СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Александр Невский. В. Серов. Ледовое побоище. Слово о побоище ледовом. Н. Кончаловская.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить с произведением об Александре Невском, с произведением Н.Кончаловской «Слово о побоище ледовом, учить понимать произведения об исторических событиях, воспитывать патриотические чувства, развивать память, речь, мышление.   

Просмотр содержимого документа
«Александр Невский. В. Серов. Ледовое побоище. Слово о побоище ледовом. Н. Кончаловская.»

Тема: Александр Невский. В. Серов. Ледовое побоище. Слово о побоище ледовом. Н. Кончаловская.
Цели: познакомить с произведением об Александре Невском, с произведением Н.Кончаловской «Слово о побоище ледовом, учить понимать произведения об исторических событиях, воспитывать патриотические чувства, развивать память, речь, мышление. 
Ход урока
2. Проверка домашнего задания.
Чтение наизусть стихотворения Николая Языкова «Мой друг!»

Сейчас мы проверим домашнее задание. В стихотворении автор обращается «Мой друг», поэтому каждый из вас выберет себе друга, к которому будет обращаться и который оценит Ваше чтение стихотворения.(Работа в парах)
3.Актуализация знаний и самоопределение в деятельности. Мотивировать на изучение темы.
Прочитайте эпиграф урока : Эпиграф урока (чтение хором):
“Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно: не уважать оной есть постыдное малодушие”. (А.С. Пушкин).
Предки-те, кто жили задолго до настоящего времени.
--По эпиграфу урока определите, о чем, а может быть, о ком мы будем говорить сегодня на уроке?
-Тема нашего урока: Александр Невский.. Ледовое побоище. Слово о побоище ледовом. Н. Кончаловская.
-Какую цель мы поставим на уроке? 
-Правильно. Ребята, мы сегодня отправимся в далекое прошлое, не забудьте взять с собой смекалку, знания.
4. Учебно-познавательная деятельность или первичное усвоение новых знаний.
1. Беседа по картине Петра Корина «Александр Невский»
-Какие ассоциации у вас возникают при имени Александр Невский?
-Почему его прозвали Невским?
Прочитайте текст на с.63
-Что узнали из текста об Александре Невском?
Александр Ярославич — новгородский князь. Освободил русскую землю от тевтонских рыцарей. В 19 лет (в 1240 году) одержал первую значительную победу над шведами в устье реки Невы. За эту победу князя Александра стали называть Невским, а в 1242 году одержал победу в битве с ливонскими рыцарями на Чудском озере, которая называется Ледовым побоищем.
-Сейчас посмотрите на картину Павла Дмитриевича Корина «Александр Невский». Это самое известное произведение этого автора.
1. Какие краски использовал художник? (Суровые, мрачные т.к. время было суровое).
2.Опишите внешний вид Александра Невского.
Выглядит величественно: широкие плечи, гордая осанка, строгий внимательный взгляд. Статная мощная фигура полна решительности, она будто воплощает собой образ мошной и неприступной Руси.
3. Почему, глядя на картину, можно сказать, что Александр Невский – русский воин? (Пейзаж с русскими церквями, боевое русское знамя).
-Как мы называем, когда 2 предмета? (Пара)
-А когда три запряженные лошади?(Тройка)
-А как же называются три картины, которые висят в музее (Государственной Третьяковской галерее) вместе и рядом, потому что так задумано художником.
(Предположения детей)
-Когда три картины висят вместе и рядом называются триптих.
-Постарайтесь дать определение этому слову.(Предположения детей)
-А теперь обратимся к словарю. (Работа со словарем)
Триптих - произведение искусства, состоящее из трёх картин, объединенных общей идеей (складень). Работа разделяется на три секции или три резные панели, которые висят вместе и рядом. Работу над этой картиной автор начал в 1942 году, спустя через 700 лет.
Три части картины объединены основной сюжетной линией — это подготовка к борьбе с иностранными захватчиками. 
На левой части триптиха, которая называется «Северная баллада», изображен русский воин-богатырь из народа, которого провожает на войну женщина — мать, жена или сестра. 
В правой части Корин обыграл былинный мотив — эта часть получила название «Старинный сказ» и наводит зрителя на мысли о богатой истории и культуре русского народа. 
2Просмотр фильма «Ледовое побоище»-Сейчас посмотрите фильм, чтобы нам представить, как развивались события в те далекие годы. (Видеофильм)
Беседа после просмотра фильма.
-Когда была битва на Чудском озере?
5 апреля 1242 года
-Как называется эта битва? 
-Ледовое побоище.
4Знакомство с произведением Н. Кончаловской- Не только художники прославляли великого полководца князя А.Невского, сегодня мы познакомимся с литературным произведением о Ледовом побоище. Наталья Петровна Кончаловская «Слово о побоище ледовом».
-Н.П. Кончаловская родилась в семье художника Петра Петровича Кончаловского и была прекрасно образована. Она владела французским, английским, испанским, итальянским языками. Обстановка в доме была насыщена искусством, т.к. у них частыми гостями были композитор С.Прокофьев, писатель А. Толстой, и пианист, и скульптор. Она занималась переводом произведений. Особенно ярко заявила о себе в поэзии для детей. 
-5.Чтение учителем.
Послушайте стихотворение, определите тему произведения.
- Опишите чувства, которые вы испытывали при чтении стихотворения.
6.Словарная работа

