СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Акцентологические нормы языка

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Акцентологические нормы языка»

« Душа речи …»  Акцентологическая норма русского языка

« Душа речи …» Акцентологическая норма русского языка

Цели работы: изучить литературу о сущности русского ударения, его типах и функциях; узнать, существуют ли законы правильной постановки ударения в русском языке; изучить эти законы; изучить причины изменения и колебания ударения, возможные тенденции в развитии акцентологических норм и проследить их в современной речи; изучить речь учащихся и учителей с точки зрения правильности постановки ударения.

Цели работы:

  • изучить литературу о сущности русского ударения, его типах и функциях;
  • узнать, существуют ли законы правильной постановки ударения в русском языке; изучить эти законы;
  • изучить причины изменения и колебания ударения, возможные тенденции в развитии акцентологических норм и проследить их в современной речи;
  • изучить речь учащихся и учителей с точки зрения правильности постановки ударения.
Орфоэпические нормы - это произносительные правила устной речи. Их изучает специальный раздел языкознания – орфоэпия (от греч. orfhos -  «правильный»  и epos – «речь»).

Орфоэпические нормы - это произносительные правила устной речи. Их изучает специальный раздел языкознания – орфоэпия (от греч. orfhos - «правильный» и epos – «речь»).

Мы решили узнать, насколько владеют нормой литературного произношения наши дноклассники и учителя. Было опрошено 77 учеников старших классов и 21 учитель. Опрос был анонимным. Опросный лист (словарь) состоял из 60 слов и условно делился на 2 части:  1) часто употребляемые слова из бытовой лексики: с в е кла , крап и ва, к у хонный,…;  2) книжные слова: проц е нт, ср е дства… .
  • Мы решили узнать, насколько владеют нормой литературного произношения наши дноклассники и учителя.
  • Было опрошено 77 учеников старших классов и 21 учитель.
  • Опрос был анонимным.
  • Опросный лист (словарь) состоял из 60 слов и условно делился на 2 части:

1) часто употребляемые слова из бытовой лексики: с в е кла , крап и ва, к у хонный,…;

2) книжные слова: проц е нт, ср е дства… .

 Норма К у хонный Кол-во прав. ответивших уч-ся 72 Углубл е нный % Кол-во учителей, которые ответили правильно 93.5 66 Новорожд е нный % 17 85.7 50 П о иск о вый 80,9 77 15 64,9 Лосос е вый 100 71,4 20 Зубч а тый 62 95,2 21 9 Кедр о вый 80,5 100 11,6 66 19 Сл и вовый 90,4 52 14 Премиров а ть 85,7 Ход а тайствовать 21 67,5 66,6 33 31 Звон я т 19 42,8 100 17 90,4 Бо я знь 40,2 63 Апостр о ф 72 80,9 81,8 17 21 80,9 93,5 29 100 21 37,6 100 13 61,9

Норма

К у хонный

Кол-во прав. ответивших уч-ся

72

Углубл е нный

%

Кол-во учителей, которые ответили правильно

93.5

66

Новорожд е нный

%

17

85.7

50

П о иск о вый

80,9

77

15

64,9

Лосос е вый

100

71,4

20

Зубч а тый

62

95,2

21

9

Кедр о вый

80,5

100

11,6

66

19

Сл и вовый

90,4

52

14

Премиров а ть

85,7

Ход а тайствовать

21

67,5

66,6

33

31

Звон я т

19

42,8

100

17

90,4

Бо я знь

40,2

63

Апостр о ф

72

80,9

81,8

17

21

80,9

93,5

29

100

21

37,6

100

13

61,9

Катал о г 52 Кварт а л 67,5 57 Фарф о р 75 20 74 Нам е рение Агрон о мия 72 97,4 21 95,2 100 93,5 21 51 И конопись 66,2 16 100 30 Началс я 76 13 Т о тчас 38,9 63 61 63 Мастерск и 81,8 15 16 Н е которые 71 81,8 20 76 73 25,9 21 Зад о лго 17 69 100 94,8 Постой у дв е ри Задание н а дом 59 89,6 21 81 53 100 76,6 19 Звон и т, звон я т, звон и шь, Позвон и шь 54 68,8 90 16 Крас и вее 20 51 70,1 76 18 66,2 95 47 85,7 18 61 85,7 19 90

