СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Актулизация познавательной деятельности на уроках биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Актулизация познавательной деятельности на уроках биологии»


Пояснительная записка

к адаптированной рабочей программе основного общего образования по курсу «Биология» 5 класс

Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования адресована обучающимся с ЗПР.

В программе сохранено основное содержание общеобразовательной школы, но учитываются индивидуальные особенности учащегося с ЗПР и специфика усвоения им учебного материала.

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:

Рабочая программа для 5 класса по биологии составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО на основе:

· Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от

29.12.2012г. №273-Ф3;

· Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от

17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

· Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы

основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития;

· Санитарно-эпидемиологических правил и нормативах СанПиН 2.4.2.3286-15, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015г. №26;

· Учебного плана

филиал МБОУ «Первомайская СОШ» в с. Хобот-Богоявленское на 2023-2024 учебный год.


Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебнике по биологии для 5 класса по новым ФГОСАМ линии учебно-методических комплектов «Линия жизни» под редакцией профессора В. В. Пасечника.

Рабочая программа по биологии построена на основе:

• фундаментального ядра содержания общего образования;

• требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования,

представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования;

• примерной программы основного общего образования по биологии как инвариантной (обязательной) части учебного

курса;

• программы развития и формирования универсальных учебных действий;

• программы духовно-нравственного развития и воспитания личности.


Рабочая программа составлена на основе программы основного общего образовании по биологии VI-IIIX кл. В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Г.Г. Швецов – М.: Просвещение, 2014г. На изучение биологии в 5 классе отводится 34 часа из расчета 2 часа в неделю, что соответствует программе В.В. Пасечника.

В связи с тем, что в основе курса лежит концентрический принцип построения обучения, основными целями изучения биологии в 5 классе лежит углубление и расширение знаний в области:

1. Освоения знаний о многообразии живой природе и присущих ей закономерностях.

2. Овладения умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками.

3. Воспитания позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе.

4. Использования приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за животными, соблюдение правил поведения в окружающей среде.

Цели:

- освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей, методах познания человека;

- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации.

Задачи:

- воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Результаты изучения курса «Биология» в 5 классе полностью соответствуют стандарту. Требования к уровню подготовки учащихся направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рабочая программа для 5 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках рассматривается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрывается предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов человека, вводятся сведения о нервной и гуморальной регуляции деятельности организма человека, их связи, об обмене веществ, об анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматривается индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.

Планируемые результаты освоения программы

курса «Биология» в 5 классе.


Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования отражают:

1) формирование ответственного отношения к учению;

2) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;

4) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

5) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

6) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

7) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

8) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

9) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;


Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования отражают знания и понимания:

1) признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом;

2) сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, наследственности и изменчивости, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости;

3) особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь:

4) объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

5) изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

6) распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;

7) сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов) и делать выводы на основе сравнения;

8) анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека;

9) проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника заданную информацию; в биологических словарях и справочниках — значение биологических терминов; в различных источниках — необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

10) использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

11) соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, а также травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

12) оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

13) рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

14) проведения наблюдений за состоянием собственного организма.


Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования отражают:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

3) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

4) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

5) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Основными задачами коррекционно-развивающего обучения являются:

- активизация познавательной деятельности учащихся;

- повышения уровня их умственного развития;

- коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития;

- социально-трудовая адаптация.

Среди коррекционных задач особо выделяются и следующие:

- развивать познавательную активность детей (достигается реализацией принципа доступности учебного материала, обеспечением "эффекта новизны" при решении учебных задач);

- развивать общеинтеллектуальные умения приема анализа, сравнения, обобщения, навыки группировки и классификации;

- осуществлять нормализацию учебной деятельности, воспитывать навыки самоконтроля, самооценки;

- осуществлять психокоррекцию поведения ребенка;

- проводить социальную профилактику, формировать навыки общения, правильного поведения.

Особенности использования педагогических технологий:

Психологические особенности школьников классов с задержкой психического развития:

- замедленный темп формирования обобщенных знаний;

- интеллектуальная пассивность детей;

- повышенная утомляемость в процессе интеллектуальной деятельности.

