Просмотр содержимого документа
«Алгоритм создания индивидуальной образовательной программы(ИОП) учителя - логопеда»
Алгоритм работы самообразования учителя - логопеда.
Подготовила
руководитель РМО учителей – логопедов в Северо – Енисейском районе
Лебедева Марина Дмитриевна
ПЛАН профессионального самообразования учителя - логопеда
«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он это может осуществить.» А. Дистервег
Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности.
Совершенствование качества обучения и воспитания напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя. В основе самообразования - интерес занимающегося в сочетании с самостоятельным изучением материала. Суть процесса самообразования заключается в том, что педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности.
Организация процесса самообразования.
Тема, над которой работает учитель.
- В начале каждого учебного года все педагоги выбирают тему самообразования и фиксируют ее в планах методического объединения. Возможных вариантов тем огромное количество, но любая тема должна быть направлена на повышение эффективности воспитательной работы, выработке новых педагогических приемов и методик или созданию научных работ.
Выбор тем для самообразования.
- Темы для самообразования могут подбираться с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого педагога. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы. Система методических мероприятий должна быть подчинена главной цели – профессиональному самосовершенствованию.
План самообразования
Фамилия имя отчество
Тема самообразования
Форма и срок отчета
Учебный год
Содержание обучения, тема самообразования
Форма представления результата
2014 – 2015
2016 – 2017
2018 – 2019
В плане указываются:
- название темы; цели; задачи; предполагаемый результат; этапы работы; сроки выполнения каждого этапа; действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой; способ демонстрации результата проделанной работы.
- название темы; цели; задачи; предполагаемый результат; этапы работы; сроки выполнения каждого этапа; действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой; способ демонстрации результата проделанной работы.
- название темы;
- цели;
- задачи;
- предполагаемый результат;
- этапы работы;
- сроки выполнения каждого этапа;
- действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой;
- способ демонстрации результата проделанной работы.
Для чего это нужно?
- Четко планировать свою работу;
- Осуществлять систематический контроль за своей работой;
- Организовывать дифференцированный подход к деятельности обучающихся;
- Более эффективно осуществлять работу по самообразованию;
- Улучшить самоорганизацию, повысить качество своей работы;
- Найти потенциальные возможности для собственного роста и роста обучающихся.
Подбор источников самообразования:
- Телевидение
- Газеты, журналы
- Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)
- Интернет
- Видео, аудио информация на различных носителях
- Платные курсы
- Семинары и конференции
- Мастер-классы
- Мероприятия по обмену опытом.
Советы занимающимся самообразованием.
- ВАЖНО , чтобы знания по какому-либо вопросу, приобретаемые из одного источника, дополнялись сведениями из другого документа. Это заставляет занимающегося сравнивать, анализировать, делать выводы и формировать свое собственное мнение по данному вопросу. ВАЖНО пользоваться библиотечными каталогами. Это сократит время поиска нужной литературы, так как многие карточки содержат краткую аннотацию или перечисление основных вопросов, раскрываемых в книге. ВАЖНО уметь собирать, накапливать и хранить сведения, факты, выводы. Они пригодятся для выступления на семинарах, педагогических советах, участия в дискуссиях и т. д.
- Если представить деятельность учителя в области самообразования списком глаголов, то получится : читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать.
Теперь сформулируем конкретные виды деятельности, составляющие процесс самообразования, напрямую или косвенно способствующие профессиональному росту педагога:
- Чтение конкретных педагогических периодических изданий
- Чтение методической, педагогической и предметной литературы
- Посещение семинаров, тренингов, конференций, мероприятий
- Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами
- Систематическое прохождение курсов повышения квалификации
- Проведение открытых мероприятий для анализа со стороны коллег
- Организация кружковой и внеурочнойной деятельности
- Изучение информационно-компьютерных технологий
- На основании этого каждый педагог составляет личный план самообразования для профессионального роста.
Технология организации самообразования педагогов может быть представлена в виде следующих этапов :
- 1 этап – установочный , предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу; выбор цели работы, исходя из научно-методической темы (проблемы) школы; формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий.
- 2 этап – обучающий , на котором педагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме образования.
- 3 этап – практический , во время которого происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы.
далее
- 4 этап – теоретическое осмысление , анализ и обобщение накопленных педагогических фактов. На данном этапе целесообразно организовать коллективное обсуждение прочитанной педагогической литературы; творческие отчеты о ходе самообразования на заседаниях МО или кафедры, на районных МО; посещение с обсуждением открытых мероприятий и другие коллективные формы работы.
- 5 этап – итогово-контрольный , на котором педагог должен подвести итоги своей самостоятельной работы, обобщить наблюдения, оформить результаты. При этом главным является описание проведенной работы, установленных фактов, их анализ, теоретическое обоснование результатов, формулирование общих выводов и определение перспектив в работе.
Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.
Каковы могут быть результаты самообразования учителя
- разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования разработка новых форм, методов и приемов обучения доклады, выступления разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей выработка методических рекомендаций по применению новой технологии разработка и проведение открытых мероприятий по собственным темам самообразования проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме)
- разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования
- разработка новых форм, методов и приемов обучения
- доклады, выступления
- разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей
- выработка методических рекомендаций по применению новой технологии
- разработка и проведение открытых мероприятий по собственным темам самообразования
- проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме)
Формы представления результатов самообразования.
- Доклад
- Защита исследовательской работы
- Показ воспитанниками новых форм взаимодействия в процессе обучения
- Брошюра, листовка, буклет
- Открытое занятие
- Проведение семинара
- Обучения коллег новым методикам
- Практикум (тренинг)
- Лекция
Самообразование педагога будет продуктивным, если:
- В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.
- Педагог понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, а следовательно, является открытым для изменений.
- Педагог обладает развитой способностью к рефлексии (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов).
- Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.
- Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.
- Чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует педагог, тем больше эффект от его работы. Но какой бы современный компьютер и самый быстрый Интернет не обеспечить, самое главное – это желание работать над собой и способность творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.