СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему в формате ОГЭ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пошаговый алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

Просмотр содержимого презентации
«15.1 ОГЭ 9»

  Цитируем высказывание и объясняем его смысл    Не забудьте о  логическом переходе к аргументам!   В приведённых ниже примерах этот переход выделен  красным цветом.           К.Г.Паустовский  сказал :  

  Цитируем высказывание и объясняем его смысл

Не забудьте о  логическом переходе к аргументам!  

В приведённых ниже примерах этот переход выделен  красным цветом.          К.Г.Паустовский  сказал :  "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, 

чего нельзя было бы передать русским словом".  Действительно, слова наиболее 

точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё 

многообразие окружающего мира.  Чтобы убедиться в справедливости данного 

высказывания, рассмотрим конкретные примеры.

Вместо глагола "сказал" можно употребить другие:

утверждал

рассуждал

отмечал

считал и т.д.

Можно обойтись и  без цитирования ,  например: Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К.Паустовский  утверждал , что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства.  Убедимся в этом, обратившись к тексту Б.Васильева.

Можно обойтись и  без цитированиянапример:

Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К.Паустовский  утверждал , что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства.  Убедимся в этом, обратившись к тексту Б.Васильева.

или: Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово.  Докажем это на примерах, взятых из текста Б.Васильева.

или:

Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово.  Докажем это на примерах, взятых из текста Б.Васильева.

или:   В высказывании К. Г. Паустовского  моё внимание привлекла мысль о том , что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека.  Попробую доказать это на примерах, взятых из текста Б.Васильева.

или:

  В высказывании К. Г. Паустовского  моё внимание привлекла мысль о том , что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека.  Попробую доказать это на примерах, взятых из текста Б.Васильева.

Другие варианты  формулировки последнего предложения данной части:    Присмотримся повнимательнее к словам в тексте ...  (называем фамилию автора текста) Обратимся к тексту русского писателя ...  (фамилия автора текста) Докажем эту мысль на примерах из текста... Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста ... 

Другие варианты  формулировки последнего предложения данной части:

Присмотримся повнимательнее к словам в тексте ...  (называем фамилию автора текста)

Обратимся к тексту русского писателя ...  (фамилия автора текста)

Докажем эту мысль на примерах из текста...

Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста ... 

Таким образом, общие требования к аргументам таковы:

Таким образом, общие требования к аргументам таковы:

  • примеров  должно быть 2;
  • примеры должны быть  из прочитанного текста ;
  • приводя пример, нужно не только  назвать  языковое явление, но и  объяснить его значение  и  указать роль в тексте .
Аргумент 1. Наш язык очень богат  синонимами  (названо языковое явление)  -  словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской  (объяснено его значение).  Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы

Аргумент 1.

Наш язык очень богат  синонимами  (названо языковое явление)  словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской  (объяснено его значение).  Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение 33)  (приведен пример из текста) , которые  помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини  (указана роль в тексте).

Аргумент 2.   Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов - это  суффиксальный  (названо языковое явление),  т.е. образование новых слов при помощи суффикса (объяснено его значение) . Возьмём, к примеру, слово

Аргумент 2.  

Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов - это  суффиксальный  (названо языковое явление),  т.е. образование новых слов при помощи суффикса (объяснено его значение) . Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1 (приведен пример из текста) . Оно  образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк- , который  помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения  (указана роль в тексте).

При оформлении примеров можно использовать вводные слова

При оформлении примеров можно использовать вводные слова " во-первых ", " во-вторых " и т.д. Не забывайте, что они отделяются  запятой.

В заключительной части сочинения делается  вывод  из всего сказанного.   Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.   Начать вывод можно следующими словами и фразами:  Таким образом, ...  Итак, ... Следовательно, ... В итоге можно прийти к такому выводу: ... В заключение можно сказать, что ... Обобщая сказанное, ... Из этого следует, что ... и т.д.

В заключительной части сочинения делается  вывод  из всего сказанного.

Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.

Начать вывод можно следующими словами и фразами:

Таким образом, ... 

Итак, ...

Следовательно, ...

В итоге можно прийти к такому выводу: ...

В заключение можно сказать, что ...

Обобщая сказанное, ...

Из этого следует, что ...

и т.д.

Например: Таким образом , приведённые примеры подтверждают мысль  К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные  слова для  выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.

Например:

Таким образом , приведённые примеры подтверждают мысль  К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные  слова для  выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.

Примерный образец экзаменационного сочинения:

Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: русский язык настолько богат, что при помощи русского слова мы можем назвать не только предметы, но и всякое действие и состояние. Докажем это на примерах, взятых из текста Б.Васильева.     Наш язык очень богат синонимами   - словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской .  Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини .      Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов - это суффиксальный ,  т.е. образование новых слов при помощи суффикса. Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения . Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль  К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные  слова для  выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!