СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Алфавит.Повторение.

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект урока по русскому языку на тему Алфавит 

Просмотр содержимого документа
«Алфавит.Повторение.»



План - конспект урока по русскому языку в 1-а классе


«Русский алфавит, или Азбука»


Учитель начальных классов

МБОУ СОШ №4 г. Егорьевска Моск. области

Митрофанова Наталья Георгиевна



Предмет: русский язык


Учебник: Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе (Школа России) – М. : Просвещение, 2016. – 143 с.


Название раздела, темы: Звуки и буквы.

Решаемые проблемы. Что такое алфавит? Для чего надо знать алфавит?

Цели: познакомить с русским алфавитом (азбукой), его ролью в жизни людей; развивать умение пользоваться алфавитом.


Планируемые результаты:


Предметные результаты:

Познакомятся с этимологией слов алфавит, азбука, со значением алфавита в жизни людей.

Получат возможность научиться называть буквы в алфавитном порядке.


УУД

Регулятивные: Оценивать результаты выполненного задания.

Познавательные: классифицировать буквы по сходству в их названии. Применять знания алфавита при пользовании справочниками, словарями.

Коммуникативные: высказываться о значимости изучения алфавита. Осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач.

Личностные результаты: имеют представление о своей этнической принадлежности, проявляют уважение к родному языку.


Оборудование: 1). Орфографические словари (для каждого ученика);

2). Плакаты: памятник Кириллу и Мефодию в Москве,

Старо-славянская азбука,

Алфавит.

3). Карточки: анаграммы (для каждого ученика);

Фамилии авторов;

Рисунки с буквами алфавита



Ход урока:


1.Организационный момент.

Долгожданный дан звонок – начинается урок!

-Запишите сегодняшнее число и «классная работа».


2.Чистописание



  • Сейчас я вам загадаю загадку, и если вы её отгадаете, то узнаете какую букву мы будем писать на минутке чистописания.


В море плавала акула

Ела всё, что в нём тонуло.

К нам акула приплыла –

Превратилась в букву... (А)


  • Напишите в тетради по образцу заглавную букву А и строчную букву а одну строчку.


3.Самоопределение к деятельности.

НА ДОСКЕ:

Л Ф А Т В А И

  • 1). -На доске написаны буквы.

-На какие две группы можно разделить буквы? (Гласные и согласные).

-Назовите согласные. (Л Ф Т В)

- Назовите буквы, которые имеют пары по звонкости/глухости.(Ф В Т)

- Что можете сказать про букву Л?

-Назовите гласные (А И).

-Что можно сказать о букве И(Согласные звуки произносятся мягко в слиянии со звуком [и]).

-Что можно сказать о букве А(Согласные в слиянии произносятся твёрдо).

  • 2).Соберите буквы в слово и узнаете тему нашего урока. (АЛФАВИТ).

-Правильно, тема нашего урока - Алфавит .

- На 2-ой строке запишите слово АЛФАВИТ


4. Работа по теме урока.


1).Знакомство с алфавитом.

-Сколько всего букв в русском языке? (33).

-Сколько гласных букв? (10).

-А сколько согласных? (21).

-Сколько букв не обозначают звука? (2).

Назовите эти буквы. (Ъ, Ь).



Буквы-значки, как бойцы на парад,

в строгом порядке построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит

и называется он ...

(Алфавит)


  • 2).Кто знает, как образовалось это слово Алфавит? (Предположения детей).


- Слово Алфавит пришло к нам из греческого языка. Первые две буквы назывались «Альфа» и «Вита». Из этих двух названий получилось слово – Алфавит. 

- Как называется ваша первая учебная книга? (Азбука).

-Попробуйте объяснить, почему её так назвали? (Высказывания детей).


-Это первые две буквы из старославянского письма- «Аз» и «Буки». Из этих двух названий получилось слово – Азбука. 

Русское слово «Азбука» и греческое слово «Алфавит» – обозначают одно и тоже.

-После слова АЛФАВИТ запишите слово АЗБУКА


3).Кто–то может сказать, что такое Алфавит? (Высказывания детей).

-Правильно, Алфавит- это буквы, расположенные в строго определённом порядке. В Алфавите каждая буква имеет своё место и название. 


4). А знаете ли, вы кто создал алфавит? (Предположения детей)

Для того чтобы убедиться в правильности наших предположений, мы должны выполнить задание, которое находится в конвертах у вас на парте.

(Собрать буквы по порядку проставленных цифр)

6 5 4 2 1 3 2 4 7 1 5 6 3

1вариант - л л и и К р 2 вариант- е о й М д и ф


-Проверим, что у вас получилось. Кто же создал славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий) ФОТО


История возникновения Алфавита.

