Пояснительная записка
к адаптированной рабочей программе основного общего образования по курсу «Биология» 5 класс
Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования адресована обучающимся с ЗПР.
В программе сохранено основное содержание общеобразовательной школы, но учитываются индивидуальные особенности учащегося с ЗПР и специфика усвоения им учебного материала.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:
Рабочая программа для 5 класса по биологии составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО на основе:
· Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012г. №273-Ф3;
· Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
· Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы
основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития;
· Санитарно-эпидемиологических правил и нормативах СанПиН 2.4.2.3286-15, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015г. №26;
· Учебного плана
филиал МБОУ «Первомайская СОШ» в с. Хобот-Богоявленское на 2023-2024 учебный год.
Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебнике по биологии для 5 класса по новым ФГОСАМ линии учебно-методических комплектов «Линия жизни» под редакцией профессора В. В. Пасечника.
Рабочая программа по биологии построена на основе:
• фундаментального ядра содержания общего образования;
• требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования;
• примерной программы основного общего образования по биологии как инвариантной (обязательной) части учебного
курса;
• программы развития и формирования универсальных учебных действий;
• программы духовно-нравственного развития и воспитания личности.
Рабочая программа составлена на основе программы основного общего образовании по биологии VI-IIIX кл. В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Г.Г. Швецов – М.: Просвещение, 2014г. На изучение биологии в 5 классе отводится 34 часа из расчета 2 часа в неделю, что соответствует программе В.В. Пасечника.
В связи с тем, что в основе курса лежит концентрический принцип построения обучения, основными целями изучения биологии в 5 классе лежит углубление и расширение знаний в области:
1. Освоения знаний о многообразии живой природе и присущих ей закономерностях.
2. Овладения умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками.
3. Воспитания позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе.
4. Использования приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за животными, соблюдение правил поведения в окружающей среде.
Цели:
- освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей, методах познания человека;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации.
Задачи:
- воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Результаты изучения курса «Биология» в 5 классе полностью соответствуют стандарту. Требования к уровню подготовки учащихся направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рабочая программа для 5 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках рассматривается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрывается предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов человека, вводятся сведения о нервной и гуморальной регуляции деятельности организма человека, их связи, об обмене веществ, об анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматривается индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.
Планируемые результаты освоения программы
курса «Биология» в 5 классе.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования отражают:
1) формирование ответственного отношения к учению;
2) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
4) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
5) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
6) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
7) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
8) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
9) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования отражают знания и понимания:
1) признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом;
2) сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, наследственности и изменчивости, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости;
3) особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь:
4) объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
5) изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
6) распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;
7) сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов) и делать выводы на основе сравнения;
8) анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека;
9) проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника заданную информацию; в биологических словарях и справочниках — значение биологических терминов; в различных источниках — необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
10) использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
11) соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, а также травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
12) оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
13) рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
14) проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования отражают:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
3) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
4) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
5) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Основными задачами коррекционно-развивающего обучения являются:
- активизация познавательной деятельности учащихся;
- повышения уровня их умственного развития;
- коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития;
- социально-трудовая адаптация.
Среди коррекционных задач особо выделяются и следующие:
- развивать познавательную активность детей (достигается реализацией принципа доступности учебного материала, обеспечением "эффекта новизны" при решении учебных задач);
- развивать общеинтеллектуальные умения приема анализа, сравнения, обобщения, навыки группировки и классификации;
- осуществлять нормализацию учебной деятельности, воспитывать навыки самоконтроля, самооценки;
- осуществлять психокоррекцию поведения ребенка;
- проводить социальную профилактику, формировать навыки общения, правильного поведения.
Особенности использования педагогических технологий:
Психологические особенности школьников классов с задержкой психического развития:
- замедленный темп формирования обобщенных знаний;
- интеллектуальная пассивность детей;
- повышенная утомляемость в процессе интеллектуальной деятельности.
