СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Александр Блок. Сведения из биографии.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Александр Блок. Сведения из биографии.»

Александр Александрович Блок Я вам поведал неземное. Я все сковал в воздушной мгле. В ладье – топор. В мечте – герои. Так я причаливал к земле .

Александр Александрович

Блок

Я вам поведал неземное.

Я все сковал в воздушной мгле.

В ладье – топор.

В мечте – герои.

Так я причаливал к земле .

Александр Александрович Блок появился на свет 16 (по новому стилю — 28) ноября 1880 года. Он родился в тревожное время: через несколько месяцев после его рождения, 1 марта 1881 года, народовольцы убивают Александра II. Это событие стало для России предвестием будущих потрясений. Но ранние годы поэта — счастливые годы. В дневнике его бабушки Елизаветы Григорьевны Бекетовой после тревожных записей о покушении на государя сказано и о крошечном внуке: “Сашура становится главной радостью жизни”. В воспоминаниях тетки Марии Андреевны признание: “С первых дней своего рождения Саша стал средоточием жизни всей семьи. В доме установился культ ребенка”.

Александр Александрович Блок появился на свет 16 (по новому стилю — 28) ноября 1880 года. Он родился в тревожное время: через несколько месяцев после его рождения, 1 марта 1881 года, народовольцы убивают Александра II. Это событие стало для России предвестием будущих потрясений. Но ранние годы поэта — счастливые годы. В дневнике его бабушки Елизаветы Григорьевны Бекетовой после тревожных записей о покушении на государя сказано и о крошечном внуке: “Сашура становится главной радостью жизни”. В воспоминаниях тетки Марии Андреевны признание: “С первых дней своего рождения Саша стал средоточием жизни всей семьи. В доме установился культ ребенка”.

С 1891 года Блок учился в Введенской гимназии, в 1898 году поступил на юридический факультет Петербургского университета, в 1901 перешел на славяно - русское отделение филологического факультета, которое окончил в 1906 году. Первые свои стихи Блок написал еще в 5-летнем возрасте, однако серьезно занялся поэзией только с 1900 года. Период 1901 - 1902 годов можно охарактеризовать, как период становления Блока-поэта. В это время им написано 800 стихотворений, которые Александр Блок посвятил своей будущей жене - дочери прославленного химика Д.И.Менделеева - Л.М.Менделеевой.

С 1891 года Блок учился в Введенской гимназии, в 1898 году поступил на юридический факультет Петербургского университета, в 1901 перешел на славяно - русское отделение филологического факультета, которое окончил в 1906 году.

Первые свои стихи Блок написал еще в 5-летнем возрасте, однако серьезно занялся поэзией только с 1900 года. Период 1901 - 1902 годов можно охарактеризовать, как период становления Блока-поэта. В это время им написано 800 стихотворений, которые Александр Блок посвятил своей будущей жене - дочери прославленного химика Д.И.Менделеева - Л.М.Менделеевой.

Писать стихи начал с 5-ти лет, однако осознанное следование призванию начинается с 1900-01г. Наиболее важные литературно-философские традиции, повлиявшие на становление творческой индивидуальности — учение Платона, лирика и философия В. С. Соловьева, поэзия А. А. Фета. В марте 1902 произошло знакомство с Зинаидой Николаевной Гиппиус и Дмитрием Сергеевичем Мережковским, оказавшими на него огромное влияние; в их журнале “Новый путь” состоялся творческий дебют Блока — поэта и критика. В 1904 знакомится с А. Белым, ставшим наиболее близким ему поэтом из младших символистов. В 1903 вышел “Литературно-художественный сборник: Стихотворения студентов Императорского Санкт-Петербургского университета”, в котором были опубликованы три стихотворения Блока; в том же году напечатан блоковский цикл “Стихи о Прекрасной Даме” .

