СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Александр Александрович Блок (1880-1921). Личность и творчество.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Александр Александрович Блок (1880-1921). Личность и творчество.»

  Александр Александрович Блок  (1880-1921)  Личность и творчество

Александр Александрович Блок (1880-1921) Личность и творчество

В моей душе больной и молчаливой Сложилась песня чудная одна, Она не блещет музыкой красивой, Она туманна, сумрачна, бледна. В ней нет напева, звук ее нестройный Не может смертный голос передать, Она полна печали беспокойной… Ее начало трудно рассказать…  Она одна сложилась из созвучий Туманной юности и страждущей любви, Ее напев чарующий, певучий Зажег огни в бледнеющей крови. И счастлив и несчастен бесконечно Тот смертный, чью она волнует кровь, Он вечно страждет, радуется вечно, Как человек, как гений, как любовь!.. 20 августа 1898. Шахматово

В моей душе больной и молчаливой

Сложилась песня чудная одна,

Она не блещет музыкой красивой,

Она туманна, сумрачна, бледна.

В ней нет напева, звук ее нестройный

Не может смертный голос передать,

Она полна печали беспокойной…

Ее начало трудно рассказать…

Она одна сложилась из созвучий

Туманной юности и страждущей любви,

Ее напев чарующий, певучий

Зажег огни в бледнеющей крови.

И счастлив и несчастен бесконечно

Тот смертный, чью она волнует кровь,

Он вечно страждет, радуется вечно,

Как человек, как гений, как любовь!..

20 августа 1898. Шахматово

Крупнейший поэт-символист, сам ставший символом

Крупнейший поэт-символист, сам ставший символом "Серебряного века" русской литературы. В его поэзии всё органично и едино: любовь и одиночество, ожидание «Прекрасной Дамы", которой он посвятил сотни стихотворений, сходятся с тревожными ощущениями дореволюционной России, мистическими предчувствиями, страхами и надеждами.

Александр Блок родился 16 ноября (28 ноября) 1880г. в Петербурге в дворянской профессорской семье. Его отец, Александр Львович, вел свой род от врача Иоганна фон Блока, приехавшего в Россию в середине XVIII века из Мекленбурга, и был юристом, профессором Варшавского университета по кафедре государственного права. Родители А. Блока расстались вскоре после рождения сына из-за тяжёлого характера отца Блока.

Александр Блок родился 16 ноября (28 ноября) 1880г. в Петербурге в дворянской профессорской семье. Его отец, Александр Львович, вел свой род от врача Иоганна фон Блока, приехавшего в Россию в середине XVIII века из Мекленбурга, и был юристом, профессором Варшавского университета по кафедре государственного права. Родители А. Блока расстались вскоре после рождения сына из-за тяжёлого характера отца Блока.

Мать будущего поэта, Александра Андреевна, литератор, переводчица, дочь Андрея Николаевича Бекетова, известного ученого-ботаника, общественного деятеля, ректора Санкт-Петербургского университета. В семье Бекетовых многие занимались литературным трудом. Дед Блока был автором не только солидных трудов, но и многих научно-популярных очерков. Бабушка, Елизавета Григорьевна, всю жизнь занималась переводами научных и художественных произведений. «Список ее трудов громаден», – вспоминал позднее внук. Литературной работой систематически занимались и ее дочери – мать Блока и его тетки.

Мать будущего поэта, Александра Андреевна, литератор, переводчица, дочь Андрея Николаевича Бекетова, известного ученого-ботаника, общественного деятеля, ректора Санкт-Петербургского университета. В семье Бекетовых многие занимались литературным трудом. Дед Блока был автором не только солидных трудов, но и многих научно-популярных очерков. Бабушка, Елизавета Григорьевна, всю жизнь занималась переводами научных и художественных произведений. «Список ее трудов громаден», – вспоминал позднее внук. Литературной работой систематически занимались и ее дочери – мать Блока и его тетки.

