Актуальность, педагогическая целесообразность
курса «Уроки гражданственности
и духовности Донбасса».
Программа по предмету «Уроки гражданственности и духовности Донбасса» составлена на основе действующего Государственного образовательного стандарта основного общего образования ДНР, Концепции исторического развития Донбасса, Концепции формирования здорового образа жизни детей и молодежи ДНР, Концепции развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи ДНР, Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодежи ДНР.
Актуальность, педагогическая целесообразность курса
Донецкая Народная Республика – молодое государство, в котором особое значение придается воспитанию гражданина и патриота, развитию гражданской компетентности, совершенствованию духовно-нравственных основ личности. Это необходимо для воспитания здорового поколения, способного обеспечить прогресс своего Отечества.
Цель курса «Уроки гражданственности и духовности Донбасса»: содействие духовному развитию личности обучающегося, воспитание патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Донецкой Народной Республики.
Основные задачи курса:
повышение уровня духовно-нравственной, политической и правовой культуры обучающихся;
углубление интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
развитие способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю;
повышение мотивации к активному участию в учебной, трудовой деятельности;
создание условий по овладению умением получать информацию из разнообразных источников и критически осмысливать ее;
создание условий по освоению способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности;
воспитание у молодых граждан чувства гордости и глубокого уважения к символам Донецкой Народной Республики – Гербу, Флагу, Гимну, историческим святыням Отечества;
развитие потребности в духовно-нравственном, здоровом образе жизни;
воспитание уважения к культурным достижениям и историческому прошлому, традициям;
создание условий для реализации принципа постоянного самосовершенствования;
накопление практического опыта с целью применения полученных знаний и умений в общественной жизни.
Основное задание курса: содействие формированию личностных качеств и ценностных ориентаций будущего гражданина Донецкой Народной Республики.
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина Донецкой Народной Республики. Духовно-нравственное развитие гражданина ДНР – это процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать и оценивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок. Донецкая Народная Республика устремлена в будущее, в котором она будет представлять собой не только единое государство, но и единый народ, скреплённый общими ценностями, духовными смыслами, общностью исторической судьбы.
Общее описание учебно-воспитательного курса
Курс объединяет 6 содержательных линий: историко-краеведческую, природоведческую, культурологическую, обществоведческую, этическую, духовно-нравственную, – реализованные через микросферы «Я – житель Донбасса», «Природа Донбасса», «Культура Донбасса», «Духовный свет моей Отчизны», «Учимся жить среди людей», «Законы мудрости народной», «Человек и закон», «Гражданская позиция», «Трудом славен человек», «Дыхание времен», «След в истории», «Донбасс – часть Русского мира», которые объединяются в четыре макросферы: «Донбасс – мой родной край», «Духовно-нравственные основы народа Донбасса», «Воспитай в себе гражданина Донецкой Народной Республики», «Донбасс и Русский мир».
Курс носит межпредметный характер, обеспечивая реализацию учебных задач через интеграцию базовых дисциплин; является ядром воспитательного воздействия на личность и органически связан с системой знаний, которые предусмотрены программой внеклассной деятельности.
Развивающий аспект курса заключается в формировании универсальных учебных действий, опыта творческой деятельности обучающихся, овладении обобщенными способами действий; моделировании культурных и ролевых стандартов поведения в различных ситуациях; развитии активного познавательного отношения к природе и социальному окружению; познании школьниками своих возможностей.
Важнейшим воспитательным направлением содержания является формирование у обучающихся патриотизма, социальной справедливости, уважительного отношения к человеку и его труду; формирование своего собственного «Я», веры в свои силы, талант, способности; воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, способной бережно относиться к природе, миру вещей, самому себе, другим людям, понимать значение жизни как наивысшей ценности.
Нормативно-правовое обеспечение курса
Нормативно-правовым обеспечением курса гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания «Уроки гражданственности и духовности Донбасса» являются:
Конвенция о правах ребенка;
Конституция Донецкой Народной Республики;
Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании»;
Государственный образовательный стандарт начального общего образования Донецкой Народной Республики;
Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодежи в Донецкой Народной Республике;
Концепция развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики;
Нормативно-правовые документы Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики.
