СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Алгоритм написания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке описаны  конечные последовательные действия при составлении и написании дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, выполнение коорых поможет достичь заданной цели. Данная раработка в помощь педагогам дополнительного образования, методистам.

Просмотр содержимого документа
«Алгоритм написания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Образовательный технический центр»





Методические рекомендации «Алгоритм написания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»


Методист: Евсеева Ю.А.




2018 г. Алгоритм написания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

(Приказ № 115 от 01.03.2016 г. Об утверждении региональных рекомендаций к регламентации деятельности образовательных организаций Ростовской области, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам.

Положение о порядке утверждения и примерной структуре дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы МБОУДО «ОТЦ» приказ №64-ОД от 29.06.2016 г).


Структура программы дополнительного образования детей

Дополнительная образовательная программа, как правило, включает следующие структурные элементы:

  1. Титульный лист.

  2. Паспорт программы (не обязательно)

  3. Пояснительная записка.

  4. Учебный план.

  5. Содержание учебного плана.

  6. Календарный учебный график.

  7. Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.

  8. Список литературы.


Оформление и содержание структурных элементов программы дополнительного образования детей.


Титульный лист

На титульном листе рекомендуется указывать:

  • наименование учредителя;

  • наименование образовательного учреждения, организации (согласно формулировке устава организации);

  • дата и № протокола экспертного совета, рекомендовавшего программу к реализации;

  • гриф утверждения программы (с указанием ФИО руководителя, даты и № приказа);

  • название программы;

  • направленность программы;

  • возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;

  • срок реализации дополнительной образовательной программы;

  • ФИО, должность разработчика (-ов) программы;

  • место (город, другой населенный пункт) и год разработки программы.











Паспорт программы


Название ДОП

«______________________________»

Сведения об авторе


ФИО:

Место работы:

Адрес образовательной организации:

Домашний адрес автора:

Телефон служебный:

Телефон мобильный:

Должность:

Участие в конкурсах авторских образовательных программ и программно-методических комплексов/результат


Нормативно-правовая база (основания для разработки программы, чем регламентируется содержание и порядок работы по ней)


Материально-техническая база


Год разработки, редактирования


Структура программы


Направленность


Направление


Возраст учащихся


Срок реализации


Этапы реализации


Новизна


Актуальность


Цель


Ожидаемые результаты


Формы занятий (фронтальные (указать кол-во детей), индивидуальные)


Режим занятий


Формы подведения итогов реализации




Пояснительная записка
  1. Пояснительную записку рекомендуется начинать с нормативно-правовой базы (Федеральные законы, приказы Министерства образования и науки Российской Федерации, региональные распоряжения, инструктивные письма и методические рекомендации, локальные нормативные документы МБОУДО «ОТЦ»), программы, на основании которых разработана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа); затем введения – краткой характеристики предмета, его значимости. Во вводной части можно изложить информацию, касающуюся данного вида деятельности, искусства, его истории, регионов распространения и тому подобное. Следует обосновать сущность сложившейся ситуации, выходы на социальную действительность и потребности ребят. Обоснование не должно быть очень большим, достаточно будет одного-двух абзацев грамотных и ясных предложений.

Например: Рисование – одно из любимых занятий ребят. Если выбрать правильный метод преподавания, дети усвоят целый ряд новых навыков, укрепят зрительную память, научаться замечать цвета и формы окружающего мира. В результате они будут пытаться воплотить и свое собственное видение. Надо поддерживать стремление детей не только рисовать с натуры, но также изображать их собственные фантазии.

  1. Направленность программы – художественная (техническая, естественно-научная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-педагогическая). Направление деятельности т.е на что программа направлена.

  2. Вид программы (авторская, модифицированная и т.п.) и ее уровень (ознакомительный, базовый, углубленный).

  3. Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ

В данном подразделе следует описать наличие предшествующих аналогичных дополнительных образовательных программ и отличие данной программы от программ других авторов, чей опыт использован и обобщѐн. Нужно указать, как в данной программе расставлены акценты, какие выбраны приоритетные направления.

Например: Отличительной особенностью программы является то, что она даѐт возможность каждому обучающемуся попробовать свои силы в разных (более десяти) видах декоративно-прикладного творчествам.