1). Славянскую (русскую) азбуку составили более 1000лет назад братья Кирилл и Мефодий. В память о них 24 мая славянский мир празднует День славянской письменности и культуры.

На Российскую землю этот праздник пришёл недавно – 17 лет назад, когда в Москве, на Славянской площади, был открыт памятник братьям – просветителям Кириллу и Мефодию. У подножия памятника была зажжена Неугасимая лампада – знак вечной памяти.

2). Вот так выглядела старославянская азбука.

3).В старом русском алфавите первые две буквы назывались : «аз» и «буки».

-Произнесите быстро-быстро эти названия друг за другом: аз-буки, аз-буки… Теперь вы знаете, как получилось слово «азбука».

-Название полного собрания букв пришло к нам из Древней Греции. Там первые две буквы такого собрания назывались так – «альфа» и «вита». Попробуйте-ка произнести эти названия быстро-быстро друг за другом: альфа-вита, альфа-вита, альфа-вита… Именно так и возникло слово «алфавит».

-Поэтому «алфавит» и «азбука» - это одно и то же, слова-синонимы.

-Прошло время, и сейчас алфавит имеет несколько другой вид. Именно его мы сейчас и изучаем.

-Давайте прочитаем буквы алфавита, повторяя их за мной.


5.Списывание предложения с доски:

Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку.


6.Физкультминутка

А – начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А узнать её легко:

Ноги ставит широко.



Дети должны стоять, широко расставив ноги. На каждый счёт руки поочерёдно:

на пояс, на плечи, вверх, два хлопка, на плечи, на пояс вниз – два хлопка. (Темп постепенно убыстряется.)



Дети садятся на свои места.



7.-Давайте подумаем, для чего нужен Алфавит? (Предположения детей).

-Посмотрите ребята, вопрос один, а мнений много.

Давайте вместе находить ответ на этот вопрос.

8.Чтение алфавита хором, правильно называя буквы.


9.Отгадайте загадку.


Гладишь - ласкается,

Дразнишь – кусается.

На цепи сидит,

Дом сторожит. (Собака).


  • 1). -Что вы можете сказать об этом слове? (Это слово из словаря)

-Попробуйте быстро найти это слово в орфографическом словаре, который лежит у вас на парте.

Трудно было выполнить задание? (Ответы детей).

-А можно было это задание выполнить быстрее? (Ответы детей)

Что для этого нужно знать? (Алфавит)

  • -С какой целью слова располагаются в словаре в алфавитном порядке? (Для удобства поиска нужного слова).

-Значит, Алфавит используется для составления словарей, различных справочников, каталогов.


  • 2). Обратимся к классному журналу. Вы часто наблюдали, как учитель быстро находит фамилию ученика. Как вы думаете, почему? (Высказывания детей).

-Конечно, он использует Алфавит. 

10. Самостоятельная работа.

- Записать в алфавитном порядке фамилии наших учеников: Кравченко, Ким, Каменева.

- Какое правило нужно помнить при записи фамилий, начинающихся с одной и той же буквы?

Проверка с доски: Каменева, Ким, Кравченко.


  • 3). Ребята, вы все посещали библиотеку и наверно заметили, что библиотекарь быстро находит ту или иную книгу. Почему? (Предположения детей).

-Конечно, книги в библиотеке стоят в алфавитном порядке, для удобства поиска книги. 

11. Практическое пользование алфавитом.


- Давайте немного побудем библиотекарями и разложим книги, ставя в алфавитном порядке фамилии авторов книг.

(Барто, Михалков, Пушкин, Чарушин)

  • (Напомнить написание имён собственных).


Проверка с доски

12. Физкультминутка.

Изобразите движением рук, ног, туловища, букву Ф,Р,Ж, Т, Я


13. Работа по учебнику.(с.56 упр.8)

Отгадайте, работая парами, слово, зашифрованное в упражнении. (учитель)

-А теперь отгадайте мои слова:

1).1-ая буква-стоит между буквами Й и Л

2-ая-первая буква алфавита

3-я-стоит после буквы П

4-я- первая буква алфавита

5-я-стоит перед буквой М

6-я- пятая буква алфавита

7-я-первая буква алфавита

8-я-стоит между буквами Ч и Щ (КАРАНДАШ)

14. Домашнее задание

С.57 упр.11

Рефлексия


  • Что такое алфавит?

  • Сколько букв в русском алфавите?

  • Кто уже запомнил алфавит?

  • Кто правильно называет буквы?

  • Кому ещё нужно немного потренироваться?

  • Молодцы, ребята! Вы очень хорошо поработали. Урок окончен, всем спасибо!

Дополнительно

Работа по карточкам: соединить буквы в алфавит. порядке и закончить рисунок


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!