Работа с неблагополучными семьями.
Традиционные формы работы с неблагополучными семьями:
1. Родительские собрания.
2. Общешкольные и общественные мероприятия.
3. Беседа.
4. Индивидуальные консультации .
5. Посещение квартир.
6. Психологическая и социально-психологическая поддержка, направленная на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса и коррекция межличностных отношений.
Алгоритм работы классного руководителя с неблагополучными семьями:
1-й этап: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семьи за помощью, изучение жалоб жителей (соседей);
2-й этап: первичное обследование жилищно-бытовых условий неблагополучной (проблемной) семьи;
3-й этап: знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с родителями, оценка условий их жизни;
4-й этап: знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, выводов;
5-й этап: изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, её целей, ценностных ориентаций;
6-й этап: изучение личностных особенностей членов семьи;
7-й этап: составление карты семьи.
8-й этап: координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (образовательные учреждения, дошкольные учреждения. Центр социальной реабилитации детей и подростков. Центр защиты семьи, приюты, детские дома, инспекция по делам несовершеннолетних, комиссия и т. д.);
9-й этап: составление программы работы с неблагополучной семьей;
10-й этап: текущие и контрольные посещения семьи;
11-й этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй.
Как строить работу с неблагополучной семьей?
Принцип индивидуального подхода к неблагополучной семьи:
• Подготовка – предварительное знакомство со всеми имеющимися сведениями о семье, составление плана беседы;
• Установление контакта специалистов с членами семьи;
• Выявление сущности семейных проблем, причин их возникновения и внутренних ресурсов неблагополучной семьи;
• Определение плана выхода семьи из тяжёлой ситуации, содержания необходимой помощи и поддержки со стороны специальных служб, стимулирование родителей к самопомощи;
• Реализация намеченного плана, привлечение специалистов, способных помочь в разрешении проблем, которые семья не может решить самостоятельно.
• Патронаж семьи (в случаях тяжелого неблагополучия ).
Педагогу необходимо знать, какова сфера материального бытия ребенка, каков образ его жизни, каковы традиции и обычаи семьи. Здесь необходимо следующее:
1. Изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи.
2. Психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед.
3. Организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей.
4. Защита интересов и прав ребенка в так называемых трудных семьях.
5. Эмоциональная поддержка.
Основные функции классного руководителя в работе с неблагополучной семьёй и детьми из неблагополучных семей:
1. Создать благоприятную обстановку в классе вокруг учащегося из неблагополучной семьи.
2. Установить отношения партнерства и сотрудничества с неблагополучной семьей.
3. Планировать работу с неблагополучными семьями.
4. Создать банк данных о неблагополучных семьях и детях из неблагополучных семей, обучающихся в классе.
5. Создавать и реализовывать индивидуальные программы воспитания детей из неблагополучных семей.
6. Работать с учащимися группы по повышению социального статуса ребенка из неблагополучной семьи.
7. Быть инициатором создания индивидуальных программ обучения детей из неблагополучных семей.
8. Вовлекать ребенка из неблагополучной семьи в кружки и клубы по интересам, в том числе в занятость выходного дня.
Мы привыкли рассматривать семью как очаг мира и любви, где человека окружают самые близкие и дорогие люди. Однако при более пристальном рассмотрении оказывается, что это не так. Неблагополучная семья все чаще напоминает театр военных действий, арену ожесточенных споров, взаимных обвинений и угроз, нередко доходит и до применения физической силы.
Особенно часто при этом страдают дети , они же отстают в умственном и физическом развитии, страдают разными психо эмоциональными расстройствами.
Показатели негативного влияния неблагополучной семьи на ребенка.
1. Нарушение поведения: бродяжничество ,агрессивность , хулиганство, кражи, аморальные формы поведения, неадекватная реакция на замечания взрослых.
2.Нарушение развития : уклонение от учебы, низкая успеваемость.
Ребенок из неблагополучной семьи обнаруживает себя внешним видом, одеждой, манерой общаться, набором нецензурных выражений, неуравновешенностью психики, что выражается в неадекватных реакциях, замкнутости, агрессивности, озлобленности, отсутствии интереса к любому виду обучения. Поведение ребенка и его внешний вид не только говорят о его проблемах, но и призывают о помощи. Но вместо помощи окружение ребенка часто реагирует на него с отторжением, разрывом отношений, подавлением или угнетением его. Ребенок сталкивается с непониманием окружающих, неприятием и в итоге оказывается в еще большей изоляции.
Наша с вами задача - создать условия для свободного развития физических и духовных сил учеников, руководствуясь интересами детей и их возрастными потребностями, защитить от всех неблагоприятных факторов, мешающих этому.
Классный руководитель должен знать проблемы физического и психического здоровья учеников и сделать все возможное, чтобы и родители и ученики не боялись рассказывать о своих проблемах.
1.Создать благоприятную обстановку в классе вокруг учащегося из неблагополучной семьи.
2. Установить отношения партнерства и сотрудничества с неблагополучной семьей.
3. Вовлекать ребенка из неблагополучной семьи в кружки , секции по интересам, в том числе и в каникулярное время.
Традиционные формы работы с неблагополучными семьями:
1. Родительские собрания.
2. Общешкольные и общественные мероприятия.
3. Беседа. 4. Индивидуальные консультации .
5. Посещение квартир.
6. Социально- психологическая поддержка, направленная на создание благоприятного микроклимата в семье .
Затобольская средняя школа №1
Алгоритм взаимодействия классного руководителя
с социально неблагополучными семьями.
Психолог: Жаукова Т.Г
МО кл.руководителей
2013 г.