СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Алфавитный подход к определению количества информации

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Алфавитный подход к определению количества информации

Просмотр содержимого документа
«Алфавитный подход к определению количества информации»

Алфавитный подход к определению количества информации

Тема урока: Алфавитный подход к определению количества информации

Место: 8 класс

Цели урока:

Образовательная:

        познакомить с алфавитным подходом к измерению информации;

        ввести единицы измерения информации и соотношение между ними;

        научить вычислять информационный объём сообщения, записанного знаками какого-либо алфавита и представлять его в различных единицах измерения;

Развивающая:

        Развитие познавательного интереса, речи и внимания учащихся.

        Формирование информационной компетентности.

Воспитательная:

        Воспитание у учащихся интереса к предмету, доброжелательности, умения работать в коллективе.

Тип урока: Урок изучения нового материала

Методы проведения: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый

Оборудование урока:

  • проектор

  • персональные компьютеры

  • раздаточный материал: методическое пособие с заданиями

  • презентация

Программное обеспечение: ОС Windows, ОС Линукс, приложение Калькулятор

Требования к знаниям и умениям учащихся:

Перед уроком:

Учащиеся должны знать:

  • понятие знаковой системы

  • понятие бита

  • единицы измерения информации

Учащиеся должны уметь:

  • приводить примеры знаковых систем

  • решать простейшие задачи на нахождение количества информации

После урока:

Учащиеся должны знать:

  • единицы измерения информации и их соотношения

  • понятие алфавита и алфавитного подхода

Учащиеся должны уметь:

  • оперировать полученными знаниями по данной теме

  • решать задачи на нахождение информационного объема сообщения, записанного знаками какого-либо алфавита и представлять его в различных единицах измерения

План урока

1.     Организационный момент (2-3 мин.)

2.     Повторение (10 мин.)

3.     Основная часть материала (16 мин.)

3.1. Объяснение материала (15 мин)

3.2. Физкультминутка (1 мин)

4.     Закрепление материала (10 мин.)

5.     Вопросы учеников, ДЗ, подведение итогов урока (5 мин.)


Ход урока 


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Внешний вид доски

1.     Организационный момент

Задачи:  привлечь внимание учащихся и проверить их готовность к уроку и познакомить с темой занятия.

Ожидаемый результат: учащиеся настроены на занятие, внимательно слушают учителя

Учитель входит в класс и приветствует учащихся: Сегодня 15 апреля и темой сегодняшнего нашего занятия будет  «Алфавитный подход к определению количества информации». Запишите ее в тетрадь. Зрительно проверяет готовность учащихся к уроку.

Внимательно слушают учителя, записывают дату и тему урока в тетрадь.

 

 

Слайд 1.

2.     Повторение

Задачи: вспомнить, что такое знаковая система и привести примеры, что такое бит и какие еще есть единицы измерения информации

Ожидаемый результат: учащиеся правильно отвечают на вопросы, выполняют задания

На прошлом уроке мы с вами узнали, что такое знаковая система. Кто мне сможет дать определение? Хорошо. А теперь приведите примеры таких систем.

Какая единица принимается за количество информации? Какие единицы измерения вы еще знаете?

А сейчас возьмите, пожалуйста, карточки и выполните предложенные вам задания.

Внимательно слушают учителя и отвечают на вопросы, выполняют задания на карточках

 

 

 

3.     Основная часть урока

Задачи этапа: учащиеся знакомятся с алфавитным подходом, понятием алфавит, количество информации

Ожидаемый результат: учащиеся внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы, выполняют задания

3.1. Объяснение нового материала

Сегодня мы познакомимся еще с одним способом определения информации – алфавитным подходом.

При алфавитном подходе рассматривается запись сообщения с помощью какой-либо знаковой системы. Пусть алфавит знаковой системы состоит из N символов. Представим, что передать нужно всего один символ (это может быть один из N символов). Опять возникает неопределённость. Значит, количество информации, которое несёт сообщение, равное одному знаку, определяется соотношением:

N = 2i, где N – мощность алфавита;

алфавит – набор всех допустимых символов знаковой системы.

       С помощью этой формулы можно определить количество информации, которое несёт знак в знаковой системе.

Вопросы классу:

1.     Какое количество информации несет 1 знак арифметического выражения? (4 бит)

2.     Какое количество информации несет 1 знак русского алфавита? (5 бит)

3.     Какое количество информации несет 1 знак двоичной знаковой системы? (1 бит)

 

Сообщение состоит не из одного знака, а из последовательности знаков. Допустим, что сообщение содержит kзнаков. Каждый знак несёт определённое количество информации i. Количество информации во всём сообщении: I=ik.

Алфавит – набор всех допустимых символов знаковой системы.

N = 2i, I = i * k

где N – мощность алфавита;

– количество информации, которое несёт каждый символ алфавита;

I – Количество информации в сообщении при алфавитном подходе.

 

Пример 1. Подсчитайте, какое количество информации несет сообщение «ПРИВЕТВАСЯ».

