СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Актуальность, педагогическая целесообразность курса «Уроки гражданственности и духовности Донбасса».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал познакомит учителя с основными зхадачами курса "Уроки гражданственности и духовности Донбасса"

Просмотр содержимого документа
«Актуальность, педагогическая целесообразность курса «Уроки гражданственности и духовности Донбасса».»

Актуальность, педагогическая целесообразность

курса «Уроки гражданственности

и духовности Донбасса».


Программа по предмету «Уроки гражданственности и духовности Донбасса» составлена на основе действующего Государственного образовательного стандарта основного общего образования ДНР, Концепции исторического развития Донбасса, Концепции формирования здорового образа жизни детей и молодежи ДНР, Концепции развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи ДНР, Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодежи ДНР.

Актуальность, педагогическая целесообразность курса

Донецкая Народная Республика – молодое государство, в котором особое значение придается воспитанию гражданина и патриота, развитию гражданской компетентности, совершенствованию духовно-нравственных основ личности. Это необходимо для воспитания здорового поколения, способного обеспечить прогресс своего Отечества.

Цель курса «Уроки гражданственности и духовности Донбасса»: содействие духовному развитию личности обучающегося, воспитание патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Донецкой Народной Республики.

Основные задачи курса:

  • повышение уровня духовно-нравственной, политической и правовой культуры обучающихся;

  • углубление интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

  • развитие способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю;

  • повышение мотивации к активному участию в учебной, трудовой деятельности;

  • создание условий по овладению умением получать информацию из разнообразных источников и критически осмысливать ее;

  • создание условий по освоению способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности;

  • воспитание у молодых граждан чувства гордости и глубокого уважения к символам Донецкой Народной Республики – Гербу, Флагу, Гимну, историческим святыням Отечества;

  • развитие потребности в духовно-нравственном, здоровом образе жизни;

  • воспитание уважения к культурным достижениям и историческому прошлому, традициям;

  • создание условий для реализации принципа постоянного самосовершенствования;

  • накопление практического опыта с целью применения полученных знаний и умений в общественной жизни.

Основное задание курса: содействие формированию личностных качеств и ценностных ориентаций будущего гражданина Донецкой Народной Республики.

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина Донецкой Народной Республики. Духовно-нравственное развитие гражданина ДНР – это процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать и оценивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок. Донецкая Народная Республика устремлена в будущее, в котором она будет представлять собой не только единое государство, но и единый народ, скреплённый общими ценностями, духовными смыслами, общностью исторической судьбы.

Общее описание учебно-воспитательного курса

Курс объединяет 6 содержательных линий: историко-краеведческую, природоведческую, культурологическую, обществоведческую, этическую, духовно-нравственную, – реализованные через микросферы «Я – житель Донбасса», «Природа Донбасса», «Культура Донбасса», «Духовный свет моей Отчизны», «Учимся жить среди людей», «Законы мудрости народной», «Человек и закон», «Гражданская позиция», «Трудом славен человек», «Дыхание времен», «След в истории», «Донбасс – часть Русского мира», которые объединяются в четыре макросферы: «Донбасс – мой родной край», «Духовно-нравственные основы народа Донбасса», «Воспитай в себе гражданина Донецкой Народной Республики», «Донбасс и Русский мир».

Курс носит межпредметный характер, обеспечивая реализацию учебных задач через интеграцию базовых дисциплин; является ядром воспитательного воздействия на личность и органически связан с системой знаний, которые предусмотрены программой внеклассной деятельности.

Развивающий аспект курса заключается в формировании универсальных учебных действий, опыта творческой деятельности обучающихся, овладении обобщенными способами действий; моделировании культурных и ролевых стандартов поведения в различных ситуациях; развитии активного познавательного отношения к природе и социальному окружению; познании школьниками своих возможностей.

Важнейшим воспитательным направлением содержания является формирование у обучающихся патриотизма, социальной справедливости, уважительного отношения к человеку и его труду; формирование своего собственного «Я», веры в свои силы, талант, способности; воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, способной бережно относиться к природе, миру вещей, самому себе, другим людям, понимать значение жизни как наивысшей ценности.

