Министерство образования и науки Астраханской области
ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж»
Специальность 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»
МДК.05.02 Применение интерактивных средств в проектной деятельности младших школьников
СООБЩЕНИЕ
Алгоритм создания электронного учебника
Выполнил:
студент группы 3 «А»
__________ Касимов И. К.
Проверил:
преподаватель
__________ Сергалиева Н. С.
Астрахань, 2022
В современных условиях, в обстановке перехода отечественной системы профессионального обучения на Болонские стандарты, значительно возрастает потребность в учебниках нового поколения, соответствующих мировым тенденциям развития образовательного процесса. Учебник нового поколения должен не только содержать определенную информацию учебно-образовательного характера, но и помочь учащимся в ее наилучшем осмыслении и запоминании, организовать процесс их самостоятельной подготовки, а также помочь в закреплении, тренинге пройденного материала и в организации контроля над уровнем усвоения материала учащимися, в организации контроля качества обучения.
Электронный учебник – это продукт образовательного характера, который может быть воспроизведен (использован) только с помощью средств информатики (в том числе и компьютера), соответствующий утвержденной программе обучения или программе, разработанной автором для предложенного курса, и имеющий принципиально новые черты, по сравнению с обычным учебником.
Электронный учебник помимо непосредственно учебной информации содержит еще и методическое обеспечение: тестовые задания и вопросы для самопроверки, словарь важнейших терминов, список литературы для самостоятельной работы студентов, а также схемы, таблицы и разнообразный иллюстративный материал. Все это позволяет воздействовать на все каналы восприятия информации у студентов, существенно усилить учебное воздействие на сознание учащихся. В перспективе это, в свою очередь, приведет к интенсификации учебного процесса, к его более рациональной и эффективной организации, к быстрому и широкому распространению компетентности на глобальном уровне.
В силу своей сравнительной дешевизны и технологической доступности электронный учебник может оперативнее обновляться и издаваться. Электронный учебник легко адаптировать под профиль вуза или специальности, под особенности аудитории. Электронный учебник предполагает широкое использование различных способов наглядности и доступности динамичного изложения и поэтому содержание легче усваивается и прочнее запоминается учащимися. Все это делает электронный учебник максимально эффективным и демократичным.
Можно выделить следующие возможные основные виды электронного учебника:
На основе архивированных файлов по типу электронных библиотек.
Аудио-книга.
Через гипертекстовые ссылки в формате HTML.
Исполняемого мультимедийного файла с комплексным оснащением.
Всем потенциальным возможностям электронного учебника в наибольшей мере соответствует последний вариант. Только он сочетает информационную насыщенность с максимальной наглядностью, доступность изготовления и мультимедийные средства для установления диалога со студентами. Все остальные варианты отличаются односторонностью и слабыми диалогическими возможностями.
Процесс создания электронных вариантов учебников еще окончательно не устоялся. Однако, тенденции развития последних нескольких лет уже позволяют прийти к определенным рекомендациям. Как известно из практики, электронный учебник не должен повторять свои печатные аналоги. Уникальность электронного учебника в том, что он может опираться одновременно на рисунки и схемы, аудио-и видео-иллюстрации. С самого начала следует разработать определенный стандарт электронного учебника. Этот стандарт обязан быть емким и гибким, пригодным для всех учебных курсов и специальностей. Соответственно, необходим определенный ассортимент, стандарт перечня базовых компонентов, содержащий обложку, титульный экран, оглавление, аннотацию, полное изложение материала, основную и дополнительную литературу, систему проверки знаний, систему рубежного контроля, функцию поиска текстовых фрагментов, список авторов, словарь терминов, справочную систему по работе с управляющими элементами электронного учебника, систему управления работой с учебником, а также необходимые иллюстрации, рисунки и схемы.
Использование различных мультимедийных возможностей позволит наглядно и динамично отразить определенные процессы, осуществить анимационное моделирование, контекстные подсказки, заложить сценарий самостоятельной работы студента. К сожалению, это не решает проблему обратной связи студента с преподавателем, однако подобный технологический подход способен упростить задачу самостоятельного усвоения минимума знаний.