Писать стихи начал с 5-ти лет, однако осознанное следование призванию начинается с 1900-01г. Наиболее важные литературно-философские традиции, повлиявшие на становление творческой индивидуальности — учение Платона, лирика и философия В. С. Соловьева, поэзия А. А. Фета. В марте 1902 произошло знакомство с Зинаидой Николаевной Гиппиус и Дмитрием Сергеевичем Мережковским, оказавшими на него огромное влияние; в их журнале “Новый путь” состоялся творческий дебют Блока — поэта и критика. В 1904 знакомится с А. Белым, ставшим наиболее близким ему поэтом из младших символистов. В 1903 вышел “Литературно-художественный сборник: Стихотворения студентов Императорского Санкт-Петербургского университета”, в котором были опубликованы три стихотворения Блока; в том же году напечатан блоковский цикл “Стихи о Прекрасной Даме” .

Основными чертами символистской лирики Блока становятся: Музыкальность; Возвышенность тематики; Многозначность; Мистическая настроенность; Недосказанность; Расплывчатость образов. Первое собрание стихотворений:  Первый том – теза (1897-1904): Цикл «Распутья», Цикл «Стихи о Прекрасной Даме»; Второй том – антитеза (1904-1908): Цикл «Пузыри земли», Цикл «Город»; Третий том – синтез (1907-1916): «Это все о России».

Основными чертами символистской лирики Блока становятся:

  • Музыкальность;
  • Возвышенность тематики;
  • Многозначность;
  • Мистическая настроенность;
  • Недосказанность;
  • Расплывчатость образов.

Первое собрание стихотворений:

  • Первый том – теза (1897-1904): Цикл «Распутья», Цикл «Стихи о Прекрасной Даме»;
  • Второй том – антитеза (1904-1908): Цикл «Пузыри земли», Цикл «Город»;
  • Третий том – синтез (1907-1916): «Это все о России».

Цикл “Стихи о Прекрасной Даме” был вдохновлен Любовью Дмитриевной Менделеевой, дочерью знаменитого русского ученого Дмитрия Ивановича Менделеева. Стихи, составившие ядро первой книги лирики А.Блока, написаны в пору самой горячей и нежной влюбленности поэта. В дневнике 1919 года Блок написал: “…когда я носил в себе великое пламя любви”. Эта книга – истинное начало, исток всего творчества А.Блока.

Цикл “Стихи о Прекрасной Даме” был вдохновлен Любовью Дмитриевной Менделеевой, дочерью знаменитого русского ученого Дмитрия Ивановича Менделеева. Стихи, составившие ядро первой книги лирики А.Блока, написаны в пору самой горячей и нежной влюбленности поэта. В дневнике 1919 года Блок написал: “…когда я носил в себе великое пламя любви”. Эта книга – истинное начало, исток всего творчества А.Блока.

Особенности цикла: Таинственность была главным свойством лирической героини Блока. Мы не знаем, кто она, какая она. Знаем только, что она таинственна. Ее образ вечно зыблется, клубится, двоится: не то она звезда, не то женщина, не то икона. Только уклончивая, сбивчивая, невнятная, дремотная речь Блока могла передать Таинственность образа. Если бы поэт не смог говорить таким языком, то эта тема иссякла бы на первой же странице. Всякое отчетливое слово убило бы Прекрасную Даму. Но он всегда говорил о ней так, будто он уже за чертой человеческой речи, будто он собирается рассказать несказанное, будто все его слова – только намеки на какую-то неизреченную тайну. Все хаотично в этих дремотных стихах, но с самого начала в них четко и резко выделились два слова, два образа: Свет и Тьма.