Концепция формирования здорового образа жизни детей и молодежи Донецкой Народной Республики
Принципы построения курса
Доступности;
систематичности и последовательности;
преемственности в развитии подрастающих поколений с учетом возрастных особенностей и интересов различных слоев, групп молодежи;
научности;
активности субъектов образовательного процесса;
универсальности основных направлений гражданско-патриотического воспитания;
наглядности;
системно-организованного подхода;
адресного подхода в формировании патриотизма;
учета региональных условий в пропаганде патриотических и духовных идей и ценностей.
Преподавание курса базируется на теоретических и методологических принципах педагогики сотрудничества, которое предусматривает создание демократической атмосферы на уроках, субъект-субъектные отношения между обучающимися и учителем, личностно-ориентированный подход.
Ценностные установки гражданско-патриотического
и духовно - нравственного развития и воспитания
Программа учебно-воспитательного курса «Уроки гражданственности и духовности Донбасса» опирается на традиционную для народа Донбасса систему нравственных ценностей, элементами которой являются: патриотизм, духовность, социальная солидарность,
гражданственность, история, культура, равноправие, семья, совесть, солидарность, труд и творчество, наука, традиционные религии, искусство и литература, природа, человечество.
Основные направления деятельности по реализации курса
1. Содержательное направление:
2. Социально-педагогическое направление:
3. Управленческое направление:
Механизм реализации курса
Механизм реализации курса основывается на совершенствовании методов работы по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию, координации деятельности всех служб общеобразовательной организации в целях обеспечения положительного влияния на процесс воспитания и развития личности гражданина Донецкой Народной Республики, налаживания тесных связей с социальными партнёрами, выстраивания эффективного взаимодействия с семьями обучающихся.
Система гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания в общеобразовательных организациях формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников, реализуется через урочную и внеурочную деятельность.
Задачи гражданского и нравственного образования решаются через изучение истории, права, обществознания, географии, экономики, литературы, начальной военной подготовки и других учебных дисциплин, через специальные факультативные и элективные курсы вариативного компонента, а также посредством специального учебно-воспитательного курса «Уроки гражданственности и духовности Донбасса».
Главной составляющей системы гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания является работа классного руководителя как с обучающимися, так и родителями.
Методы достижения поставленных целей и задач
Содержание программы реализуется на занятиях курса «Уроки гражданственности и духовности Донбасса», а также на уроках: окружающий мир, литературное чтение, трудовое обучение, музыкальное искусство, изобразительное искусство, физическая культура; во внеклассной работе (деловая игра, практикум, устный журнал, конкурс рисунков и газет,
викторины, круглый стол, конкурс сочинений, защита проектов, родительские собрания,
посещение семей обучающихся, анкетирование, тематические классные часы, семейные праздники, спортивные состязания; тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации, беседы с детьми и родителями; КВНы семейных команд, брейн-ринги, интеллектуальные марафоны родителей и детей); во внешкольной работе (экскурсии, походы выходного дня, походы по памятным местам, встречи, поисковая, научно-исследовательская работа и др. ).
Курс не ограничивается только рамками уроков и воспитательных мероприятий в школе.
Прогнозируемые результаты
В результате реализации курса «Уроки гражданственности и духовности Донбасса» должно обеспечиваться достижение обучающимися воспитательных, образовательных,
поведенческих результатов. Предполагаемым результатом реализации курса является формирование у детей навыков самоанализа, самооценки, самоуправления.
Результат реализации программы курса предполагает развитие творческих, когнитивных способностей; осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений; способность к самореализации в пространстве Донецкой Народной Республики, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства; осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Содержание курса отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией.
Конечным результатом реализации курса «Уроки гражданственности и духовности Донбасса» должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся как основа личности гражданина Донецкой Народной Республики.
