Просмотр содержимого документа
«Актуальное членение предложения и строение текста»
Как правило, раскрытие предмета речи, то есть темы высказывания,
складывается из раскрытия отдельных ее частей. Часть темы носит название
подтемы или микротемы, а часть текста, в которой раскрывается микротема,
называется абзацем. Абзац имеет определенное строение: зачин текстов или начало, разработку или развитие мысли, концовку или конец [1, с. 124].
Следовательно, текст обладает определенной структурой, выражающейся
во взаимосвязи отдельных предложений и частей текста. Любой текст имеет
соответствующее композиционное оформление, которое помогает более оптимально раскрыть его содержание и смысл, который, как правило, обозначены (или могут быть обозначены) в названии (заголовке) текста.
И.Р. Гальперин в своих работах уделял внимание тому, как создать правильный, соответствующий целям и условиям коммуникации текст. Нужно стремиться к тому, чтобы были соблюдены следующие условия: «…соответствие содержания текста также его названию (заголовку), завершенность по отношению слов к названию (заголовку), режим литературная обработанность, характерная для данного функционального стиля, наличие сверхфразовых единств, объединенных разными типами связи, работ наличие целенаправленности и прагматической установки» [4, с. 86].
Таким образом, теория актуального членения предложения в средней школе на уроках русского языка является основой речи работы над умением
развивать мысль в тексте. Важно принципиально помочь после учащимся осознать, что мысль в тексте должна развиваться, а для этого нужно, чтобы каждое предложение содержало новое сообщение, новые сведения о предмете речи.