Особенности цикла:

  • Таинственность была главным свойством лирической героини Блока. Мы не знаем, кто она, какая она. Знаем только, что она таинственна. Ее образ вечно зыблется, клубится, двоится: не то она звезда, не то женщина, не то икона.
  • Только уклончивая, сбивчивая, невнятная, дремотная речь Блока могла передать Таинственность образа. Если бы поэт не смог говорить таким языком, то эта тема иссякла бы на первой же странице. Всякое отчетливое слово убило бы Прекрасную Даму.
  • Но он всегда говорил о ней так, будто он уже за чертой человеческой речи, будто он собирается рассказать несказанное, будто все его слова – только намеки на какую-то неизреченную тайну.
  • Все хаотично в этих дремотных стихах, но с самого начала в них четко и резко выделились два слова, два образа: Свет и Тьма.
Значение цвета в цикле «Стихи о Прекрасной Даме»  В цикле можно встретить упоминание о красном, белом, желтом и темном цветах. При этом доминирует темный цвет, что способствует мрачности изображаемого и пронизывает стихи негативом

Значение цвета в цикле «Стихи о Прекрасной Даме»

  • В цикле можно встретить упоминание о красном, белом, желтом и темном цветах.
  • При этом доминирует темный цвет, что способствует мрачности изображаемого и пронизывает стихи негативом
Образ Прекрасной Дамы Образ самой Дамы мы не видим, автор ее не описывает. Ее образ завуалирован, это некий идеал, который находится в сознании Александра Блока. Он не раскрывает читателю этот идеал, позволяет представить Прекрасную Даму такой, какой читатель хочет ее видеть, ведь у каждого представления о красоте разные. Но образ женщины создается возвышенным, прекрасным, чистым и иллюзорным.

Образ Прекрасной Дамы

Образ самой Дамы мы не видим, автор ее не описывает. Ее образ завуалирован, это некий идеал, который находится в сознании Александра Блока. Он не раскрывает читателю этот идеал, позволяет представить Прекрасную Даму такой, какой читатель хочет ее видеть, ведь у каждого представления о красоте разные. Но образ женщины создается возвышенным, прекрасным, чистым и иллюзорным.

Образы-символы в цикле стихов : Ночь – архетип тьмы. Разрушительный элемент, символизирующий физическую смерть; Месяц – религиозный символ, обозначающий власть ночных сил; Тень – одна из метафор темной стороны психики человека. Тень несет в себе функцию двойника, она может быть вместилищем души. Это проявление другого вида существования; Свеча – символ связи с Богом, космосом, иными мирами; определяет точку встречи посюстороннего с потусторонним; Свет – символизирует человеческое сознание , сущность жизни, которую нельзя увидеть, но можно понять;

Образы-символы в цикле стихов :

  • Ночь – архетип тьмы. Разрушительный элемент, символизирующий физическую смерть;
  • Месяц – религиозный символ, обозначающий власть ночных сил;
  • Тень – одна из метафор темной стороны психики человека. Тень несет в себе функцию двойника, она может быть вместилищем души. Это проявление другого вида существования;
  • Свеча – символ связи с Богом, космосом, иными мирами; определяет точку встречи посюстороннего с потусторонним;
  • Свет – символизирует человеческое сознание , сущность жизни, которую нельзя увидеть, но можно понять;