Решение: сообщение записано на русском языке, алфавит = 32 буквы (i=5 бит, N=32, 32=2i, 25=2i ), количество символов k = 10, тогда все сообщение несет количество информации  I = 5 бит * 10 = 50 бит.

Ответ: 50 бит

Пример 2. Подсчитайте, какое количество информации несет выражение «4+5=9».

Решение: выражение записано с помощью арифметических знаков (N = 16, 24 = 2ii= 4 бит), количество знаков k= 5, тогда все сообщение I = 4 бит * 5 = 20 бит.

Ответ: 20 бит.

Внимательно слушают учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют упражнения вместе с учителем

 

  

Слайд 2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 3.

  

Слайд 4.

Слайд 5.

 

  

Слайд 6.

 

 

  

Слайд 7.

 

3.2.Физкультминутка

Задачи этапа: после умственного напряжения расслабить учащихся, сменить вид деятельности.

Ожидаемый результат: учащиеся отдохнули, размялись и готовы к практической работе за компьютерами

Учитель проводит физкультминутку, громко произнося слова и показывая движения:

Упражнение 1:

Руки на пояс поставьте вначале

Влево и вправо качайте плечами.

Выполнить по 5 наклонов в каждую сторону.

 

Упражнение 2:

Вы дотянитесь мизинцем до пятки,

Если достали – все в полном порядке.

Выполнить по три раза.

 

 

 

 

 

Выполняют упражнения

Слайд 8.

4.     Закрепление материала

Задачи этапа: учащиеся задачи на нахождение информационного объема сообщения на доске, выполняют практическую работу

Ожидаемый результат: учащиеся представляют выполненные практические задания.

        Задача1. Определите, какое количество информации несет сообщение 00011001

        Решение: N = 2, i = 1 бит, k = 8, I = i*k = 8*1бит = 8 бит.

       Ответ: 8 бит.

        Задача 2. Сообщение, записанное буквами 32-символьного алфавита, содержит 140 символов. Какое количество информации оно несет?

        Решение: N = 32, 32= 2i, 25 = 2ii = 5 бит, k = 140, I = 140*5 = 700 бит.

       Ответ: 700 бит.

Теперь давайте выполним практическую работу (получают карточки с заданиями для практической работы).

Учащиеся решают задачи по теме «Алфавитный подход к определению количества информации» вместе с учителем

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют практическую работу

Слайд 9.

Слайд 10.

Слайд 11.

 

5.     Вопросы учеников, ДЗ, подведение итогов урока

Ответы на вопросы учащихся, домашнее задание, выставление оценок за урок.

Итак, сегодня мы с вами узнали что такое алфавит и алфавитный подход, научились решать задачи на нахождение информационного объема, научились переводить единицы измерения информации с помощью приложения Калькулятор. На следующем уроке мы научимся решать более сложные задачи.

Благодарю всех за внимание.

Задают вопросы, записывают домашнее задание.

Слайд 12.

Слайд 13.

 

 

Литература

1.       Угринович Н.Д. Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс: Учебник для 8 класса.– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

2.       Методического пособия для учителя «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе», автор Н.Д. Угринович.

3.  Windows-CD. Компьютерный практикум на CD-ROM. Угринович Н. Д. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

 




Просмотр содержимого документа
«Приложения к уроку 1»

Приложение 2

Практическая работа по теме

«Перевод единиц измерения информации»

Цель: закрепить правила перевода единиц измерения информации с использованием приложения Калькулятор.

Программное обеспечение: ОС Windows, ОС Линукс, приложение Калькулятор.

Ход работы

Задание: переведите в килобайты.

  1. 7168 байт =

  2. 7680 байт =

  3. 75776 байт =

  4. 700000 байт =

  5. 2 Мб =

  6. 400 Мб =

  7. 5 Гб =

  8. 300 Гб =

  9. 2560 байт =

  10. 257 Мб =

  11. 30 Гб =







Практическая работа по теме

«Перевод единиц измерения информации»

Цель: закрепить правила перевода единиц измерения информации с использованием приложения Калькулятор.

Программное обеспечение: ОС Windows, ОС Линукс, приложение Калькулятор.

Ход работы

Задание: переведите в килобайты.

  1. 7168 байт =

  2. 7680 байт =

  3. 75776 байт =

  4. 700000 байт =

  5. 2 Мб =

  6. 400 Мб =

  7. 5 Гб =

  8. 300 Гб =

  9. 2560 байт =

  10. 257 Мб =

  11. 30 Гб =







Приложение 1


Карточка 1

Фамилия_______________________________________8 класс

1. Бит – это____________________________________________________________


2. В корзине лежат 8 шаров. Все шары разного цвета. Сколько информации несет сообщение о том, что из корзины достали красный цвет?

Решение:______________________________________________________________

______________________________________________________________________


3. Сравните: а) 1204 КБ 1 МБ

б) 14 бит 14 байт


Карточка 2

Фамилия _____________________________________________________ 8 класс

1. Дайте определения понятию «информация» -это__________________________

______________________________________________________________________

2. Была получена телеграмма: «Встречайте вагон №7». Известно, что в составе поезда 16 вагонов. Какое количество информации было получено?