Новизна дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы предполагает:

  • новое решение проблем дополнительного образования;

  • новые методики преподавания;

  • новые педагогические технологии в проведении занятий;

  • нововведения в формах диагностики и подведения итогов реализации программы и т.д.

Например: Новизна данной программы заключается в том, что в процесс обучения включена проектная деятельность с использованием компьютерных технологий.

Педагогическая целесообразность подчеркивает прагматическую важность взаимосвязи выстроенной системы процессов обучения, развития, воспитания и их обеспечения.

В этой части пояснительной записки нужно дать аргументированное обоснование педагогических действий в рамках дополнительной образовательной программы, а конкретно, в соответствии с целями и задачами, выбранных форм, методов и средств образовательной деятельности и организации образовательного процесса.

Например: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Как вести за собой» органично аккумулировала научные разработки классиков педагогики и современные методики формирования лидерских навыков в процессе коллективной работы и закрепления опыта решения сложных задач при коллективной работе. Сочетание

методических подходов, опирающихся на разработки классиков педагогики, с современными методиками формирование лидерских навыков является педагогически целесообразной.

  1. Актуальность программы – это ответ на вопрос, зачем современным детям в современных условиях нужна конкретная программа. Актуальность может базироваться:

  • на анализе социальных проблем;

  • на материалах научных исследований;

  • на анализе педагогического опыта;

  • на анализе детского или родительского спроса на дополнительные образовательные услуги;

  • на современных требованиях модернизации системы образования;

  • на потенциале образовательного учреждения;

  • на социальном заказе муниципального образования и других факторах.

Например: Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Как вести за собой» определяется необходимостью подготовки молодежных лидеров – организаторов деятельности детских общественных объединений на современном этапе развития общества.

Актуальность предлагаемой программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы художественно-эстетического развития младших школьников.

  1. Цель программы – это заранее предполагаемый результат образовательного процесса, к которому надо стремиться. При характеристике цели необходимо избегать общих абстрактных формулировок. Цель должна быть связана с названием программы, отражать ее основную направленность и желаемый конечный результат. Цель программы одна.

Цели могут быть направлены:

  • на развитие ребенка в целом;

  • на развитие определенных способностей ребенка;

  • на обеспечение каждому ребенку требуемого уровня образования;

  • на формирование у каждого ребенка умений и потребности самостоятельно пополнять свои знания, умения, навыки;

  • на воспитание обучающихся в соответствии с высокими моральными ценностями;

  • на формирование общечеловеческих нравственных ценностных ориентаций, самосознания, общественно ценных личностных качеств; обеспечение гармоничного эстетического и физического развития; выработку навыков здорового образа жизни;

  • на обучение детей трудовым навыкам, приемам самостоятельной работы, коллективному взаимодействию, взаимопомощи, формирование культуры и пр.

Для написания формулировки цели педагог может использовать существительные: создание, развитие, обеспечение, приобщение, профилактика, укрепление, взаимодействие, формирование и др.

Например: Цель программы: формирование у обучающихся интереса к техническому творчеству.

Цель программы: эстетическое воспитание юного поколения средствами вокального искусства.

  1. Задачи программы. Конкретизация цели осуществляется через определение задач, раскрывающих пути достижения цели. Задачи показывают, что нужно сделать, чтобы достичь цели. Нужно сформулировать адекватное количество задач.

Задачи должны соответствовать цели и подразделяться на группы:

  • обучающие задачи, то есть отвечающие на вопрос, что узнает, в чем разберется, какие представления получит, чем овладеет, чему научится обучающийся, освоив программу;

  • развивающие задачи, то есть связанные с развитием творческих способностей, возможностей, внимания, памяти, мышления, воображения, речи, волевых качеств и т.д. и указывать на развитие ключевых компетентностей, на которые будет делаться упор при обучении;

  • воспитательные задачи, то есть отвечающие на вопрос, какие ценностные ориентиры, отношения, личностные качества будут сформированы у обучающихся.

Формулировать задачи следует в едином ключе, придерживаясь во всех формулировках одной грамматической формы:











Глаголы

Существительные

способствовать, развивать, приобщать, воспитывать, обучить, сформировать, обеспечить, поддержать, расширить, углубить, познакомить, предоставить возможность и т.д.

