СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Актуальные вопросы о потребностях к физкультурно-спортивной деятельности младших школьников.

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальные вопросы о потребностях к физкультурно-спортивной деятельности младших школьников.

В статье представлены результаты экспериментальной работы по физическому воспитанию детей младшего школьного возраста.

Ключевые слова: физическое воспитание необходимая потребность сферы, ценностная ориентация учащихся младших классов.

Просмотр содержимого документа
«Актуальные вопросы о потребностях к физкультурно-спортивной деятельности младших школьников.»

Актуальные вопросы о потребностях к физкультурно-спортивной деятельности младших школьников

Магомедханова А.А.

учитель физической культуры

МБОУ Гимназия №38 г. Махачкала

Аннотация

В статье представлены результаты экспериментальной работы по физическому воспитанию детей младшего школьного возраста.

Ключевые слова: физическое воспитание необходимая потребность сферы, ценностная ориентация учащихся младших классов.

Анализ научно-методической и специальной литературы по проблемам физического воспитания учащихся младших классов общеобразовательных школ свидетельствует о наличии большого количества государственных и авторских программ, регламентирующих данный процесс. Вместе с тем для абсолютного большинства изученных нами программ характерен ряд серьезных недостатков в значительной мере, по нашему мнению, снижающих результативность педагогических воздействий, к основным из которых относятся:

- обобщенное изложение проективных установок, нивелирующее специфические особенности и идеологические оттенки этих документов;

- недостаточная их аргументированность с позиции учета половозрастных и индивидуальных особенностей младших школьников;

- ограниченность педагогических воздействий рамками учебного года без учета возможностей и, самое главное, необходимости использования поддерживающих физическое состояние детей дополнительных программ в летний каникулярный период;

- отсутствие в доступных программах важнейшего процессуального блока, регламентирующего технологические аспекты процесса физического воспитания детей 7-10 лет, что без сомнения снижает не столько их методический, сколько методологический уровень;

- недостаточная обоснованность контрольно-нормативной базы данных документов, по крайней мере, по двум важнейшим позициям;

- соответствие предлагаемых критериев освоение программ требованиям математической теории тестирования состояния человека;

- учета в ходе оценки достижений школьников в процессе физического воспитания давно обоснованной зависимости между результатами тестирования и уровня физического развития детей.

Вышеизложенные недостатки были учтены при разработке экспериментальных программ физического воспитания детей 9-10 лет на их мотивационно-потребностную сферу в физкультурно-спортивной деятельности.

Уровень мотивированности детей к различным видам учебно-воспитательной деятельности определялся по результатам ранжирования. Для этого цифра “1” ставилась ребенком против того предмета, который он считал наиболее важным и привлекательным. Соответственно далее цифру “2”,”3” и т.д. проставлялись по убыванию значимости, по мнению детей предмета.

Анализ динамики среднезвешенных величин ранговых номеров производился только по предмету “физическая культура”

(Таблица 1). Полученные результаты по остальным учебным занятиям не рассматривались, так как это не входило в задачи исследования.



Таблица 1.

Средневзвешенные величины ранговых номеров сформированности мотивов и потребностей детей 9 лет к различным учебным занятиям

п/п

Мотивы

Пол

До эксперимента

После эксперимента

Контрольн.

группа

(п; м=24,

д - 31)

Эксперимен.

группа

(п; м=27,

д - 29)

Контрольн.

группа

(п; м=26,

д - 30)

Эксперимен.

группа

(п; м= 26,

д - 29)




Ri

место

Ri

место

Ri

место

Ri

место

1.

Физическая

культура

М

4,15

4

4,72

4

4,07

4

2,73

2

Д

5,74

5

5,94

6

5,62

5

2,34

2


2.

Труд

М

5,63

6

5,43

6

5,98

6

5,91

6

Д

3,42

2

3,38

1

3,37

2

1,84

1


3.


ОБЖ

М

7,72

9

7,38

9

7,24

8

6,72

8

Д

7,21

9

6,22

8

7,52

9

6,24

7


4.


ИЗО

М

6,42

7

6,24

7

6,42

7

6,19

7

Д

6,53

8

5,97

7

6,77

7

6,44

8


5.


Музыка

М

5,19

5

5,38

5

4,48

5

5,21

5

Д

6,34

7

6,49

9

7,21

8

7,24

9


6.


Русский язык

М

7,29

8

6,57

8

7,63

9

7,32

9

Д

2,94

1

4,76

3

2,51

1

4,13

4


7.


Чтение

М

2,03

1

3,96

2

3,20

2

2,17

1

Д

5,22

4

4,17

2

5,48

4

5,42

5


8.


Естествознание

М

2,81

2

2,94

1

2,42

1

4,31

4

Д

5,93

6

5,27

5

6,24

6

6,04

6


9.


Математика

М

3,62

3

4,42

3

3,51

3

3,64

3

Д

4,13

3

5,08

4

3,82

3

3,50

3



Установлено, что если до эксперимента у мальчиков и девочек контрольной группы занятия физической культурой ставились соответственно на 4 и 5 место по значимости (Ri= 4,15 и 5,74), то после эксперимента привлекательность занятий физическими упражнениями для детей данной группы существенно не изменилась и осталась на тех же местах с незначительным понижением значений средневзвешенных величин ранговых номеров (мальчики: Ri = 4,07; девочки : Ri = 5,62).