Катал о г

52

Кварт а л

67,5

57

Фарф о р

75

20

74

Нам е рение

Агрон о мия

72

97,4

21

95,2

100

93,5

21

51

И конопись

66,2

16

100

30

Началс я

76

13

Т о тчас

38,9

63

61

63

Мастерск и

81,8

15

16

Н е которые

71

81,8

20

76

73

25,9

21

Зад о лго

17

69

100

94,8

Постой у дв е ри

Задание н а дом

59

89,6

21

81

53

100

76,6

19

Звон и т, звон я т, звон и шь,

Позвон и шь

54

68,8

90

16

Крас и вее

20

51

70,1

76

18

66,2

95

47

85,7

18

61

85,7

19

90

Н а чат начат а 67 61 Н а чато 87 19 79,2 53 Пр и нят 90 19 68,8 67 Принят а 90 61 17 87 Пр и нято 79,2 21 81 И здавна, 55 100 21 71,4 64 Д о верху 100 Отб ы л, отб ы ло, 19 83,1 66 Отбыл а 50 21 85,7 90 21 100 64,9 66 З а  год, н а день 100 19 85,7 Дал а , брал а 53 И з дому 62 68,8 19 90 17 90 80,5 31 81 21 40,2 100 16 76

Н а чат

начат а

67

61

Н а чато

87

19

79,2

53

Пр и нят

90

19

68,8

67

Принят а

90

61

17

87

Пр и нято

79,2

21

81

И здавна,

55

100

21

71,4

64

Д о верху

100

Отб ы л, отб ы ло,

19

83,1

66

Отбыл а

50

21

85,7

90

21

100

64,9

66

З а год, н а день

100

19

85,7

Дал а , брал а

53

И з дому

62

68,8

19

90

17

90

80,5

31

81

21

40,2

100

16

76

Вывод:  Норма Кол-во правильно ответивших учащихся Итого: % 4 1 чел. Кол-во учителей , которые ответили правильно 49 ,3% % 13 чел. 64,4%

Вывод:

Норма

Кол-во правильно ответивших учащихся

Итого:

%

4 1 чел.

Кол-во учителей , которые ответили правильно

49 ,3%

%

13 чел.

64,4%

Как видим, большинство старшеклассников не обладают высокой речевой культурой. Только 50% в среднем знают акцентологические нормы. У учителей показатель выше (64,4%), но тоже далек от нормы

Как видим, большинство старшеклассников не обладают высокой речевой культурой. Только 50% в среднем знают акцентологические нормы.

У учителей показатель выше (64,4%), но тоже далек от нормы

Самыми трудными словами для учащихся оказались: зубч а тый, и конопись, св е кла, апостр о ф, кулин а рия, мастерск и , лом о ть. У учителей затруднения вызвали слова: агрон о мия, лом о ть, нам е рение, и конопись, и скра, зубч а тый, новорожд е нный. Как видим, трудности вызвали и часто употребляемые слова, и книжные .
  • Самыми трудными словами для учащихся оказались: зубч а тый, и конопись, св е кла, апостр о ф, кулин а рия, мастерск и , лом о ть.
  • У учителей затруднения вызвали слова: агрон о мия, лом о ть, нам е рение, и конопись, и скра, зубч а тый, новорожд е нный.
  • Как видим, трудности вызвали и часто употребляемые слова, и книжные .
Случаи с неправильной постановкой ударения встречались даже у высокообразованных людей. Так, например, Корней Чуковский признавался, что, впервые выступая в Петербурге на литературном вечере, сделал девяносто два неправильных ударения. Узнав об этом, он завел себе словарь, и больше этого никогда не повторялось.
  • Случаи с неправильной постановкой ударения встречались даже у высокообразованных людей. Так, например, Корней Чуковский признавался, что, впервые выступая в Петербурге на литературном вечере, сделал девяносто два неправильных ударения. Узнав об этом, он завел себе словарь, и больше этого никогда не повторялось.
« Если кто захочет определить, почему в одном слове ударение на таком месте, а в другом, сходном с ним по образованию и по роду выраженного понятия, ударение не на том же слоге, такое старание будет бесплодным. Это происходит от того , что ударение … составляет одну из его индивидуальных особенностей. Оно образовалось вместе со словом…»  Я.К.Грот «О некоторых законах ударения» (1857)

