АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ВОЛОНТЁРСКИХ ПРОЕКТОВ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Молибог Елена Павловна
МБОУ Одинцовская гимназия №13
Аннотация: роль волонтёрских проектов в формировании нравственных ценностей у подрастающего поколения
Ключевые слова: волонтёрство, волонтёрская деятельность, субъектность молодежи, нравственное воспитание, экологическое воспитание.
Волонтёрская деятельность — это вид безвозмездной деятельности, направленный на пользу людей (как отдельных личностей, так и групп) или на защиту окружающей среды.
Волонтёрство - это не удел лентяев. Это широкий круг деятельности во многих сферах жизни. Основная функция волонтёра – помощь тем, кто в ней нуждается. Добровольцы могут, хотят и помогают другим, получая и улучшая знания и навыки, развивая ораторские способности, вырабатывая такие личностные качества как активность, коммуникабельность, ответственность, умение работать в команде, твердость духа и широта души. Волонтёры обычно не являются профессионалами. В основном это молодые люди, полные сил и идей, интереса к жизни и к окружающему миру, с потребностью в общении, творческими замыслами и ресурсными возможностями.
Волонтёрство – актуальная и очень важная составляющая воспитательной работы любого образовательного учреждения. В основе волонтерского движения лежит старый как мир принцип: «хочешь почувствовать себя человеком — помоги другому».
Глобальные социальные, экономические, политические и культурные изменения, происходящие в современном российском обществе, предъявляют новые требования к воспитанию подрастающего поколения. Развивающемуся обществу необходимы инициативные люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание. Необходимо отметить, что вопросы воспитания социальной активности личности всегда были в центре внимания отечественной педагогики.
Сегодня только формируется субъектность молодежи, основанная на принципе «что я сделал для своей страны, а не что страна сделала для меня». Этот принцип требует соответствующих подходов со стороны государства и общества, создания новой системы социальной работы с молодежью.
Молодежь в целом успешно адаптируется к современным социально-экономическим и политическим условиям.
Как может повлиять на ситуацию активная молодежь? Через средства массовой информации, через мероприятия, акции, коллективные письма, через волонтерство и поддержку природоохранных организаций. Но в первую очередь – заботясь о природе каждый день в своих собственных квартирах и дворах, улицах, селах и городах.
Человек думает, что пакетов, коробок и банок много и они дешевые, но необходимо стараться каждую вещь использовать повторно и находить ей применение в хозяйстве, вместо того чтобы отправить в мусор. Относиться к любым предметам бережно – производство новой вещи взамен испорченной обойдется природе недешево.
И поэтому, если тебе близка экология– стань сторонником природоохранной организации или просто сделай шаг в сторону природы с другом, который поймет тебя. Очень вдохновляет участие в экологических акциях. Анализируя проблему экологического воспитания следует всегда помнить одну особенность: гармонизируя отношения человека с окружающей природой, мы неизбежно придем к необходимости гармонизации отношений человека в обществе, с другими людьми. По сути дела, традиционное нравственное воспитание есть не что иное, как воспитание экологическое. Ведь нравственность — чрезвычайно важная категория, отражающая весь жизненный опыт существования человечества, его взаимодействия не только с обществом, но также с живой и неживой природой. Нравственные положения, реализуются
через систему многих институтов, и прежде всего, - через школу, в том числе и через волонтерскую работу.
В последнее время в мире интенсивно разрабатываются различные приемы и методы экологического образования школьников. Сюда можно включить различные печатные пособия, аудио - и видеоматериалы, возможности интернета. Бесспорно, если школьники не имеют возможности взаимодействовать с природой напрямую, то и такие формы работы хороши. Но они далеко не самые результативные, хотя бы потому, что не могут заменить общения с живой природой, возможности ощутить себя ее частью. Именно общение с природой, сам процесс познания ее великих закономерностей — могут стать едва ли не самым эффективным средством воспитания высоконравственных людей. Умение видеть красоту родной природы, умение слушать шум дождя и пение птиц — это ли не прекрасная цель и одновременно средство воспитания высоконравственного человека? Удивляться красоте росинки на листе травинки, цветку, ощущать запахи природы, понять радость духовного единства близких людей — единомышленников- участников экологического волонтерского движения.
Успех «малых» дел дает наибольший вклад в экологическое воспитание.
В нашей гимназии уже стало традиционным волонтерское движение в сфере защиты окружающей среды. И начинаем мы эту работу уже в начальной школе. Изготовление кормушек для птиц в зимний период, а затем и постоянный уход за ними, пополнение корма даёт возможность детям почувствовать свою причастность к такому важному процессу как защита окружающей среды.
В рамках внеурочной деятельности проводятся занятия в кружке «Волонтерское движение».
За 2016-2017 учебный год проведена большая работа:
-учащиеся начальной школы и 7-е классы приняли участие в экологической акции «Наш лес. Посади дерево»;
- 5-8 классы участвовали в экологической акции «Чудо скатерть», «аленький цветочек», проводимых в рамках экологического фестиваля «День Земли2;
- ежегодно наши учащиеся проводят подготовку территории гимназии к зиме;
По итогам пяти конкурсов, 2016-2017 учебного года победителями в общем зачете конкурса «День Земли» Одинцовская гимназия №13 заняла II место;
I место в экологической акции в рамках проведения Дней защиты от экологической опасности на территории Московской области заняла учитель биологии Никифорова Наталья Викторовна.
2016-2017год – муниципальный конкурс экологического плаката «Моя планета Земля» призёры Красоткина Дарья, бравориченко Полина (8 класс)
Гусева анастасия, Попова Ангелина,Гелигаева Фарида:
2017-2018 год – Целоусова елизавета(8 класс)
2017 год – муниципальный экологический конкурс «Экологическая сказка» - призеры Кравцова Юлия, карцева Софья(8 класс)
Множество призеров в научно- практической конференции обучающихся Муниципального общества обучающихся «ЛУЧ»,
Участие детей в экологических акция играют существенную воспитательную роль для подростков. Ведь именно наедине с природой, в кругу единомышленников, проверяются на прочность основные свойства личности ребят. Именно в совместной работе и окончательно формируются такие качества, как дружба, честь, альтруизм, находчивость и многие другие. Только здесь, в непосредственной близости к природе, можно увидеть ее удивительную красоту и вместе с тем беззащитность перед человеком. И посредством личного участия в акциях по защите окружающей среды у школьников вырабатывается чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.