СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Алгоритм действий педагогов при выявлении фактов жестокого обращения с детьми.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Алгоритм действий педагогов при выявлении фактов жестокого обращения с детьми.»

Алгоритм действия педагогов по выявлению фактов жестокого обращения с несовершеннолетними.

Алгоритм действия педагогов по выявлению фактов жестокого обращения с несовершеннолетними.

  Нормативно - правовая база, регламентирующая деятельность по  предупреждению жестокого обращения с детьми, оказанию помощи пострадавшим от жестокого обращения и насилия.  1. Конвенция о правах ребенка;  2. Конституция РФ;  3. Семейный кодекс Российской Федерации;  4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;  5. Уголовный кодекс Российской Федерации;  6. Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений»;  7. Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;  8. Федеральный закон от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»;  9. Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации»;  10. Федеральный закон от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;  11. Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании».

Нормативно - правовая база, регламентирующая деятельность по  предупреждению жестокого обращения с детьми, оказанию помощи пострадавшим от жестокого обращения и насилия. 1. Конвенция о правах ребенка; 2. Конституция РФ; 3. Семейный кодекс Российской Федерации; 4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях; 5. Уголовный кодекс Российской Федерации; 6. Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений»; 7. Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; 8. Федеральный закон от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»; 9. Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации»; 10. Федеральный закон от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»; 11. Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании».

Жестокое обращение с ребенком –  это все многообразие действий или бездействие со стороны окружающих лиц, которые наносят вред физическому и психическому здоровью несовершеннолетнего, его развитию и благополучию, а также ущемляют его права или свободу. Жестокое обращение с детьми может проявляться не только в форме физического или психического насилия либо в покушении на их половую неприкосновенность, но и в применении недопустимых способов воспитания, грубом, пренебрежительном, унижающем человеческое достоинство обращении с детьми, оскорблении или эксплуатации несовершеннолетних, проявлении насилия по отношению к иным членам семьи в присутствии ребенка.

Жестокое обращение с ребенком –  это все многообразие действий или бездействие со стороны окружающих лиц, которые наносят вред физическому и психическому здоровью несовершеннолетнего, его развитию и благополучию, а также ущемляют его права или свободу. Жестокое обращение с детьми может проявляться не только в форме физического или психического насилия либо в покушении на их половую неприкосновенность, но и в применении недопустимых способов воспитания, грубом, пренебрежительном, унижающем человеческое достоинство обращении с детьми, оскорблении или эксплуатации несовершеннолетних, проявлении насилия по отношению к иным членам семьи в присутствии ребенка.

Формы жестокого обращения с детьми:  физическое, сексуальное, психологическое насилие и пренебрежение нуждами.

Формы жестокого обращения с детьми:  физическое, сексуальное, психологическое насилие и пренебрежение нуждами.

Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении –   лицо в возрасте до восемнадцати лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.  Семья, находящаяся в социально опасном положении –  семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении –   лицо в возрасте до восемнадцати лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия. Семья, находящаяся в социально опасном положении –  семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

  Действия специалистов образовательных учреждений :  Работники образовательных учреждений должны обращать внимание на следующие особенности в поведении ребенка, которые могут свидетельствовать о жестоком обращении или насилии по отношении к нему:  - психическое и физическое развитие ребенка не соответствует его возрасту;  - неухоженность, неопрятность; апатичность или, наоборот, агрессивность ребенка;  - изменчивое поведение: переход от спокойного состояния к внезапному возбуждению (такое поведение часто является причиной нарушения контактов с другими детьми);  - проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания;  - отказ ребенка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле;  - повторяющиеся жалобы на недомогание (головную боль, боли в животе и др.);  - враждебность или чувство страха по отношению к отцу или матери;  - сильная реакция испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого;

Действия специалистов образовательных учреждений : Работники образовательных учреждений должны обращать внимание на следующие особенности в поведении ребенка, которые могут свидетельствовать о жестоком обращении или насилии по отношении к нему: - психическое и физическое развитие ребенка не соответствует его возрасту; - неухоженность, неопрятность; апатичность или, наоборот, агрессивность ребенка; - изменчивое поведение: переход от спокойного состояния к внезапному возбуждению (такое поведение часто является причиной нарушения контактов с другими детьми); - проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания; - отказ ребенка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле; - повторяющиеся жалобы на недомогание (головную боль, боли в животе и др.); - враждебность или чувство страха по отношению к отцу или матери; - сильная реакция испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого;