помощь, развитие, приобщение, воспитание, обучение, формирование, обеспечение, поддержка, расширение, углубление, знакомство, предоставление возможности и т.д.

Варианты формулировок задач.

Обучающие:

  1. Способствовать овладению русской народной певческой манерой исполнения.

  2. Обучить навыкам танцевального мастерства.

  3. Научить правильному дыханию.

Развивающие:

  1. Развитие умения думать, умения исследовать, умения общаться, умения взаимодействовать, умения доводить дело до конца и т.д.

  2. Развитие артистических, эмоциональных качеств у детей средствами вокальных занятий.

  3. Развитие координации, гибкости, пластики, общей физической выносливости.

Воспитательные:

  1. Сформировать гражданскую позицию, патриотизм.

  2. Воспитать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества, толерантность и т.д.).

Адресат - (на кого рассчитана программа: возраст, пол, круг интересов, уровень подготовки Объем программы - сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы); должен обеспечить возможность достижения планируемых результатов, заявленных в программе; характеризует продолжительность программы - количество недель, месяцев, лет, необходимых для ее освоения. Например:
  1. Программа рассчитана на 4 года обучения. 1 год обучения – 72 часа; 2 год обучения – 108 часов; 3 год обучения – 144 часа;4 год обучения – 216 часов.

  2. Программа рассчитана на 3 года обучения по 144 часа в год.

  1. Формы организации образовательного процесса

Возможные формы организации образовательного процесса:

Индивидуальная

Групповая

Фронтальная

индивидуально-групповая

ансамблевая, оркестровая

работа по подгруппам (по звеньям)

Занятие по типу может быть комбинированным, теоретическим, практическим, диагностическим, лабораторным, контрольным, репетиционным, тренировочным и др.

Возможные формы проведения занятий или виды занятий:

акция

круглый стол

сбор

аукцион

круиз

семинар

бенефис

лабораторное занятие

сказка

беседа

эвристическая лекция

смотрины

вернисаж

мастер-класс

соревнование

викторина

«мозговой штурм»

спектакль

встреча с интересными людьми

наблюдение

студия

выставка

олимпиада

творческая встреча

галерея

открытое занятие

творческая мастерская

гостиная

посиделки

творческий отчет

диспут, дискуссия, обсуждение

поход

тренинг

занятие-игра

праздник

турнир

защита проектов

практическое занятие

фабрика

игра деловая

представление

фестиваль

игра-путешествие

презентация

чемпионат

игра сюжетно-ролевая

производственная бригада

шоу

игровая программа

профильный лагерь

экзамен

класс-концерт

поход

экскурсия

КВН

размышление

экспедиция

конкурс

рейд

эксперимент

консультация

репетиция

эстафета

конференция

ринг

ярмарка

концерт

салон

и другие

Например: Форма организации занятия – групповая, формы проведения занятия или вид занятия – беседа, учебно-тренировочное занятие, соревнование, игра, круглый стол, шоу, дискуссия и т.д.

Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу. Продолжительность занятия – 45 минут.

  1. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

Предметные результаты должны быть соотнесены с обучающими задачами и сформулированы в соответствии с требованиями к знаниям и умениям, приобретенными учащимся в процессе каждого года обучения по программе.

Личностные результаты следует соотнести с воспитательными задачами и перечислить качества личности, которые могут развиваться у учащихся в ходе занятий.

Метапредметные результаты соотносятся с развивающими задачами.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета.

У обучающихся будут сформированы:

  • потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению других;

  • нравственная позиция (внутренняя мотивация поведения обучающегося, способного к самоконтролю и имеющего чувство личного достоинства, а также ответственно относящегося к организации театральной деятельности)

  • толерантность (разновозрастное сотрудничество на основе общего коллективного творчества).

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности.

Регулятивные УУД

У обучающихся сформированы действия:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную педагогом;

  • планировать свои действия на отдельных этапах музееведческой работы;

  • осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

  • анализировать причины успеха/неуспеха;

  • пользоваться приѐмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей;

  • понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при составлении текста экскурсии.

