Конспект урока
по предмету «Истоки» 3 класс
(4 четверть)
Тема урока
«Истоки победителя.
Александр Невский – личность нации».
Попова Ольга Анатольевна
учитель начальных классов
МАОУ СОШ № 21
г. Кунгур Пермский край
Конспект урока
по предмету «Истоки» 3 класс
(4 четверть)
Истоки победителя.
Александр Невский – личность нации.
(конспект составила Попова О.А.)
Цель: расширение и закрепление знаний ребят о жизни и деятельности Александра Невского - яркой личности, талантливого полководца, выдающегося политика.
Задачи:
на примере жизни А.Невского формировать у школьников чувство гражданственности, уважения к историческому прошлому, героическим делам наших предков;
побуждать ребят проявлять социальную активность, принимать участие в возрождении величия и славы России.
Оборудование: презентация к уроку, карточки для работы в паре, тетрадь и учебник «Истоки»
Ход занятия
Вводный этап урока
Присоединение.
– Дорогие ребята, я снова рада видеть вас на уроке «Истоки». Начнём сегодня разговор со стихотворения Ивана Никитина
(Звучит музыка http://youtu.be/LmLtxs6Y1b8)
РУСЬ
Под большим шатром голубых небес
Вижу, даль степей зеленеется.
И на гранях их, выше темных туч
Цепи гор стоят великанами …
Это ты, моя Русь державная,
Моя Родина православная!
Широко ты, Русь, по лицу земли
В красе царственной развернулася…
У тебя ли нет богатырских сил,
Старины святой, громких подвигов
И во всех концах света белого
Про тебя идет слава громкая.
Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью.
Стать за честь твою против недруга,
За тебя в нужде сложить голову!
– Слушая это стихотворение, у вас появились какие-то мысли. Кто хочет участвовать в ресурсном круге?
Актуализация изученного.
Ресурсный круг «Россия – это…»
Определение темы урока.
Учитель. (Видеоряд) Сильна и могуча Русь. Всегда Россия славилась своими защитниками – от простых солдат до генералов. Знаменитый полководец Александр Васильевич Суворов считал, что лучше русского солдата нет нигде в мире. Он и сам не пропадет, и товарища спасет, а где силы убудет, там он смекалкой дойдет. Это Россия спасла Западную Европу от монголо-татарского нашествия почти 10 веков тому назад. Из России с позором бежал Наполеон, который перед этим захватил почти полмира. Это солдаты Советской армии водрузили в 1945 году Знамя Победы над рейхстагом и освободили мир от немецко-фашистских захватчиков. И сегодня наши солдаты совершают подвиги – под огнем противника выполняют боевые операции, выносят из боя командиров, встают на защиту людей других стран.
Откуда же черпают русские воины свою неиссякаемую силу? Говорят, она им досталась в наследство от далеких мужественных и сильных предков.
Как вы думаете, о ком и о чём сегодня будет наш урок? (О русской земле, о защитниках Руси…)
Учитель. Сегодня мы с вами совершим путешествие в прошлое нашей Родины и вспомним о человеке, историческом деятеле, который в 2009 году победил в национальном конкурсе «Имя России». Кто догадался, о ком пойдет речь?
Имя этого человека вы узнаете, разгадав ребус.
1, 11, 6, 10, 17, 1, 13, 5, 16 (Александр)
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
С Т У Ф Х Ц Ч ъ ь ы Э Ю Я
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29
А знаете ли вы, что обозначает имя Александр? Александр – это значит защитник людей. В те далёкие времена это имя было редким.
Посмотрите на экран и скажите, о каком Александре сегодня мы будем говорить?
(Фрагмент фильма 1 «Александр Невский» 1938 год. http://youtu.be/IkUSLNAbGhg)
- Правильно. Сегодня мы вспомним имя Александра Невского, который в 2009 году победил в национальном конкурсе «Имя России».
Как вы думаете, что мы сегодня должны выяснить об этом выдающимся человеке?
Сегодня вы получите новые знания об Александре Невском и выясним, почему по истечении многих лет, русский народ его помнит и чтит.
Основной этап
Рассказ
Александр родился в 1220 году в Переяславле- Залесском.
В 3 года его отлучили от матери и отдали на воспитание княжеским воинам.
Учили письму, счёту, книжной мудрости и ратному делу.
Управлять конём;
Сражаться в конном и пешем строю;
Владеть оружием (копьё, меч, сабля, булава, топорик, лук)
Носить защитное снаряжение (кольчуга, шлем, щит, рукавицы)
Александр Ярославович знал:
Как построить полки для сражения;
Когда выгоднее ударить тяжёлой конницей;
Как рыть окопы;
Как сооружать осадные машины и др.
Уже с 1228 года юный Александр начал княжить в Новгороде со своим старшим братом Федором под присмотром бояр. А в 1236году Александр княжил в Новгороде уже самостоятельно. Отец его Ярослав уехал в Киев, Александр был посажен князем в Великом Новгороде.
- Сколько лет ему было? (16)
Новгородцы восхищались своим князем - красивым, высоким, с сильным голосом, гремевшим, как труба.
Но впереди всех ждали страшные испытания. Как известно, именно в те годы на Русскую землю нахлынули несметные полчища хана Батыя. Были ограблены и разорены города, сёла, храмы, множество людей было убито или взято в плен. Но князь сумел с помощью договоров защитить русскую землю от разорений, сожжённые дома отстраивал и помогал народу продовольствием.
