СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Актуальные проблемы в обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья при получении среднего профессионального образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья посвящена рассмотрению актуальных проблем в профессиональном образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в Луганском техникуме-интернате. Рассмотрены особенности организации учебного процесса. Определена необходимость преемственности при получении высшего образования.

Просмотр содержимого документа
«Актуальные проблемы в обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья при получении среднего профессионального образования»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПРИ ПОЛУЧЕНИИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


И.В. Хлебникова, заместитель директора по УПР, старший преподаватель,

Л.А. Ясногородская, методист, преподаватель-методист


Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Луганской Народной Республики

«Луганский техникум-интернат», город Луганск

ptu-internat@mail.ru


Аннотация. Статья посвящена рассмотрению актуальных проблем в профессиональном образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в Луганском техникуме-интернате. Рассмотрены особенности организации учебного процесса. Определена необходимость преемственности при получении высшего образования.

Организация профессиональной подготовки лиц с ОВЗ требует создания оптимальных педагогических условий в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями

Ключевые слова: лица с ограниченными возможностями здоровья, дистанционное обучение, среднее профессиональное образование, преемственность.


В современном мире образование выступает в качестве одного из основных факторов сохранения и изменения социальной структуры общества, а также социальной, профессиональной мобильности личности. Образование как фактор мобильности в значительной степени повышает возможности восхождения по социальной лестнице, а в целом ряде случаев является его условием. Это относится как к обычным людям, так и к людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) [3].

В законе Луганской Народной Республики (ЛНР) «Об образовании» закрепляется право на образование путем обеспечения государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования. В целях реализации права каждого человека на образование государственными органами и территориальными органами исполнительного органа государственной власти ЛНР и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья [2].

По данным ООН, каждый десятый человек на планете имеет инвалидность. В настоящее время, по данным Всемирной организации здравоохранения, в мире насчитывается более 500 млн. инвалидов. В ЛНР насчитывается 12 тысяч инвалидов из них 3,5 тыс. в возрасте от 0 до 16 лет, 365 человек в 2016 году получили направление на обучение. Из них 53 человека поступили в наше учебное заведение для получения рабочих профессий.

Для людей с ограниченными возможностями здоровья получение образования и приобретение профессии – это эффективное средство социализации, социокультурной и экономической мобильности.

Наметившийся во всем мире мощный процесс гуманизации общественных отношений стимулирует обострение общечеловеческого интереса к проблемам наименее социально не защищенных слоев населения, среди которых лица с ОВЗ занимают одно из первых мест. Поэтому перед нашим коллективом встает проблема всесторонней помощи тем, кто в ней крайне нуждается [4].

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования ЛНР «Луганский техникум-интернат» является единственным специализированным учебным заведением для лиц с ограниченными возможностями здоровья, которое осуществляет профессиональную подготовку по семи профессиям: «Портной», «Закройщик», «Обувщик (широкого профиля)», «Сборщик обуви», «Художник росписи по дереву», «Оператор электронного набора и верстки», «Цветовод».

В учебном заведении созданы все условия для получения среднего полного образования и среднего профессионального образования, социальной адаптации и медицинской реабилитации.

Учебное заведение было основано в 1973 году и за весь период своего существования, накопило огромный опыт работы с лицами с ОВЗ в подготовке квалифицированных рабочих.

В настоящее время в техникуме работают опытные преподаватели и мастера производственного обучения, многие из них имеют квалификационную категорию «специалист высшей категории» и педагогические звания «старший преподаватель», «преподаватель методист», «мастер производственного обучения первой категории». Это позволяет практически осуществлять обучение и реабилитацию лиц с ОВЗ на высоком уровне.

Специфика работы педагогического коллектива заключается в том, что в учебном заведении обучаются учащиеся от 16 до 30 лет с различными нозологиями. В связи с этим наполняемость в группах до 12 человек (без учета нозологии). Исходя из выше сказанного, главной задачей мастеров производственного обучения и преподавателей при проведении уроков практического и теоретического обучения является использование индивидуального подхода к каждому учащемуся, применение активных форм обучения и компьютерных технологий. На своих занятиях они учитывают темп усвоения учащимися теоретического материала, уменьшение объема кратковременной памяти, интенсивности внимания, и как следствие, необходимость создания условий большей практической направленности учебного процесса. Благодаря чему достигается усвоение учебного материала и овладение трудовыми умениями и навыками в основном на достаточном уровне.

Однако одной из проблем является оценивание знаний учащихся в связи с переходом на пятибалльную систему оценивания. Оценивание стимулирует учащихся к повышению уровня знаний, умений и навыков, а такая система оценивания не дает никаких стимулов в обучении особенно в нашем учебном заведении. Соревновательный фактор также нивелируется. Зачастую учащиеся, имеющие разные умственные и физические возможности, имеют одну и туже оценку. Чтобы это избежать многие мастера производственного обучения и преподаватели для повышения эффективности системы обучения, используют творческий потенциал учащихся, внедряют в практику своей работы балльно- рейтинговую оценку знаний. Она позволяет заметить даже незначительные изменения в усвоении учебного материала каждым учащимся, ориентирована на стимулирование его работы в течение всего учебного года и обеспечивает одинаковый подход к оценке качества обучения, т.е. объективность диагностики знаний.

