«Актуальные вопросы реализации комплексного курса
«Основы религиозных культур и светской этики»
Тема:
«Как формировать систему ценностных отношений учащихся к себе, к окружающим, к миру на уроках комплексного курса ОРКСЭ и предмета ОДНКНР»
Участник: Черноок Людмила Алексеевна.
Электронный адрес: chernook1962@mail.ru
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ФОМИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» НАЗЫВАЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Учитель
Тема: «Как формировать систему ценностных отношений учащихся к себе, к окружающим, к миру на уроках комплексного курса ОРКСЭ и ОДНКНР?
В своем трактате «Наставление нравов» выдающийся чешский педагог Я. А. Коменский цитировал древнеримского философа Сенеку, который писал: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней». Там же он приводил известное народное изречение: «Кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает».
«Современный урок - это прежде всего, урок, на котором учитель умело использует все возможности для глубокого и осмысленного усвоения учеником знаний, развития его личности, его активного умственного роста, формирования его нравственных основ» (Ю.А.Конаржевский).
Современное образование находится в процессе модернизации. Первым и наиболее важным этапом является внедрение ФГОС начального общего образования второго поколения, где ведущей является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Немаловажное место в этом направлении занимает курс «Основы религиозных культур и светской этики», целью которого является формирование мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа. Воспитание в системе ценностей, раскрывающихся в мировых религиозных культурах, изучаемых в курсе ОРКСЭ и на уроках ОДНКНР, является устойчивой и совершенной системой воспитания, в которых никогда не изменят и не потеряют своего значения основные понятия: Добро, Зло, Любовь, Долг, Отечество. В эту же строчку хочу добавить понятия: Семья, Добродетель, Совесть, Мораль. И получится вот такой красивый цветок:
В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ. И возрождение России, поддержание ее статуса как великой державы сегодня связано не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием Человека в человеке, формированием у него духовности, нравственности, исторически сложившейся российской ментальности.
Мы понимаем, что именно детский жизненный опыт, эмоции, впечатления, открытие окружающего Мира для Себя и Себе делают нас теми, кем становимся мы в своей взрослой жизни. Именно в детстве находится ключик к потаенным дверцам в душах взрослых, разгадки их поступков, объяснение их целей, неудач, побед. Именно в детстве может произойти такое событие, которое, если не перевернет, то очень сильно повлияет на будущую жизнь ребенка. Вот почему важно почаще всматриваться в чистые глаза Детства, чтобы не пропустить момент зарождения Добра, остановить чуть проклюнувшееся Зло или увидеть в них с удивлением отражение наших неверных поступков. Вот почему почаще надо обращаться к ребенку, чтобы проверить, не разучились ли мы быть по-детски искренними, веселыми, не умер ли в нас тот великий Философ, имя которому Справедливость, Любовь, Доброта, Понимание. Именно с детского возраста и происходит формирование определённых ценностей ко всему и ко всем.
В нашей школе был выбран модуль «Основы мировых религиозных культур».
Цель изучения данного курса: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Курс интересен своим содержанием, способен расширить пространство воспитательной работы школы, направленной на воспитание патриотизма, любви к своей малой Родине, ее людям, усвоение нравственных ценностей. В рамках плана действий по организации учебной, внеклассной и внешкольной работы по данному курсу изучается культура поведения. Как вид нравственных норм и форма проявлений нравственных качеств личности: справедливости, тактичности, внимательности, доброжелательности и др.; изучается культура личного самообслуживания, общения, труда. Младшие школьники изучают правила хорошего тона как соблюдение элементарных правил культуры поведения на улице, дома, в школе. Формы и методы работы разнообразны и все они направлены на развитие личностных, познавательных, регулятивных и коммуникабельных УУД.
В процессе изучения курса ОРКСЭ и предмета ОДНКНР на уроках я использую различные формы учебной деятельности: групповые, дискуссии, мини-проекты, творческие задания, проигрывание игровых ситуаций на уроке, разбор пословиц, анализ и сравнение разных точек зрения и другие. Например, на уроках по темам: «Труд» и «Мое любимое дело» детям предлагалось презентовать то, чем они увлекаются. На уроке «Праздники народов России» учащиеся, работая в группах, узнают историю и традиции празднования национальных праздников народов, населяющих Россию. На уроках проводится много бесед на этические темы, применяется диалоговая технология, ведь обсуждение в парах, общее обсуждение способствует развитию логического мышления, речевых умений, эмоциональной сферы личности ребенка, ребята учатся уважать и принимать мнения других.
