СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Алгоритм создания электронного учебника.

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Алгоритм создания электронного учебника.»

Министерство образования и науки Астраханской области

ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж»





Специальность 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»


МДК.05.02 Применение интерактивных средств в проектной деятельности младших школьников



СООБЩЕНИЕ

Алгоритм создания электронного учебника





Выполнил:

студент группы 3 «А»

__________ Касимов И. К.

Проверил:

преподаватель

__________ Сергалиева Н. С.






Астрахань, 2022

В современных условиях, в обстановке перехода отечественной системы профессионального обучения на Болонские стандарты, значительно возрастает потребность в учебниках нового поколения, соответствующих мировым тенденциям развития образовательного процесса. Учебник нового поколения должен не только содержать определенную информацию учебно-образовательного характера, но и помочь учащимся в ее наилучшем осмыслении и запоминании, организовать процесс их самостоятельной подготовки, а также помочь в закреплении, тренинге пройденного материала и в организации контроля над уровнем усвоения материала учащимися, в организации контроля качества обучения.

Электронный учебник – это продукт образовательного характера, который может быть воспроизведен (использован) только с помощью средств информатики (в том числе и компьютера), соответствующий утвержденной программе обучения или программе, разработанной автором для предложенного курса, и имеющий принципиально новые черты, по сравнению с обычным учебником.

Электронный учебник помимо непосредственно учебной информации содержит еще и методическое обеспечение: тестовые задания и вопросы для самопроверки, словарь важнейших терминов, список литературы для самостоятельной работы студентов, а также схемы, таблицы и разнообразный иллюстративный материал. Все это позволяет воздействовать на все каналы восприятия информации у студентов, существенно усилить учебное воздействие на сознание учащихся. В перспективе это, в свою очередь, приведет к интенсификации учебного процесса, к его более рациональной и эффективной организации, к быстрому и широкому распространению компетентности на глобальном уровне.

В силу своей сравнительной дешевизны и технологической доступности электронный учебник может оперативнее обновляться и издаваться. Электронный учебник легко адаптировать под профиль вуза или специальности, под особенности аудитории. Электронный учебник предполагает широкое использование различных способов наглядности и доступности динамичного изложения и поэтому содержание легче усваивается и прочнее запоминается учащимися. Все это делает электронный учебник максимально эффективным и демократичным.

Можно выделить следующие возможные основные виды электронного учебника:

  • На основе архивированных файлов по типу электронных библиотек.

  • Аудио-книга.

  • Через гипертекстовые ссылки в формате HTML.

  • Исполняемого мультимедийного файла с комплексным оснащением.

Всем потенциальным возможностям электронного учебника в наибольшей мере соответствует последний вариант. Только он сочетает информационную насыщенность с максимальной наглядностью, доступность изготовления и мультимедийные средства для установления диалога со студентами. Все остальные варианты отличаются односторонностью и слабыми диалогическими возможностями.

Процесс создания электронных вариантов учебников еще окончательно не устоялся. Однако, тенденции развития последних нескольких лет уже позволяют прийти к определенным рекомендациям. Как известно из практики, электронный учебник не должен повторять свои печатные аналоги. Уникальность электронного учебника в том, что он может опираться одновременно на рисунки и схемы, аудио-и видео-иллюстрации. С самого начала следует разработать определенный стандарт электронного учебника. Этот стандарт обязан быть емким и гибким, пригодным для всех учебных курсов и специальностей. Соответственно, необходим определенный ассортимент, стандарт перечня базовых компонентов, содержащий обложку, титульный экран, оглавление, аннотацию, полное изложение материала, основную и дополнительную литературу, систему проверки знаний, систему рубежного контроля, функцию поиска текстовых фрагментов, список авторов, словарь терминов, справочную систему по работе с управляющими элементами электронного учебника, систему управления работой с учебником, а также необходимые иллюстрации, рисунки и схемы.

Использование различных мультимедийных возможностей позволит наглядно и динамично отразить определенные процессы, осуществить анимационное моделирование, контекстные подсказки, заложить сценарий самостоятельной работы студента. К сожалению, это не решает проблему обратной связи студента с преподавателем, однако подобный технологический подход способен упростить задачу самостоятельного усвоения минимума знаний.