Лето Блок проводил в подмосковной усадьбе Шахматово. «Уголок рая» в Подмосковье А.Н.Бекетов купил в 1874 году по совету друга, известного химика Д. И. Менделеева. Тот жил в соседнем имении Боблово. Мать Александра Блока впервые привезла сына в Шахматово, когда ему было всего шесть месяцев. А.Блок не раз упоминал в своих стихах и дом, и здешние пейзажи: Огромный тополь серебристый Склонял над домом свой шатер, Стеной шиповника душистой Встречал въезжающего двор. 20 августа 1898. Шахматово

Лето Блок проводил в подмосковной усадьбе Шахматово. «Уголок рая» в Подмосковье А.Н.Бекетов купил в 1874 году по совету друга, известного химика Д. И. Менделеева. Тот жил в соседнем имении Боблово. Мать Александра Блока впервые привезла сына в Шахматово, когда ему было всего шесть месяцев. А.Блок не раз упоминал в своих стихах и дом, и здешние пейзажи:

Огромный тополь серебристый

Склонял над домом свой шатер,

Стеной шиповника душистой

Встречал въезжающего двор.

20 августа 1898. Шахматово

В юности Александр Блок мечтал стать актером, занимался декламацией, участвовал в любительских спектаклях. 1 августа 1898 года, будучи в гостях в соседнем имении Менделеевых Боблово, где и познакомился со своей будущей женой, дочерью великого русского химика Д. И. Менделеева, Любовью Дмитриевной, играл в сценах из трагедии Шекспира «Гамлет». Роль Гамлета исполнял Блок, роль Офелии – Любовь Менделеева. Так начиналась история любви.

В юности Александр Блок мечтал стать актером, занимался декламацией, участвовал в любительских спектаклях. 1 августа 1898 года, будучи в гостях в соседнем имении Менделеевых Боблово, где и познакомился со своей будущей женой, дочерью великого русского химика Д. И. Менделеева, Любовью Дмитриевной, играл в сценах из трагедии Шекспира «Гамлет». Роль Гамлета исполнял Блок, роль Офелии – Любовь Менделеева. Так начиналась история любви.

Л.Д.Менделеева стала его поэтической Музой - Прекрасной Дамой, которую поэт воспел в стихах. 29 января 1902 года Блок пишет ей: «...Моя жизнь… немыслима без исходящего от Вас ко мне некоторого непознанного, а только еще смутно ощущаемого мной Духа». В стихах адресат поэзии Блока - Офелия, Прекрасная Дама, Владычица Вселенной, «Дева, Заря, Купина». Такая же она и в письмах: «Ты — мое солнце, мое небо, мое Блаженство. Я не могу без Тебя жить ни здесь, ни там. Ты Первая моя Тайна и Последняя Моя Надежда. Моя жизнь вся без изъятий принадлежит Тебе с начала и до конца».

Л.Д.Менделеева стала его поэтической Музой - Прекрасной Дамой, которую поэт воспел в стихах. 29 января 1902 года Блок пишет ей: «...Моя жизнь… немыслима без исходящего от Вас ко мне некоторого непознанного, а только еще смутно ощущаемого мной Духа». В стихах адресат поэзии Блока - Офелия, Прекрасная Дама, Владычица Вселенной, «Дева, Заря, Купина». Такая же она и в письмах: «Ты — мое солнце, мое небо, мое Блаженство. Я не могу без Тебя жить ни здесь, ни там. Ты Первая моя Тайна и Последняя Моя Надежда. Моя жизнь вся без изъятий принадлежит Тебе с начала и до конца».

В1898 году А.Блок стал студентом юридического факультета Петербургского университета. В 1901 году он начинает учиться на славяно-русском отделении историко-филологического факультета Петербургского университета. Блок пишет стихи, которые позже войдут в сборник «Стихи o Прекрасной даме». В 1903 г. в книге «Северные цветы. Третий альманах книгоиздательства «Скорпион» опубликован цикл из 10 стихотворений «Стихи о Прекрасной Даме». Так состоялся литературный дебют Блока. В 1904 г. книга вышла отдельным изданием.

В1898 году А.Блок стал студентом юридического факультета Петербургского университета. В 1901 году он начинает учиться на славяно-русском отделении историко-филологического факультета Петербургского университета. Блок пишет стихи, которые позже войдут в сборник «Стихи o Прекрасной даме». В 1903 г. в книге «Северные цветы. Третий альманах книгоиздательства «Скорпион» опубликован цикл из 10 стихотворений «Стихи о Прекрасной Даме». Так состоялся литературный дебют Блока. В 1904 г. книга вышла отдельным изданием.