Солнце – героическая и отважная сила, творческая и направляющая, начало земной жизни. Символ Христа, несет духовный свет, наставляет заблудших; Ворота – символ перехода из одного качества и состояния в другое; Окно – символ солнца и глаза дома; Лилия – символ чистоты, величия и невинности. В противоположность розе лилия символизирует мужское начало; Роза – эмблема весны, красоты и любви. Бутоны розы символизируют девственность. Символ женственности, физической любви и юности. Символ тайны и молчания. Источник вдохновения; Река – символ необратимого потока времени и соответственно потери и забвения. Символ направления, определяющие векторы судьбы. Символ постоянной изменчивости мира.
  • Солнце – героическая и отважная сила, творческая и направляющая, начало земной жизни. Символ Христа, несет духовный свет, наставляет заблудших;
  • Ворота – символ перехода из одного качества и состояния в другое;
  • Окно – символ солнца и глаза дома;
  • Лилия – символ чистоты, величия и невинности. В противоположность розе лилия символизирует мужское начало;
  • Роза – эмблема весны, красоты и любви. Бутоны розы символизируют девственность. Символ женственности, физической любви и юности. Символ тайны и молчания. Источник вдохновения;
  • Река – символ необратимого потока времени и соответственно потери и забвения. Символ направления, определяющие векторы судьбы. Символ постоянной изменчивости мира.
 «Стихи о Прекрасной Даме»  Соединение традиций культуры XIX века и идеалов «нового мира» (влияние Вл. Соловьева); Поэтическое единство различных символов; Ожидание полного обновления мира; Сочетание двух миров, «мифического и реального»; Художественное описание «земных» переживаний и символистское ощущение мира; Высокий лирический образ-персонаж, выходящий за пределы тюрьмы-бытия; своеобразный лирический дневник интимных любовных переживаний; любовь рисуется как обряд служения чему-то высшему; смутные предчувствия, тревожные ожидания, мистические озарения и предзнаменования переполняют стихи; идеальный мир противопоставлен реальной действительности, которую поэт передаёт в отвлечениях или обобщённых символах

«Стихи о Прекрасной Даме»

  • Соединение традиций культуры XIX века и идеалов «нового мира» (влияние Вл. Соловьева);
  • Поэтическое единство различных символов;
  • Ожидание полного обновления мира;
  • Сочетание двух миров, «мифического и реального»;
  • Художественное описание «земных» переживаний и символистское ощущение мира;
  • Высокий лирический образ-персонаж, выходящий за пределы тюрьмы-бытия;
  • своеобразный лирический дневник интимных любовных переживаний;
  • любовь рисуется как обряд служения чему-то высшему;
  • смутные предчувствия, тревожные ожидания, мистические озарения и предзнаменования переполняют стихи;
  • идеальный мир противопоставлен реальной действительности, которую поэт передаёт в отвлечениях или обобщённых символах
Мотив ожидания + мотив страха, драматизм (повторение образа-символа «весь горизонт в огне») Сомнения в воссоединении земного и небесного Огонь – символ торжества света и жизни над мраком и смертью, всеобщего очищения Облик лирической героини двоится
  • Мотив ожидания + мотив страха, драматизм (повторение образа-символа «весь горизонт в огне»)
  • Сомнения в воссоединении земного и небесного
  • Огонь – символ торжества света и жизни над мраком и смертью, всеобщего очищения
  • Облик лирической героини двоится
Три облика и три плана лирической героини: космический план – Душа Мира религиозный план – Царица Небесная повседневный план – возлюбленная (угадываются черты Л.Д. Менделеевой)

Три облика и три плана лирической героини:

  • космический план – Душа Мира
  • религиозный план – Царица Небесная
  • повседневный план – возлюбленная (угадываются черты Л.Д. Менделеевой)
Особую роль для формирования мировоззрения Блока сыграли события революции 1905-1907, обнажившие стихийную, катастрофическую природу бытия. В лирику этого времени проникает и становится ведущей тема “стихии” (образы метели, вьюги, мотивы народной вольницы, бродяжничества). Резко меняется образ центральной героини: Прекрасную Даму сменяют демонические Незнакомка, Снежная Маска, цыганка-раскольница Фаина. Блок активно включается в литературную повседневность, публикуется во всех символистских журналах. Циклами, вошедшими во второй сборник, стали: “ Пузыри земли”, “ Разные стихотворения”, “ Город”, “ Снежная маска”, “ Фаина”.