- судорожное реагирование на поднятую руку, вздрагивание при неожиданном приближении взрослого, резких движениях (ребенок сжимается, как бы боясь удара);  - чрезмерное стремление к одобрению, ласке любого взрослого, гипертрофированная забота обо всем и обо всех;  - демонстрация «взрослого» поведения, интерес к вопросам секса;  - обвинение ребенком родителей или опекуна в нанесении повреждений;  - повышенная драчливость ребенка, агрессивность в играх и по отношению к другим детям (при играх в куклы дети младшего возраста озвучивают и воспроизводят действия родителей в игре);  - прятанье в школе дневника, обманы, ложь, острые эмоциональные реакции при получении замечаний или плохих оценок, боязнь идти домой;  - случаи энуреза, энкопреза у ребенка школьного возраста;  - ребенок много времени проводит в семье знакомых, одноклассников, соседей, не стремиться домой после школы.

- судорожное реагирование на поднятую руку, вздрагивание при неожиданном приближении взрослого, резких движениях (ребенок сжимается, как бы боясь удара); - чрезмерное стремление к одобрению, ласке любого взрослого, гипертрофированная забота обо всем и обо всех; - демонстрация «взрослого» поведения, интерес к вопросам секса; - обвинение ребенком родителей или опекуна в нанесении повреждений; - повышенная драчливость ребенка, агрессивность в играх и по отношению к другим детям (при играх в куклы дети младшего возраста озвучивают и воспроизводят действия родителей в игре); - прятанье в школе дневника, обманы, ложь, острые эмоциональные реакции при получении замечаний или плохих оценок, боязнь идти домой; - случаи энуреза, энкопреза у ребенка школьного возраста; - ребенок много времени проводит в семье знакомых, одноклассников, соседей, не стремиться домой после школы.

Особенности в поведении взрослых, которые, предположительно, могут проявлять жесткость по отношению к ребенку:  - в беседе о ребенке родители проявляют настороженность или безразличие;  - на жалобы по поводу поведения сына (дочери) в детском саду, в школе реагируют холодно либо очень бурно и эмоционально;  - часто меняют детского участкового врача, переводят ребенка из одного дошкольного учреждения, школы в другое.  - запрет родителей на осмотр ребенка в образовательном учреждении;  - необъяснимая отсрочка в обращении родителя и ребенка за меди­цинской помощью;  - противоречия в беседе о ребенке, семье, увлечениях ребенка, совместном времяпрепровождении;  - объяснения о состоянии ребенка не несовместимы с имеющимися проблемами, физическими травмами;  - родители обвиняют ребенка в полученных повреждениях;  - родители не знают друзей ребенка.

Особенности в поведении взрослых, которые, предположительно, могут проявлять жесткость по отношению к ребенку: - в беседе о ребенке родители проявляют настороженность или безразличие; - на жалобы по поводу поведения сына (дочери) в детском саду, в школе реагируют холодно либо очень бурно и эмоционально; - часто меняют детского участкового врача, переводят ребенка из одного дошкольного учреждения, школы в другое. - запрет родителей на осмотр ребенка в образовательном учреждении; - необъяснимая отсрочка в обращении родителя и ребенка за меди­цинской помощью; - противоречия в беседе о ребенке, семье, увлечениях ребенка, совместном времяпрепровождении; - объяснения о состоянии ребенка не несовместимы с имеющимися проблемами, физическими травмами; - родители обвиняют ребенка в полученных повреждениях; - родители не знают друзей ребенка.

Работник образовательного учреждения должен предпринять следующие меры, если подозревает родителей (или законных представителей), а также работников образовательного учреждения, в жестоком обращении с ребенком:  1. Необходимо завоевать доверие несовершеннолетнего, наблюдать за его поведением , а замеченные отклонения желательно заносить в специальный дневник.  2. В случае получения оснований полагать, что с несовершеннолетним жестоко обращаются, не должным образом воспитывают, применяют насильственные формы воздействия, психически угнетают, проявляют безразличие к ребенку и т. д., необходимо осуществить выход в семью ребенка (изучить условия проживания несовершеннолетнего, установить контакты с семьей, побеседовать с родителями (или законными представителями), близкими родственниками, высказать свою озабоченность его поведением в образовательном учреждении).