В 1906 г. Блок заканчивает Санкт-Петербургский университет и предлагает московскому издательству «Скорпион» вторую книгу стихов. В этом же году он начинает работу над первой пьесой «Балаганчик», по которой был поставлен спектакль в театре В. Комиссаржевской. Премьера состоялась 30 декабря 1906г. В 1906 году под впечатлением от знакомства с актрисой театра Комиссаржевской Натальей Волоховой Блок пишет цикл стихотворений «Снежная Маска».

В 1906 г. Блок заканчивает Санкт-Петербургский университет и предлагает московскому издательству «Скорпион» вторую книгу стихов. В этом же году он начинает работу над первой пьесой «Балаганчик», по которой был поставлен спектакль в театре В. Комиссаржевской. Премьера состоялась 30 декабря 1906г. В 1906 году под впечатлением от знакомства с актрисой театра Комиссаржевской Натальей Волоховой Блок пишет цикл стихотворений «Снежная Маска».

Стихотворение «Незнакомка» (1906) — один из шедевров русской лирики. Оно родилось из скитаний по петербургским пригородам, из впечатлений поездки в дачный поселок Озерки. Многое в стихотворении прямо перенесено отсюда: скрип уключин, женский визг, ресторан, пыль переулков, шлагбаумы — скука, пошлость мира сего. Блок объяснял, где он видел Незнакомку — на картинах Врубеля: «Передо мной возникло, наконец, то, что я (лично) называю «Незнакомкой»: синий призрак, земное чудо... Незнакомка — это вовсе не просто дама в черном платье со страусовыми перьями на шляпе. Это — дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового».

Стихотворение «Незнакомка» (1906) — один из шедевров русской лирики. Оно родилось из скитаний по петербургским пригородам, из впечатлений поездки в дачный поселок Озерки. Многое в стихотворении прямо перенесено отсюда: скрип уключин, женский визг, ресторан, пыль переулков, шлагбаумы — скука, пошлость мира сего.

Блок объяснял, где он видел Незнакомку — на картинах Врубеля: «Передо мной возникло, наконец, то, что я (лично) называю «Незнакомкой»: синий призрак, земное чудо... Незнакомка — это вовсе не просто дама в черном платье со страусовыми перьями на шляпе. Это — дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового».

Летом 1908 года в родовом имении Шахматове написан цикл стихотворений «На поле Куликовом». Поэт видит весь исторический путь страны — от «поля Куликова» до современных ему событий. Лирический герой — и древний русич-воин, и современник поэта. Единство времени, пространства, переживаний передано рядом символов, вписанных в динамичный пейзаж, полный тревоги, энергии и внутренней силы: И вечный бой! Покой нам только снится Сквозь кровь и пыль... Летит, летит степная кобылица И мнет ковыль... И нет конца! Мелькают версты, кручи... Останови! Идут, идут испуганные тучи, Закат в крови! Закат в крови! Из сердца кровь струится! Плачь, сердце, плачь... Покоя нет! Степная кобылица Несется вскачь! 7 июня 1908 Историческая судьба России-предмет размышления А.Блока. Мятежная Русь, летящая в грядущее,— вот образ, вдохновляющий Блока, помогающий ему оставаться бесстрашным, свободным, верящим в великое будущее России, в её высокое предназначение.

Летом 1908 года в родовом имении Шахматове написан цикл стихотворений «На поле Куликовом». Поэт видит весь исторический путь страны — от «поля Куликова» до современных ему событий. Лирический герой — и древний русич-воин, и современник поэта. Единство времени, пространства, переживаний передано рядом символов, вписанных в динамичный пейзаж, полный тревоги, энергии и внутренней силы:

И вечный бой! Покой нам только снится

Сквозь кровь и пыль...

Летит, летит степная кобылица

И мнет ковыль...

И нет конца! Мелькают версты, кручи...

Останови!

Идут, идут испуганные тучи,

Закат в крови!

Закат в крови! Из сердца кровь струится!

Плачь, сердце, плачь...

Покоя нет! Степная кобылица

Несется вскачь! 7 июня 1908

Историческая судьба России-предмет размышления А.Блока. Мятежная Русь, летящая в грядущее,— вот образ, вдохновляющий Блока, помогающий ему оставаться бесстрашным, свободным, верящим в великое будущее России, в её высокое предназначение.