Особую роль для формирования мировоззрения Блока сыграли события революции 1905-1907, обнажившие стихийную, катастрофическую природу бытия. В лирику этого времени проникает и становится ведущей тема “стихии” (образы метели, вьюги, мотивы народной вольницы, бродяжничества). Резко меняется образ центральной героини: Прекрасную Даму сменяют демонические Незнакомка, Снежная Маска, цыганка-раскольница Фаина. Блок активно включается в литературную повседневность, публикуется во всех символистских журналах. Циклами, вошедшими во второй сборник, стали:

“ Пузыри земли”,

“ Разные стихотворения”,

“ Город”,

“ Снежная маска”,

“ Фаина”.

Особенности философии Блока:  всё земное рассматривается через отношение к небесному, вечному, бесконечному;  вера в скорое пришествие Души Мира – Софии – Царицы Небесной, которое станет знаком изменения и преображения всего сущего;  «в индивидуальной любви проявляется любовь мировая, и сама любовь к миру открыта через любовь к женщине».

Особенности философии Блока:

  • всё земное рассматривается через отношение к небесному, вечному, бесконечному;
  • вера в скорое пришествие Души Мира – Софии – Царицы Небесной, которое станет знаком изменения и преображения всего сущего;
  • «в индивидуальной любви проявляется любовь мировая, и сама любовь к миру открыта через любовь к женщине».

Черты стиля поэзии Блока: Пересоздание тривиальных для русской поэзии форм и жанров; Используется дольник; Переосмысление образного строя в поэзии; Эксперименты с рифмой; Сближение лирики и иронии.

Черты стиля поэзии Блока:

  • Пересоздание тривиальных для русской поэзии форм и жанров;
  • Используется дольник;
  • Переосмысление образного строя в поэзии;
  • Эксперименты с рифмой;
  • Сближение лирики и иронии.
В последние годы жизни 1918 -1921 гг. Блок как поэт замолкает. Много работает в учреждениях культуры, созданных новой властью. Пишет статьи “Интеллигенция и революция” (1918 г.), “Крушение гуманизма” (1919 г.), стихотворения “Без божества, без вдохновенья” (1921 г.), “О назначении поэта” (1921 г.). Последнее стихотворение “Пушкинскому дому” обращено (как и статья “О назначении поэта”) к пушкинской теме. Путь Блока — жертвенный путь. Он единственный воплотил в жизни идею “богочеловечества”, художника, отданного на заклание. Но он пришел в мир тогда, когда жертва не может стать для остальных искуплением, она может быть лишь свидетельством грядущих катастроф. Блок это чувствовал, он понимал, что его жертва не будет востребована, но предпочел гибель “вместе со всеми” спасению в одиночестве. Он умирал вместе с Россией, его родившей, его вскормившей. Быть может, всего точнее о том событии, которое произошло 7 августа 1921 года в 10 часов 30 минут, сказал Владислав Ходасевич: “Он умер оттого, что был болен весь, оттого, что не мог больше жить. Он умер от смерти”.

В последние годы жизни 1918 -1921 гг. Блок как поэт замолкает. Много работает в учреждениях культуры, созданных новой властью. Пишет статьи “Интеллигенция и революция” (1918 г.), “Крушение гуманизма” (1919 г.), стихотворения “Без божества, без вдохновенья” (1921 г.), “О назначении поэта” (1921 г.). Последнее стихотворение “Пушкинскому дому” обращено (как и статья “О назначении поэта”) к пушкинской теме.

Путь Блока — жертвенный путь. Он единственный воплотил в жизни идею “богочеловечества”, художника, отданного на заклание. Но он пришел в мир тогда, когда жертва не может стать для остальных искуплением, она может быть лишь свидетельством грядущих катастроф. Блок это чувствовал, он понимал, что его жертва не будет востребована, но предпочел гибель “вместе со всеми” спасению в одиночестве.

Он умирал вместе с Россией, его родившей, его вскормившей. Быть может, всего точнее о том событии, которое произошло 7 августа 1921 года в 10 часов 30 минут, сказал Владислав Ходасевич: “Он умер оттого, что был болен весь, оттого, что не мог больше жить. Он умер от смерти”.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!