Разработка электронного учебника – длительный процесс, требующий, по большому счету, профессиональных совместных усилий нескольких авторов на основе сочетания литературных способностей, умения компьютерного программирования, дизайнерского таланта. Например, 2D или 3D-анимация, видеомонтаж или дикторское озвучивание, как и многие другие вопросы, требуют специфических знаний и умений. Прежде всего необходимо определить программу на основе которой должна осуществляться разработка проекта. Таковой стала программа Help & Manual, которая позволяет без лишних манипуляций сосредоточиться на проектировании и создании руководства.

Основные этапы разработки электронного учебника:

  • Выбор источников.

  • Разработка оглавления и перечня понятий.

  • Переработка текстов в модули по разделам.

  • Реализация гипертекста в электронной форме.

  • Разработка компьютерной поддержки.

  • Отбор материала для мультимедийного воплощения.

  • Разработка звукового сопровождения.

  • Реализация звукового сопровождения.

  • Подготовка материала для визуализации.

  • Визуализация материала.

Рекомендации по разработке электронного учебника:

  1. При разработке ЭУ целесообразно подбирать в качестве источников такие печатные и электронные издания, которые:

  • наиболее полно соответствуют стандартной программе;

  • лаконичны и удобны для создания гипертекстов;

  • содержат большое количество примеров и задач;

  • имеются в удобных форматах.

  1. Производится разбиение материала на разделы, состоящие из модулей, минимальных по объему, но замкнутых по содержанию, а также составляется перечень понятий, которые необходимы и достаточны для овладения предметом.

  2. Перерабатываются тексты источников в соответствии с оглавлением и структурой модулей; исключаются тексты, не вошедшие в перечни, и добавляются те, которых нет в источниках; определяются связи между модулями и другие гипертекстные связи. Таким образом, подготавливаются проект гипертекста для компьютерной реализации.

  3. Гипертекст реализуется в электронной форме. В результате создается примитивное электронное издание, которое уже может быть использовано в учебных целях.

  4. Разрабатывается компьютерная поддержка. Врабатываются инструкции для пользователей по применению интеллектуального ядра ЭУ. Теперь электронный учебник готов к дальнейшему совершенствованию (озвучиванию и визуализации) с помощью мультимедийных средств.

  5. Изменяются способы объяснения отдельных понятий и утверждений и отбираются тексты для замены мультимедийными материалами.

  6. Разрабатываются сценарии визуализации модулей для достижения наибольшей наглядности, максимальной разгрузки экрана от текстовой информации и использования эмоциональной памяти учащегося для облегчения понимания и запоминания изучаемого материала.

  7. Производится визуализация текстов, т.е. компьютерное воплощение разработанных сценариев с использованием рисунков, графиков и, возможно, анимации.

Электронная книга – с одной стороны, под ней понимается «некое портативное устройство (иногда его называют ридер), имеющее вместо традиционных страниц бумажной книги экран-дисплей, на котором и происходит отображение информации – электронных текстов». С другой – многие сетевые магазины, продавая электронные тексты книг, называют их электронными.

Электронный учебник (ЭУ) является программно-информационной системой, состоящей из программ для ЭВМ, реализующих сценарии учебной деятельности, и определенным образом подготовленных знаний (структурированной информации и системы упражнений для ее осмысления и закрепления), отвечающим всем требованиям, предъявляемым как к учебной литературе, так и к программным продуктам.

В результате создается работающий электронный учебник, который обладает свойствами, делающими его необходимым для студентов, полезным для аудиторных занятий и удобным для преподавателей.



Список литературы

  1. http://electro-book.narod.ru/razrabEB.html

  2. http://elibrary.asu.ru/xmlui/bitstream/handle/asu/3671/vkr.pdf?sequence=1&isAllowed=y

  3. https://bspu.pdf

  4. https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4157

  5. https://infourok.ru/algoritm-sozdaniya-elektronnogo-uchebnika-626133.html

  6. https://multiurok.ru/files/algoritm-sozdaniia-elektronnogo-uchebnika-14.html

  7. https://urok.1sept.ru/articles/526252




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!