СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Александр Невский - национальный герой или государственный изменник"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок истории России в 10 классе «Александр Невский: национальный герой или государственный изменник».

Курс: История России

Раздел: Борьба Руси за независимость в XIII-XIVвв.

Класс: 10

Учебно-методическое обеспечение: Сахаров, А.Н. История России (с древнейших времён до конца ХVI века) ч. 1. М. “РуссПросвещение” 2011 год.

Авторский медиапродукт: наглядная презентация «Александр Невский»

 

Цель урока: обобщить знания учащихся о татаро-монгольском нашествии на Русь;

раскрыть военный аспект противостояния Северо-Западной Руси и крестоносцев;

дать характеристику Александра Невского как воина, государственного деятеля и личности;

Просмотр содержимого документа
«"Александр Невский - национальный герой или государственный изменник"»

Урок истории России в 10 классе «Александр Невский: национальный герой или государственный изменник».

Курс: История России

Раздел: Борьба Руси за независимость в XIII-XIVвв.

Класс: 10

Учебно-методическое обеспечение: Сахаров, А.Н. История России (с древнейших времён до конца ХVI века) ч. 1. М. “РуссПросвещение” 2011 год.

Авторский медиапродукт: наглядная презентация «Александр Невский»


Цель урока: обобщить знания учащихся о татаро-монгольском нашествии на Русь;

раскрыть военный аспект противостояния Северо-Западной Руси и крестоносцев;

дать характеристику Александра Невского как воина, государственного деятеля и личности;

Задачи урока:

Образовательные:

  • Демонстрация неоднозначности мнения современников и историков в оценке исторических событий, роли Александра Невского в истории.

  • Определить причины выбора «Восточного» направления политики Александра Невского.

  • Определить историческое значение победы русского войска в Невской битве и Ледовом побоище.

Развивающие:

  • продолжить приобщение к процессу изучения истории своего государства;

  • развитие эмоций у учащихся путем погружения в ходе урока в атмосферу неоднозначной оценки деятельности Александра Невского.

Воспитательные:

  • содействовать в ходе урока формированию чувства патриотизма;

  • продолжить формирование личностной гражданской позиции - воспитание самостоятельности в суждениях, чувство сопереживания.

Тип урока: урок углубления, обобщения и систематизации знаний

Форма урока: постановка проблемы

Оборудование:

    • ПК и видеопроектор.

    • Интерактивная доска.

    • Раздаточный материал

Методы: проблемно-эвристические

  • Мозговой штурм

  • Эвристическая беседа (вопрос-ответ)



















Ход урока:


1. Организационный этап.

Взаимное приветствие учителя и учащихся, определение отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания.


2. Этап актуализации знаний, настроя на восприятие и осмысление нового. (Мотивация)

«Не в Боге сила, а в правде»

А. Невский.

Учитель обращает внимание на тему урока и предлагает ученикам сформулировать задачи.

- Как вы думаете, почему так звучит тема урока? Как могут слова Александра Невского сочетаться с темой сегодняшнего занятия?

Среди тех, кто защищал Русские земли от врагов в 13 столетии, наибольшую славу у современников и потомков по праву стяжал князь Александр Ярославович, прозванный Невским. Источники знают и другие его именования - «Храбрый», «Великий».

А врагов у Русской земли в 13 веке было много.

Давайте вспомним. С каким врагом мы уже с вами познакомились. (монгольское нашествие)

Проверка домашнего задания. (индивидуальные листы с различным уровнем сложности).


3. Постановка познавательной задачи№1

- В то время когда Батый опустошал юго-западные русские земли, Северо-Западная Русь столкнулась с новой опасностью, шедшей на этот раз из Прибалтики

Доклад ученика (стр. 154-155)



Наш урок будет носить проблемный характер. Решая эту непростую проблему, мы будем, работая в группах.


1 группа.