Разработка электронного учебника – длительный процесс, требующий, по большому счету, профессиональных совместных усилий нескольких авторов на основе сочетания литературных способностей, умения компьютерного программирования, дизайнерского таланта. Например, 2D или 3D-анимация, видеомонтаж или дикторское озвучивание, как и многие другие вопросы, требуют специфических знаний и умений. Прежде всего необходимо определить программу на основе которой должна осуществляться разработка проекта. Таковой стала программа Help & Manual, которая позволяет без лишних манипуляций сосредоточиться на проектировании и создании руководства.
Основные этапы разработки электронного учебника:
Выбор источников.
Разработка оглавления и перечня понятий.
Переработка текстов в модули по разделам.
Реализация гипертекста в электронной форме.
Разработка компьютерной поддержки.
Отбор материала для мультимедийного воплощения.
Разработка звукового сопровождения.
Реализация звукового сопровождения.
Подготовка материала для визуализации.
Визуализация материала.
Рекомендации по разработке электронного учебника:
При разработке ЭУ целесообразно подбирать в качестве источников такие печатные и электронные издания, которые:
наиболее полно соответствуют стандартной программе;
лаконичны и удобны для создания гипертекстов;
содержат большое количество примеров и задач;
имеются в удобных форматах.
Производится разбиение материала на разделы, состоящие из модулей, минимальных по объему, но замкнутых по содержанию, а также составляется перечень понятий, которые необходимы и достаточны для овладения предметом.
Перерабатываются тексты источников в соответствии с оглавлением и структурой модулей; исключаются тексты, не вошедшие в перечни, и добавляются те, которых нет в источниках; определяются связи между модулями и другие гипертекстные связи. Таким образом, подготавливаются проект гипертекста для компьютерной реализации.
Гипертекст реализуется в электронной форме. В результате создается примитивное электронное издание, которое уже может быть использовано в учебных целях.
Разрабатывается компьютерная поддержка. Врабатываются инструкции для пользователей по применению интеллектуального ядра ЭУ. Теперь электронный учебник готов к дальнейшему совершенствованию (озвучиванию и визуализации) с помощью мультимедийных средств.
Изменяются способы объяснения отдельных понятий и утверждений и отбираются тексты для замены мультимедийными материалами.
Разрабатываются сценарии визуализации модулей для достижения наибольшей наглядности, максимальной разгрузки экрана от текстовой информации и использования эмоциональной памяти учащегося для облегчения понимания и запоминания изучаемого материала.
Производится визуализация текстов, т.е. компьютерное воплощение разработанных сценариев с использованием рисунков, графиков и, возможно, анимации.
Электронная книга – с одной стороны, под ней понимается «некое портативное устройство (иногда его называют ридер), имеющее вместо традиционных страниц бумажной книги экран-дисплей, на котором и происходит отображение информации – электронных текстов». С другой – многие сетевые магазины, продавая электронные тексты книг, называют их электронными.
Электронный учебник (ЭУ) является программно-информационной системой, состоящей из программ для ЭВМ, реализующих сценарии учебной деятельности, и определенным образом подготовленных знаний (структурированной информации и системы упражнений для ее осмысления и закрепления), отвечающим всем требованиям, предъявляемым как к учебной литературе, так и к программным продуктам.
В результате создается работающий электронный учебник, который обладает свойствами, делающими его необходимым для студентов, полезным для аудиторных занятий и удобным для преподавателей.
Список литературы
http://electro-book.narod.ru/razrabEB.html
http://elibrary.asu.ru/xmlui/bitstream/handle/asu/3671/vkr.pdf?sequence=1&isAllowed=y
https://bspu.pdf
https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4157
https://infourok.ru/algoritm-sozdaniya-elektronnogo-uchebnika-626133.html
https://multiurok.ru/files/algoritm-sozdaniia-elektronnogo-uchebnika-14.html
https://urok.1sept.ru/articles/526252