АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ по раннему выявлению и реагированию на деструктивное поведение несовершеннолетних
Деструктивное поведение -
это поведение, формируемое под влиянием социальной и культурной среды, направленное на разрушение материальных вещей, принятых норм и правил, а также причинение вреда себе и окружающим.
Поведение, которое отклоняется от общепринятых норм!!!
КАК ПРОЯВЛЯЕТСЯ ДЕСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ по отношению к окружающим и внешней среде
КАК ПРОЯВЛЯЕТСЯ ДЕСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ по отношению к себе
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ
- повышенная возбудимость, тревожность, перерастающая в грубость, откровенную агрессию;
- зацикленность на негативных эмоциях, склонность к депрессии;
- проявление навязчивых движений;
- неспособность сопереживать, сочувствовать другим людям;
- утрата прежнего эмоционального контакта с одноклассниками;
- стремление показать свое «бесстрашие» окружающим;
- стремление быть в центре внимания любой ценой;
- нелюдимость, отчужденность в школьной среде, отсутствие друзей, низкие коммуникативные навыки;
- избегание зрительного контакта (уводит взгляд, предпочитает смотреть вниз, себе под ноги).
ВНЕШНИЕ ПРИЗНАКИ
- конфликтное поведение(с учителями и сверстниками, участие в буллинге);
- ведение тетради или записной книжки, в которую записывает имена других людей, агрессивные высказывания в их отношении, либо делает негативные рисунки;
- проявление интереса к неприятным зрелищам;
- участие в поджогах, играх с легковоспламеняющимися и взрывоопасными веществами;
- трансляции деструктивного контента в социальных сетях;
- навязчивое рисование;
- участие в образовании неформальных асоциальных групп сверстников;
- резкие и внезапные изменения в поведении;
- пассивный протест;
- использование в речи новых выражений, слов, терминов, криминального сленга.
ИЗМЕНЕНИЯ ВО ВНЕШНЕМ ВИДЕ
- использование деструктивной символики во внешнем виде;
- наличие синяков, ран, царапин на теле или голове;
- нежелание следить за своим внешним видом;
- появление следов краски на одежде, руках;
- появление у несовершеннолетнего дорогостоящей обуви, одежды, других вещей, собственных денежных средств, источник получения которых он не может объяснить.
ЕДИНОВРЕМЕННОЕ НАЛИЧИЕ НЕСКОЛЬКИХ ПРИЗНАКОВ из списка может свидетельствовать о риске участия подростка в деструктивных течениях.
При появлении такого поведения ребёнку требуется психологическая помощь!!!
НЕОБХОДИМЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ ПРИЗНАКОВ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ
- привлечь к работе с несовершеннолетним педагога- психолога для проведения диагностических и, при необходимости, коррекционных мероприятий;
- проинформировать родителей (законных представителей) несовершеннолетнего и определить единую воспитательную стратегию;
- проинформировать классного руководителя;
- сообщить о признаках противоправных деяний несовершеннолетнего администрации образовательной организации для принятия решения об информировании сотрудника подразделения по делам несовершеннолетних органа внутренних дел.
ЭТАПЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГА С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ ОБУЧАЮЩИМСЯ ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ ПРИЗНАКОВ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
- Обсуждение с педагогом-психологом проведение диагностики подростка для определения его психофизического, педагогического, социального, психологического статуса.
- Проектирование действий педагога и подростка: налаживание доверительных отношений.
- Для обеспечения успеха педагогу и педагогу-психологу важно поддерживать подростка психологически; обеспечивать безопасность, защищать его интересы и права перед сверстниками, родителями и учителями.
4. Анализ результатов деятельности: совместные с подростком
обсуждения успехов и неудач предыдущей деятельности.
ДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА ПРИ СОПРОВОЖДЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО
- выстроить конструктивное взаимодействие с ребенком и его родителями (законными представителями), иными значимыми для ребенка лицами, мнение которых для него важно;
- выявить проблемы, особенности развития и потенциала несовершеннолетнего;
- обеспечить постоянную поддержку ребенку в направлении позитивных изменений ;
- организовать специализированную комплексную помощь в процессе индивидуального сопровождения;
- оказать индивидуальную помощь в развитии социальной компетентности через вовлечение подростка в различные мероприятия (учебные, воспитательные, трудовые, общественно-полезные, спортивные и др.);
- обеспечить поддержку подростка социальной группой несовершеннолетних (одноклассников), имеющей позитивные социальные цели (применяется только при исключении возможности вовлечения других детей в деструктивную деятельность);
- организовать взаимодействие специалистов с семьей несовершеннолетнего по его сопровождению; а также при необходимости работу по коррекции детско-родительских отношений.
Главная цель — переключить внимание и активизировать положительные качества и внутренний потенциал ребенка, мотивировать его на социально-позитивное и законопослушное поведение.
Важной составляющей воспитательной деятельности педагога является мотивирование обучающихся к участию в детских и молодежных объединениях (например, в Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников»).
Важно, чтобы воспитательная работа педагога с несовершеннолетними обучающимися была направлена не только на устранение последствий деструктивных действий, но и на предотвращение возникновения деструктивного поведения несовершеннолетних - формирования благоприятного психологического климата в школьном коллективе: безопасности, взаимопомощи, принятия иной точки зрения и т.д.
ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИХ ПРИМЕНЕНИЮ
- Знание и соблюдение действующих в образовательной организации порядков реагирования(информирования).
- Выработка общей позиции «родители-педагоги».
- Организация процедуры урегулирования в случае выявления фактов буллинга(школьная служба примирения).
- Привлечение специалистов.
- Информирование обучающихся о службах помощи.
- Организация воспитательной работы, в том числе патриотических, военно-патриотических мероприятий.
- Проведение беседы, открытого разговора.
ЛУЧШАЯ ПРОФИЛАКТИКА НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ — ДОВЕРИТЕЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ С ПОДРОСТКОМ
В ХОДЕ БЕСЕДЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ПЕДАГОГУ РЕКОМЕНДУЕТСЯ:
основной упор сделать на установление психологического контакта
- проявить полное знание обсуждаемой темы, терпение, настойчивость, доброжелательность;
- поддерживать позитивные суждения, вселять веру в свои силы, в возможность благоприятных жизненных перспектив;
- помнить, что запретительные меры малоэффективны;
- раскрыть пагубность и бесперспективность противоправного поведения, подкрепляя хорошо известными несовершеннолетним фактами;
- обеспечить осознание обучающимися степени риска противоправного поведения и суровости ответственности за совершённое преступление;
- провести совместный с детьми критический анализ негативного контента, «друзей и товарищей», идеализирующих криминальный образ жизни.
После проведения беседы важно обязательно фиксировать реакцию обучающихся, наблюдать за изменением в их поведении.
ОСНОВНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГА РОДИТЕЛЯМ ОБУЧАЮЩИХСЯ
основывать процесс воспитания
на доверительных отношениях
осваивать Интернет-технологии, вести аккаунт в
популярных социальных сетях, стать другом своему
ребёнку в социальных сетях
еженедельно проводить анализ страниц
своего ребёнка, внимательно читать публикации детей,
изучать сообщества,
на которые подписан ребёнок,
изучать виртуальных друзей, фото и видео,
вызывающие интерес у ребёнка
В «группе риска» находятся дети и подростки, которым не хватает
родительского внимания и поддержки, а также те, чьё нахождение в сети Интернет не контролируется родителями!!!