В 1910 году в Обществе ревнителей художественного слова А.Блок выступает с программным докладом «О современном состоянии русского символизма». В журнал «Русская мысль» поэт отсылает цикл стихов «Страшный мир». Эти стихи стали символом «пробуждения» лирического героя, осознания им реальности страшного мира. Названия стихов этого цикла говорят сами за себя: «Песнь ада», «Пляски смерти», «Унижение».

В 1910 году в Обществе ревнителей художественного слова А.Блок выступает с программным докладом «О современном состоянии русского символизма». В журнал «Русская мысль» поэт отсылает цикл стихов «Страшный мир». Эти стихи стали символом «пробуждения» лирического героя, осознания им реальности страшного мира. Названия стихов этого цикла говорят сами за себя: «Песнь ада», «Пляски смерти», «Унижение».

В марте 1914 года Блок написал цикл «Кармен», состоящий из десяти стихотворений. Он посвящен певице Л.А. Дельмас, исполнявшей главную партию в одноименной опере Ж. Бизе: « В январе 1918 года я не менее слепо отдался стихии, чем в январе 1907 и в марте 1914 года ». Блок считал, что в палящем огне любви- страсти сгорает все мелкое, случайное, унизительное и грешное, что он обозначал понятием «черная кровь». Настоящая страсть безгрешна, ибо духовна. Любовь, в честь которой спет вдохновенный гимн в «Кармен», величава, человечна и проста.

В марте 1914 года Блок написал цикл «Кармен», состоящий из десяти стихотворений. Он посвящен певице Л.А. Дельмас, исполнявшей главную партию в одноименной опере Ж. Бизе: « В январе 1918 года я не менее слепо отдался стихии, чем в январе 1907 и в марте 1914 года ». Блок считал, что в палящем огне любви- страсти сгорает все мелкое, случайное, унизительное и грешное, что он обозначал понятием «черная кровь». Настоящая страсть безгрешна, ибо духовна. Любовь, в честь которой спет вдохновенный гимн в «Кармен», величава, человечна и проста.

«Соловьиный сад» (1915г.). Эта поэма о невозможности счастья в мире сурового долга и труда. Её герой, изнуренный тяжелой работой, мечтает об отдыхе, о покое, о волшебно-прекрасном прохладном саде, где звучит соловьиная трель – символ счастливой, безмятежной жизни. Но сквозь соловьиные трели слышится однообразный и беспокойный шум морского прибоя и жалобный крик осла, сопровождающего героя в его тяжёлой жизни.. И он бежит от счастья — к работе, к усталости, к долгу, потому что человек нe имeет пpaвa нa yeдинённoe cчacтьe пocpeди oгpoмнoгo миpa, гдe cтoлькo гopя и страданий. «В поэме «Соловьиный сад» подведен своеобразный итог размышлениям Блока о жизни и о самом себе».

«Соловьиный сад» (1915г.). Эта поэма о невозможности счастья в мире сурового долга и труда. Её герой, изнуренный тяжелой работой, мечтает об отдыхе, о покое, о волшебно-прекрасном прохладном саде, где звучит соловьиная трель – символ счастливой, безмятежной жизни. Но сквозь соловьиные трели слышится однообразный и беспокойный шум морского прибоя и жалобный крик осла, сопровождающего героя в его тяжёлой жизни.. И он бежит от счастья — к работе, к усталости, к долгу, потому что человек нe имeет пpaвa нa yeдинённoe cчacтьe пocpeди oгpoмнoгo миpa, гдe cтoлькo гopя и страданий. «В поэме «Соловьиный сад» подведен своеобразный итог размышлениям Блока о жизни и о самом себе».

