СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Актуальные проблемы подготовки выпускников начальной школы к краевым контрольным работам

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Актуальные проблемы»


Актуальные проблемы подготовки выпускников начальной школы к краевым контрольным работам


Проанализировав полученные результаты краевых контрольных работ по математике, русскому языку и по общеучебным умениям учащихся 4-х классов окончивших начальную школу я сделала вывод о том, что наибольшую информационную поддержку учителям, работающим в выпускных 4 -х классах нужно оказать именно по общеучебным умениям (раздел «Работа с информацией») т.к.:

Наибольшее затруднение вызвали следующие задания:

  • извлекать информацию, данную в тексте в неявном виде, формулировать выводы (57 %)

  • интерпретировать и обобщать информацию, полученную из текста (58%);

  • анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста (47%)


Как научить начинающего читателя понимать текст

Актуальность данной темы обусловлена требованиям психолого–педагогической науки и практики образования к формированию у младших школьников умения учиться, базовым компонентом которого является работа с текстом.

Великий Гёте сказал: «Чего человек не понимает, тем он не владеет». Эту мысль можно продолжить: «Чего человек не понимает, тем он не владеет и то он не любит». Школьная практика подтверждает, что нелюбовь к чтению и связанные с этим учебные затруднения, потеря интереса к познанию часто возникают из-за неумения ученика понимать прочитанное. Обучение приёмам работы с текстом, закладывающее основу умения учиться, формирующее навык самостоятельной учебной работы, является одной из самых актуальных психодидактических задач.

«Угадывать великое в немногом» или о том, что и как понимать в тексте


(Слайд № ) Под умением работать с текстом традиционно понимается способность воспроизводить содержание текста, делить его на законченные части, выделять в них главное, определять с помощью взрослого смысл всего текста в целом.

( Слайд № ) Детям, у которых стихийно сложились представления о чтении как о процессе, связанном с пониманием, эти формы работы обеспечивают необходимую тренировку. Однако для большинства детей эпизодически используемые на уроке приёмы работы с текстом оказываются неэффективными.

Каждое из этих умений (устанавливать связь событий, причинно-следственные связи, определять основную мысль, находить второстепенные детали) существует, как правило, независимо не только от других умений, но и от самого текста.

Как учить детей осознанному применению приёмов понимания текста, как превратить использование этих приёмов в привычку, имеющую силу потребности? Попробуем найти ответы на эти вопросы.

Проблемой понимания текста занимаются многие специалисты: философы, лингвисты, литературоведы, методисты.

Начнём с того, что такое «понимание текста». С точки зрения лингвистики (теория лингвиста И.Р. Гальперина) понимание текста – это вычитывание разных видов текстовой информации: фактуальной, подтекстовой, концептуальной. Конечно, текст – это единое целое, и виды текстовой информации разграничиваются условно: в науке – в исследовательских, а на практике – в учебных целях.

Фактуальную информацию составляет описание событий, героев, места и времени действия, рассуждения автора, движения сюжета и т.д. Данная информация играет двоякую роль в тексте. С одной стороны именно она предъявляет текст, наполняет его жизнью, передаёт заложенные в него мысли, а с другой стороны, она часто затемняет, маскирует эти мысли, создаёт препятствия в понимании, способствует возникновению разночтений. В художественном тексте фактуальная информация излагается в соответствии с замыслом, т.е. теми мыслями и чувствами, которые автор хочет донести до читателя. С помощью фактуальной информации создатель текста «не в лоб», а через судьбы людей передаёт то, что его волнует. Поэтому главным в тексте , тем, что его держит, благодаря чему он не рассыпается на множество отдельных фактов и рассуждений, является его концептуальность, то есть способность содержать концептуальную информацию. Под концептуальной информацией понимается система взглядов, мыслей и чувств автора, которую он отражает в тексте, рассчитывая на её вычерпывание читателем. Эта информация часто не выражена в тексте словесно.

