СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Актуальные проблемы преподавания физической культуры в современной школе

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Актуальные проблемы преподавания физической культуры в современной школе»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Сурин Сергей Владимирович

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Губернаторский инженерный лицей № 102 »

г. Ульяновск, Ульяновская область


Значение физической культуры в школьный период жизни человека заключается в со- здании фундамента для всестороннего физического развития, укрепления здоровья, формиро- вания разнообразных двигательных умений и навыков [2]. В настоящее время, в системе физ- культурного образования, выделяются три основных направления современного урока по учеб- ному предмету «Физическая культура» – оздоровительное, тренировочное и образовательное [1]. Хотелось бы обратить внимание именно на оздоровительное направление, потому что, это самая проблемная сфера в школе на данный момент.

Составители научных концепций и учебных программ зачастую «забывают» о психофи- зиологических возможностях детей по приёму и переработке информации, о возрастно-половых особенностях их развития, естественных социальных потребностях. Интенсивные учебные нагрузки на неокрепший детский организм неблагоприятно сказываются на состоянии здоровья школьников. Недостаток двигательной активности и чрезмерные учебные нагрузки часто при- водят к срыву базовых биологических функций. Всё это свидетельствует о том, что система об- разования в нынешнем её виде превратилась в мощный патогенный фактор различных заболе- ваний школьников [1].

Сейчас перед обществом остро стоит серьёзная проблема укрепления и сохранения здо- ровья подрастающего поколения. Полноценное развитие детей школьного возраста без актив- ных физкультурных занятий практически недостижимо. Выявлено, что дефицит двигательной активности серьезно ухудшает здоровье растущего организма человека, ослабляет его защит- ные силы, не обеспечивает полноценное физическое развитие [2]. И в этой ситуации, казалось бы, физическая культура должна стать приоритетом в школе. Но, по нашему мнению, пока это далеко не так.

Начнём по порядку, с первых шагов ребёнка в школе. Родители приводят детей в школу, и их беспокойство вызывает только тот факт, что он недостаточно умеет писать, считать, чи- тать, не уверены, что он сможет отвечать у доски и т.п. Но ни у одного из них не вызывает бес- покойства то, что их ребёнок не имеет навыков простейших физических действий. Никто не за- даст вопрос, сколько раз мой ребёнок должен уметь подтянуться, отжаться, поднять туловище из положения лежа перед поступлением в школу. Первые же занятия показывают то, что мно- гие абсолютно не умеют выполнить элементарного: наклон вперёд, приседание, простые прыж- ковые или беговые упражнения. Хотя по новому стандарту дошкольного образования у вы- пускника детского сада должны быть сформированы основные физические качества (гибкость, быстрота, сила, выносливость, ловкость) в соответствии с их возрастом. Реальность показывает, что дети приходят в школу в большинстве физически неподготовленными, а некоторые уже в этом возрасте, не испытывающими потребности в двигательной активности.

Почему так происходит? Мы, конечно, можем сейчас все дружно возложить вину на дет- ские сады. Хотя доля правды в этом будет. Ведь в дошкольных учреждениях недостаточно внимания уделяется при работе с родителями важности развития физических качеств детей. Но не только в этом проблема. В средствах массовой информации также не освещаются проблемы физического развития дошкольника. Этот вопрос вообще не поднимается. Как следствие, роди- тели на этом не заостряют внимания и не видят необходимости развивать физические качества своего ребёнка.

Но не стоит снимать ответственности и с самих школ, где при поступлении в школу на эту проблему не обращают внимания. Посмотрели, грубо говоря: буквы знает, читает, пишет, шнурки завязывает, на вопросы отвечает – всё, готов к школе. И даже входные тесты, присыла- емые департаментом, проверяют моторику, мышление, внимание, но никак развитие физиче- ских качеств. Другими словами, централизованного мониторинга физического развития до- школьника нет.