Пoэма «Boзмeздиe» (1910-1921) была зaдyмaна пocлe пoeздки в 1909г. в Bapшaвy нa пoxopoны oтцa. Пoэмa aвтoбиoгpaфичнa и в тo жe вpeмя шиpoкa пo cвoим oбoбщeниям. B нeй пpocлeжeнa cyдьбa двopянcкoй ceмьи в cвязи c pyccкoй жизнью кoнцa XIX — нaчaлa XX в.(типизaция жизни oднoй ceмьи). Пoэма пoлна «peвoлюциoнныx пpeдчyвcтвий»: И отвращение от жизни, И к ней безумная любовь, И страсть и ненависть к отчизне... И черная, земная кровь Сулит нам, раздувая вены, Все разрушая рубежи, Неслыханные перемены, Невиданные мятежи...  Диaлeктичecкaя пpиpoдa миpa пpoявляeтcя в иcтopии кaк пocтoяннoe движeниe и «мyжecтвeнный» пoeдинoк личнocти и cpeды, человека и истории. Cтapaя кyльтypa cмeняeтcя нoвoй, нo жизнь ocтaeтcя, вceгдa пoдвижнaя и вeчнaя.

Пoэма «Boзмeздиe» (1910-1921) была зaдyмaна пocлe пoeздки в 1909г. в Bapшaвy нa пoxopoны oтцa. Пoэмa aвтoбиoгpaфичнa и в тo жe вpeмя шиpoкa пo cвoим oбoбщeниям. B нeй пpocлeжeнa cyдьбa двopянcкoй ceмьи в cвязи c pyccкoй жизнью кoнцa XIX — нaчaлa XX в.(типизaция жизни oднoй ceмьи). Пoэма пoлна «peвoлюциoнныx пpeдчyвcтвий»:

И отвращение от жизни,

И к ней безумная любовь,

И страсть и ненависть к отчизне...

И черная, земная кровь

Сулит нам, раздувая вены,

Все разрушая рубежи,

Неслыханные перемены,

Невиданные мятежи...

Диaлeктичecкaя пpиpoдa миpa пpoявляeтcя в иcтopии кaк пocтoяннoe движeниe и «мyжecтвeнный» пoeдинoк личнocти и cpeды, человека и истории. Cтapaя кyльтypa cмeняeтcя нoвoй, нo жизнь ocтaeтcя, вceгдa пoдвижнaя и вeчнaя.

В 1915г. выходит его книга «Стихи о России». Составляя третий том собрания своей лирики, Блок объединил в раздел «Родина» несколько стихотворений 1907— 1916 годов. Однако, как он сам говорил, все его произведения — о России. Эта тема для Блока не имеет границ: в это понятие входит все дорогое, кровное- то, что таится в глубине души. Родина — это и детские воспоминания о самом глубоком, изначальном — о тихой спальне, о склоненном лице няни; это и щемящая, сладко раздирающая душу нежность к родной, зовущей куда-то природе; это и мысль о горестной судьбе русского человека, в которой тоска серых будней переплетается с яркими, невозможными, никогда не сбывающимися мечтами,— о судьбе, так часто завершающейся нелепой гибелью, все равно от чего. И, наконец, о вечном движении, о вечной молодости России, нищей и прекрасной, смиренной и безудержной, о своей великой любви и вере: И невозможное возможно, Дорога долгая легка, Когда блеснет в дали дорожной Мгновенный взор из-под платка, Когда звенит тоской острожной Глухая песня ямщика!..

В 1915г. выходит его книга «Стихи о России». Составляя третий том собрания своей лирики, Блок объединил в раздел «Родина» несколько стихотворений 1907— 1916 годов. Однако, как он сам говорил, все его произведения — о России. Эта тема для Блока не имеет границ: в это понятие входит все дорогое, кровное- то, что таится в глубине души. Родина — это и детские воспоминания о самом глубоком, изначальном — о тихой спальне, о склоненном лице няни; это и щемящая, сладко раздирающая душу нежность к родной, зовущей куда-то природе; это и мысль о горестной судьбе русского человека, в которой тоска серых будней переплетается с яркими, невозможными, никогда не сбывающимися мечтами,— о судьбе, так часто завершающейся нелепой гибелью, все равно от чего. И, наконец, о вечном движении, о вечной молодости России, нищей и прекрасной, смиренной и безудержной, о своей великой любви и вере:

И невозможное возможно,

Дорога долгая легка,

Когда блеснет в дали дорожной

Мгновенный взор из-под платка,

Когда звенит тоской острожной

Глухая песня ямщика!..

