« Душа речи …» Акцентологическая норма русского языка
Цели работы:
- изучить литературу о сущности русского ударения, его типах и функциях;
- узнать, существуют ли законы правильной постановки ударения в русском языке; изучить эти законы;
- изучить причины изменения и колебания ударения, возможные тенденции в развитии акцентологических норм и проследить их в современной речи;
- изучить речь учащихся и учителей с точки зрения правильности постановки ударения.
Орфоэпические нормы - это произносительные правила устной речи. Их изучает специальный раздел языкознания – орфоэпия (от греч. orfhos - «правильный» и epos – «речь»).
- Мы решили узнать, насколько владеют нормой литературного произношения наши дноклассники и учителя.
- Было опрошено 77 учеников старших классов и 21 учитель.
- Опрос был анонимным.
- Опросный лист (словарь) состоял из 60 слов и условно делился на 2 части:
1) часто употребляемые слова из бытовой лексики: с в е кла , крап и ва, к у хонный,…;
2) книжные слова: проц е нт, ср е дства… .
Норма
К у хонный
Кол-во прав. ответивших уч-ся
72
Углубл е нный
%
Кол-во учителей, которые ответили правильно
93.5
66
Новорожд е нный
%
17
85.7
50
П о иск о вый
80,9
77
15
64,9
Лосос е вый
100
71,4
20
Зубч а тый
62
95,2
21
9
Кедр о вый
80,5
100
11,6
66
19
Сл и вовый
90,4
52
14
Премиров а ть
85,7
Ход а тайствовать
21
67,5
66,6
33
31
Звон я т
19
42,8
100
17
90,4
Бо я знь
40,2
63
Апостр о ф
72
80,9
81,8
17
21
80,9
93,5
29
100
21
37,6
100
13
61,9
Катал о г
52
Кварт а л
67,5
57
Фарф о р
75
20
74
Нам е рение
Агрон о мия
72
97,4
21
95,2
100
93,5
21
51
И конопись
66,2
16
100
30
Началс я
76
13
Т о тчас
38,9
63
61
63
Мастерск и
81,8
15
16
Н е которые
71
81,8
20
76
73
25,9
21
Зад о лго
17
69
100
94,8
Постой у дв е ри
Задание н а дом
59
89,6
21
81
53
100
76,6
19
Звон и т, звон я т, звон и шь,
Позвон и шь
54
68,8
90
16
Крас и вее
20
51
70,1
76
18
66,2
95
47
85,7
18
61
85,7
19
90
Н а чат
начат а
67
61
Н а чато
87
19
79,2
53
Пр и нят
90
19
68,8
67
Принят а
90
61
17
87
Пр и нято
79,2
21
81
И здавна,
55
100
21
71,4
64
Д о верху
100
Отб ы л, отб ы ло,
19
83,1
66
Отбыл а
50
21
85,7
90
21
100
64,9
66
З а год, н а день
100
19
85,7
Дал а , брал а
53
И з дому
62
68,8
19
90
17
90
80,5
31
81
21
40,2
100
16
76
Вывод:
Норма
Кол-во правильно ответивших учащихся
Итого:
%
4 1 чел.
Кол-во учителей , которые ответили правильно
49 ,3%
%
13 чел.
64,4%
Как видим, большинство старшеклассников не обладают высокой речевой культурой. Только 50% в среднем знают акцентологические нормы.
У учителей показатель выше (64,4%), но тоже далек от нормы
- Самыми трудными словами для учащихся оказались: зубч а тый, и конопись, св е кла, апостр о ф, кулин а рия, мастерск и , лом о ть.
- У учителей затруднения вызвали слова: агрон о мия, лом о ть, нам е рение, и конопись, и скра, зубч а тый, новорожд е нный.
- Как видим, трудности вызвали и часто употребляемые слова, и книжные .
- Случаи с неправильной постановкой ударения встречались даже у высокообразованных людей. Так, например, Корней Чуковский признавался, что, впервые выступая в Петербурге на литературном вечере, сделал девяносто два неправильных ударения. Узнав об этом, он завел себе словарь, и больше этого никогда не повторялось.
« Если кто захочет определить, почему в одном слове ударение на таком месте, а в другом, сходном с ним по образованию и по роду выраженного понятия, ударение не на том же слоге, такое старание будет бесплодным. Это происходит от того , что ударение … составляет одну из его индивидуальных особенностей. Оно образовалось вместе со словом…»
Я.К.Грот «О некоторых законах ударения» (1857)
Для успешного овладения
орфоэпической нормой необходимо:
- усвоить основные правила русского литературного произношения;
- научиться внимательно и критично слушать свою речь и речь окружающих;
- анализировать свои ошибки и недочеты и исправлять их;
- слушать и изучать образцовое произношение, которым должны владеть дикторы радио и телевидения.
Почему у других народов нет такой проблемы?
Дело в том, что в некоторых языках ударение фиксированное:
в финском и эстонском
в польском
на первом слоге
на предпоследнем слоге
во французском
на последнем слоге
Особенности русского ударения
Ударение в русском языке разноместное, т.е не закреплено за определенным слогом
Ср е дства
Дос у г
Катал о г
Асимметр и я
Разноместность делает ударение в русском языке индивидуальным признаком каждого отдельно взятого слова!
В области русского ударения нет никаких правил – есть только тенденции
Рассмотрим некоторые из них
Иностранные слова произносятся так, как в языке - источнике
м А ркетинг (англ.)
