ШТАННИКОВА СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА
учитель МБОУ СОШ №71, г.Новосибирска
АКТКАЛЬНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ И ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Актуальность работы обусловлена необходимостью внедрения и использования мультимедийных и цифровых технологий в образовательном процессе иностранному языку, так как включение мультимедийных и цифровых технологий в учебный процесс способствует личностному и познавательному развитию обучающихся на основе многовариантности содержания и организации учебного процесса. Благодаря включению мультимедиа-технологий в процесс обучения иностранному языку на уроке обучающиеся изучают фонетический, лексический и грамматический материал, учатся выражать свои мысли в устной и письменной форме, учатся диалогической и монологической речи, закрепляют полученные умения и навыки на практике.
Анализ научно-методической литературы показал, что вопрос обучения английскому языку с применением мультимедийных технологий вызывает немалый интерес. Существенный вклад в изучение проблемы использования мультимедийных технологий на уроках иностранного языка внесли Гальскова Н.Д., Молянинова О.Г., Шафигулина Р.Р. и другие известные педагоги и исследователи. Анализ отечественных и зарубежных методических материалов показал, что применение мультимедийных и цифровых технологий создает благоприятные условия для формирования и развития всех составляющих иноязычной коммуникативной компетенции согласно личностно-ориентированному подходу в обучении иностранному языку, максимально учитывая личностные потребности и особенности обучающихся.
Несмотря на то, что использование мультимедийных и цифровых технологий является приоритетным направлением современного образования, всё еще не уделяется должного внимания использованию средств мультимедиа при обучении иностранному языку в общеобразовательных учреждениях. В научно-методической литературе эта проблема также недостаточно раскрыта.
Эмпирической базой исследования являлась МБОУ СОШ №71 г. Новосибирска.
Объективность и достоверность основных положений, результатов и выводов исследования обеспечены:
опорой на теоретические и научно-практические достижения следующих областей знаний – теории и методики обучения иностранным языкам, педагогики, психологии, психолингвистики;
совокупностью использованных методов;
тщательным анализом разнообразных учебных материалов;
подтверждением выдвинутой гипотезы экспериментальными данными, полученными в результате апробации предложенного комплекса упражнений;
личным опытом в системе преподавания в общеобразовательной школе.
Под термином мультимедийные технологии мы понимаем компьютерные технологии, позволяющие создавать и применять в учебном процессе образовательный контент, представляющий собой (в различных комбинациях) сочетание текста, графики, аудио, видео, анимации.
Для реализации мультимедиа-технологий на уроках иностранного языка требуются соответствующие мультимедийные средства обучения, включающие технические средства (компьютеры, интерактивные доски, проекторы и другие), программное обеспечение и электронные образовательные ресурсы.
Использование мультимедийных средств в процессе обучения иностранному языку: позволяет сделать урок эффективным, вовлекая множество психических процессов при восприятии учебной информации одновременно через несколько каналов (слуховой, зрительный); повышает интерес учащихся благодаря красочности, разнообразию учебных материалов, а также повышает мотивацию к дальнейшему изучению иностранного языка.
Экспериментальным путем в ходе нашего исследования было доказано, что применение мультимедиа-технологий и соответствующих мультимедийных средств на начальном этапе обучения иностранному языку в школе способствует более эффективному формированию языковых навыков и речевых умений.
Применяя мультимедиа-технологии и необходимые для этого средства, необходимо учитывать психофизиологические особенности обучающихся, соблюдать требования СанПиНа.
Для обучения учащихся с использованием мультимедиа-средств был разработан комплекс упражнений, мультимедийных презентаций и других обучающих материалов в соответствии с экспериментальной работой в дополнение к учебной программе по учебно-методическому комплексу «Spotlight».
Для разработки мультимедийных материалов были использованы следующие обучающие программы и сайты:
онлайн-сервис для создания интерактивных заданий LearningApps
сервис для создания учебных ресурсов Wordwall
интерактивный учебник edu.skysmart.ru
сервис для создания мультимедийных презентаций Genially
многофункциональный онлайн-конструктор Canvа.
приложение для заучивания лексического материала Quizlet.
Благодаря данным конструкторам и сервисам для создания интерактивных мультимедийных материалов были разработаны материалы по следующим учебным темам с использованием мультимедиа средств в соответствии с учебной программой:
«My family»; «Describing people»; «School subjects»; «Shapes»; «Prepositions of place»; «Sport activities»; «Present Continuous»; «Numbers».