«Качества личности Александра Ярославича»


Н.М.Карамзин «История государства Российского»

«...Один Новгород остался цел и невредим, благословляя милость Небесную и счастие своего юного князя, Александра Ярославовича, одаренного необыкновенным разумом, мужеством и красотою величественною и крепкими мышцами Самсона. Народ смотрел на него с любовью и почтением; приятный голос сего князя гремел как труба на вечах. Во дни общих бедствий России вошла слава Александрова. Достигнув лет юноши, он женился на дочери полоцкого князя, Брячислава, и, празднуя свадьбу, готовился к делам ратным; велел укрепить берега Шелони, чтобы защитить Новгородскую землю от внезапных нападений и старался окружить себя витязями храбрыми, предвидя, что мир в сии времена общих разбоев не может быть продолжителен...»

Какие качества Александра Ярославовича как:

1 -человека,

2-политического деятеля,

3 -военачальника вы можете выделить?

Документ №2.

Шаскольский И.П. «Борьба Руси за сохранение выхода у Балтийскому морю» в ХП-ХШ вв.»

«...Несомненно, шведские воеводы во многом рассчитывали на внезапность своего нападения. Неожиданным ударом они надеялись овладеть крепостью Ладогой, расположенной близ устья Волхова. Однако уже в начале похода их подстерегала неудача. Появление шведских кораблей в устье Невы было замечено местными жителями, в обязанности которых входило наблюдение за всеми плывущими по реке судами и оповещение новгородцев о появлении «судовой рати». Старейшина племени ижора Пелгусий отправил в Новгород гонца с тревожной вестью. Узнав о вторжении шведов, новгородцы немедля принялись собирать войско для отпора врагу. Узнав о случившемся, Александр с небольшим конным отрядом - «в мале дружине» выступил навстречу шведам. Одновременно водным путем - по Волхову и далее через Ладогу в Неву -отправился другой отряд новгородских воинов.

Вероятно, конная дружина Александра шла по берегу Волхова и Ладожского озера, не теряя из виду «судовой рати» Такое решение удлиняло путь. Однако, оно имело два важных достоинства. Новгородцы не могли разминуться со шведами; их конная и судовая рать все время находились рядом. Александр приказал своим воинам, плывшим на кораблях, сойти на берег на значительном расстоянии от шведского лагеря. После этого он неприметно, лесом подвел свое собравшееся воедино войско к месту предстоящего сражения

Внезапное появление русских вызвало смятение в рядах шведов. В то время как конная княжеская дружина громила их лагерь, пешее войско отрезало врагу путь к кораблям.»

Какие факты характеризуют князя Александра Ярославовича как талантливого военачальника?

Документ №3

«Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра»

«...Проявили себя здесь шесть храбрых, как он, мужей из полка Александрова.

Первый - по имени Гаврило Олексич. Он, увидев королевича, влекомого под руки, въехал до самого корабля по сходням, по которым бежали с королевичем; преследуемые им схватили Гаврилу Олексича и сбросили его со сходен вместе с конем. Но по Божьей милости он вышел вон из воды невредим, и снова напал на них, и бился с самим воеводою посреди их войска.

Второй, по имени Сбыслав Якунович, новгородец. Этот много раз нападал на войско их и бился одним топором, не имея страха в душе своей; и пали многие от руки его, и дивились силе и храбрости его.

Третий - Яков, родом полочанин, был ловчим у князя. Этот напал на полк с мечом, и похвалил его князь.

Четвертый - новгородец, по имени Миша. Этот пеший с дружиною своею напал на корабли и потопил три корабля.

Пятый - из младшей дружины, по имени Савва. Этот ворвался в большой королевский златоверхий шатер и подсек столб шатерный. Полки Александровы, видевшие падение шатра, возрадовались.

Шестой - из слуг Александровых, по имени Ратмир. Этот бился пешим, и обступили его враги многие. Он же от многих ран пал и так скончался»

Как характеризует русских воинов летописец?