Коммуникативные УУД

У обучающихся сформированы действия:

  • включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность;

  • работать в группе, управлять поведением партнера;

  • обращаться за помощью;

  • формулировать свои затруднения;

  • предлагать помощь и сотрудничество

  • слушать собеседника;

  • договариваться о распределении функций в совместной деятельности, приходить к общему решению;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злость, удивление, восхищение).

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета.

Обучающиеся будут знать:

  • основные термины, применяемые в музейном деле;

  • историю музейного дела;

  • основы музееведческой деятельности. Обучающие научатся:

  • методике проведения поисково-собирательской работы;

  • методике проведения научно-исследовательской работы;

  • методике подготовки и проведения экскурсий.

Формы подведения итогов (выставки, фестивали, конкурсы, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.).







Учебный план



п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы организации занятий

Формы аттестации, диагностики, контроля

всего

теория

практика

индивидуальные занятия и консультации

1.

Раздел 1 «».

1.1

Тема







1.2

Тема







2.

Раздел 2 «».

2.1

Тема







2.2

Тема








Итого часов








Содержание учебного плана


Например: Тема 3. Специальная физическая подготовка.

Теория: Направленность специальной физической подготовки. Специальная физическая подготовка как основа развития специальных физических качеств, способностей, двигательных функций спортсмена и повышения спортивной работоспособности.

Практика:

    1. Упражнения для развития быстроты.

    2. Упражнения для развития ловкости.

    3. Упражнения для развития силы.

    4. Упражнения для развития специальной выносливости.

    5. Упражнения для развития гибкости.

    6. Базовые элементы: боевая стойка, передвижения, дистанция, прямые одиночные удары и защиты от них.

Календарный учебный график


занятия

Тема занятия

Кол-во

часов

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Дата проведения

планируемая

фактическая







  1. Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:

  • обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);

  • рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и

т. д.;

  • дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или

исследовательской работы и т.д.

- диагностические материалы (в данном подразделе следует указать методы отслеживания (диагностики) успешности овладения учащимися содержанием программы.)

Возможно использование следующих методов отслеживания результативности:

1. Педагогическое наблюдение.

  1. Педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, зачѐтов, взаимозачѐтов, опросов, выполнения учащимися диагностических заданий, участия обучающихся в мероприятиях (концертах, викторинах, соревнованиях, спектаклях), защиты проектов, решения задач поискового характера, активности обучающихся на занятиях и т.п.

  2. Мониторинг. Для отслеживания результативности можно использовать





Педагогический мониторинг

Мониторинг образовательной деятельности детей

контрольные задания и тесты

самооценка обучающегося

диагностика личностного роста и продвижения

ведение зачетных книжек

анкетирование

ведение творческого дневника обучающегося

педагогические отзывы

оформление листов индивидуального образовательного маршрута

ведение журнала учета или педагогического дневника

ведение летописи

введение оценочной системы

оформление фотоотчѐтов



Виды контроля

Время проведения

Цель проведения

Формы контроля

Начальный или входной контроль

В начале учебного года

Определение уровня развития детей, их творческих способностей

Беседа, опрос, тестирование, анкетирование

Текущий контроль

В течение всего учебного года

Определение степени усвоения обучающимися учебного материала. Определение готовности детей к восприятию нового материала. Повышение ответственности и заинтересованности воспитанников в обучении. Выявление детей, отстающих и опережающих обучение. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения.

Педагогическое наблюдение, опрос, контрольное занятие, самостоятельная работа

Промежуточный или рубежный контроль

По окончании изучения темы или раздела. В конце месяца, полугодия.

Определение степени усвоения обучающимися учебного материала. Определение результатов обучения.

Выставка, конкурс, концерт, фестиваль, праздник, соревнование, творческая работа, опрос, контрольное занятие, зачѐт, открытое занятие, олимпиада, самостоятельная работа, защита рефератов, презентация творческих работ, демонстрация моделей, тестирование, анкетирование

В конце учебного года или курса обучения

В конце учебного года или курса обучения

Определение изменения уровня развития детей, их творческих способностей. Определение результатов обучения. Ориентирование обучающихся на дальнейшее (в том числе самостоятельное) обучение. Получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения.

