СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Александровский миссионерский стан

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Александровский миссионерский стан был открыт в 1894 г. и находился в г. Кустанае. Село Александровское, Кустанайского уезда стало местопребыванием стана с 1897 г. В этом селе находился приходской храм, дом для духовенства и три школы, одна миссионерская с интернатом для русских и киргизских мальчиков и квартира для учителя. Миссионерская школа была открыта в 1894г. Интернат был учрежден с первой половины 1898/1899 учебного года. В 1898г. в школе обучалось 86 детей, 30 пользовалось интернатом. В школе преподавался киргизский язык русским мальчикам, а также чтение и пение.

Просмотр содержимого документа
«Александровский миссионерский стан»

Александровский миссионерский стан


Александровский миссионерский стан был открыт в 1894 г. и находился в г. Кустанае. Село Александровское, Кустанайского уезда стало местопребыванием стана с 1897 г. В этом селе находился приходской храм, дом для духовенства и три школы, одна миссионерская с интернатом для русских и киргизских мальчиков и квартира для учителя. Миссионерская школа была открыта в 1894г. Интернат был учрежден с первой половины 1898/1899 учебного года. В 1898г. в школе обучалось 86 детей, 30 пользовалось интернатом. В школе преподавался киргизский язык русским мальчикам, а также чтение и пение. При миссионерской школе имелась библиотека, и в здании школы проходили народные религиозно-нравственные чтения по воскресным и праздничным дням с показом картин волшебного фонаря и пением хора 1. Кроме прочих школ при стане находились поселковые и 13 школ по заимкам, две из них были открыты в 1898 г.: Борисовская школа была открыта 17 октября. В ней обучалось 28 мальчиков и 16 девочек. Школа была поставлена жителями на свои средства. Учителем был назначен крестьянин домашнего обучения Сергей Чекунов. Кожаровская школа была открыта в Кожаровской заимке Карабалыкской волости тоже в 1898 г. В ней обучалось 20 детей. Учителем состоял Алексей Данин из церковно-приходской школы.

Заведующим станом в 1898 г. был назначен свящ. Федор Соколов, который с 1890 г. в сане священника совершал по поручению духовного начальства поездки в киргизскую степь с миссионерскими целями; с 1896 г. он был назначен Тургайским областным миссионером, а с марта 1898 г. Преосвященнейшим Владимиром определен благочинным русского прихода в Тургайской области 2. Помощником Соколова был свящ. Николай Сейфулин (из крещеных татар, по образованию из Казанской инородческой семинарии). Учителем миссионерской школы при стане был Василий Анисимов. Приходские священники являлись сотрудниками миссионера: Боровского – Александр Солнцев, Жуковского – Терентий Чугунов, Затобольского – Петр Светозаров.

Миссионер Соколов совершал многочисленные продолжительные миссионерские поездки. Им в 1898 г. совершено 10 поездок. Сейфулиным – 4, остальными по несколько. Соколов объехал всю область, провел в дороге в разное время более полугода (184 дня), сделав 10 494 версты, 43 из которых 5990 на лошадях и 4504 по железной дороге. Остальные посещали хутора, заимки и соседние с ними киргизские аулы вблизи стана. В поселениях русских разбросанных по степи, миссионеры совершали богослужение, требы, вели собеседования, наблюдали за преподаванием Закона Божия, раздавали противомусульманскую литературу.

Приходы: Жуковский, Боровский, Затобольский, Семиозерный, Тургайский, Иргизский, Карабутакский, Михайловский, Актюбинский, Темирский и Уильский были объединены в особое благочиние и вверены Ф. Соколову.

В приходах: Александровском, Макарьевском, Жуковском, Затоболском, Семиозерном и г. Иргизе были учреждены миссионерские церковно-приходские братства. При Александровском стане миссионерское церковно-приходское братство было учреждено с разрешения епархиального начальства 19 сентября 1899г. Братчиков насчитывалось 18 человек. Весь миссионерский приход был разделен на 7 братских участков 3. Братчики были ближайшими помощниками настоятеля прихода при достижении целей: а) религиозно-просветительных, б) благотворительных. За братский неполный год братство собрало 250 пудов пшеницы, 67 рублей на благоукрашение храма. Братство при посредстве членов проводило миссионерские просветительские задачи в жизнь.

В марте 1898 г. при Александровском стане было учреждено церковно-приходское общество трезвости. В первый год существования общество насчитывало 194 члена. Они собирались по воскресным и праздничным дням, совершали вечерню с акафистом и проводили собеседование 4.

Через несколько лет появились еще два новых стана, охватывающие миссионерской деятельностью новые территории казахской степи. Актюбинский миссионерский стан был открыт 5 ноября 1898 года, его целью было обслуживать нужды противомусульманской миссии в пределах Актюбинского и Иргизского уездов Тургайской области5. Через два года, 8 ноября 1900 года – появился миссионерский стан в Уральской области, названный Чиликским, по населенному пункту, где стан находился – Чиликской ставке6, а также в отчетах стан иногда именовался Владимирским7, по имени епископа Оренбургского и Уральского Владимира (Соколовского), при котором стан был основан.