Кто-то скажет: «Ну и что?», – потом, в школе научится. Но, всё далеко не так просто. Пришёл неподготовленный физически ребёнок, а он с первых дней усаживается за парту. Идёт большая нагрузка на мышцы спины, шеи, а они не развиты. Результат – быстро развивающийся сколиоз и все примыкающие к нему заболевания. И никакие физкультминутки и напоминания о правильной посадке не предотвратят это. Среди первоклашек всегда выделяются дети, посе- щавшие до школы спортивные секции и танцевальные кружки. Их осанка идеальна и у них не вызывает затруднений принять правильное положение при посадке за партой на уроке. Для остальных же эта пытка, держать спину прямо, не опираться при письме на руки, не гнуть голо- ву к столу. А тут уже и следующая угроза здоровью – близорукость. Всё это проявиться у него- товых физически к школе детей на начальной ступени обучения. При последующих медосмот- рах вина ляжет на школу, на учителей-предметников и, конечно, учителей физической культу-

ры, которые не смогли сохранить здоровье ребёнку. Но ведь это следствие не учёбы в школе, а физической неготовности ребёнка к ней.

Важно в ближайшее время находить способы решения этой проблемы. Это не просто, так как требует выработки целой системы мероприятий: разработки нормативов для будущих первоклассников, тестирование при поступлении в школу, ознакомление родителей с требова- ниями и т.п. Сюда должны быть вовлечены и дошкольные учреждения, и школы, и учреждения дополнительного образования, и средства массовой информации (хотя бы местного значения), и медицинские работники, ведущие просветительскую деятельность в этом направлении. Важно донести значимость физического развития ребёнка до родителей. По моему мнению, стоит этот вопрос подробнее рассмотреть на заседаниях методических объединений (учителей физической культуры, начальных классов, воспитателей детских садов, руководителей образовательный учреждений).

Следующее западающее звено в физическом воспитании, на наш взгляд, это начальная школа. Ведь уроки физкультуры здесь, зачастую, ведут учителя начальных классов. Я не хочу сказать, что все недобросовестно подходят к подготовке и проведению этих занятий, но всем известно, что зачастую они заменяются уроками русского языка или математики, чтобы «не от- стать от программы». Так дети, оказываются, лишены возможности полноценного физического развития. Кроме этого, учителя начальных классов не входят в методические объединения учи- телей физической культуры, не проходят в данном направлении курсы повышения квалифика- ции, их методические письма не содержат рекомендаций по изменениям в изучении предмет- ной деятельности «Физической культура». Таким образом, они не информированы о нововве- дениях в данной области. Но ещё стоит сюда добавить тот факт, что далеко не каждый учитель начальных классов способен грамотно показать выполнение того или иного упражнения (например, подтягивание, отжимание, кувырок и т.п.). А ведь ученики начальной школы спо- собны повторить только то, что видят. Совместное выполнение упражнений с ними способно сформировать у них умение правильно выполнять упражнения. Плюс ещё, что для детей этого возраста, учитель – это пример, на который они стремятся быть похожими. Добавим к этому, что некоторые разделы программы вообще учителя не проходят, например – гимнастика, так как мало того, что учитель не может продемонстрировать упражнение сам, он ещё и не может правильно объяснить его и подстраховать ребёнка во время выполнения. Я думаю, что предмет

«Физическая культура» должен преподаваться специалистом, начиная с первых дней ребёнка в школе, где дети будут привыкать к единым требованиям и получать необходимые точные зна- ния по данному предмету. Во многих школах так и делается, но далеко не везде.

Немаловажным является и тесное взаимодействие учителей физической культуры и ме- дицинских работников. Пока всё взаимодействие чаще всего сводится к тому, что в листке здо- ровья мы можем увидеть, к какой группе здоровья относится ученик. Но это не информирует учителя об особенностях его здоровья. Да, правильно, сейчас есть понятие «врачебная тайна», диагнозы в справках кодируются. Но, что в этом случае делать мне, чтобы не навредить здоро- вью ребёнка. Ведь нередки случаи, когда дети теряют сознание на уроке, или у них начинается обильное кровотечение из носа, и хорошо, если всё обходится без серьёзных травм. А в послед- ствии выясняется, что у ребёнка родовая травма шейного отдела позвоночника или гипертония, но, по словам родителей, давно ничего не случалось, они решили, что об этом можно забыть, в карточке это упоминалось давно и на момент поступления в школу, такие случаи не встреча- лись, и не были отражены в справке о состоянии здоровья, либо справку выписывал другой пе- диатр, не ведущий наблюдение развития ребёнка. А при физической нагрузке это проявилось. Мы считаем, что в начале учебного года учитель физической культуры должен получать по- дробную информацию о состоянии здоровья каждого ученика, поступившего в школу. Полу- чать рекомендации, как работать с ними и как действовать в случаи чрезвычайной ситуации. И не от медицинской сестры, а от педиатра. На наш взгляд, в настоящее время это очень актуаль- но, и в то же время решаемо, так как не влечёт за собой финансовых затрат. Стоит только офи- циально закрепить педиатра за школой и раз в год организовывать подобные собеседования.

