СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация. Алгоритмизация обучения как эффективный подход к формированию универсальных учебных действий

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность: •Позволяет на практике  реализовать принципы и задачи системно – деятельностного подхода – основы ФГОС. •Способствует формированию и развитию универсальных учебных действия. •Содержит комплекс алгоритмов решения актуальных  учебных задач по общественным дисциплинам на уроках   в 5 – 11 классах. •Позволяет правильно и эффективно организовать учебную деятельность. •Способствует подготовке  к олимпиадам, интеллектуальным марафонам, ГИА.  

Просмотр содержимого документа
«Презентация. Алгоритмизация обучения как эффективный подход к формированию универсальных учебных действий»

 Алгоритмизация обучения  как эффективный подход  к формированию  универсальных учебных действий Практические рекомендации для работы с информационными ресурсами по общественным дисциплинам  Деревягина Ольга Александрована учитель истории и обществознания МОУ «Лицей №1» г. Воркуты

Алгоритмизация обучения как эффективный подход к формированию универсальных учебных действий

Практические рекомендации для работы с информационными ресурсами по общественным дисциплинам

Деревягина

Ольга Александрована

учитель истории и обществознания

МОУ «Лицей №1» г. Воркуты

Актуальность Позволяет на практике реализовать принципы и задачи системно – деятельностного подхода – основы ФГОС. Способствует формированию и развитию универсальных учебных действия. Содержит комплекс алгоритмов решения актуальных учебных задач по общественным дисциплинам на уроках в 5 – 11 классах. Позволяет правильно и эффективно организовать учебную деятельность. Способствует подготовке к олимпиадам, марафонам, ГИА.

Актуальность

  • Позволяет на практике реализовать принципы и задачи системно – деятельностного подхода – основы ФГОС.
  • Способствует формированию и развитию универсальных учебных действия.
  • Содержит комплекс алгоритмов решения актуальных учебных задач по общественным дисциплинам на уроках в 5 – 11 классах.
  • Позволяет правильно и эффективно организовать учебную деятельность.
  • Способствует подготовке к олимпиадам, марафонам, ГИА.
Цел ь методической разработки Систематизировать опыт формирования универсальных учебных действий путём алгоритмизации процесса обучения.

Цел ь методической разработки

  • Систематизировать опыт формирования универсальных учебных действий путём алгоритмизации процесса обучения.
Методическая разработка решает комплекс задач: предоставляет алгоритмы работы с информацией (текст, историческая карта, диаграмма и пр.), что позволяет варьировать  учебную деятельность в зависимости от учебной цели и задач; способствует развитию опыта «предметной» деятельности получения, преобразования и применения предметных знаний и действий с учебным материалом при написании плана, эссе, в проектной деятельности; способствует совершенствованию логических операций при работе учащихся с информацией, развивает, умение управлять своей деятельностью; способствует развитию умения правильно оценивать свои действия и корректировать их, определять границы своих знаний; позволяет учителю продуктивно управлять познавательной деятельностью учащихся, адресно корректировать ее; способствует повышению качества знаний учащихся.

Методическая разработка решает комплекс задач:

  • предоставляет алгоритмы работы с информацией (текст, историческая карта, диаграмма и пр.), что позволяет варьировать учебную деятельность в зависимости от учебной цели и задач;
  • способствует развитию опыта «предметной» деятельности получения, преобразования и применения предметных знаний и действий с учебным материалом при написании плана, эссе, в проектной деятельности;
  • способствует совершенствованию логических операций при работе учащихся с информацией, развивает, умение управлять своей деятельностью;
  • способствует развитию умения правильно оценивать свои действия и корректировать их, определять границы своих знаний;
  • позволяет учителю продуктивно управлять познавательной деятельностью учащихся, адресно корректировать ее;
  • способствует повышению качества знаний учащихся.
Кому адресовано:  Учащимся 5 – 11 классов,  Учителям, независимо от метода и технологии обучения, стиля педагогического взаимодействия.

Кому адресовано:

  • Учащимся 5 – 11 классов,
  • Учителям, независимо от метода и технологии обучения, стиля педагогического взаимодействия.
Структура методической разработки Введение : содержит актуальность, цель и задачи данной работы. Глава I . Алгоритмы действий . В главу включены алгоритмы по составлению: планов (простого, сложного, тезисного); тезисов ; конспекта ; алгоритм работы с историческими документами; эссе по обществознанию; сообщения ;  видеоряда, презентации ; исторического исследовательского проекта (для олимпиады по истории); работа с нетекстовыми источниками : график, диаграмма, таблица, историческая карта;  Заключение  содержит выводы, к которым пришёл учитель в процессе обобщения опыта использования алгоритмов учащимися. Список использованной литературы . В список литературы включена книга Ланда Льва Наумовича «Алгоритмизация в обучении». Этот автор является основоположником идеи программирования в обучении.