С учетом этих особенностей в школе намечены пути обучения:
- обучение в несколько замедленном темпе (особенно на начальном этапе изучение нового материала);
- обучение с более широкой наглядной и словесной конкретизацией общих положений;
- обучение с большим количеством упражнений, выполнение которых опирается на прямой показ приемов решения;
- постепенное сокращение помощи со стороны;
- постепенное повышение трудности заданий;
- постоянное внимание мотивационно-занимательной стороне обучения, стимулирующей развитие познавательных интересов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Всего | Контрольные работы | Практические работы |
1 | Биология — наука о живой природе | 4 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413368 |
2 | Методы изучения живой природы | 4 | | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413368 |
3 | Организмы — тела живой природы | 10 | | 1.5 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413368 |
4 | Организмы и среда обитания | 6 | | 0.5 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413368 |
5 | Природные сообщества | 6 | | 0.5 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413368 |
6 | Живая природа и человек | 3 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413368 |
7 | Резервное время | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413368 |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 0 | 3.5 | |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Электронные цифровые образовательные ресурсы |
Всего | Контрольные работы | Практические работы |
1 | Живая и неживая природа. Признаки живого | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863cca60 |
2 | Биология - система наук о живой природе | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ccc0e |
3 | Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности современного человека | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ccc0e |
4 | Источники биологических знаний | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ccf56 |
5 | Научные методы изучения живой природы | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863cd0c8 |
6 | Методы изучения живой природы: измерение | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863cd9ce |
7 | Методы изучения живой природы: наблюдение и эксперимент. Лабораторная работа. «Изучение лабораторного оборудования: термометры, весы, чашки Петри, пробирки, мензурки. Правила работы с оборудованием в школьном кабинете. Ознакомление с устройством лупы, светового микроскопа, правила работы с ними» | 1 | | 0.5 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863cd65e |
8 | Методы изучения живой природы: описание. Практическая работа «Ознакомление с растительными и животными клетками: томата и арбуза (натуральные препараты), инфузории туфельки и гидры (готовые микропрепараты) с помощью лупы и светового микроскопа» | 1 | | 0.5 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863cd866 |
9 | Понятие об организме | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863cdb36 |
10 | Увеличительные приборы для исследований | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863cd3de |
11 | Цитология – наука о клетке. Лабораторная работа «Изучение клеток кожицы чешуи лука под лупой и микроскопом (на примере самостоятельно приготовленного микропрепарата)» | 1 | | 0.5 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863cddde |
12 | Жизнедеятельность организмов | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ce568 |
13 | Свойства живых организмов. Лабораторная работа «Наблюдение за потреблением воды растением» | 1 | | 0.5 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ce73e |
14 | Разнообразие организмов и их классификация. Практическая работа «Ознакомление с принципами систематики организмов» | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ce8ec |
15 | Многообразие и значение растений | 1 | | | | |
16 | Многообразие и значение животных | 1 | | | | |
17 | Многообразие и значение грибов | 1 | | | | |
18 | Бактерии и вирусы как форма жизни | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ce8ec |
19 | Среды обитания организмов | 1 | | | | |
20 | Водная среда обитания организмов | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863cea68 |
21 | Наземно-воздушная среда обитания организмов | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863cec3e |
22 | Почвенная среда обитания организмов. Практическая работа «Выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах)» | 1 | | 0.5 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863cedba |
23 | Организмы как среда обитания | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863cf684 |
24 | Сезонные изменения в жизни организмов | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863cf508 |
25 | Понятие о природном сообществе. | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863cf684 |
26 | Взаимосвязи организмов в природных сообществах | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863cf684 |
27 | Пищевые связи в природных сообществах | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863cf7e2 |
28 | Разнообразие природных сообществ | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863cfb20 |
29 | Искусственные сообщества, их отличие от природных сообществ Лабораторная работа «Изучение искусственных сообществ и их обитателей (на примере аквариума и др.)» | 1 | | 0.5 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863cfd3c |
30 | Природные зоны Земли, их обитатели | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863cfeea |
31 | Влияние человека на живую природу | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863d0340 |
32 | Глобальные экологические проблемы | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863d0340 |
33 | Пути сохранения биологического разнообразия | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863d064c |
34 | Резервный урок. Обобщение знаний по материалу, изученному в 5 классе | 1 | | | | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 0 | 3 | |