Следующая проблема физической культуры появляется сейчас. Дело в том, что совсем недавно школы перешли на трёхчасовую программу обучения физической культуры, некоторые даже вводили четырёхчасовую программу. Это частично обеспечивало двигательную актив- ность детей, тем более так много времени проводящих за партами, а после уроков просижива- ющим за компьютерами и планшетами. Урок физкультуры давали возможность эмоциональной и физической разгрузки. Теперь же количество часов физкультуры сокращается до двух, при- чём не в связи с сокращением учебной нагрузки на детей, а в связи с заменой урока физической культуры другими предметами. Это неизбежно приведёт к значительному снижению двига- тельной активности, тем более что для некоторых детей, это единственное время, где они зани- маются физической культурой, а, следовательно – к ухудшению состояния здоровья школьни- ков. Конечно, делается оговорка, что нагрузку можно компенсировать внеурочной деятельно- стью, но это возможно в начальной школе, а вот в средней и старшей школе ученики отдают предпочтения дополнительным занятиям по так называемым «основным» предметам. И не по- тому, что им не интересно заниматься физкультурой, а потому, что им надо сдавать ЕГЭ и ОГЭ. Есть ещё шанс посещать спортивные секции, но это далеко не всем доступно даже по причине элементарной удалённости от мест их проведения. Таким образом, физическая культура вытес- няется из числа приоритетных предметов, и вновь уходит на второй план. И если она в данных рамках способна выполнять образовательные и тренировочные функции, то оздоровительная начинает утрачиваться.

Одним из вариантов решения этой проблемы может стать проект «Доброжелательная школа», где школа переходит на режим работы «полного дня». Но в этом случае, важно при- влекать тренеров спортивных школ к работе на базе общеобразовательных учреждений. Это даст возможность заниматься в спортивных секциях детям, живущим далеко от спортивных школ. По нашему мнению, решить эту проблему только силами учителей физической культуры школы невозможно.

Так же хорошо известно, что в настоящее время, учителя пытаются найти выход и в ин- теграции физкультуры с другими предметами школьной программы. Этим летом от методиста белгородского регионального института развития образования Шиловских Константина Вла- димировича поступило интересное предложение о проведении бинарных уроков. Белгородские учителя представили пример предметно-языкового интегрированного обучения «Степ-аэробика на английском». Его можно и нужно внедрять в школах. Но, безусловно, такие уроки требуют долгой подготовки и часто включаться в учебный процесс не могут.

Почему проблема здоровья детей вышла на первое место? Да, только потому, что оно продолжает ухудшаться и не потому, что дети теряют интерес к занятиям спортом, сейчас, по нашим наблюдениям, он значительно возрос. Но при этом «Физическая культура», единствен- ный предмет в школе, способный эффективно решать проблему оздоровления учащихся, – упорно отодвигается на «вторые роли». Сейчас важно создать условия для повышения статуса физической культуры в школе, что бы она перестала быть приложением к «основным» предме- там, а сама вошла в их ранг. В противном случае проблему сохранения и укрепления здоровья школьников решить не получиться.

Хотелось бы, что бы каждый помнил слова, сказанные Сократом много лет назад: «Здо- ровье – не всё, но всё без здоровья – ничто».



ЛИТЕРАТУРА
  1. Дорошенко, А.С. Образовательный урок / А.С. Дорошенко, К.Ю. Шуров // Физическая культура в школе. – 2005. – № 5. – С. 38.

  2. https://studfiles.net/preview/2835854/page:63/



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!