Структура методической разработки

  • Введение : содержит актуальность, цель и задачи данной работы.
  • Глава I . Алгоритмы действий . В главу включены алгоритмы по составлению:
  • планов (простого, сложного, тезисного);
  • тезисов ;
  • конспекта ;
  • алгоритм работы с историческими документами;
  • эссе по обществознанию;
  • сообщения ;
  • видеоряда, презентации ;
  • исторического исследовательского проекта (для олимпиады по истории);
  • работа с нетекстовыми источниками : график, диаграмма, таблица, историческая карта;
  • Заключение содержит выводы, к которым пришёл учитель в процессе обобщения опыта использования алгоритмов учащимися.
  • Список использованной литературы . В список литературы включена книга Ланда Льва Наумовича «Алгоритмизация в обучении». Этот автор является основоположником идеи программирования в обучении.
Роль методической разработки в организации учебной деятельности  В тематическом планировании курса истории России начиная с 5 класса учителем предусмотрена работа по введению соответствующих алгоритмов учебных действий.  В тематическом планировании курса обществознания начиная с 6 класса предусмотрена работа по введению соответствующих алгоритмов учебных действий.

Роль методической разработки в организации учебной деятельности

  • В тематическом планировании курса истории России начиная с 5 класса учителем предусмотрена работа по введению соответствующих алгоритмов учебных действий.
  • В тематическом планировании курса обществознания начиная с 6 класса предусмотрена работа по введению соответствующих алгоритмов учебных действий.
Результативность  Критерии результативности различны: Во-первых, это отметки учащихся за различные виды работы, которые выставляются в журнале системы ГИС ЭО на основании соответствующих критериев; Во – вторых, это скорость и качество выполнения учебных заданий ; В - третьих, это успехи учащихся на ЕГЭ и олимпиадах. Меняется атмосфера на уроке: снижается тревожность и напряжение, повышается мотивация, потому что учащийся понимает, что и как он должен сделать , чтобы результат был положительным.

Результативность

Критерии результативности различны:

  • Во-первых, это отметки учащихся за различные виды работы, которые выставляются в журнале системы ГИС ЭО на основании соответствующих критериев;
  • Во – вторых, это скорость и качество выполнения учебных заданий ;
  • В - третьих, это успехи учащихся на ЕГЭ и олимпиадах.

Меняется атмосфера на уроке: снижается тревожность и напряжение, повышается мотивация, потому что учащийся понимает, что и как он должен сделать , чтобы результат был положительным.

Учебный проект. 9 класс В тематический план по истории России 9 класса включен проект «Моя семья в годы Великой Отечественной войны». При выполнении этого проекта учащиеся работают с Интернет- ресурсами сайтов «Подвиг народа» или «Память народа». В процессе работы учащиеся используют три алгоритма действий: 1. Работа по алгоритму с историческим документом – это Наградные листы советских солдат и офицеров с указанных сайтов. 2. Составление сообщения о подвиге солдата на основании наградного листа, данных сайта, сведений семьи (по алгоритму сообщения). 3. Составление презентации / видеоряда по соответствующему алгоритму. *Возможна работа с исторической картой сайта , на которой отражен боевой путь солдата или офицера.

Учебный проект. 9 класс

В тематический план по истории России 9 класса включен проект «Моя семья в годы Великой Отечественной войны». При выполнении этого проекта учащиеся работают с Интернет- ресурсами сайтов «Подвиг народа» или «Память народа». В процессе работы учащиеся используют три алгоритма действий:

1. Работа по алгоритму с историческим документом – это Наградные листы советских солдат и офицеров с указанных сайтов.

2. Составление сообщения о подвиге солдата на основании наградного листа, данных сайта, сведений семьи (по алгоритму сообщения).

3. Составление презентации / видеоряда по соответствующему алгоритму.

*Возможна работа с исторической картой сайта , на которой отражен боевой путь солдата или офицера.

Отметки учащихся 9б класса, подготовивших проект «Моя семья в годы Великой Отечественной войны. Исторический документ:  Наградной лист героя (сайт «Подвиг народа»).

Отметки учащихся 9б класса, подготовивших проект «Моя семья в годы

Великой Отечественной войны.