Одним из перспективных направлений работы нашего педагогического коллектива является использование такой формы обучения как дистанционное обучение. Эту форму обучения можно использовать для лиц с нарушением опорно-двигательной системы в частности для инвалидов на колясках при подготовке квалифицированных рабочих по профессии «Оператор электронного набора и верстки».

Система дистанционного обучения имеет большое количество преимуществ:

  • возможность обучения в привычной комфортной обстановке, не выходя из дома;

  • установление индивидуальных сроков и темпов обучения с учетом особенностей учащегося;

  • развитие способности к самоорганизации и самостоятельности, необходимой для обучения, при этом есть возможность связаться с преподавателем и получить необходимую консультацию.

Одна из самых актуальных проблем современного учебно-воспитательного процесса – это проблема преемственности.

Несоблюдение правила преемственности и индивидуального подхода при переходе лиц с ОВЗ с одной ступени обучения на другую, как показывает практика нашей работы, неблагоприятно отражается на качестве обучения. Без получения рабочей профессии студенты из числа лиц с ОВЗ, особенно с нарушением слуха, сталкиваются с определенными трудностями в понимании изучаемого материала, так как отсутствует базовый профессиональный запас знаний и практических навыков.

Приведем конкретный пример. Бывшая студентка Луганского национального университета имени Тараса Шевченко Наталья Л. из числа лиц с ОВЗ (слабослышащая), обучаясь в вузе, столкнулась с трудностями в понимании профессиональной терминологии и навыков практической деятельности по специальным дисциплинам (моделирование, конструирование,

художественное проектирование, информационные технологии и др.). Для успешного овладения своей специальностью студентка параллельно поступила учиться в наше учебное заведение по профессии «Закройщик». Овладев первичными профессиональными знаниями, умениями и навыками Наталья с красным дипломом закончила оба учебных заведения. На выпускных государственных экзаменах Наталья была приглашена на работу в Киевский технологический техникум легкой промышленности.

Таким образом, без обеспечения преемственных связей между всеми ступенями обучения невозможно обеспечить высокий уровень учебных достижений студентов, а также максимально развить и реализовать способности и склонности каждого из них.

В настоящее время возрастают требования и к уровню подготовки творческих способностей квалифицированного рабочего, к его умению самостоятельно решать разнообразные задачи, возникающие в процессе дальнейшей профессиональной деятельности. При развитии творческого потенциала студентов особое внимание уделяется формированию умений самостоятельно добывать знания, раскрывать свои индивидуальные способности, что обеспечивает устойчивую мотивацию к обучению. Развитие творческого потенциала в течение периода обучения помогает учащимся прочно усваивать те области знаний, которые могут пригодиться в самостоятельной профессиональной деятельности.

На протяжении всего обучения в техникуме учащиеся занимаются в спортивных секциях, кружках художественной самодеятельности и технического творчества под руководством педагогов. Результатом этого является активное участие в спортивных соревнованиях, которые проводятся республиканским центром «Спорт для всех» в рамках акции «Ты сможешь, если я смог», спартакиадах и других спортивно-массовых мероприятиях. В техникуме проводится большое количество всевозможных праздников, мероприятий ко всем памятным датам, предметные недели. Все эти мероприятия проводятся силами наших учащихся, в ходе которых развиваются творческие способности, воспитываются чувства ответственности, коллективизма, дружелюбия, толерантного отношения к окружающим.

Выводы:

1. Профессиональное обучение является главным составляющим профессиональной реабилитации. Правильный выбор профессии с учетом индивидуальных возможностей позволяет лицам с ОВЗ быстрее адаптироваться в обществе.

2. Важным является применение новейших видов обучения, в том числе и дистанционного обучения, которое дает возможность людям с ОВЗ, наравне со сверстниками, получить качественное образование, опыт жизни и почувствовать себя полноценным человеком.

3. Каждый уровень подготовки специалистов занимает свое место в системе непрерывного образования. Это означает, что, с одной стороны, после каждой ступени образования выпускники достаточно профессионально компетентны и готовы к деятельности, а с другой стороны, у них есть возможность получения профессионального образования на более высоком уровне.

Литература

  1. Гончарова В.Г. Организация учебно-воспитательного процесса и психолого-педагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья в профессиональном образовании / В.Г. Гончарова, О.А. Автушко // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sibsedu.kspu.ru/index.php?option=content&task=view&id=265 (дата обращения: 12.02.2017).

  2. Закон Луганской Народной Республики «Об образовании» // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://minobr.su/docs/27-zakon-ob-obrazovanii.html (дата обращения: 12.02.2017).

  3. Степанова О.А. Комплексная реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях среднего профессионального образования / О.А. Степанова // Инновации в профессиональной школе. – 2012. – №8. – 60 с.

  4. Степанова О.А. Комплексное сопровождение профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья: цели и варианты институционализации / О.А. Степанова // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). – 2012. – №2. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ej.soc-journal.ru/archive/2012/no2.html (дата обращения: 12.02.2017).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!