Документ №4

Обухова Л. «Набатное утро (Александр Невский)»

«...Неподалеку он распознал самого Биргера, повернул к нему и сеча расступилась, как вода разошлась на две стороны, уступая им место. Оба ринулись вперед, ощущая головой и плечами точки встречного воздуха... Пучки травы и земляные комья с силой отлетали отлетали от копыт. В слитном коловращении четырех тел - двух конских и двух человеческих, - казалось, не нашлось бы места и соломинке: так стремительно кружились на узком ристалище оба всадника, так согласно, подобно цепам на току, молотили их обоюдоострые мечи. Иногда шведский ярл (родовая знать у скандинавов, а также правители государства ) успевал перехватить выпад новгородского князя, и тот не умом, но инстинктом менял наклон корпуса.

Равный бой все длился, и легким стало уже не хватать воздуха. Разинув воспаленный рот, Биргер слегка осел в седле, не выпуская из поля зрения меч врага, - и этого мгновения было достаточно, чтобы Александрово копье в левой руке, хотя и не со всей силы и лишь с бокового захода, но достало шведа.

Пока ярл бессильно откинулся, ослепленный током хлынувшей крови, победитель тоже остановился и стал с жадностью впитывать воздух. Грудь его расширилась, хотя свобода дыхания возвратилась не сразу и не сполна...»

Как поведение Александра во время битвы характеризует его как воина?

Группа 2.

«Невская битва»

Работа с материалом:

  1. учебник стр.155-156

  2. работа со схемой «Невская битва»

  3. просмотр видео

Ответить на вопросы.

1.Когда произошла битва.

2. Расскажите, используя схему, расположение русских войск и шведов, ход сражения.

3. Выделите причины победы Александра Ярославича.

4. Выскажите свое мнение. В шведских хрониках середины XIII века нет никаких сообщений о крупном поражении местных рыцарей в Прибалтике, упоминается лишь о нескольких малозначительных походах. А Невская битва вообще не упоминается т.к. является малозначительным событием. Почему?


Группа 3.

«Ледовое побоище»

Работа с материалом:

  1. учебник стр.156-157

  2. работа со схемой «Ледовое побоище»

  3. просмотр видео

  4. работа с документом

Ответить на вопросы.

1.Когда произошла битва.

2. Расскажите, используя схему, расположение русских войск и кростоносцев, ход сражения.

3. Выделите причины победы Александра Ярославича.

4. Прочитать фрагмент летописи “Ледовое побоище” и ответить на вопросы:

- Почему на озере не было видно льда?

- Что означает выражение летописца “гнали их русские с боем как по воздуху...”?

Ледовое побоище
(извлечение из летописи)

Был же тогда субботний день, а на восходе солнца сошлись оба войска.

И была здесь злая и великая сеча для немцев и чуди, и слышен был треск ломающихся копей и звук от ударов мечей, так что лед на замершем озере подломился, и не видно было льда, потому что он покрылся кровью. И сам я слышал об этом от очевидца, бывшего там.

И обратились немцы в бегство, и гнали их русские с боем как по воздуху, и некуда им было убежать, били их 7 верст по льду до Суболицкого берега, и пало немцев 500, а чуди бесчисленное множество, а в плен взяли 50 лучших немецких воевод и привели их в Новгород, а другие немцы утонули в озере, потому что была весна. А другие убежали тяжело раненными. Был же этот бой 5 апреля (1242 г.) ...


Просмотр фрагмента художественного фильма С. Эйзенштейна.

Это слова патриота? Почему?




4. Постановка познавательной задачи№2

Русский народ героически сражался против крестоносцев. А как складывались отношения с монголами. (ответ учеников, стр.159-160).

А как складывались отношения Александра Невского с монголами. (сообщение ученика ст.159).

В современной российской и зарубежной историографии и публицистику существует много мнений о личности Александра Невского. Давайте познакомимся с ними и выскажите свое отношение.