Исторический документ:

Наградной лист героя

(сайт «Подвиг народа»).

Результаты ГИА по истории. На ГИА - 2016 году выпускник лицея Вантух Николай получил 100 баллов за работу по истории. Анализ работы показывает, что учащийся выполнил часть 2 без ошибок. Первые три цифры: 2(2)2(2)2(2) – работа с источником. Учащийся продемонстровал умения: Характеризовать авторство, время, обстоятельства цели создания источника; проводить поиск исторической информации в источниках разного типа; использовать принципы структурно функционального, временнóго и пространственного анализа при работе с источником. Учащийся за выполнение задания 26 – эссе получил максимальное количество баллов 11 выполнил в точности все критерии.  Фрагмент протокола Вантуха Николая на ГИА-2016 по истории.

Результаты ГИА по истории.

  • На ГИА - 2016 году выпускник лицея Вантух Николай получил 100 баллов за работу по истории. Анализ работы показывает, что учащийся выполнил часть 2 без ошибок. Первые три цифры: 2(2)2(2)2(2) – работа с источником. Учащийся продемонстровал умения:
  • Характеризовать авторство, время, обстоятельства цели создания источника;
  • проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
  • использовать принципы структурно функционального, временнóго и пространственного анализа при работе с источником.
  • Учащийся за выполнение задания 26 – эссе получил максимальное количество баллов 11 выполнил в точности все критерии.

Фрагмент протокола Вантуха Николая на ГИА-2016 по истории.

Анализ действий по алгоритму Зоновой А., призёра Заключительного этапа олимпиады по обществознанию: Анастасия Зонова отмечает значимость алгоритмов работы с учебным текстом, вопросом, документом. Подчеркивает, что работа по алгоритму позволяет лучше понять суть материала и успешно справиться с заданиями на экзамене или на олимпиаде.

Анализ действий по алгоритму Зоновой А., призёра Заключительного этапа олимпиады по обществознанию:

  • Анастасия Зонова отмечает значимость алгоритмов работы с учебным текстом, вопросом, документом.
  • Подчеркивает, что работа по алгоритму позволяет лучше понять суть материала и успешно справиться с заданиями на экзамене или на олимпиаде.
Заключение Алгоритмизация позволяет в полной мере реализовать принципы системно – деятельностного подхода и обеспечить развитие универсальных учебных действий. Учащиеся получают опыт: целеполагания, планирования, коррекции деятельности, управления поведением, разрешения возможных противоречий в процессе работы; постановки вопросов; публичного выступления; анализа и синтеза исторического материала; возможность активно использовать ИКТ. Приведённая результативность подтверждает, что использование алгоритмов, является рациональным и позволяет в системе развивать способности учащихся. Следует отметить, что алгоритмы не являются неизменными. Эффективность обучения напрямую связана с качеством предписаний, поэтому их корректировка неизбежна.  Однако не все процессы в обучении можно определять алгоритмом. Главное – это заметить и развить одарённость в ученике, а это процесс творческий и субъективный.

Заключение

Алгоритмизация позволяет в полной мере реализовать принципы системно – деятельностного подхода и обеспечить развитие универсальных учебных действий. Учащиеся получают опыт:

целеполагания, планирования, коррекции деятельности,

управления поведением, разрешения возможных противоречий в процессе работы; постановки вопросов;

публичного выступления; анализа и синтеза исторического материала; возможность активно использовать ИКТ.

Приведённая результативность подтверждает, что использование алгоритмов, является рациональным и позволяет в системе развивать способности учащихся. Следует отметить, что алгоритмы не являются неизменными. Эффективность обучения напрямую связана с качеством предписаний, поэтому их корректировка неизбежна. Однако не все процессы в обучении можно определять алгоритмом. Главное – это заметить и развить одарённость в ученике, а это процесс творческий и субъективный.

Список использованной литературы 1.Современные образовательные технологии в изучении и преподавании предметов социально – гуманитарного цикла. – М.: ООО «ТИД «Русское слово», 2007. 2. Ланда Л. Н. Алгоритмизация в обучении. М.,

Список использованной литературы

  • 1.Современные образовательные технологии в изучении и преподавании предметов социально – гуманитарного цикла. – М.: ООО «ТИД «Русское слово», 2007.
  • 2. Ланда Л. Н. Алгоритмизация в обучении. М., "Просвещение", 1966. - 524 с.

! В список литературы включена книга Ланда Льва Наумовича «Алгоритмизация в обучении». Этот автор является основоположником идеи программирования в обучении.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!