По теме «My family» на уроках были использованы следующие учебные ресурсы, направленные на увеличение лексического запаса:
На сайте Genially создана мультимедийная презентация с картинками, текстом и аудиоприложением, с помощью которой учащиеся повторяют ранее изученную лексику по теме. Учащиеся могут не только увидеть слово и картинку, но и послушать, как оно произносятся. Для закрепления материала были разработаны следующие мультимедийные упражнения, которые содержат картинки, текст, а также аудио сопровождение: в LearningApps на экране необходимо соединить аудиотекст и слово с соответствующей картинкой. Если пара слов составлена правильно, она исчезает: https://learningapps.org/ ; на сайте Wordwall создана игра «Случайное колесо» в виде телешоу, в которой учитель или учащиеся крутят колесо и называют то слово, на которое попала стрелка; для закрепления лексики из интерактивной тетради Skysmart были даны следующие упражнения: 1) задание на соотнесение картинки со словом: https://edu.skysmart.ru/homework/new/707 (Урок 6, тема «Family»). 2) упражнение для закрепления лексики по теме «Family», а также для закрепления грамматики по теме «Present Continuous»: обучающимся предлагается сказать кто из членов семьи чем занимается в данный момент: https://edu.skysmart.ru/homework/new/707 (Урок 5, тема «Family»).
В качестве дополнительного домашнего задания (по желанию) обучающимся задаётся упражнение из интерактивной тетради Skysmart, где необходимо соединить слова с картинками по теме «My family»: https://edu.skysmart.ru/homework/new/706 (урок 1, тема «Family»), а также упражнение, в котором необходимо догадаться, кто из семьи во что одет, повторяется также лексика по теме «Colours» и «Clothes»: https://edu.skysmart.ru/homework/new/708 (Урок 2, тема «Family»).
В онлайн-конструкторе Canvа создан мультимедийный плакат, который получает каждый ученик после урока в электронном варианте для закрепления лексики по теме урока:
С целью регистрации изменений уровня освоения учебной информации и определения показателей уровня знаний, умений и навыков английского языка у обучаю щихся под воздействием использования мультимедийных средств при реализации учебного процесса, применялись следующие задания контроля: словарный диктант; лексико-грамматический тест по текущему материалу; монологическое высказывание.
Контроль знаний, умений и навыков проходил в три этапа: предварительный, промежуточный, итоговый. Результаты заданий контроля основаны на Единых требованиях к оцениванию по английскому языку в начальной школе и приведены в Таблице:
Таблица
Критерии оценивания заданий
% правильно выполненного задания | Оценка |
Словарный диктант |
95 – 100 % | 5 |
80 – 94 % | 4 |
60 – 79 % | 3 |
Менее 60 % | 2 |
Лексико-грамматический тест по текущему материалу |
95 – 100 % | 5 |
80 – 94 % | 4 |
60 – 79 % | 3 |
Менее 60 % | 2 |
Критерии оценивания монологического высказывания |
0-2 ошибки | 5 |
3-4 ошибки | 4 |
5-6 ошибок | 3 |
7 ошибок и более | 2 |
Критерии контроля монологического высказывания: объём высказывания, темп и интонация, фонетическое оформление, правильное произношение слов, соблюдение лексических и грамматических норм.
Результаты данных предпринятого исследования показывают, что динамика показателей заданий словарного диктанта, лексико-грамматического теста и монологического высказывания в экспериментальной группе более значительна, чем в контрольной группе. Улучшение ранее перечисленных показателей можно объяснить включением средств мультимедиа-технологий при проведении учебных занятий, а также правильном распределении объема учебной нагрузки и отдыха в ходе урока (динамические паузы, физкультурные минутки). Предложенные средства и методы проведения урока в экспериментальной группе были представлены широким диапазоном заданий с применением мультимедийных средств, что способствовало повышению положительного эмоционального фона у обучающихся. Вариации величин учебной нагрузки в рамках учебного периода отличались большим разнообразием и динамикой.
В контрольной группе учебные занятия проводились в соответствии с учебным планом и существенных изменений в образовательный процесс не вносилось.
Полученные данные свидетельствуют о том, что предложенная методика применения современных мультимедийных технологий и средств оказалась эффективной для её использования в процессе обучения на уроках иностранного языка.
На рисунке продемонстрирован прирост показателей качества полученных знаний, умений и навыков за весь период исследования в экспериментальной и контрольной группах.
Динамика изменения результатов в экспериментальной группе
Динамика изменения результатов в контрольной группе
Выводы: в ходе проведения исследования была достигнута цель работы, выполнены все задачи. Опытным путём подтверждена гипотеза об эффективности использования современных мультимедийных и цифровых технологий, соответствующих им мультимедийных средств на уроках английского языка с целью формирования языковых навыков и коммуникативных умений у обучающихся. Анализ результатов теоретического и экспериментального исследования показал, что включение мультимедийных технологий в учебный процесс развивает у обучающихся познавательные и коммуникативные навыки, расширяет их возможности для самостоятельного обучения и повышает положительную мотивацию к изучению иностранного языка. В результате проведённого исследования цель и задачи работы были достигнуты, выдвинутая гипотеза подтверждена на практике.
Не вызывает сомнений возможность дальнейших исследований, направленных на поиск новых приёмов обучения, средств формирования и развития умений и навыков иностранного языка с применением мультимедийных и цифровых технологий в МБОУ СОШ №71.