Решение:____________________________________________________________________________________________________________________________________


3. Сравните: а) 38МБ 38КБ

б) 210 ГБ 1ГБ


Карточка 3

Фамилия______________________________________________ 8 класс

1. Дайте определение понятию перекодирование – это_______________________

_____________________________________________________________________

2. Группа школьников пришла в бассейн, в котором 4 дорожки для плавания. Тренер сообщил, что группа будет плавать на дорожке номер 3. Сколько информации получили школьники из этого сообщения?

Решение:____________________________________________________________________________________________________________________________________


3. Сравните: а) 1 байт 32 бит

б) 2048МБ 2ГБ



Просмотр содержимого презентации
«Алфавитный подход к определению количества информации»

Петрова Е.В. Тема урока: Алфавитный подход к определению количества информации Петрова Е.В.

Петрова Е.В.

Тема урока:

Алфавитный подход к определению количества информации

Петрова Е.В.

N = 2 i Мощность алфавита Алфавит – набор всех допустимых символов знаковой системы Петрова Е.В.

N = 2 i

Мощность алфавита

Алфавит набор всех допустимых символов знаковой системы

Петрова Е.В.

Какое количество информации несет 1 знак арифметического выражения? Какое количество информации несет 1 знак русского алфавита? Какое количество информации несет 1 знак двоичной знаковой системы?
  • Какое количество информации несет 1 знак арифметического выражения?
  • Какое количество информации несет 1 знак русского алфавита?
  • Какое количество информации несет 1 знак двоичной знаковой системы?

Петрова Е.В.

Алфавит – набор всех допустимых символов знаковой системы. N = 2 i I=i*k где N – мощность алфавита; i – количество информации, которое несёт каждый символ алфавита; I – Количество информации в сообщении при алфавитном подходе.
  • Алфавит – набор всех допустимых символов знаковой системы.

N = 2 i I=i*k

  • где N – мощность алфавита;
  • i количество информации, которое несёт каждый символ алфавита;
  • I – Количество информации в сообщении при алфавитном подходе.

Петрова Е.В.

Решение задач Петрова Е.В.

Решение задач

Петрова Е.В.

Задача 1 . Подсчитайте, какое количество информации несет сообщение «ПРИВЕТВАСЯ». i=5 бит N=32 32=2 i 2 5 =2 i  k = 10 I = 5 бит * 10 = 50 бит. Ответ: 50 бит Петрова Е.В.

Задача 1 . Подсчитайте, какое количество информации несет сообщение «ПРИВЕТВАСЯ».

  • i=5 бит
  • N=32
  • 32=2 i
  • 2 5 =2 i
  • k = 10
  • I = 5 бит * 10 = 50 бит.

Ответ: 50 бит

Петрова Е.В.

Задача 2. Подсчитайте, какое количество информации несет выражение «4+5=9». N = 16  2 4 = 2 i  i= 4 бит  k = 5 I = 4 бит * 5 = 20 бит. Ответ: 20 бит. Петрова Е.В.

Задача 2. Подсчитайте, какое количество информации несет выражение «4+5=9».

  • N = 16
  • 2 4 = 2 i
  • i= 4 бит
  • k = 5
  • I = 4 бит * 5 = 20 бит.

Ответ: 20 бит.

Петрова Е.В.

Физкультминутка Петрова Е.В.

Физкультминутка

Петрова Е.В.

Задача1. Определите, какое количество информации несет сообщение 00011001 N = 2 i = 1 бит k = 8 I = i*k I = 8*1бит = 8 бит. Ответ: 8 бит. Петрова Е.В.

Задача1. Определите, какое количество информации несет сообщение 00011001

  • N = 2
  • i = 1 бит
  • k = 8
  • I = i*k
  • I = 8*1бит = 8 бит.

Ответ: 8 бит.

Петрова Е.В.

Задача 2 . Сообщение, записанное буквами 32-символьного алфавита, содержит 140 символов. Какое количество информации оно несет? N = 32 32= 2 i 2 5 = 2 i i = 5 бит k = 140 I = k*i I = 140*5 = 700 бит. Ответ: 700 бит. Петрова Е.В.

Задача 2 . Сообщение, записанное буквами 32-символьного алфавита, содержит 140 символов. Какое количество информации оно несет?

  • N = 32
  • 32= 2 i
  • 2 5 = 2 i
  • i = 5 бит
  • k = 140
  • I = k*i
  • I = 140*5 = 700 бит.

Ответ: 700 бит.

Петрова Е.В.

Практическая работа Петрова Е.В.

Практическая работа

Петрова Е.В.

Домашнее задание Прочитать п.1.3.3, № 1.8 – 1.10 Петрова Е.В.

Домашнее задание

Прочитать п.1.3.3,

№ 1.8 – 1.10

Петрова Е.В.

Спасибо за внимание! Петрова Е.В.

Спасибо за внимание!

Петрова Е.В.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!