Работник образовательного учреждения должен предпринять следующие меры, если подозревает родителей (или законных представителей), а также работников образовательного учреждения, в жестоком обращении с ребенком: 1. Необходимо завоевать доверие несовершеннолетнего, наблюдать за его поведением , а замеченные отклонения желательно заносить в специальный дневник. 2. В случае получения оснований полагать, что с несовершеннолетним жестоко обращаются, не должным образом воспитывают, применяют насильственные формы воздействия, психически угнетают, проявляют безразличие к ребенку и т. д., необходимо осуществить выход в семью ребенка (изучить условия проживания несовершеннолетнего, установить контакты с семьей, побеседовать с родителями (или законными представителями), близкими родственниками, высказать свою озабоченность его поведением в образовательном учреждении).

3. Организовать осмотр ребенка медицинским работником (при отсутствии - другим специалистом учреждения), зафиксировать (запротоколировать) следы побоев и других форм физического насилия. Принять меры, с учетом возраста ребенка, к оказанию медицинской помощи ребенку (при необходимости), обеспечению безопасности ребенка, вплоть до отобрания его из семьи, в соответствии с законодательством (передача ребенка другому родителю (родственнику), временное помещение ребенка в больницу, вызов социальной службы экстренного реагирования).  В результате предпринятых действий можно прийти к следующим выводам:  - предположение подтверждается (не подтверждается);  - решение проблемы не терпит отлагательства и требует подключения специалистов.  Особого внимания требуют семьи, в которых существует «установка на агрессию». Наказание ребенка, в том числе физическое, в данном случае является выражением привычного способа поведения.

3. Организовать осмотр ребенка медицинским работником (при отсутствии - другим специалистом учреждения), зафиксировать (запротоколировать) следы побоев и других форм физического насилия. Принять меры, с учетом возраста ребенка, к оказанию медицинской помощи ребенку (при необходимости), обеспечению безопасности ребенка, вплоть до отобрания его из семьи, в соответствии с законодательством (передача ребенка другому родителю (родственнику), временное помещение ребенка в больницу, вызов социальной службы экстренного реагирования). В результате предпринятых действий можно прийти к следующим выводам: - предположение подтверждается (не подтверждается); - решение проблемы не терпит отлагательства и требует подключения специалистов. Особого внимания требуют семьи, в которых существует «установка на агрессию». Наказание ребенка, в том числе физическое, в данном случае является выражением привычного способа поведения.

4. При выявлении случая жестокого обращения с ребенком со стороны родителя (или законного представителя), работника образовательного учреждения, необходимо:  - немедленно направить информацию (в письменной форме) руководителю образовательного учреждения о выявленном случае жестокого обращения с ребенком;  - руководитель образовательного учреждения незамедлительно сообщает по телефону (затем, в течение дня направляет письменную информацию) о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в  органы опеки и попечительства  для проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка;  - педагогу, на которого возложены обязанности по организации работы, направленной на профилактику жестокого обращения, заполнить форму   сведений о несовершеннолетних, пострадавших в результате насилия.

4. При выявлении случая жестокого обращения с ребенком со стороны родителя (или законного представителя), работника образовательного учреждения, необходимо: - немедленно направить информацию (в письменной форме) руководителю образовательного учреждения о выявленном случае жестокого обращения с ребенком; - руководитель образовательного учреждения незамедлительно сообщает по телефону (затем, в течение дня направляет письменную информацию) о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в  органы опеки и попечительства  для проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка; - педагогу, на которого возложены обязанности по организации работы, направленной на профилактику жестокого обращения, заполнить форму   сведений о несовершеннолетних, пострадавших в результате насилия.

5. 4. В целях защиты прав и интересов несовершеннолетнего, пострадавшего от жестокого обращения, необходимо:  - совместно с заинтересованными службами (медицинские работники, психологи, специалисты по социальной работе, педагоги) разработать план реабилитации несовершеннолетнего , пострадавшего от жестокого обращения (в течение двух рабочих дней с момента подтверждения факта жестокого обращения), включая работу с семьей несовершеннолетнего, пострадавшего от жестокого обращения;  - непосредственно организовать проведение мероприятий в соответствии с планом реабилитации;  - направить информацию в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту проживания ребенка и рассмотреть вопрос о привлечении виновных лиц к ответственности, в соответствии с действующим законодательством.   