Главная цель изучения курса «Уроки гражданственности и духовности Донбасса» заключается в содействии духовному развитию личности учащегося, идентификации себя как гражданина Донецкой Народной Республики, воспитании патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Донецкой Народной Республики
Важнейшим воспитательным направлением содержания Программы является формирование у школьников наиболее значимых для нашего народа ценностей: патриотизма, социальной справедливости, уважительного отношения к человеку и его труду; формирование у каждого учащегося своего собственного «Я», веры в свои силы, талант, способности; воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, способной бережно относиться к природе, миру вещей, самому себе, другим людям, понимать значение жизни как наивысшей ценности.
Изучение курса «Уроки гражданственности и духовности Донбасса» на уровне основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
• повышение уровня духовно-нравственной, политической и правовой культуры учащихся;
• углубление интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
• развитие способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю;
• повышение мотивации к активному участию в учебной, трудовой, общественной деятельности;
• создание для учащихся условий по овладению умением получать информацию из разнообразных источников и критически осмысливать ее, систематизировать, анализировать полученные данные;
• создание для учащихся условий по освоению способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
• воспитание у молодых граждан чувства гордости и глубокого уважения к символам ДНР- Гербу, Флагу, Гимну, историческим святыням Отечества;
• развитие потребности в духовно-нравственном, здоровом образе жизни;
• воспитание уважения к культурным достижениям и историческому прошлому, традициям;
• создание условий для реализации принципа постоянного самосовершенствования;
• накопление практического опыта с целью применения полученных знаний и умений для идентификации собственной позиции в общественной жизни, осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений;
• соотнесение собственного поведения и поступков окружающих с общепринятыми духовно-нравственными ценностями;
• воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
• формирование ценностных ориентаций и правильных ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
• применение знаний и представлений о системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран;
• воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся, расширение социального опыта;
• формирование целостного представления о месте и роли России и Донбасса.
Основным заданием курса «Уроки гражданственности и духовности Донбасса» является не только предоставление определенной суммы знаний, а, прежде всего, развитие и воспитание функционально грамотной личности, человека нравственного, культурного, деятельного созидателя, присвоившего общечеловеческие и национальные ценности, будущего гражданина ДНР.
Принципы построения курса «Уроки гражданственности и духовности Донбасса»:
Принцип доступности требует, чтобы обучение строилось на уровне реальных учебных возможностей учащихся, чтобы они не испытывали интеллектуальных, физических, моральных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье.
Принцип систематичности и последовательности в обучении требует, чтобы знания, умения и навыки формировались в системе, в определенном порядке, когда каждый элемент учебного материала логически связывается с другими, последующее опирается на предыдущее, готовит к усвоению нового.
Принцип преемственности в развитии подрастающих поколений с учетом возрастных особенностей и интересов различных слоев, групп молодежи реализуется через сквозные идеологические концепты и разделы курса, которые изучаются на каждом уровне образования (от дошкольника до выпускника общеобразовательной организации) с постепенным усложнением и углублением содержания.
Принцип научности строится на интеграции науки и образовательного процесса, определяющей органическую связь этих составляющих.
Принцип активности субъектов образовательного процесса, реализующий их личностное взаимодействие и проявляющийся во внедрении активных методов и оперативном учете индивидуальных особенностей личности, обеспечении творческого характера деятельности.
Принцип универсальности основных направлений гражданско-патриотического воспитания предполагает целостный и комплексный подход к ним, необходимость использования такого фактора формирования патриотизма, как культивирующий чувство гордости за своих предков социально ценный опыт прошлых поколений, национальные традиции в быту и внутрисемейных отношениях, в учебе и подходах к труду, в методах творчества.
Принцип наглядности обеспечивается применением в образовательном процессе разнообразных средств визуализации (иллюстраций, плакатов, карточек, видео- и киноматериалов, слайдов и др.), а также посещение тематических экскурсий, выставок и др.
Принцип системно-организованного подхода предполагает скоординированную, целенаправленную работу всех подструктур общеобразовательной организации, учреждений культуры и организаций дополнительного образования, управлений образования, общественных организаций по патриотическому воспитанию граждан ДНР.