Следующим направлением работы Киргизской миссии епархии была организация при станах и приходах церковных мужских и женских школ. Они рассматривались епархиальным начальством и миссионерами как «великое воспитательное средство духовного объединения переселенцев к направлению их духовных сил к проведению православных начал в Орду»8. К началу XX века церковные школы были учреждены во всех миссионерских станах и приходах Тургайской области. Ведомость 1902 года об учащих и учащихся миссионерских церковно-приходских школ Тургайской области9 позволяет сделать выводы о степени подготовленности учителей школ к специфической работе в инородческой и иноверческой среде, и охвате деятельностью школ казахского населения. Проанализировав таблицу, можно сказать, что собственно миссионерскими, обучавшими казахов, были церковные школы станов – Александровская, Актюбинская и Макарьевская для взрослых, а также пять приходских школ: Убаганская, где обучались исключительно казахские дети, и Введенская, Можаровская, Кое-Истекская, Тасты-Сайская, где небольшой процент учеников (от 30 % и менее) относился к казахскому этносу. В Александровской миссионерской школе, казахские учащиеся составляли около 25 %, в Актюбинской – около 30%, а в Макарьевском стане полностью казахскими были вечерние классы для взрослых, так как Макарьевский поселок был построен для новокрещеного населения, где проводилась работа по воцерковлению взрослых. В школах станов с учащимися работали учителя, окончившие Казанскую инородческую семинарию (Д. Н. Ермолаев), Казанскую крещенотатарскую школу (П. И. Дадуков), заведовали школами и преподавали священники-миссионеры: областной миссионер и благочинный священник Феодор Соколов, заведующий Актюбинским станом священник Арсений Мозохин, заведующий Макарьевским станом священник Александр Иваныпин. В основном же, подавляющая часть церковных школ миссионерских приходов работала с русским населением и учителя были выпускниками второклассных школ, некоторые - двухклассных училищ, начальных школ, женской, прогимназии. Церковное образование и укрепление в православной вере русских переселенцев, попавших в инородческую и иноверческую среду, изначально входили в задачу Киргизской миссии Оренбургской епархии, и основная масса школ области выполняла именно эту функцию.

С годами количество казахских детей в миссионерских школах станов увеличивалось. В 1906 году в отчете епархиального комитета Православного миссионерского общества отмечалось, что отношение казахов к миссионерской школе изменилось, и они «без всякой боязни вручают детей своих на воспитание русскому мулле»10.

В Макарьевском и Александровском станах с момента их учреждения, с 1894 года, были открыты миссионерские школы, устроенные по типу церковно-приходских с трехлетним курсом обучения. Преподавание в них велось на русском языке. При Актюбинском стане также с момента его возникновения, с 1898 года, на средства Православного миссионерского общества была организована одноклассная миссионерская школа с интернатом на 20 человек11.

Александровская русско-киргизская миссионерская школа характеризовалась областным миссионером и благочинным священником Феодором Соколовым как наиболее развитая из всех миссионерских школ Тургайской области. При школе был устроен интернат, где проживало до 40 человек. Школа влияла не только на подрастающее поколение, но и на взрослых. Родители учеников-казахов часто посещали Александровскую школу, навещая детей, слушали преподавание в классе, в том числе и на уроках Закона Божия. Проводились беседы с родителями детей, о пользе русской грамоты, а также и о православии. Сотрудниками школы было отмечено, что родители доверчиво и с интересом относились к миссионерской школе. При Александровской школе проводился ежегодный детский праздник для учащихся, привлекавший большой интерес к школе взрослых родителей и родственников учеников. На торжестве дети выразительно читали множество стихотворений, басен, пели хором разные назидательные песнопения, в заключении дарились ученикам подарки – Евангелие, а также конфеты, орехи, пряники. Праздник организовывался на средства Александровского приходского миссионерского братства12.

Областным миссионером, и благочинным священником предлагалось, для пользы миссионерского дела русско-киргизскую школу в Александровском миссионерском стане преобразовать в двухклассную, чтобы казахи по ее окончании «выходили бы в свою среду с более прочным и устойчивым русским научением». Этот проект был осуществлен, и с 4 октября 1904 года она была преобразована из одноклассной в двухклассную. Только в 1907 году Александровский стан был закрыт и его миссионерская, школа перешла в разряд церковно-приходских. Причиной закрытия стана и изменения статуса школы, по словам Преосвященного Мефодия (Герасимова), епископа Оренбургского и Тургайского, стала нехватка денежных средств на их содержание13.




1 Отчет Оренбургского Епархиального Комитета Православного Миссионерского Общества за 1898 г. С. 11-12.

2 Отчет Оренбургского Епархиального Комитета Православного Миссионерского Общества за 1898 г. С. 8-9.

3 Отчет Оренбургского Епархиального Комитета Православного Миссионерского Общества за 1899 г. С. 10.

4 Отчет Оренбургского Епархиального Комитета Православного Миссионерского Общества за 1899 г. С. 8.

5 ГАОО. Ф. 175. Оп. 1. Д. 161. Л. 90 об.

6 Отчет о деятельности Оренбургского епархиального комитета Православного миссионерского Общества за 1908 год. Оренбург, 1909. С. 23.

7 Там же.

8 ГАОО. Ф. 175. Оп. 1. Д. 25а Л. 56.

9 Там же. Л. 64-65.

10 Отчет о деятельности Оренбургского Епархиального Комитета Православного миссионерского Общества за 1906 год. Оренбург, 1907. С. 29.

11 ГАОО. Ф. 175. Оп.1. Д. 161. Л. 90 об.

12 ГАООФ. 175. Оп.1. Д. 25а Л.73-78.

13 ГАОО. Ф. 305. Оп. 1. Д. 24. Л. 5 об.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!