5. 4. В целях защиты прав и интересов несовершеннолетнего, пострадавшего от жестокого обращения, необходимо: - совместно с заинтересованными службами (медицинские работники, психологи, специалисты по социальной работе, педагоги) разработать план реабилитации несовершеннолетнего , пострадавшего от жестокого обращения (в течение двух рабочих дней с момента подтверждения факта жестокого обращения), включая работу с семьей несовершеннолетнего, пострадавшего от жестокого обращения; - непосредственно организовать проведение мероприятий в соответствии с планом реабилитации; - направить информацию в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту проживания ребенка и рассмотреть вопрос о привлечении виновных лиц к ответственности, в соответствии с действующим законодательством.  

Административная ответственность.  Лица, допустившие пренебрежение основными потребностями ребенка, неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и законных интересов несовершеннолетних, подлежат административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 5.35 КоАП РФ).  Вовлечение родителями несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ влечет административное наказание в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 6.10 КоАП РФ).  Рассмотрение дел по указанным статьям относится к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Административная ответственность. Лица, допустившие пренебрежение основными потребностями ребенка, неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и законных интересов несовершеннолетних, подлежат административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 5.35 КоАП РФ). Вовлечение родителями несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ влечет административное наказание в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 6.10 КоАП РФ). Рассмотрение дел по указанным статьям относится к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Кроме того родители могут быть привлечены к уголовной ответственности за деяния, предусмотренные следующими статьями Уголовного кодекса Российской Федерации: ст. 110 УК РФ (доведение до самоубийства) ст. 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью), ст. 112 УК РФ (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью), ст. 113 УК РФ (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта), ст. 115УК РФ (умышленное причинение легкого вреда здоровью), ст. 116 УК РФ (побои), ст. 117УК РФ (истязание), ст. 118 УК РФ (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности), ст. 119 УК РФ (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью), ст. 131 УК РФ (изнасилование); ст. 132 УК РФ (насильственные действия сексуального характера); ст. 133 УК РФ (понуждение к действиям сексуального характера), ст. 134 УК РФ (половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим четырнадцатилетнего возраста); ст. 135 УК РФ (развратные действия) ст. 125 УК РФ (оставление в опасности); ст.124 УК РФ (неоказание помощи больному);  ст. 150 УК РФ (вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления), ст. 151 УК РФ (вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий), ст. 157 УК РФ (злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей).

Гражданско-правовая ответственность.  Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации.  Установление факта осуществления родительских прав в ущерб правам и интересам детей может при различных обстоятельствах повлечь негативные последствия для родителей в виде: лишение родительских прав (ст. 69 СК РФ), ограничение родительских прав (ст. 73 СК РФ), отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст. 77 СК РФ).  В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации предусмотрена ответственность родителей и организаций, в которые был помещен несовершеннолетний, оставшийся без попечения родителей, за вред, причиненный несовершеннолетним (ст. 1073-1075 ГК РФ).

Гражданско-правовая ответственность. Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации. Установление факта осуществления родительских прав в ущерб правам и интересам детей может при различных обстоятельствах повлечь негативные последствия для родителей в виде: лишение родительских прав (ст. 69 СК РФ), ограничение родительских прав (ст. 73 СК РФ), отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст. 77 СК РФ). В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации предусмотрена ответственность родителей и организаций, в которые был помещен несовершеннолетний, оставшийся без попечения родителей, за вред, причиненный несовершеннолетним (ст. 1073-1075 ГК РФ).

 Дисциплинарной ответственности могут быть подвергнуты  должностные лица, в чьи обязанности входит обеспечение воспитания, содержания, обучения детей, допустившие сокрытие или оставление без внимания фактов жестокого обращения с детьми, в соответствии с административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

Дисциплинарной ответственности могут быть подвергнуты  должностные лица, в чьи обязанности входит обеспечение воспитания, содержания, обучения детей, допустившие сокрытие или оставление без внимания фактов жестокого обращения с детьми, в соответствии с административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!