникам по прочитанному.

Помимо урочной деятельности совершенствование навыков чтения происходит и во внеурочное время: утренники, викторины, конкурсы.

В нашей школе работает творческая лаборатория «Мы с книгой открываем мир». В результате проводимых мероприятий учащиеся обогащают свой читательский опыт. Так прошли во 2 классе «В литературной гостиной бабушки А. Барто», в 4 классе поле чудес «По страницам прочитанных книг», в начале февраля дети читали книги о Защитниках Отечества о ВОВ, о пионерах – героях и т.д., выставка – конкурс рисунков «Во славу героям»


  • Только живое, эмоциональное, разнообразное по своим приемам ведение уроков чтения привлекает и удерживает внимание детей, развивает интерес к чтению, который потом не угасает у них и в последующих классах. Именно те уроки чтения, на которых ученики спрашивают, творят, решают, интерпретируют и спорят по содержанию произведения, воспитывают живой интерес ребенка к книге.






























Просмотр содержимого презентации
«s1645954_1»

Активные методы обучения на уроках литературного чтения. Подготовила  учитель начальных классов МБОУ СШ № 1 С. Кривополянье Подлесных Т.Н.

Активные методы обучения на уроках литературного чтения.

Подготовила

учитель начальных классов МБОУ СШ № 1

С. Кривополянье

Подлесных Т.Н.

Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь,  и любить того, кому преподаешь.  В. Ключевский

Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить того, кому преподаешь. В. Ключевский

Активные методы обучения - – это методы, характеризующиеся высоким уровнем активности обучающихся, их включенностью в учебный процесс, активизирующие и стимулирующие их  познавательную и творческую деятельность  при решении поставленных задач.

Активные методы обучения -

– это методы, характеризующиеся высоким уровнем активности обучающихся, их включенностью в учебный процесс, активизирующие и стимулирующие их  познавательную и творческую деятельность  при решении поставленных задач.

Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя.
  • Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:   1. формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать; 2 . введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса; 3. развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей; 4. приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

1. формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

2 . введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;

3. развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;

4. приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.

. На уроках чтения всего применяются следующие активные методы обучения Репродуктивный метод; Эвристический метод или частично-поисковый; Творческий метод.

.

На уроках чтения всего применяются следующие активные методы обучения

Репродуктивный метод;

Эвристический метод или частично-поисковый;

Творческий метод.

Цель данной анкеты : определить место и значение книги в жизни и развитии ребенка, получить представления об организации домашнего чтения.

Цель данной анкеты : определить место и значение книги в жизни и развитии ребенка, получить представления об организации домашнего чтения.

  • По итогам анкетирования можно сделать следующие выводы: большинство родителей (законных представителей) признают важность чтения книг, но на практике выходит, что этого недостаточно для повышения читательской грамотности детей. Книги детям до школы читались в большинстве семей дома регулярно. Но обучение детей чтению в большинстве семей далось только с помощью школы. Из-за большой загруженности дети в основном читают только программные произведения. Не всегда с ребенком обсуждается прочитанный материал, чем упускается замечательная возможность воспитания ребенка на примере литературных героев и поэтому возникают проблемы с пересказом. Некоторые дети вообще проявляют безразличие к тому, что читают. У большинства детей дома есть своя «библиотечка», но в библиотеки ходит очень маленькая часть опрошенных. Анкетирование показало, что родители готовы на взаимодействие и сотрудничество с педагогами и остаются неравнодушными к жизнедеятельности школы.
Уголки

Уголки

  • При характеристике одного из героев класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства, используя текст и свой жизненный опыт, положительных качеств героя, другая - об отрицательных, подкрепляя свой ответ выдержками из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод. Такой прием учит детей диалогу, культуре общения.
Мы с книгой открываем мир!

Мы с книгой открываем мир!

Именно те уроки чтения, на которых ученики спрашивают, творят, решают, интерпретируют и спорят по содержанию произведения, воспитывают живой интерес ребенка к книге.  
  • Именно те уроки чтения, на которых ученики спрашивают, творят, решают, интерпретируют и спорят по содержанию произведения, воспитывают живой интерес ребенка к книге.
  •  

  • Учить детей сегодня трудно,
  • И раньше было нелегко.
  • Читать, считать, писать учили:
  • «Даёт корова молоко».
  • Век XXI – век открытий,
  • Век инноваций, новизны,
  • Но от учителя зависит,
  • Какими дети быть должны.
  • Желаю вам, чтоб дети в вашем классе
  • Светились от улыбок и любви,
  • Здоровья вам и творческих успехов
  • В век инноваций, новизны!
Спасибо за внимание

Спасибо за внимание


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!