СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Алгоритм работы с семьями, находящимися в социально-опасном положении

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

как работатьсемьями

Просмотр содержимого документа
«Алгоритм работы с семьями, находящимися в социально-опасном положении»

Алгоритм работы с семьями и несовершеннолетними, находящимися в социально-опасном положении

Всё больше и больше возрастает количество неблагополучных семей, которые сталкиваются с различными проблемами. Педагогические коллективы школ работают с разными неблагополучными семьями. Это могут быть семьи, где ребёнок живёт в постоянный ссорах родителей, где родители пьяницы или наркоманы, хронически больные или инвалиды, семьи с нарушением детско-родительских отношений и другие. В современном обществе объектом социально-педагогической деятельности всё чаще становятся так же неполные семьи. Это семьи, состоящие из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Вследствие отсутствия одного из родителей возникают материальные, бытовые проблемы и проблемы в воспитании ребёнка. Педагоги могут оказать всестороннюю помощь такого рода семьям, оказавшимся в сложной ситуации, внести вклад в дело укрепления семьи. Но самое главное вовремя оказать помощь таким семьям и несовершеннолетним. В школах функционируют психолого — медико — психологические службы, в компетенции которых находятся решение ряд задач, по сопровождению обучающихся данной группы и Совет профилактики школы, составляющий основу профилактики девиантного поведения детей, входящих в семьи, находящиеся в социально опасном положении.

Предлагают механизм выявления неблагополучных семей:

  • Ежегодно в начале учебного года создается банк данных детей, посещающих учреждение образования.

  • Составляется социальный паспорт классов и школы.

  • Выявляются социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников.

  • С родителями и детьми используются такие формы, как наблюдение, беседа, анкетирование, психологическая и социальная диагностика.

  • Неучастие родителей в школьной жизни ребенка и класса (неучастие в совместных мероприятиях, невыполнение домашних заданий, отсутствие контроля за состоянием школьных принадлежностей и.д.).

В выявлении неблагополучия в семьях и работе с ними работает команда учителя- предметники, классные руководители, социальные педагоги, психолог, медицинская сестра, родители, ПМПК. Слаженное взаимодействие всех данных звеньев может помочь выстроить в систему работу по выявлению неблагополучных семей и целенаправленной работе по реабилитации их.

Работа с каждой семьей сводится к следующим этапам:

  1. Диагностический

  2. Профилактический

  3. Реабилитационный

Учителя-предметники:

  1. Контроль за выполнением домашнего задания.

  2. Контроль за посещением уроков.

  3. Приглашение родителей в школу (беседы, привлечение на уроки).

  4. Докладные.

Классные руководители:

  1. Контроль за пропусками учащимися уроков без уважительных причин

  2. Проверка дневников, состояния учебных принадлежностей, внешнего вида учащегося.

  3. Контроль за посещением родителей родительских собраний.

  4. Посещение семей на дому.

  5. Составление социального паспорта класса.

  6. Привлечение родителей к делам класса и школы.

  7. Вызов родителей на заседание Совета профилактики.

Психолог:

  1. Выступление на родительских собраниях, классных часах, проведение лекториев.

  2. Диагностика учащихся.

Медицинская сестра:

  1. Медицинское обследование несовершеннолетних с целью выявления жестокого обращения и педикулеза каждый месяц и по мере необходимости, по запросам классных руководителей.

Родители - представители родительского комитета.

  1. Выступление на классных часах, родительских собраниях, родительских конференциях.

  2. Посещение на дому.

  3. Рейды в микрорайон.

  4. Вызов родителей на заседание родительских комитетов (не у всех).

ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

 Классные руководители подают сведения о количестве пропущенных уроков учащимися, с указанием фамилий и проведенных мероприятий по факту пропусков;

- ежедневное уточнение отсутствующих по болезни и по другим причинам; - проверка сведений через ВШК (соответствие пропусков и документов, подтверждающих уважительную причину отсутствия).

Проверка дневников учащихся (большое внимание уделяется учащимся начального звена. 

Цель - выявление учащихся и родителей с признаками неблагополучия) - наличие росписей родителей, санитарное состояние.  Справки о посещении семей классные руководители предоставляют по итогам четверти. По дневникам выявляются учащиеся «группы риска» и родители, не должным образом занимающиеся воспитанием.

 Проверка работы классных руководителей по работе с учащимися и их родителями по недопущению опозданий, прогулов (подтверждение уважительных причин), обеспечение летней занятости учащихся. Для каждой семьи создана индивидуальная программа реабилитации.

Предусмотрены такие формы и методы работы, как:

  1. Индивидуальная беседа.

  2. Обеспечение учащихся льготным питанием через школьную столовую.

  3. Вовлечение несовершеннолетнего в кружки и секции, контроль за проведением досуга и свободного времени несовершеннолетних классными руководителями.

  4. Обеспечение учебниками учащихся, контроль за пользованием школьной библиотечной литературой.

  5. Оказание психологической, правовой, педагогической помощи семье   и несовершеннолетним.

  6. Вовлечение членов семьи в школьные   мероприятия.

  7. Посещение на дому, с целью выяснения условий проживания несовершеннолетних совместно с ОПДН.

  8. Проверка документации (дневники, тетради).

  9. Посещение уроков, контроль за процессом обучения.

  10. Организация трудоустройства и помещения несовершеннолетних в детский оздоровительный лагерь.

  11. Вызов на Совет по профилактике правонарушений.

  12. Вызов на малый и большой педагогический советы.

Ребенок из неблагополучной семьи обнаруживает себя внешним видом, одеждой, манерой общаться, набором нецензурных выражений, неуравновешенностью психики, что выражается в неадекватных реакциях, замкнутости, агрессивности, озлобленности, отсутствии интереса к любому виду обучения. Поведение ребенка и его внешний вид не только говорят о его проблемах, но и взывают о помощи. Но вместо помощи окружение ребенка часто реагирует на него отторжением, разрывом отношений, подавлением или угнетением его. Ребенок сталкивается с непониманием окружающих, неприятием и в итоге оказывается в еще большей изоляции.

   Таким образом, актуальность социально-педагогической помощи неблагополучным семьям определяется социальными проблемами современного общества. Среди них: отчуждённость детей от семьи, школы и общества; социально опасное поведение детей из-за неблагополучия в семье (в том числе, недостаточная забота о ребёнке со стороны родителей, алкоголизация родителей, отсутствие постоянной работы, семейная нестабильность, конфликты в семье и пр.); социально педагогическая запущенность ребёнка (плохая успеваемость, пропуски уроков без уважительных причин, неумение детей организовать своё свободное время и т. д.). Важно предвидеть опасную ситуацию, в которой могут оказаться дети и вовремя помочь им. Проводимая работа помогает своевременно выявлять семьи, находящиеся в социально-опасном положении и планировать работу, направленную на реабилитацию данных семей.






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!