Нормативно-правовое обеспечение курса

Нормативно-правовым обеспечением курса гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания «Уроки гражданственности и духовности Донбасса» являются:

  • Конвенция о правах ребенка;

  • Конституция Донецкой Народной Республики;

  • Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании»;

  • Государственный образовательный стандарт начального общего образования Донецкой Народной Республики;

  • Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодежи в Донецкой Народной Республике;

  • Концепция развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики;

  • Нормативно-правовые документы Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики.

  • Концепция формирования здорового образа жизни детей и молодежи Донецкой Народной Республики

Принципы построения курса

  • Доступности;

  • систематичности и последовательности;

  • преемственности в развитии подрастающих поколений с учетом возрастных особенностей и интересов различных слоев, групп молодежи;

  • научности;

  • активности субъектов образовательного процесса;

  • универсальности основных направлений гражданско-патриотического воспитания;

  • наглядности;

  • системно-организованного подхода;

  • адресного подхода в формировании патриотизма;

  • учета региональных условий в пропаганде патриотических и духовных идей и ценностей.

Преподавание курса базируется на теоретических и методологических принципах педагогики сотрудничества, которое предусматривает создание демократической атмосферы на уроках, субъект-субъектные отношения между обучающимися и учителем, личностно-ориентированный подход.

Ценностные установки гражданско-патриотического

и духовно - нравственного развития и воспитания

Программа учебно-воспитательного курса «Уроки гражданственности и духовности Донбасса» опирается на традиционную для народа Донбасса систему нравственных ценностей, элементами которой являются: патриотизм, духовность, социальная солидарность,

гражданственность, история, культура, равноправие, семья, совесть, солидарность, труд и творчество, наука, традиционные религии, искусство и литература, природа, человечество.

Основные направления деятельности по реализации курса

1. Содержательное направление:

2. Социально-педагогическое направление:

3. Управленческое направление:

Механизм реализации курса

Механизм реализации курса основывается на совершенствовании методов работы по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию, координации деятельности всех служб общеобразовательной организации в целях обеспечения положительного влияния на процесс воспитания и развития личности гражданина Донецкой Народной Республики, налаживания тесных связей с социальными партнёрами, выстраивания эффективного взаимодействия с семьями обучающихся.

Система гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания в общеобразовательных организациях формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников, реализуется через урочную и внеурочную деятельность.

Задачи гражданского и нравственного образования решаются через изучение истории, права, обществознания, географии, экономики, литературы, начальной военной подготовки и других учебных дисциплин, через специальные факультативные и элективные курсы вариативного компонента, а также посредством специального учебно-воспитательного курса «Уроки гражданственности и духовности Донбасса».

Главной составляющей системы гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания является работа классного руководителя как с обучающимися, так и родителями.

Методы достижения поставленных целей и задач

Содержание программы реализуется на занятиях курса «Уроки гражданственности и духовности Донбасса», а также на уроках: окружающий мир, литературное чтение, трудовое обучение, музыкальное искусство, изобразительное искусство, физическая культура; во внеклассной работе (деловая игра, практикум, устный журнал, конкурс рисунков и газет,

викторины, круглый стол, конкурс сочинений, защита проектов, родительские собрания,

посещение семей обучающихся, анкетирование, тематические классные часы, семейные праздники, спортивные состязания; тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации, беседы с детьми и родителями; КВНы семейных команд, брейн-ринги, интеллектуальные марафоны родителей и детей); во внешкольной работе (экскурсии, походы выходного дня, походы по памятным местам, встречи, поисковая, научно-исследовательская работа и др. ).

Курс не ограничивается только рамками уроков и воспитательных мероприятий в школе.

Прогнозируемые результаты

В результате реализации курса «Уроки гражданственности и духовности Донбасса» должно обеспечиваться достижение обучающимися воспитательных, образовательных,

поведенческих результатов. Предполагаемым результатом реализации курса является формирование у детей навыков самоанализа, самооценки, самоуправления.

Результат реализации программы курса предполагает развитие творческих, когнитивных способностей; осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений; способность к самореализации в пространстве Донецкой Народной Республики, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства; осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Содержание курса отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией.

Конечным результатом реализации курса «Уроки гражданственности и духовности Донбасса» должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся как основа личности гражданина Донецкой Народной Республики.

