Актуальные проблемы инклюзивного образования
Одной из актуальных социально - экономических и демографических проблем современного российского социума является включение детей с ограниченными возможностями в общество.
Ситуация взаимной изоляции общества и инвалидов обуславливает не только общую негативность образовательной среды к инклюзивному обучению, но напряжённость и агрессию во взаимоотношениях семьи особого ребёнка и условно здорового сообщества.
Возникают проблемы с индивидуальными программами реабилитации маленьких инвалидов.
Итоговый контроль является недостаточным ,производится проверка исключительно знаний ,умений ,навыков, компетенций, в то время как не рассматриваются показатели социальной адаптации (число и качество контактов, их эмоциональная окрашенность, характеристика взаимоотношений, развитие культурных навыков)
До сих пор остаются открытыми следующие вопросы:
Какие результаты можно считать значительными для всех участников.
Что даст инклюзия при реализации в обычных условиях?
Равноценна ли замена профессионального коррекционного педагога компьютером?
Возможно ли качественное инклюзивное образование для детей со сложной структурой дефекта?
Как следует производить оценки: по единой шкале для всех учеников либо по разным критериям?
Сколько детей - инвалидов может быть в классе?
Найти оптимальные ответы на эти вопросы позволит лишь активная деятельность педагогов по созданию в школе инклюзивной среды.
Инклюзивное обучение представляет иные требования к организации аи предполагает такие изменения в условиях обучения, которые обеспечивали бы усвоение школьной программы всеми детьми независимо от уровня их психического и физического развития.
Как интегрированное, как и инклюзивное образование направлено в первую очередь на успешную социализацию детей с нарушениями развития, которая предполагает готовность общества к принятию таких людей, не ограничиваются лишь доброжелательным к них отношением.
Проблема эта, безусловно, носит социальный характер, но возникает вопрос: а что первично - психологическая готовность к принятию или создание для этого реальных условий?
Именно развитие инклюзивного потенциала современного образования детей содействует:
- погружению "особого" ребёнка среду сверстников
- включению в совместную деятельность не только с ребятами, но и с педагогом
- приобщению к общепринятым нормам и правилам общения и поведения.
- раскрытию индивидуальных способностей ,данных природой
- проявление творческой инициативы и самостоятельности.
- определению своей значимости и ценности.
Инклюзивный потенциал образования ценен тем, что:
- приучает детей и взрослых ценить, понимать и принимать разницу между людьми, вместо того чтобы пытаться их изменить
- поощряет достижения, доказывая ,что все дети могут быть успешными, если им оказывают необходимую помощь
Доброта - язык, на котором немые могут говорить и который глухие могут слышать. В этих простых словах французского поэта XVII века Никола Буало обозначено направление наших усилий и наверное, не так уж важно будет ли это инклюзия, интеграция или специальное обучение.