« Если кто захочет определить, почему в одном слове ударение на таком месте, а в другом, сходном с ним по образованию и по роду выраженного понятия, ударение не на том же слоге, такое старание будет бесплодным. Это происходит от того , что ударение … составляет одну из его индивидуальных особенностей. Оно образовалось вместе со словом…»

Я.К.Грот «О некоторых законах ударения» (1857)

Для успешного овладения орфоэпической нормой необходимо: усвоить основные правила русского литературного произношения; научиться внимательно и критично слушать свою речь и речь окружающих; анализировать свои ошибки и недочеты и исправлять их; слушать и изучать образцовое произношение, которым должны владеть дикторы радио и телевидения.

Для успешного овладения

орфоэпической нормой необходимо:

  • усвоить основные правила русского литературного произношения;
  • научиться внимательно и критично слушать свою речь и речь окружающих;
  • анализировать свои ошибки и недочеты и исправлять их;
  • слушать и изучать образцовое произношение, которым должны владеть дикторы радио и телевидения.

Почему у других народов нет такой проблемы? Дело в том, что в некоторых языках ударение фиксированное: в финском и эстонском в польском на первом слоге на предпоследнем слоге во французском  на последнем слоге

Почему у других народов нет такой проблемы?

Дело в том, что в некоторых языках ударение фиксированное:

в финском и эстонском

в польском

на первом слоге

на предпоследнем слоге

во французском

на последнем слоге

Особенности русского ударения Ударение в русском языке разноместное, т.е не закреплено за определенным слогом Ср е дства Дос у г Катал о г Асимметр и я  Разноместность делает ударение в русском языке индивидуальным признаком каждого отдельно взятого слова!

Особенности русского ударения

Ударение в русском языке разноместное, т.е не закреплено за определенным слогом

Ср е дства

Дос у г

Катал о г

Асимметр и я

Разноместность делает ударение в русском языке индивидуальным признаком каждого отдельно взятого слова!

В области русского ударения нет никаких правил – есть только тенденции Рассмотрим некоторые из них  Иностранные слова произносятся так, как в языке - источнике м А ркетинг (англ.) факс И миле (англ.) жалюз И  (фр.) фет И ш (фр.)

В области русского ударения нет никаких правил – есть только тенденции

Рассмотрим некоторые из них

Иностранные слова произносятся так, как в языке - источнике

м А ркетинг (англ.)

факс И миле (англ.)

жалюз И (фр.)

фет И ш (фр.)

 Ударение в русском языке подвижное, т.е. может перемещаться в пределах словоформы о герб Е г Е рб занят А з А нят ум Е рший умер Е ть началс Я , начал А сь нач А ться

Ударение в русском языке подвижное, т.е. может перемещаться в пределах словоформы

о герб Е

г Е рб

занят А

з А нят

ум Е рший

умер Е ть

началс Я ,

начал А сь

нач А ться

Запомните ударение в словах: агрон О мия опт О вый балов А ть прин У дить гражд А нство стол Я р зав И дно углуб И ть исч Е рпать ход А тайство кварт А л христиан И н нам Е рение щав Е ль новорожд Ё нный эксп Е рт

Запомните ударение в словах:

агрон О мия

опт О вый

балов А ть

прин У дить

гражд А нство

стол Я р

зав И дно

углуб И ть

исч Е рпать

ход А тайство

кварт А л

христиан И н

нам Е рение

щав Е ль

новорожд Ё нный

эксп Е рт

 Две группы глаголов на -ировать  бомбардиров А ть баллот И ровать гравиров А ть блок И ровать гарант И ровать гофриров А ть дисквалифиц И ровать группиров А ть дискут И ровать пломбиров А ть инсцен И ровать премиров А ть коп И ровать формиров А ть Причастия блок И рованный премир О ванный

Две группы глаголов на -ировать

бомбардиров А ть

баллот И ровать

гравиров А ть

блок И ровать

гарант И ровать

гофриров А ть

дисквалифиц И ровать

группиров А ть

дискут И ровать

пломбиров А ть

инсцен И ровать

премиров А ть

коп И ровать

формиров А ть

Причастия

блок И рованный

премир О ванный

Слова могут иметь основное и побочное ударение  в сложных и сложносокращенных словах  в словах с иноязычными приставками в Е роиспов Е дание н Е фтепров О д О стросюж Е тный г А зопров О д г О ссл У жба тр У бопров О д п О стскр И птум м У соропров О д пр О америк А нский НО : пр О вод