С учетом этих особенностей в школе намечены пути обучения:

- обучение в несколько замедленном темпе (особенно на начальном этапе изучение нового материала);

- обучение с более широкой наглядной и словесной конкретизацией общих положений;

- обучение с большим количеством упражнений, выполнение которых опирается на прямой показ приемов решения;

- постепенное сокращение помощи со стороны;

- постепенное повышение трудности заданий;

- постоянное внимание мотивационно-занимательной стороне обучения, стимулирующей развитие познавательных интересов.










ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 КЛАСС

п/п


Наименование разделов и тем программы


Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы


Всего


Контрольные работы


Практические работы


1

Биология — наука о живой природе

4



Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413368

2

Методы изучения живой природы

4


1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413368

3

Организмы — тела живой природы

10


1.5

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413368

4

Организмы и среда обитания

6


0.5

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413368

5

Природные сообщества

6


0.5

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413368

6

Живая природа и человек

3



Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413368

7

Резервное время

1



Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413368

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

0

3.5








ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 КЛАСС

п/п


Тема урока


Количество часов

Дата изучения


Электронные цифровые образовательные ресурсы


Всего


Контрольные работы


Практические работы


1

Живая и неживая природа. Признаки живого

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863cca60

2

Биология - система наук о живой природе

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ccc0e

3

Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности современного человека

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ccc0e

4

Источники биологических знаний

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ccf56

5

Научные методы изучения живой природы

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863cd0c8

6

Методы изучения живой природы: измерение

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863cd9ce

7

Методы изучения живой природы: наблюдение и эксперимент. Лабораторная работа. «Изучение лабораторного оборудования: термометры, весы, чашки Петри, пробирки, мензурки. Правила работы с оборудованием в школьном кабинете. Ознакомление с устройством лупы, светового микроскопа, правила работы с ними»

1


0.5


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863cd65e

8

Методы изучения живой природы: описание. Практическая работа «Ознакомление с растительными и животными клетками: томата и арбуза (натуральные препараты), инфузории туфельки и гидры (готовые микропрепараты) с помощью лупы и светового микроскопа»

1


0.5


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863cd866

9

Понятие об организме

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863cdb36

10

Увеличительные приборы для исследований

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863cd3de

11

Цитология – наука о клетке. Лабораторная работа «Изучение клеток кожицы чешуи лука под лупой и микроскопом (на примере самостоятельно приготовленного микропрепарата)»

1


0.5


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863cddde

12

Жизнедеятельность организмов

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ce568

13

Свойства живых организмов. Лабораторная работа «Наблюдение за потреблением воды растением»

1


0.5


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ce73e

14

Разнообразие организмов и их классификация. Практическая работа «Ознакомление с принципами систематики организмов»

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ce8ec

15

Многообразие и значение растений

1





16

Многообразие и значение животных

1





17

Многообразие и значение грибов

1





18

Бактерии и вирусы как форма жизни

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ce8ec

19

Среды обитания организмов

1





20

Водная среда обитания организмов

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863cea68

21

Наземно-воздушная среда обитания организмов

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863cec3e

22

Почвенная среда обитания организмов. Практическая работа «Выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах)»

1


0.5


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863cedba

23

Организмы как среда обитания

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863cf684

24

Сезонные изменения в жизни организмов

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863cf508

25

Понятие о природном сообществе.

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863cf684

26

Взаимосвязи организмов в природных сообществах

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863cf684

27

Пищевые связи в природных сообществах

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863cf7e2

28

Разнообразие природных сообществ

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863cfb20

29

Искусственные сообщества, их отличие от природных сообществ Лабораторная работа «Изучение искусственных сообществ и их обитателей (на примере аквариума и др.)»

1


0.5


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863cfd3c

30

Природные зоны Земли, их обитатели

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863cfeea

31

Влияние человека на живую природу

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863d0340

32

Глобальные экологические проблемы

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863d0340

33

Пути сохранения биологического разнообразия

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863d064c

34

Резервный урок. Обобщение знаний по материалу, изученному в 5 классе

1





ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

0

3







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!