Принцип адресного подхода в формировании патриотизма предполагает использование особых форм и методов патриотической работы с учетом каждой возрастной, социальной, профессиональной и других групп населения.
Принцип учета региональных условий в пропаганде патриотических и духовных идей и ценностей, означающий пропаганду не только общего патриотизма, но и местного (регионального), характеризующегося привязанностью, любовью к родному краю, городу, деревне, улице, образовательной организации, предприятию, спортивной команде и т.д.
Механизм реализации курса основывается на совершенствовании методов работы по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию, координации деятельности всех служб общеобразовательной организации в целях обеспечения положительного влияния на процесс воспитания и развития личности гражданина ДНР, налаживания тесных связей с социальными партнёрами, выстраивания эффективного взаимодействия с семьями учащихся.
Особенностью курса является обязательное участие учащихся в реализации социально-ориентированных и личностно-деятельностных проектов, целью которых является, прежде всего, развитие определенных способностей, умений и навыков познавательной активности и самостоятельности учащихся. Реализация данных проектов предусматривает привлечение учащихся к выявлению, анализу и решению реальных социальных проблем (коллектива, микрорайона, города (села), Республики) с использованием для этого практической поисково-исследовательской работы. В Программе предусмотрены ориентировочные темы проектов. Проектная деятельность может осуществляться всем классом (или параллелью) или отдельной группой в течение учебного года (четверти, семестра).
Программой предусмотрены обобщение и систематизация материала конкретного раздела или курса. На этих уроках учащиеся с помощью учителя имеют возможность систематизировать изученное, отрефлексировать процесс обучения использовать межкурсовые и межпредметные связи, проанализировать процесс подготовки и реализации выбранных проектов. Обобщение и систематизация материала конкретного раздела не предполагают проведения обязательной контрольной работы и обязательного оценивания всех учащихся.
Содержание самостоятельного курса «Уроки гражданственности и духовности Донбасса» ориентировано на системно-деятельностную организацию процесса формирования знаний, универсальных и специальных умений, учащихся с опорой на использование современных технологий обучения. В соответствии с требованиями действующих Государственных образовательных стандартов содержание должно быть направлено на получение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.
Личностными результатами обучения по курсу «Уроки гражданственности и духовности Донбасса» являются:
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, истории, культуре, религии, традициям, языкам;
формирование целостного мировоззрения;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; - развитие общей культуры учащихся;
обеспечение формирования у школьников общечеловеческих и национальных ценностей, а также ценностей демократического общества;
формирование толерантного отношения к религии, традициям, языку и ценностям разных народов;
формирование у учащихся собственных образовательных запросов и интересов, умение их удовлетворять;
формирование важнейших ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества.
Метапредметными результатами обучения по курсу «Уроки гражданственности и духовности Донбасса» являются:
умения работать с различными информационными источниками;
давать развернутый ответ на вопрос, требующий обобщения основных вопросов содержания, уметь привлекать к ответу дополнительные источники с отсылкой к ним;
владеть приемами обобщенной характеристики, объяснения, выступать с сообщениями;
различать аспекты экономической, политической, социальной и культурной сферы жизни общества;
выражать отношение с позиции духовных ценностей общества;
выполнять художественно-творческие задания;
сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
способность представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, использовать информационно-коммуникационные технологии;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве, в процессе образовательной, творческой и других видов деятельности;
умение формировать и реализовывать универсальные учебные действия, ставить для себя новые задачи в познавательной деятельности.
Предметными результатами обучения по курсу «Уроки гражданственности и духовности Донбасса» являются:
способность применять понятийный аппарат;
умения изучать и систематизировать информацию из различных источников, раскрывая ее познавательную ценность;
готовность применять знания для сохранения исторических и культурных памятников своей страны;
усвоение системы гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания;
расширение элементов социального опыта, опыта творческой деятельности;
формирование у учащихся творческого мышления;
проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия;
составлять описание исторических объектов, памятников;
развитие аналитического мышления.
Содержание курса отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией.
Конечным результатом реализации курса «Уроки гражданственности и духовности Донбасса» должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание учащихся как основа личности гражданина ДНР.