Слова могут иметь основное и побочное ударение

  • в сложных и сложносокращенных словах
  • в словах с иноязычными приставками

в Е роиспов Е дание

н Е фтепров О д

О стросюж Е тный

г А зопров О д

г О ссл У жба

тр У бопров О д

п О стскр И птум

м У соропров О д

пр О америк А нский

НО : пр О вод

Ударение в существительных (им. пад. мн. ч.) б А нт - б А нты бл А го - бл А га инжен Е р-инжен Е ры ср Е дство-ср Е дства тр Е нер - тр Е неры хоз Я ин - хоз Я ева

Ударение в

существительных (им. пад. мн. ч.)

б А нт - б А нты

бл А го - бл А га

инжен Е р-инжен Е ры

ср Е дство-ср Е дства

тр Е нер - тр Е неры

хоз Я ин - хоз Я ева

Ударение в существительных(род.пад. мн.ч.) в е домости ведомост Е й област Е й о бласти аэроп О ртов аэроп о рты в О зрастов в О зрасты м о щности м О щностей о трасли О траслей пр И былей пр и были т о рты т О ртов

Ударение в существительных(род.пад. мн.ч.)

в е домости

ведомост Е й

област Е й

о бласти

аэроп О ртов

аэроп о рты

в О зрастов

в О зрасты

м о щности

м О щностей

о трасли

О траслей

пр И былей

пр и были

т о рты

т О ртов

 Ударение в кратких прилагательных и причастиях Он прав – она прав А – они пр А вы Он весел – она весел А – они в Е селы Он глуп – она глуп А – они гл У пы Он глух – она глух А – они гл У хи Он груб – она груб А – они гр У бы Он создан – она создан А – они с О зданы Он взят – она взят А – они вз Я ты

Ударение в кратких прилагательных и причастиях

Он прав – она прав А – они пр А вы

Он весел – она весел А – они в Е селы

Он глуп – она глуп А – они гл У пы

Он глух – она глух А – они гл У хи

Он груб – она груб А – они гр У бы

Он создан – она создан А – они с О зданы

Он взят – она взят А – они вз Я ты

 Глаголы с ударением на основе во всех формах, кроме формы женского рода Он брал – она брал А – они бр А ли Он взял – она взял А – они вз Я ли Он гнал – она гнал А – они гн А ли Он звал – она звал А – они зв А ли Он рвал – она рвал А – они рв А ли Он снял – она снял А – они сн Я ли Он спал – она спал А – они сп А ли НО: Он клал – она кл А ла – они кл А ли

Глаголы с ударением на основе во всех формах, кроме формы женского рода

Он брал – она брал А – они бр А ли

Он взял – она взял А – они вз Я ли

Он гнал – она гнал А – они гн А ли

Он звал – она звал А – они зв А ли

Он рвал – она рвал А – они рв А ли

Он снял – она снял А – они сн Я ли

Он спал – она спал А – они сп А ли

НО:

Он клал – она кл А ла – они кл А ли

 Глаголы с ударением на приставке, кроме формы женского рода Он з А дал – она задала А – они з А дали Он з А нял – она занял А – они з А няли Он н А нял – она нанял А – они н А няли Он н А чал – она начал А – они н А чали Он О тбыл – она отбыл А – они О тбыли Он п О нял – она понял А – они п О няли Он пр И нял – она принял А – они пр И няли

Глаголы с ударением на приставке, кроме формы женского рода

Он з А дал – она задала А – они з А дали

Он з А нял – она занял А – они з А няли

Он н А нял – она нанял А – они н А няли

Он н А чал – она начал А – они н А чали

Он О тбыл – она отбыл А – они О тбыли

Он п О нял – она понял А – они п О няли

Он пр И нял – она принял А – они пр И няли

 Глаголы с ударением на окончании включ И ть – ты включ И шь – он включ И т – они включ А т заключ И ть – ты заключ И шь – он заключ И т – они заключ А т звон И ть – ты звон И шь – он звон И т – они звон Я т облегч И ть – ты облегч И шь – он облегч И т – они облегч А т повтор И ть – ты повтор И шь – он повтор И т - они повтор Я т приободр И ть – ты приободр И шь – они приободр Я т усугуб И ть – ты усугуб И шь –он усугуб И т - они усугуб Я т