Главная цель изучения курса «Уроки гражданственности и духовности Донбасса» заключается в содействии духовному развитию личности учащегося, идентификации себя как гражданина Донецкой Народной Республики, воспитании патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Донецкой Народной Республики

Важнейшим воспитательным направлением содержания Программы является формирование у школьников наиболее значимых для нашего народа ценностей: патриотизма, социальной справедливости, уважительного отношения к человеку и его труду; формирование у каждого учащегося своего собственного «Я», веры в свои силы, талант, способности; воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, способной бережно относиться к природе, миру вещей, самому себе, другим людям, понимать значение жизни как наивысшей ценности.

Изучение курса «Уроки гражданственности и духовности Донбасса» на уровне основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

• повышение уровня духовно-нравственной, политической и правовой культуры учащихся;

• углубление интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

• развитие способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю;

• повышение мотивации к активному участию в учебной, трудовой, общественной деятельности;

• создание для учащихся условий по овладению умением получать информацию из разнообразных источников и критически осмысливать ее, систематизировать, анализировать полученные данные;

• создание для учащихся условий по освоению способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;

• воспитание у молодых граждан чувства гордости и глубокого уважения к символам ДНР- Гербу, Флагу, Гимну, историческим святыням Отечества;

• развитие потребности в духовно-нравственном, здоровом образе жизни;

• воспитание уважения к культурным достижениям и историческому прошлому, традициям;

• создание условий для реализации принципа постоянного самосовершенствования;

• накопление практического опыта с целью применения полученных знаний и умений для идентификации собственной позиции в общественной жизни, осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений;

• соотнесение собственного поведения и поступков окружающих с общепринятыми духовно-нравственными ценностями;

• воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

• формирование ценностных ориентаций и правильных ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

• применение знаний и представлений о системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран;

• воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся, расширение социального опыта;

• формирование целостного представления о месте и роли России и Донбасса.

Основным заданием курса «Уроки гражданственности и духовности Донбасса» является не только предоставление определенной суммы знаний, а, прежде всего, развитие и воспитание функционально грамотной личности, человека нравственного, культурного, деятельного созидателя, присвоившего общечеловеческие и национальные ценности, будущего гражданина ДНР.

Принципы построения курса «Уроки гражданственности и духовности Донбасса»:

  • Принцип доступности требует, чтобы обучение строилось на уровне реальных учебных возможностей учащихся, чтобы они не испытывали интеллектуальных, физических, моральных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье.

  • Принцип систематичности и последовательности в обучении требует, чтобы знания, умения и навыки формировались в системе, в определенном порядке, когда каждый элемент учебного материала логически связывается с другими, последующее опирается на предыдущее, готовит к усвоению нового.

  • Принцип преемственности в развитии подрастающих поколений с учетом возрастных особенностей и интересов различных слоев, групп молодежи реализуется через сквозные идеологические концепты и разделы курса, которые изучаются на каждом уровне образования (от дошкольника до выпускника общеобразовательной организации) с постепенным усложнением и углублением содержания.

  • Принцип научности строится на интеграции науки и образовательного процесса, определяющей органическую связь этих составляющих.

  • Принцип активности субъектов образовательного процесса, реализующий их личностное взаимодействие и проявляющийся во внедрении активных методов и оперативном учете индивидуальных особенностей личности, обеспечении творческого характера деятельности.

  • Принцип универсальности основных направлений гражданско-патриотического воспитания предполагает целостный и комплексный подход к ним, необходимость использования такого фактора формирования патриотизма, как культивирующий чувство гордости за своих предков социально ценный опыт прошлых поколений, национальные традиции в быту и внутрисемейных отношениях, в учебе и подходах к труду, в методах творчества.

  • Принцип наглядности обеспечивается применением в образовательном процессе разнообразных средств визуализации (иллюстраций, плакатов, карточек, видео- и киноматериалов, слайдов и др.), а также посещение тематических экскурсий, выставок и др.

  • Принцип системно-организованного подхода предполагает скоординированную, целенаправленную работу всех подструктур общеобразовательной организации, учреждений культуры и организаций дополнительного образования, управлений образования, общественных организаций по патриотическому воспитанию граждан ДНР.