факс И миле (англ.)
жалюз И (фр.)
фет И ш (фр.)
Ударение в русском языке подвижное, т.е. может перемещаться в пределах словоформы
о герб Е
г Е рб
занят А
з А нят
ум Е рший
умер Е ть
началс Я ,
начал А сь
нач А ться
Запомните ударение в словах:
агрон О мия
опт О вый
балов А ть
прин У дить
гражд А нство
стол Я р
зав И дно
углуб И ть
исч Е рпать
ход А тайство
кварт А л
христиан И н
нам Е рение
щав Е ль
новорожд Ё нный
эксп Е рт
Две группы глаголов на -ировать
бомбардиров А ть
баллот И ровать
гравиров А ть
блок И ровать
гарант И ровать
гофриров А ть
дисквалифиц И ровать
группиров А ть
дискут И ровать
пломбиров А ть
инсцен И ровать
премиров А ть
коп И ровать
формиров А ть
Причастия
блок И рованный
премир О ванный
Слова могут иметь основное и побочное ударение
- в сложных и сложносокращенных словах
- в словах с иноязычными приставками
в Е роиспов Е дание
н Е фтепров О д
О стросюж Е тный
г А зопров О д
г О ссл У жба
тр У бопров О д
п О стскр И птум
м У соропров О д
пр О америк А нский
НО : пр О вод
Ударение в
существительных (им. пад. мн. ч.)
б А нт - б А нты
бл А го - бл А га
инжен Е р-инжен Е ры
ср Е дство-ср Е дства
тр Е нер - тр Е неры
хоз Я ин - хоз Я ева
Ударение в существительных(род.пад. мн.ч.)
в е домости
ведомост Е й
област Е й
о бласти
аэроп О ртов
аэроп о рты
в О зрастов
в О зрасты
м о щности
м О щностей
о трасли
О траслей
пр И былей
пр и были
т о рты
т О ртов
Ударение в кратких прилагательных и причастиях
Он прав – она прав А – они пр А вы
Он весел – она весел А – они в Е селы
Он глуп – она глуп А – они гл У пы
Он глух – она глух А – они гл У хи
Он груб – она груб А – они гр У бы
Он создан – она создан А – они с О зданы
Он взят – она взят А – они вз Я ты
Глаголы с ударением на основе во всех формах, кроме формы женского рода
Он брал – она брал А – они бр А ли
Он взял – она взял А – они вз Я ли
Он гнал – она гнал А – они гн А ли
Он звал – она звал А – они зв А ли
Он рвал – она рвал А – они рв А ли
Он снял – она снял А – они сн Я ли
Он спал – она спал А – они сп А ли
НО:
Он клал – она кл А ла – они кл А ли
Глаголы с ударением на приставке, кроме формы женского рода
Он з А дал – она задала А – они з А дали
Он з А нял – она занял А – они з А няли
Он н А нял – она нанял А – они н А няли
Он н А чал – она начал А – они н А чали
Он О тбыл – она отбыл А – они О тбыли
Он п О нял – она понял А – они п О няли
Он пр И нял – она принял А – они пр И няли
Глаголы с ударением на окончании
включ И ть – ты включ И шь – он включ И т – они включ А т
заключ И ть – ты заключ И шь – он заключ И т – они заключ А т
звон И ть – ты звон И шь – он звон И т – они звон Я т
облегч И ть – ты облегч И шь – он облегч И т – они облегч А т
повтор И ть – ты повтор И шь – он повтор И т - они повтор Я т
приободр И ть – ты приободр И шь – они приободр Я т
усугуб И ть – ты усугуб И шь –он усугуб И т - они усугуб Я т
Ударение по аналогии
монол о г-диал о г-катал о г-некрол о г
кулин а р-кулин а рия
ветерин а р-ветерин а рия
рефл е кс-рефл е ксия
г е н-г е незис
Укра и на-укра и нский
св е дения-осв е домиться
крас и вый-крас и вее
обесп е чить-обесп е чение
сосредот о чить-сосредот о чение
упр о чить-упр о чение
Ударение в русском языке играет смыслоразличительную роль
брон И ровать
брониров А ть
в и дение
вид Е ние
занят О й
з А нятый
О тзыв
отз Ы в
язык О вый
языков О й
Это интересно Для того, чтобы запомнить раз и навсегда, на каком слоге надо делать ударение в том или ином слове, необходимо подобрать к нему созвучное слово , такое, в котором на этот слог ударение падает без сомнения. Или же слово должно рифмоваться с запоминаемым, причем так, чтобы рифма попадала на запоминаемый слог. Дальше, как обычно, из запоминаемого и вспомогательного слова нужно составить сюжет. Теперь, когда вы снова столкнетесь с этим словом и засомневаетесь, где же поставить ударение, вам достаточно будет вспомнить свой сюжет или рифму, и все сомнения благополучно разрешатся.
Вот примеры
Дого вОр
Дого вОр украл вОр
Ката ЛО г
Ката ЛО г съела ЛО шадь
Звон И т
Добрый доктор Айболит спрашивает: Кто звон И т?
Балов А ть
Бало ВАТ ь сладкой ВАТ ой.
Крем Е нь (а не кр Е мень)
Меняю кре МЕНЬ на ре МЕНЬ
КУ хонный
Полотенцем к УХО нным вытер УХО .
Стол Я р
Стол ЯР пришел на ЯР марку
Св Е кла
СВЕК р весь вымазался СВЕК лой