Глаголы с ударением на окончании

включ И ть – ты включ И шь – он включ И т – они включ А т

заключ И ть – ты заключ И шь – он заключ И т – они заключ А т

звон И ть – ты звон И шь – он звон И т – они звон Я т

облегч И ть – ты облегч И шь – он облегч И т – они облегч А т

повтор И ть – ты повтор И шь – он повтор И т - они повтор Я т

приободр И ть – ты приободр И шь – они приободр Я т

усугуб И ть – ты усугуб И шь –он усугуб И т - они усугуб Я т

Ударение по аналогии монол о г-диал о г-катал о г-некрол о г кулин а р-кулин а рия ветерин а р-ветерин а рия рефл е кс-рефл е ксия г е н-г е незис Укра и на-укра и нский св е дения-осв е домиться крас и вый-крас и вее обесп е чить-обесп е чение сосредот о чить-сосредот о чение упр о чить-упр о чение

Ударение по аналогии

монол о г-диал о г-катал о г-некрол о г

кулин а р-кулин а рия

ветерин а р-ветерин а рия

рефл е кс-рефл е ксия

г е н-г е незис

Укра и на-укра и нский

св е дения-осв е домиться

крас и вый-крас и вее

обесп е чить-обесп е чение

сосредот о чить-сосредот о чение

упр о чить-упр о чение

Ударение в русском языке играет смыслоразличительную роль брон И ровать брониров А ть в и дение вид Е ние занят О й з А нятый О тзыв отз Ы в язык О вый языков О й

Ударение в русском языке играет смыслоразличительную роль

брон И ровать

брониров А ть

в и дение

вид Е ние

занят О й

з А нятый

О тзыв

отз Ы в

язык О вый

языков О й

Это интересно  Для того, чтобы запомнить раз и навсегда, на каком слоге надо делать ударение в том или ином слове, необходимо подобрать к нему созвучное слово , такое, в котором на этот слог ударение падает без сомнения. Или же слово должно рифмоваться с запоминаемым, причем так, чтобы рифма попадала на запоминаемый слог. Дальше, как обычно, из запоминаемого и вспомогательного слова нужно составить сюжет. Теперь, когда вы снова столкнетесь с этим словом и засомневаетесь, где же поставить ударение, вам достаточно будет вспомнить свой сюжет или рифму, и все сомнения благополучно разрешатся.

Это интересно Для того, чтобы запомнить раз и навсегда, на каком слоге надо делать ударение в том или ином слове, необходимо подобрать к нему созвучное слово , такое, в котором на этот слог ударение падает без сомнения. Или же слово должно рифмоваться с запоминаемым, причем так, чтобы рифма попадала на запоминаемый слог. Дальше, как обычно, из запоминаемого и вспомогательного слова нужно составить сюжет. Теперь, когда вы снова столкнетесь с этим словом и засомневаетесь, где же поставить ударение, вам достаточно будет вспомнить свой сюжет или рифму, и все сомнения благополучно разрешатся.

Вот примеры  Дого вОр Дого вОр украл вОр Ката ЛО г Ката ЛО г съела ЛО шадь Звон И т Добрый доктор Айболит спрашивает: Кто звон И т? Балов А ть Бало ВАТ ь сладкой ВАТ ой.    Крем Е нь (а не кр Е мень)   Меняю кре МЕНЬ на ре МЕНЬ  КУ хонный Полотенцем к УХО нным вытер УХО . Стол Я р Стол ЯР пришел на ЯР марку Св Е кла СВЕК р весь вымазался СВЕК лой

Вот примеры

Дого вОр

Дого вОр украл вОр

Ката ЛО г

Ката ЛО г съела ЛО шадь

Звон И т

Добрый доктор Айболит спрашивает: Кто звон И т?

Балов А ть

Бало ВАТ ь сладкой ВАТ ой.  

Крем Е нь (а не кр Е мень)

Меняю кре МЕНЬ на ре МЕНЬ

КУ хонный

Полотенцем к УХО нным вытер УХО .

Стол Я р

Стол ЯР пришел на ЯР марку

Св Е кла

СВЕК р весь вымазался СВЕК лой


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!