Просмотр содержимого документа
«Презентация. Алгоритмизация обучения как эффективный подход к формированию универсальных учебных действий»
Алгоритмизация обучения как эффективный подход к формированию универсальных учебных действий
Практические рекомендации для работы с информационными ресурсами по общественным дисциплинам
Деревягина
Ольга Александрована
учитель истории и обществознания
МОУ «Лицей №1» г. Воркуты
Актуальность
- Позволяет на практике реализовать принципы и задачи системно – деятельностного подхода – основы ФГОС.
- Способствует формированию и развитию универсальных учебных действия.
- Содержит комплекс алгоритмов решения актуальных учебных задач по общественным дисциплинам на уроках в 5 – 11 классах.
- Позволяет правильно и эффективно организовать учебную деятельность.
- Способствует подготовке к олимпиадам, марафонам, ГИА.
Цел ь методической разработки
- Систематизировать опыт формирования универсальных учебных действий путём алгоритмизации процесса обучения.
Методическая разработка решает комплекс задач:
- предоставляет алгоритмы работы с информацией (текст, историческая карта, диаграмма и пр.), что позволяет варьировать учебную деятельность в зависимости от учебной цели и задач;
- способствует развитию опыта «предметной» деятельности получения, преобразования и применения предметных знаний и действий с учебным материалом при написании плана, эссе, в проектной деятельности;
- способствует совершенствованию логических операций при работе учащихся с информацией, развивает, умение управлять своей деятельностью;
- способствует развитию умения правильно оценивать свои действия и корректировать их, определять границы своих знаний;
- позволяет учителю продуктивно управлять познавательной деятельностью учащихся, адресно корректировать ее;
- способствует повышению качества знаний учащихся.
Кому адресовано:
- Учащимся 5 – 11 классов,
- Учителям, независимо от метода и технологии обучения, стиля педагогического взаимодействия.
Структура методической разработки
- Введение : содержит актуальность, цель и задачи данной работы.
- Глава I . Алгоритмы действий . В главу включены алгоритмы по составлению:
- планов (простого, сложного, тезисного);
- тезисов ;
- конспекта ;
- алгоритм работы с историческими документами;
- эссе по обществознанию;
- сообщения ;
- видеоряда, презентации ;
- исторического исследовательского проекта (для олимпиады по истории);
- работа с нетекстовыми источниками : график, диаграмма, таблица, историческая карта;
- Заключение содержит выводы, к которым пришёл учитель в процессе обобщения опыта использования алгоритмов учащимися.
- Список использованной литературы . В список литературы включена книга Ланда Льва Наумовича «Алгоритмизация в обучении». Этот автор является основоположником идеи программирования в обучении.
Роль методической разработки в организации учебной деятельности
- В тематическом планировании курса истории России начиная с 5 класса учителем предусмотрена работа по введению соответствующих алгоритмов учебных действий.
- В тематическом планировании курса обществознания начиная с 6 класса предусмотрена работа по введению соответствующих алгоритмов учебных действий.
Результативность
Критерии результативности различны:
- Во-первых, это отметки учащихся за различные виды работы, которые выставляются в журнале системы ГИС ЭО на основании соответствующих критериев;
- Во – вторых, это скорость и качество выполнения учебных заданий ;
- В - третьих, это успехи учащихся на ЕГЭ и олимпиадах.
Меняется атмосфера на уроке: снижается тревожность и напряжение, повышается мотивация, потому что учащийся понимает, что и как он должен сделать , чтобы результат был положительным.
Учебный проект. 9 класс
В тематический план по истории России 9 класса включен проект «Моя семья в годы Великой Отечественной войны». При выполнении этого проекта учащиеся работают с Интернет- ресурсами сайтов «Подвиг народа» или «Память народа». В процессе работы учащиеся используют три алгоритма действий:
1. Работа по алгоритму с историческим документом – это Наградные листы советских солдат и офицеров с указанных сайтов.
2. Составление сообщения о подвиге солдата на основании наградного листа, данных сайта, сведений семьи (по алгоритму сообщения).
3. Составление презентации / видеоряда по соответствующему алгоритму.
*Возможна работа с исторической картой сайта , на которой отражен боевой путь солдата или офицера.
Отметки учащихся 9б класса, подготовивших проект «Моя семья в годы
Великой Отечественной войны.
Исторический документ:
Наградной лист героя
(сайт «Подвиг народа»).
Результаты ГИА по истории.
- На ГИА - 2016 году выпускник лицея Вантух Николай получил 100 баллов за работу по истории. Анализ работы показывает, что учащийся выполнил часть 2 без ошибок. Первые три цифры: 2(2)2(2)2(2) – работа с источником. Учащийся продемонстровал умения:
- Характеризовать авторство, время, обстоятельства цели создания источника;
- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
- использовать принципы структурно функционального, временнóго и пространственного анализа при работе с источником.
- Учащийся за выполнение задания 26 – эссе получил максимальное количество баллов 11 выполнил в точности все критерии.
Фрагмент протокола Вантуха Николая на ГИА-2016 по истории.
Анализ действий по алгоритму Зоновой А., призёра Заключительного этапа олимпиады по обществознанию:
- Анастасия Зонова отмечает значимость алгоритмов работы с учебным текстом, вопросом, документом.
- Подчеркивает, что работа по алгоритму позволяет лучше понять суть материала и успешно справиться с заданиями на экзамене или на олимпиаде.
Заключение
Алгоритмизация позволяет в полной мере реализовать принципы системно – деятельностного подхода и обеспечить развитие универсальных учебных действий. Учащиеся получают опыт:
целеполагания, планирования, коррекции деятельности,
управления поведением, разрешения возможных противоречий в процессе работы; постановки вопросов;
публичного выступления; анализа и синтеза исторического материала; возможность активно использовать ИКТ.
Приведённая результативность подтверждает, что использование алгоритмов, является рациональным и позволяет в системе развивать способности учащихся. Следует отметить, что алгоритмы не являются неизменными. Эффективность обучения напрямую связана с качеством предписаний, поэтому их корректировка неизбежна. Однако не все процессы в обучении можно определять алгоритмом. Главное – это заметить и развить одарённость в ученике, а это процесс творческий и субъективный.
Список использованной литературы
- 1.Современные образовательные технологии в изучении и преподавании предметов социально – гуманитарного цикла. – М.: ООО «ТИД «Русское слово», 2007.
- 2. Ланда Л. Н. Алгоритмизация в обучении. М., "Просвещение", 1966. - 524 с.
! В список литературы включена книга Ланда Льва Наумовича «Алгоритмизация в обучении». Этот автор является основоположником идеи программирования в обучении.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!