-В 1240 году Новгороду объявили войну шведы. Князь Александр с войском, помолившись в Софийском соборе, выступил навстречу врагу. (Фрагмент фильма 3 http://youtu.be/0udJf2UTaAs)
Утром 15 июля 1240 года войско князя Александра незаметно подошло к неприятельскому лагерю, и внезапно напали на врага, поражая их топорами и мечами. Завязалась битва. Эта битва произошла на реке Нева. Шведы бежали, новгородцы преследовали их. С победой вернулось русское войско в Новгород, а князь Александр получил к своему имени почётное прозвание - Невский.
- (Фрагмент фильма 4 http://youtu.be/C3kCHqiWn_0) Прошло время, и на Новгород снова двинулись враги с запада. В 1242 году Александр двинулся навстречу врагу с меньшим количеством воинов, чем было у немцев. Знаменитое сражение, известное в истории под названием Ледового побоища, произошло на льду Чудского озера, у скалы, называемой Вороний Камень. Русские полки ударили с боков во вражеский клин и сокрушили его.
Под тяжестью рыцарских доспехов начал трескаться и проваливаться лёд, поверженные рыцари уходили под воду, на дно Чудского озера. После победы над врагом, князь Александр на коне торжественно въехал в город, рядом вели пленных рыцарей, Народ ликовал, духовенство служило благодарственные молебны. По летописным сведениям, в сражении было убито 400 рыцарей-крестоносцев, а 40 попало в плен. Победа в Ледовом побоище прославила Александра Ярославича Невского как великого полководца Руси.
Эта битва вошла в мировую военную историю как образец окружения и разгрома крупных сил тяжеловооружённого, рыцарского войска эпохи Средневековья. Полководческое искусство Александра Невского признали в Золотой Орде.
Работа в парах (т. с.27)
-Сегодня нам предстоит определить, какими чертами личности обладал Александр Невский.
(Самоятоятельная работа, работа в парах, обсуждение)
(Храбрый, трусливый, дальновидный, черствый, жадный, отважный, мужественный,сильный, смелый, грубый, смиренный, неподкупный, мудрый,
самолюбивый,)
Храбрый |
Дальновидный |
Отважный |
Мужественный |
Сильный |
Смелый |
Смиренный |
Неподкупный |
Мудрый |
- В чем главное значение его исторического подвига? Почему же в 2009 году народ выбрал Александра Невского как лицо России?
1.Сохранил православную Русь.
2.Уберег ее от разорения монголов и порабощения со стороны Запада.
3.Определил дальнейшее развитие Отечества как особого «русского мира», который стремится жить в согласии с Востоком и Западом
Заключительная часть.
- Итак, можно ли сказать, что сегодня, путешествуя в историю, мы нашли пример настоящего героя? И все же, почему Александр Невский – герой?
Просмотр последнего фрагмента видеофильма. (Фрагмент фильма 2 http://youtu.be/VR6t0APKWi4100 %)
- О чем беспокоился наш князь, чему посвятил свою жизнь? (защите отечества)
- Какие слова из фильма свидетельствуют об этом? («Но если кто к нам с мечом войдет, тот от меча и погибнет. На том стоит и стоять будет русская земля.»)
- Не о себе беспокоился Александр, не о личном благополучии, о земле своей родной, о народе своем. Вот в этом и состоял его подвиг.
- Что помогало князю Александру в его победах?
- Не в силе Бог, а в правде! – ответил ему князь Александр»
- Что имел в виду князь? Какая правда помогала ему? (Правда – справедливость, вера, любовь к родной земле.)
Послушаем отрывок музыкального произведения. Это кантата – гимн мужеству, призыв к защите Отечества, родной земли. (Вставайте, люди русские)
- Имя и подвиги Александра Ярославовича навсегда останутся в памяти нашего народа.
В 1725 году императрица Екатерина I учредила орден святого благоверного князя Александра Невского – одну из высших наград Российской империи. Он просуществовал до 1917 года и был вторым по значимости после ордена святого всехвального апостола Андрея Первозванного.
- В годы Великой Отечественной войны против фашистских захватчиков Указом Верховного совета СССР учрежден орден Александра Невского. Иллюстрация ордена на слайде
- Кто и за что награждался этим орденом? (Этим орденом награждались офицеры армии, проявившие в боях за Родину личную отвагу, мужество, храбрость и умелое командование.)
В честь Александра Невского строились соборы, храмы. Его именем назвали улицы, церкви, площади.
9 мая вся страна будет отмечать День Победы. Как люди показывают, что они помнят своих защитников и чтят. (Георгиевская лента, приходят на могилки ветеранов разных войн, дарят цветы и открытки, рассказ старших о заслугах предыдущих поколений…)
Георгиевская лента (в советской наградной системе, с небольшими видоизменениями — гвардейская лента) — атрибут множества боевых наград Российской империи, Советского Союза и современной России, характеризующийся как особый знак отличия.
Георгиевская лента изначально появилась с императорским военным орденом Святого Великомученика и Победоносца Георгия — высшей военной наградой Российской империи. Орден был учрежден императрицей Екатериной II в 1769 году для награждения офицеров за заслуги на поле боя.
Цвета ленты — черный и оранжевый — означают «дым и пламень» и являются знаком личной доблести солдата, проявленной им в бою.
А сейчас её носят на груди в дань памяти защитников Отечества.
Источники
Дмитриев Л. А. Повесть о житии Александра Невского // История русской литературы XI-XVII вв.-М, 1985
http://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%EB%E5%EA%F1%E0%ED%E4%F0_%DF%F0%EE%F1%EB%E0%E2%E8%F7_%CD%E5%E2%F1%EA%E8%E9
http://www.vivl.ru/nevsky/nevsky.php и др.
9