В художественном произведении, как правило, представлен ещё один вид информации, называемый подтекстом. Подтекстовая информация напрямую не выражена в словах, однако о ней можно судить по специфическому способу изложения фактуальной информации. Она содержится в текстовых «скважинах» (пропусках, которые читатель заполняет, опираясь на имеющиеся знания, опыт), в словах-образах (художественных средствах), в монтаже текста и т.д. Подтекстовая информация возникает благодаря способности слов, словосочетаний, предложений в отдельных небольших отрезках текста таить в себе скрытый смысл. Она извлекается из фактуальной, а точнее как бы «стоит за ней», и, безусловно, влияет на концепт.

Рассмотрим, как разные виды информации реализуются в произведении И. С. Тургенева «Воробей». (Текст представлен на слайде и в печатном виде у слушателей)

Воробей

Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня. Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собой дичь.

Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с большого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой - и, весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой открытой пасти.

Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище… но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

Каким громадным чудовищем должна была казаться ему собака! И всё-таки он не мог усидеть на высокой безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

Мой Трезор остановился, попятился… Видно, он признал эту силу.

Я поспешил отозвать смущённого пса – и удалился благоговея.

Да, не смейтесь. Я благоговел перед этой маленькой героической птицей, перед любовным её порывом.

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.


Анализ текста

Фактуальная информация в этом тексте реализуется в описании поступков, состояний, характеристик героев: самого рассказчика, собаки, воробьёв (молодого и старого), а также прямым указанием на место действия (аллея сада) и косвенным указанием на время действия (вдруг).

Этот вид информации в тексте представлены в следующих сочетаниях слов:

«Я возвращался с охоты… Собака бежала впереди меня… уменьшила свои шаги… начала красться… увидала молодого воробья…упал из гнезда…собака медленно приближалась…камнем упал… заслонил собою своё детище» и далее до слов: « Да, не смейтесь».


Концептуальная информация выражена словами: «Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только любовью держится и движется жизнь».

Этими словами И. С. Тургенев утверждает своё понимание (концепцию) движущей силы жизни.

В тексте можно обнаружить разную подтекстовую информацию. Обратите внимание на словосочетание «камнем упал». В мыслях невольно возникает образ ястреба или сокола, ведь именно хищные птицы камнем падают на добычу. Следовательно, воробей здесь похож на хищную птицу по своей смелости, стремительности, решимости. Это подкрепляется такими словами, как «ринулся», «отчаянный», «порыв».

Подтекстовую информацию можно обнаружить также в словах: «…прыгнул раза два в направлении зубастой открытой пасти». Здесь явно подразумевается угроза этому «чудовищу». Это подтверждается и тем, что автор называет воробья не птичкой, а «героической птицей».

Строение текста.

Присмотримся к строению текста. Он разбит на небольшие абзацы. Что соответственно замедляет чтение, т.к. между абзацами пауза всегда больше, чем между предложениями внутри абзаца. Создаётся впечатления о замедленном чтении действия и времени в тексте.

Медленное чтение рассказа прерывается словом «вдруг», словами «ринулся», «сорвавшись», «камнем упал».

Само название «Воробей» означает в этом тексте «смелость», самопожертвование во имя любви».

От вопроса «Что понимать в тексте?» перейдём к тому, как происходит понимание текста с психологической точки зрения.

Понятие «понимание» неоднозначно. В него входит и процесс раскрытия смыслов текста, и его итог, результат. Объективной основой понимания является сам текст – «механизм, который управляет пониманием». Понимание происходит, по выражению философа В.Ф. Асмуса, «по ориентирам, данным в самом произведении, но с конечным результатом, определяемым умственной, душевной, духовной деятельностью читателя».

Процесс, направленный на понимание, очень сложен: в него включены внимание и память, воображение и мышление, эмоции и воля, интересы и множество других психологических особенностей читателя. Кроме того, он, как правило, не осознаётся читателем, поэтому возникают большие трудности в его исследовании. Несмотря на это, научные основания для обучения пониманию существуют, как существуют талантливые читатели, Читатели с большой буквы.

С такими читателями и работали психологи, пытаясь выяснить, какие приёмы они используют при общении с книгой.