Выставка, конкурс, фестиваль, праздник, концерт, соревнование, творческая работа, презентация творческих работ, демонстрация моделей, опрос, контрольное занятие, зачет, открытое занятие, экзамен, защита рефератов, взаимозачет, игра-испытание, переводные и итоговые занятия, эссе, коллективная рефлексия, отзыв, коллективный анализ работ, самоанализ, тестирование, анкетирование и др.




7. Список литературы. Список литературы включает перечень основной и дополнительной литературы (учебные пособия, сборники упражнений, контрольных заданий, тестов, практических работ и практикумов), справочные пособия (словари, справочники); наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы, технологические карты); может быть составлен для разных участников образовательного процесса: педагогов, учащихся, родителей и оформляется в соответствии с требованиями к библиографическим ссылкам.

Рекомендуется сформировать несколько списков:

  • Список использованной литературы (список литературы, использованной педагогом при написании дополнительной общеобразовательной программы).

  • Список литературы для педагогов (список, рекомендованный педагогам (коллегам) для освоения данного вида деятельности):

  • Основной (обязательная литература, содержание которой позволяет педагогу работать по данной программе);

  • Дополнительный (литература, рекомендованная для пополнения опыта и знаний педагога, работающего по данной программе).

  • Список литературы для учащихся (список, рекомендованной учащимся, для успешного освоения данной дополнительной общеобразовательной программы):

  • Основной (литература, с которой дети знакомятся на занятиях объединения или дома по заданию педагога);

  • Дополнительный (литература, которую педагог может рекомендовать детям для повышения уровня информированности или расширения знаний по темам программы).

  • Список литературы для родителей (материалы, рекомендованные родителям для изучения в целях оказания помощи в обучении и воспитании ребенка, консолидации педагогического и родительского образовательного воздействия).

  • Список интернет-ресурсов (список адресов удалённого доступа с образовательной и общеразвивающей информацией; может являться частью списков 1-4).



Технические требования к оформлению программ дополнительного образования

Текст должен быть набран на компьютере в текстовом редакторе Microsoft Word, шрифтом Times New Roman, 14, полуторный межстрочный интервал, выравнивание по ширине, абзац 1,25 см, на бумаге формата А4 (210x297 мм). Поля: слева – 30 мм, справа – 15 мм, снизу и сверху – 20 мм.

Текст набирать единым шрифтом. Для оформления внутри текста можно использовать полужирное и курсивное начертание. Пробелы перед знаками препинания (кроме тире) не ставятся.

Требования к нумерации страниц

Страницы нумеруются последовательно, начиная с 3-й страницы, т. е. после титульного листа и содержания, далее последовательная нумерация всех листов. Номер страницы располагается в нижнем правом углу.

Требования к заголовкам

Заголовки набираются полужирным шрифтом (шрифт 14 пт.), выравнивание по центру, точка в конце заголовка не ставится. Заголовок, состоящий из двух и более строк, печатается через один междустрочный интервал. Заголовок не имеет переносов, то есть на конце строки слово должно быть обязательно полным. Заголовок отделяется от предыдущего текста – одним интервалом, если есть подзаголовок – двумя.

Требования к приложениям

Материал, дополняющий текст документа, допускается помещать в приложениях. Приложениями могут быть, например, графический материал, таблицы большого формата, расчеты, игры, сценарии, сборники песен и т.д.

Приложение оформляют как продолжение данного документа на последующих его листах или выпускают в виде самостоятельного документа.

В тексте документа на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте документа.




Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху в верхнем правом углу страницы со слова «Приложение 1».

Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.

Приложения обозначают арабскими цифрами, начиная с 1. После слова «Приложение» следует цифра, обозначающая его последовательность.

Если в документе одно приложение, оно обозначается «Приложение 1».

Текст каждого приложения, при необходимости, может быть разделен на разделы, подразделы, пункты, подпункты, которые нумеруют в пределах каждого приложения. Перед номером ставится обозначение этого приложения.

Приложения должны иметь общую с остальной частью документа сквозную нумерацию страниц.

Все приложения должны быть перечислены в содержании документа (при наличии) с указанием их номеров и заголовков.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!