«Мы и не подозревали, читая в каталогах об этой маленькой книжке« военных

«Мы и не подозревали, читая в каталогах об этой маленькой книжке« военных" стихов, что на серой бумаге, в грошовом издании, нас ожидает книга из числа тех, которые сами собой заучиваются наизусть чьими страницами можно дышать, как воздухом... В них - Россия былин и татарского владычества,Россия Лермонтова и Некрасова, волжских скитов и 1905 года. Книга Блока - точно чистый воздух, от соприкосновения с которым рассыпаются в прах стилизаторские мумии "под народ» .

Георгий Иванов. "Стихи о России" Александра Блока.1915г

В январе 1918 года А.Блок пишет поэму «Двенадцать». 3 марта она была опубликована в газете «Знамя труда». После публикации статьи «Интеллигенция и революция» и поэмы «Двенадцать» от него отвернулись многие, прежде близкие ему люди (Гиппиус, Мережковский, Сологуб и др.) В 1918 г. в печати появилось около 30 откликов на поэму «Двенадцать». В большинстве своем они содержали резкое осуждение «идей» поэмы.

В январе 1918 года А.Блок пишет поэму «Двенадцать». 3 марта она была опубликована в газете «Знамя труда». После публикации статьи «Интеллигенция и революция» и поэмы «Двенадцать» от него отвернулись многие, прежде близкие ему люди (Гиппиус, Мережковский, Сологуб и др.) В 1918 г. в печати появилось около 30 откликов на поэму «Двенадцать». В большинстве своем они содержали резкое осуждение «идей» поэмы.

Композиция, отражающая стихию революции, определяет стилевое разнообразие поэмы. «Слушайте музыку революции», — призывал Блок. В поэме звучит эта музыка -  выражение «духа», звучание стихии жизни. Музыка эта отражена в ритмическом, лексическом, жанровом разнообразии поэмы. Традиционные ямб и хорей сочетаются с разностопными размерами, иногда с нерифмованным стихом. «Двенадцать» - какие бы они ни были – это лучшее, что я написал. Потому что тогда я жил современностью. А.А. Блок

Композиция, отражающая стихию революции, определяет стилевое разнообразие поэмы. «Слушайте музыку революции», — призывал Блок. В поэме звучит эта музыка - выражение «духа», звучание стихии жизни. Музыка эта отражена в ритмическом, лексическом, жанровом разнообразии поэмы. Традиционные ямб и хорей сочетаются с разностопными размерами, иногда с нерифмованным стихом.

«Двенадцать» - какие бы они ни были – это лучшее, что я написал. Потому что тогда я жил современностью. А.А. Блок

Блок умер 7 августа 1921 года. Последнее его стихотворение было написано в феврале 1921 года. Это стихотворение «Пушкинскому дому». Для Блока имя Пушкинского дома – родной для сердца звук. И этот родной звук – имя Пушкина – сопровождает его в последнем пути, в грядущем закате, который он уже ощущает: Вот зачем, в часы заката, Уходя в ночную тьму, С белой площади Сената Тихо кланяюсь ему. Последний прощальный поклон Блока Пушкину, его дому. Ведь Пушкин – его всё, его - и Петербурга, и России.

Блок умер 7 августа 1921 года. Последнее его стихотворение было написано в феврале 1921 года. Это стихотворение «Пушкинскому дому». Для Блока имя Пушкинского дома – родной для сердца звук. И этот родной звук – имя Пушкина – сопровождает его в последнем пути, в грядущем закате, который он уже ощущает:

Вот зачем, в часы заката,

Уходя в ночную тьму,

С белой площади Сената

Тихо кланяюсь ему.

Последний прощальный поклон Блока Пушкину, его дому. Ведь Пушкин – его всё, его - и Петербурга, и России.

Он прав — опять фонарь, аптека, Нева, безмолвие, гранит... Как памятник началу века, Там этот человек стоит — Когда он Пушкинскому Дому, Прощаясь, помахал рукой И принял смертную истому Как незаслуженный покой. А.А.Ахматова

Он прав — опять фонарь, аптека,

Нева, безмолвие, гранит...

Как памятник началу века,

Там этот человек стоит —

Когда он Пушкинскому Дому,

Прощаясь, помахал рукой

И принял смертную истому

Как незаслуженный покой.

А.А.Ахматова


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!