Детям предлагаются разнообразные домашние задания: работа с учебником (в котором есть после каждого параграфа дополнительные задания), создание рисунков (например, тема «Дружба» - создание «созвездия друзей»), написание мини – сочинений («Традиции моей семьи», «Что значит быть патриотом», «Что значит уважать Отечество», «Добро и Зло»). На уроках дети пишут синквейны, кластеры (например, на тему «Добро», «Ценность» и другие).
Дети любят составлять кроссворды, ребусы (я использую сайты «Фабрика кроссвордов», «Генератор ребусов»). Это полезные сайты, потому что очень интересные. Это так увлекает детей. Они составляют с удовольствием ребусы, кроссворды.
Духовно-нравственное воспитание школьников предполагает безусловное взаимопонимание и сотрудничество с родителями, что становится для ребенка подтверждением значимости его учебной деятельности. Дети совместно с родителями составляли генеалогическое древо своей семьи, помогали учащимся записать традиции своей семьи, родители приглашались с выступлениями на уроке: «Бережное отношение к родителям», семейные праздники и т.д.
Курс ОРКСЭ и предмет ОДНКНР, по-моему, интересные, необходимые в современном обществе, но при их изучении возникают некоторые сложности:
- требуют очень большой дополнительной подготовки к занятиям;
-не все родители помогают ребенку в изучении курса (зависит это и от личной заинтересованности педагога и мотивации родителей);
-отсутствие системы оценки достижений и результатов обучения, необходимо изыскивать другие способы мотивации учащихся;
- расширить УМК по данному курсу, модуль «Основы мировых религиозных культур» (разработать методические рекомендации по конкретному модулю и учебнику, разработать рабочую тетрадь, материалы в помощь учителю);
Несмотря на имеющиеся проблемы, в целом курс ОРКСЭ и предмет ОДНКНР вызывают положительные эмоции. Учащиеся высказывают на уроках свое мнение, одобряют или осуждают, соглашаются или спорят. А именно в споре рождается истина.
Качественное образование – это, прежде всего, становление человека, обретение им себя, неповторимой индивидуальности, духовности и творческого начала. Я думаю, что данный курс ОРКСЭ и предмет ОДНКНР этому очень способствует.
К.Д. Ушинский в статье «О нравственном элементе в воспитании» писал: «Конечно, образованием ума и обогащение его познаниями много принесет пользы, но, увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические познания… могли сделать гоголевского городничего честным чиновником, и совершенно убежден, что будь Павел Иванович Чичиков посвящен во все тайны органической химии или политической экономии, он останется тем же, весьма вредным для общества пронырой…Убежденные в том, что нравственность не есть необходимое последствие учености и умственного развития, мы еще убеждены и в том, что… влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями…».
Активные методы обучения должны вызывать у обучающихся стремление самостоятельно разобраться в сложных вопросах и на основе анализа имеющихся фактов и событий выработать оптимальное решение по исследуемой проблеме для реализации его в практической деятельности.
Слово педагога - своего рода инструмент воздействия на воспитание духовно-нравственных качеств и ценностей ребенка. Именно через беседы с педагогом, духовное развитие ребенка, самообразование, радость достижения целей, благородный труд открывают человеку глаза на самого себя. Если ребенок этого не переживет, то ему будет чужда подлинная человеческая чуткость восприятия.
Таким образом: нравственные качества человека будущего общества должны закладываться уже сегодня, именно на уроках ОРКСЭ, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку.
Для формирования системы ценностных отношений учащихся к себе, к окружающим, к миру на уроках курса ОРКСЭ и предмета ОДНКНР я использую, например, вот такие задания.
И хочу добавить только одно. «Человечество будет извлекать из новых открытий больше блага, чем зла», если мы объясним своим ученикам - будущим жителям XXII века, что такое добро и что – зло, научим тонкому искусству отличать одно от другого.
Используемые ресурсы:
К.Д. Ушинский. Статья «О нравственном элементе в воспитании» (1860).
М. Мид «Культура и мир детства: избранные произведения. М. Мид. - М., 1988.
Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.
Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.
4. Книга для учителя 4 – 5 класс. Под редакцией В.А.Тишкова, Т.Д.Шапошниковой. Москва, «Просвещение», 2012.