Побоище- сражение, битва,
Ра́ть (от старорусского: брань, ссора, распря) войско,дружина,полчище,воинство,брань,сила,полкиВНЕМЛИ-обращать всё своё внимание на восприятие чего-либо синонимы: слушать,прислушатьсяЛязг - Звук, производимый ударом металла о металл или о камень, кости о кость.
Синоним-звук звон
Латы — доспех из крупных металлических пластин, откованных по форме тела воина
смя-те́-ни·е. 1. крайнее смущение, взволнованность. 2. общая растерянность, вызванная сильной тревогой и страхом; переполох, паника. 3. устар. мятеж, смута.
Тревога,волнение,беспокойство, испуг. Беспорядок, растерянность, 
Затянем пояс туже- готовиться к преодолению каких-то трудностей.
Дух держать единый
«Не в бровь, а в глаз»
Пуд -16,38 кг
Верста-1, 0668 м

7. Анализ произведения
-А сейчас прочитайте про себя стихотворение, приготовьте рассказ о битве, используя текст произведения.
-На каком озере шла битва с ливонцами?
-С какой речью обратился князь к войску?
-Чем опасны были ливонцы?
-Найдите отрывок, где говорится о том, как наступали ливонцы.
-С чем сравнивает автор одежду ливонцев? (С панцирем)
- А какое обмундирование было у дружины Александра Невского?
-Найдите слова, где говорится, что Александр Невский вел освободительную войну.
5.Первичная проверка понимания

-Почему художники, композиторы, исполнители обращаются к героическим образам и сюжетам прошлого? 
-Это оттого, что с древних времен со всех концов на Русь наступали враги, пытались завладеть нашими землями, богатствами, поработить наш народ. Образ защитника Отечества является одним из главных образов искусства.
Воспевая русскую богатырскую мощь, великие мастера изображали не только славное прошлое нашего народа, но и его славное героическое будущее. Песня-хор «Вставайте, люди русские!» постоянно звучала в годы Великой Отечественной войны. В годы Великой Отечественной войны Александр Невский был примером не только для офицеров, но и всего народа, был учрежден орден Александра Невского (слайд16), который вручали за отвагу и успешные боевые действия. А под звуки хора «Славься!» из оперы Глинки «Иван Сусанин» на параде Победы 24 июня 1945 года из Спасских ворот Кремля выехал на белом коне маршал Георгий Жуков. (Слушание хора «Славься») -Нам известны слова М. Пришвина «Любить и охранять природу – значит любить и охранять РодинуА какой вывод мы можем сделать сегодня. Продолжите предложение. Любить Родину- это…(высказывания детей)
-А сейчас мне хочется особенно обратиться к мальчикам. Готовы ли Вы к защите нашей Родины?

Что Вы для этого делаете, я считаю, что вы уже сегодня должны готовиться к службе в армии.
-Хочется обратиться к вам словами татарского писателя Хисама Камалова, участника Великой Отечественной войны: (Страна родная - сад цветущий! 
в своей любви клянусь тебе, 
лелею я одно желанье - 
частицей быть в твоей судьбе.
-Хором прочитаем и постараемся передать любовь к Родине. 
Сформулируйте советы для человека, которые помогут ему быть причастным к Родине, её истории, ощущать дух родного края, обрести счастье. Для этого используйте предложенный текст и слова для выбора.

На чужой земле долго ... не будешь, потому что Родину, как и ..., на чужбине … .Расставшись с ..., скучают семь лет, расставшись с ..., тоскуют всю жизнь. 
Слова для выбора: счастлив, не найдёшь, тоска, мать, Родиной, не потеряешь, родной, бабушка, чужой, с другом, чужбина, родителей.

На чужой земле долго счастлив не будешь, потому что Родину, как и родителей, на чужбине не найдёшь.
Больше всего человек скучает по дому, потому что родной край — это сердцу рай.
Расставшись с другом, скучают семь лет, расставшись с Родиной, тоскуют всю жизнь.
6.Самооценка и самоанализ Соотнести полученный результат с поставленной целью.

-Что нового узнали вы сегодня на уроке?
-Какие чувства возникли у вас сегодня на уроке?
Домашнее задание: Составить рассказ об Александре Невском





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!