После эксперимента показатели предпочтительности, а, следовательно, и привлекательности занятий по физической культуре у детей экспериментальной группы значительно увеличились.

Симптоматично, что учащиеся данной группы в значительной мере изменили своё отношение к физкультурным занятиям, переведя их по своим оценкам с четвертого (мальчики: Ri = 4,72) и шестого ( девочки: Ri=5,94) на второе ( соответственно

Ri =2,73 и 2,34) место.

Социологические исследования, проведенные в ходе педагогического эксперимента, позволили выявить динамику мотивов к занятиям физической культурой детей 9-10 лет контрольной и экспериментальной групп.

Установлено, что до эксперимента у учащихся обеих групп, как у мальчиков, так и у девочек, мотивы характеризующие удовлетворение самим процессом физкультурных занятий являются ведущими (таблица 2).



Таблица 2.

Динамика мотивов детей 9-10 лет к занятиям физической культурой в течение педагогического эксперимента.

п/п

Мотивы

Пол

До эксперимента

После эксперимента

Контрольн.

группа

(п; м=24,

д - 3127

Эксперимен.

группа

(п; м=26,

д - 29)

Контрольн.

группа

(п; м=24,

д - 27)

Эксперимен.

группа

(п; м= 26,

д - 29)




n

%

n

%

n

%

n

%

1.

Люблю,

нравится

М

7

29,2

7

26,9

7

29,2

3

11,5

Д

9

33,3

10

34,5

10

37,0

4

13,3


2.

Интересно, весело

М

7

29,1

9

34,6

7

29,2

4

15,4

Д

9

33,3

10

34,5

9

33,3

5

17,1


3.

Хочу стать силь-

ным, ловким

М

4

16,7

4

15,4

4

16,7

5

19,3

Д

2

7,4

3

10,3

1

3,7

3

10,3


4.

Для укрепления

здоровья

М

3

12,5

4

15,4

2

8,3

8

30,8

Д

2

7,4

4

13,8

3

11,2

10

34,5


5.

Можно пообщаться со сверстниками

М

2

8,3

1

3,8

2

8,3

1

3,8

Д

3

11,2

1

3,5

2

7,4

2

7,0


6.

Хочу научиться

плавать

М

1

4,3

1

3,8

2

8,3

1

3,8

Д

1

3,7

1

3,4

2

7,4

-

-


7.

По примеру роди-

телей, требованию

М

-

-

-

-

-

-

-

-

Д

1

3,7

-

-

-

-

-

-


8.

Укреплять волю,

характер

М

-

-

-

-

-

-

2

7,7

Д

-

-

-

-

-

-

-

-


9.

Расширять знания

М

-

-

-

-

-

-

2

7,7

Д

-

-

-

-

-

-

3

10,3


10

Развивать эстети-

ческие качества

М

-

-

-

-

-

-

-

-

Д

-

-

-

-

-

-

2

7,0


Так мотиву «люблю, нравится» отдали предпочтение в среднем 31,2% опрошенных детей контрольной группы и 30,7% экспериментальной. Для 31,2% детей контрольной и 34,6% экспериментальной групп является ведущим мотив: « интересно, весело».

У детей экспериментальной группы наблюдается ценностная переориентация в потребностях физкультурными занятиями. Приоритетным для учащихся обеих полов данной группы становится мотив « для укрепления здоровья», характеризующий перспективы процесса физкультурной деятельности (мальчики – 30,8%, девочки – 34,5%). Более того, начинают появляться, что не наблюдается у детей контрольной группы, более значимые мотивы к занятиям физическими упражнениями, такие как «укреплять характер, волю (мальчики – 7,7%), расширяет знания» (мальчики – 7,7%, девочки – 10,3%), « развивает эстетические качества (девочки – 7,0%).

Таким образом, экспериментальная программа физического воспитания и разработанная система педагогического контроля физической подготовленности младших школьников как основа учета контрольного блока играют позитивную роль в формировании позитивной мотивации к занятиям физическими упражнениями. При этом установлено:

- существенное повышение, по оценке учащихся, чувства удовлетворения от самого процесса физического воспитания;

- усиление интереса детей к улучшению своего физического состояния в связи с применением перцентильных шкал, учитывающих особенности физического развития учащихся;

- тенденция к изменению структуры мотивационно-потребностной сферы детей 9-10 лет в контексте выдвижения на передовые позиции по мере взросления школьников мотивов более высокого, социального порядка.

Литература.

1) Баландин В.А. Развитие познавательных процессов детей 6-10 лет средствами физического воспитания //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка – 2000- №1- с.24-40//.

2) Костюков В.В. и др. Эволюция мотивов и потребностей людей 4-8 лет в занятиях спортивными и подвижными играми // Теория и практика физической культуры – 1994 - №7-с.2//.

3) Чернышенко Ю.К.,Баландин В.А. Возрастная динамика мотивов и потребностей детей 6-10 лет в различных видах физкультурно-спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры – 2004 - №8 – с.45//.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!