«Есть такой сатана русской истории — Александр Невский. У него была цель — княжить во Владимире, и ради шкурных интересов он насадил на Руси лютое татарское иго. И сделал это самым гнусным образом — предав брата».
(М.Горелик, «Огонёк»)

«Русский народ, русская свобода были преданы и проданы изнутри. Они стали жертвой своего рода заговора. И ключевой фигурой его был русский «национальный герой» Александр Невский… Александр родился в семье Ярослава… Именно от него (Ярослава — С.Б.) исходила идея исторического предательства, именно им-то и принято было роковое решение отдать Русь азиатским пришельцам ради установления деспотической системы власти. Позор русского исторического сознания, русской исторической памяти в том, что Александр Невский стал… знаменем того самого народа, чью историческую судьбу он жестоко исковеркал».
(М.Сокольский. «Неверная память», М., 1990)

«Можно ли считать великим национальным героем татарского прихвостня, капитулянта и коллаборанта по имени Александр?.. Человека, который своими руками насаждал иноземное господство, призывал на собственных братьев монгольские рати (главным русским князем его поставила именно Неврюева рать, науськанная им на старшего брата Андрея)… побратался с Сартаком Батыевичем, а потом подписал с Берке все условия вассальности и данничества… После чего не стеснялся водить свои дружины против несогласного с этим русского населения.
Культы Сталина и Ленина «разоблачили», причем настолько успешно и убедительно, что шансов на их возрождение нет. Культа из Петра I не получается. Слишком много о нем известно такого, что святоподобная фигура не складывается. Остается один Александр Ярославич из рода Рюриковичей по прозвищу Невский. Интерес к нему никогда не угасал, но в последние годы он приобрел черты, почти не уступающие формам прославления Иосифа Виссарионовича. Точно также игнорируются факты, противоречия и вещи совершенно очевидные, но не укладывающиеся в общепринятую схему. Относится это к разряду общественных патологий.
Как судить о народе, который сам себе придумал, высосал из пальца и поставил в главные национальные герои и символы фигуру, которую, как ни крути, иначе, чем предателем, не назовешь?
(Николай Журавлев, Интернет-журнал «Арба»)

«Александр Невский был первым из великих князей русских, который вместо сопротивления татарам пошел на прямое сотрудничество с ними. Он начал действовать в союзе с татарами против других князей: наказывал русских — в том числе и новгородцев — за неповиновение завоевателям, да так, как монголам даже не снилось (он и носы резал, и уши обрезал, и головы отсекал, и на кол сажал)… Но сегодняшнее мифологическое сознание воспримет известие о том, что князь фактически являлся «первым коллаборационостом» совершенно однозначно — как антипатриотическое очернительство».
(Ю.Афанасьев, журнал «Родина»)

«Александр Невский… Герой, святой, наше знамя… Он сказал татарам: я вам соберу дани больше, чем вы сможете. Но за это подмогните побить моих соседей. Подмогли и побили. И дали ему титул великого князя…»
(Ю.Афанасьев, «Общая газета»)


5. Подведение итогов.




Имя Россия — проект 2008 года телеканала «Россия», направленный на выбор значимых персоналий, связанных с Россией, путём голосования интернет-пользователей, телезрителей и радиослушателей.

  1. Пётр Аркадьевич Столыпин

  2. Александр Сергеевич Пушкин

  3. Дмитрий Иванович Менделеев

  4. Св. Александр Невский

  5. Фёдор Михайлович Достоевский

  6. Александр Васильевич Суворов

  7. Иосиф Виссарионович Сталин

  8. Владимир Ильич Ленин

  9. Иван IV Грозный

  10. Пётр I Великий

  11. Екатерина II Великая

  12. Александр II Освободитель



Как вы думаете, кто одержал победу? Почему?






Домашнее задание: сочинение-размышление «Александр Невский»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!