Представляю Вашему вниманию результаты этого эксперимента, в котором приняли участие учёные, деятели искусства, педагоги школ и вузов, журналисты. Особенности работы с текстом высокоуровневых читателей оказались сходными. Обобщив их, психологи получили собирательный образ, модель «идеального читателя».


Как работает с текстом «идеальный читатель»,

какие приёмы он использует?»

1. Он начинает размышлять над текстом до чтения:

  • активно осмысливает и переживает (или проживает) его по ходу чтения;

  • продолжает размышлять над текстом после чтения,

пытаясь, по словам философа В.В. Налимова, «найти себя новым в чужом».

  • такой читатель не торопится: старается не пропустить не вполне понятные или очень важные слова, вычитывая из них и то, что написано, и то, что остаётся за строкой, находится в подтексте

Внимание к слову можно считать основой понимания


2. Вычерпывая информацию из каждого слова, словосочетания, предложения и связей между ними, «идеальный читатель»:

  • задаёт себе вопросы по ходу чтения;

  • задумывается о дальнейшем развитии (то есть прогнозирует);

  • сверяет свои размышления с текстом и корректирует их, избегая категоричны, жёстких установок.

Такое чтение похоже на беседу, диалог с текстом


3. Отличительной чертой чтения «идеального читателя» - активность воображения, которое является верным другом не только понимания, но и запоминания прочитанного.

Выдающиеся психологи, изучавшие проблемы запоминания, не смогли обойти стороной понимание, ведь при чтении необходимо удерживать в памяти важную информацию, сравнивать её с уже с известным, отыскивая в прошлом опыте подобное и отличное.

Вся работа «идеального читателя» нацелена на понимание автора текста, делая своеобразные «открытия для себя». Эта особенность понимания напрямую связана с творческим мышлением. Не случайно многие учёные считают понимание и творчество синонимами, называя понимание «вовлечением в открытие».


В приёме понимания и запоминания текста его главным помощником будет не память, а воображение и мышление. Оживляя на «мысленном экране» образы, возникшие при чтении, пропуская понятое через себя, «идеальный читатель» может превратиться в «идеального чтеца» (выразительное чтение) или «идеального рассказчика» (пересказ).


Подлинное понимание текста, как говорит философ А.А. Брудный, - это всегда выход за пределы того, что в нём непосредственно сказано, как функция светильника в том, что свет выходит за стенки лампы. В связи с этим итогом работы «идеального читателя» является нечто личностно новое: обогащение опыта, рождение нового взгляда на Мир и на себя.

К подобному итогу приходят ученики, которых учитель ведёт по ступеням понимания текста


В заключение хотелось бы рассказать об интересной закономерности, выявленной в ходе многолетних исследований. Она касается педагога, обучающего школьников пониманию текста. Как оказалось, в этой работе «растёт» не только ученик, но и учитель


2. Анализ результатов краевых контрольных работ по русскому языку позволяет сделать следующие выводы:


Наибольшие затруднения младших школьников выявлены по следующим разделам:

  • «Фонетика»,

  • «Словообразование»,

  • «Виды речевой деятельности. Письмо».

Это задания на формирование таких предметных действий, как:

различать произношение и написание слов, сопоставлять количество звуков и букв в словах;

разбирать слова по составу;

определять падеж имён существительных;

определять изученные части речи;

правильно употреблять запятую в простом предложении с однородными членами;

правильно употреблять знаки препинания в конце предложений (точка, вопросительный, восклицательный знак);

списывать текст без ошибок.


Работа по развитию воображения на уроках русского языка


Проблема понимания текста не ограничивается только рамками предмета «литературное чтение. Сегодня в школе всё чаще говорят об образовательной области «Филология», включающей в себя литературу, русский язык и иностранные языки. Русский язык и литература - это два взаимосвязанных предмета, которые дополняют, питают друг друга. Сближение этих курсов становится «необходимой реальностью» Главное в них изучение слова, и шире – изучение текста, речи. Значит, приёмы работы по пониманию текста необходимо формировать также на уроках русского языка.

Известно, что на уроках русского языка для закрепления изученных правил проводят «орфографические минутки», зрительные и творчески диктанты.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!