  • Принцип адресного подхода в формировании патриотизма предполагает использование особых форм и методов патриотической работы с учетом каждой возрастной, социальной, профессиональной и других групп населения.

  • Принцип учета региональных условий в пропаганде патриотических и духовных идей и ценностей, означающий пропаганду не только общего патриотизма, но и местного (регионального), характеризующегося привязанностью, любовью к родному краю, городу, деревне, улице, образовательной организации, предприятию, спортивной команде и т.д.

Механизм реализации курса основывается на совершенствовании методов работы по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию, координации деятельности всех служб общеобразовательной организации в целях обеспечения положительного влияния на процесс воспитания и развития личности гражданина ДНР, налаживания тесных связей с социальными партнёрами, выстраивания эффективного взаимодействия с семьями учащихся.

Особенностью курса является обязательное участие учащихся в реализации социально-ориентированных и личностно-деятельностных проектов, целью которых является, прежде всего, развитие определенных способностей, умений и навыков познавательной активности и самостоятельности учащихся. Реализация данных проектов предусматривает привлечение учащихся к выявлению, анализу и решению реальных социальных проблем (коллектива, микрорайона, города (села), Республики) с использованием для этого практической поисково-исследовательской работы. В Программе предусмотрены ориентировочные темы проектов. Проектная деятельность может осуществляться всем классом (или параллелью) или отдельной группой в течение учебного года (четверти, семестра).

Программой предусмотрены обобщение и систематизация материала конкретного раздела или курса. На этих уроках учащиеся с помощью учителя имеют возможность систематизировать изученное, отрефлексировать процесс обучения использовать межкурсовые и межпредметные связи, проанализировать процесс подготовки и реализации выбранных проектов. Обобщение и систематизация материала конкретного раздела не предполагают проведения обязательной контрольной работы и обязательного оценивания всех учащихся.





Содержание самостоятельного курса «Уроки гражданственности и духовности Донбасса» ориентировано на системно-деятельностную организацию процесса формирования знаний, универсальных и специальных умений, учащихся с опорой на использование современных технологий обучения. В соответствии с требованиями действующих Государственных образовательных стандартов содержание должно быть направлено на получение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.

Личностными результатами обучения по курсу «Уроки гражданственности и духовности Донбасса» являются:

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, истории, культуре, религии, традициям, языкам;

  • формирование целостного мировоззрения;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; - развитие общей культуры учащихся;

  • обеспечение формирования у школьников общечеловеческих и национальных ценностей, а также ценностей демократического общества;

  • формирование толерантного отношения к религии, традициям, языку и ценностям разных народов;

  • формирование у учащихся собственных образовательных запросов и интересов, умение их удовлетворять;

  • формирование важнейших ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества.

Метапредметными результатами обучения по курсу «Уроки гражданственности и духовности Донбасса» являются:

  • умения работать с различными информационными источниками;

  • давать развернутый ответ на вопрос, требующий обобщения основных вопросов содержания, уметь привлекать к ответу дополнительные источники с отсылкой к ним;

  • владеть приемами обобщенной характеристики, объяснения, выступать с сообщениями;

  • различать аспекты экономической, политической, социальной и культурной сферы жизни общества;

  • выражать отношение с позиции духовных ценностей общества;

  • выполнять художественно-творческие задания;

  • сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

  • способность представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

  • развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, использовать информационно-коммуникационные технологии;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве, в процессе образовательной, творческой и других видов деятельности;

  • умение формировать и реализовывать универсальные учебные действия, ставить для себя новые задачи в познавательной деятельности.

Предметными результатами обучения по курсу «Уроки гражданственности и духовности Донбасса» являются:

  • способность применять понятийный аппарат;

  • умения изучать и систематизировать информацию из различных источников, раскрывая ее познавательную ценность;

  • готовность применять знания для сохранения исторических и культурных памятников своей страны;

  • усвоение системы гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания;

  • расширение элементов социального опыта, опыта творческой деятельности;

  • формирование у учащихся творческого мышления;

  • проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);

  • сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия;

  • составлять описание исторических объектов, памятников;

  • развитие аналитического мышления.

Содержание курса отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией.

Конечным результатом реализации курса «Уроки гражданственности и духовности Донбасса» должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание учащихся как основа личности гражданина ДНР.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!